ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА
УДК 378
Л.А. Дорошук, г. Шадринск
Организационно-педагогические условия развития гражданской позиции
будущего учителя
Статья посвящена вопросам гражданского воспитания, становления гражданской позиции будущего учителя. Создание системы гражданско-патриотического воспитания студентов вуза.
Гражданское образование, гражданское воспитание, гражданская позиция, педагогические условия.
L.A. Doroshuk, Shadrinsk
Organizational-pedagogical conditions of development of the civil position of the future teacher
The article is devoted to the issues of civic education, the formation of the civic position of the future teacher. Creation of a system of civic-patriotic education of university students.
Keywords: dvic education, civic education, civic position, pedagogical conditions.
Построение гражданского общества, новая геополитическая реальность определили государственный заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. От гражданской позиции молодежи, от ее социально-политической активности и духовно-нравственных ориентаций во многом зависит судьба обновления российского общества [5].
Гражданское воспитание - это концепция обучения и воспитания личности, предусматривающая создание педагогических условий для развития гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Это - единая система, включающая весь круг деятельности образовательного учреждения (учебную и внеучебную), и предполагающая использование, прежде всего, интерактивных и практико-ориентированных технологий. В связи с потребностью адаптации личности к часто меняющимся условиям, сохранению некоторого ядра образования, ценностного мировоззрения возникает необходимость использования компетентностного похода в гражданском образовании [1].
Компетентностный подход в гражданском воспитании предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших ее результатов, объединяющий в одно целое гражданские ценности и опыт гражданских действий.
Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, которые входят в ее состав:
исследовательская компетентность - получение новых знаний, создание новых проектов, нового решения проблемы [6];
компетентность социального выбора - система знаний о социальной действительности, связанных с умением сделать выбор и принять решение при столкновении с социальными проблемами в реальной ситуации;
компетентность социального действия - достижение конкретного положительного результата;
коммуникативная компетентность - способность реальная способность взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении проблемных ситуаций;
учебная компетентность - интегральное качество, позволяющее осуществлять учебную деятельность, базирующуюся на системе ценностей, включающую совокупность общих учебных умений: умения принимать решения, предвидеть результаты деятельности.
Поскольку гражданская компетентность является синтезирующей, то задача создания условий для ее формирования не может быть решена только средствами традиционного гражданского образования (дисциплины и курсы социально-политического цикла), без опоры на гражданские ценности и не может реализовываться [7].
Рассмотрим роль учебных дисциплин в гражданском образовании. Предметы социально-гуманитарного цикла дают студентам планомерное представление об обществе и напрямую обращены на становление гражданских компетентностей. Кроме того, они должны быть тесно взаимосвязаны с предметами междисциплинарного цикла, внеучебной деятельностью, с активной деятельностью по развитию демократического уклада жизни образовательного учреждения. Более того, гражданское воспитание - это своего рода социальный проект для всего учебного заведения. Демократический уклад, как модель открытого гражданского общества, в комплексе с многообразной внеаудиторной деятельностью, является важнейшим условием формирования гражданской компетентности, становления гражданской позиции, обогащения опыта демократического поведения, что диктует установление тесного взаимодействия школ и вузов с учреждениями дополнительного образования, социальными и общественными институтами. Как следствие, педагог, в первую очередь, сам должен быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями и обязан создавать условия для становления гражданской компетентности, формировании мировоззренческих ценностей у молодежи. Очевидно, что педагогические университеты, институты и другие образовательные учреждения должны выступить системообразующим фактором, объединяющим и координирующим деятельность педагогических классов общеобразовательных школ, педагогических колледжей, системы послевузовского образования учителей, общественных центров, занимающихся проблемами гражданского образования и воспитания [4]. Условием эффективной реализации ключевых задач гражданского воспитания в вузах является формирование системы целенаправленной подготовки педагогических кадров высшей школы для координации гражданского образования, становления гражданской позиции. Гражданская позиция формируется в результате рефлексии составляющих компонентов гражданских действий и поступков, как своих, так и чужих. Наряду с этим эмоциональный компонент, по нашему мнению, имеет первостепенное значение, так как позволяет еще до осознания прочувствовать и дать оценку событию. Стержнем гражданского воспитания является воспитание патриота, знающего историю, нравы, обычаи своего народа, уважающего и любящего свою Родину, чувствующего ответственность за нее [3]. Гражданская ответственность включает в себя понимание и серьезное отношение человека к своим правам и обязанностям, внутреннюю
готовность наиболее полно соотносить их с запросами гражданского общества. Гражданская ответственность находит наиболее полное воплощение в чувстве гражданского долга. В нерушимом союзе с гражданским долгом находятся понятия гражданской чести и достоинства. Гражданская честь является производным от общего понятия «честь», которое является нравственной категорией [2]. Чувство гражданского достоинства ассоциируется с готовностью человека отстаивать свои права. Профессиональная и гражданская зрелость педагога, уровень гражданской воспитанности, методический инструментарий воздействия на личность - есть три ведущих показателя, которые в конечном итоге отражают результативность деятельности педагога по формированию у обучающихся гражданской позиции.
С нашей точки зрения в число основных задач педагогических учебных заведений следует включить:
развитие у будущих педагогов ключевых компетентностей, необходимых для успешной реализации идей гражданского воспитания;
проектирование образовательной среды вуза как пространства накопления, обобщение опыта гражданского воспитания и становления гражданской позиции;
разработка и обоснование модели гражданского воспитания в вузе (ценности, цели, содержание, технологии, условия и ресурсы) при обязательном учете регионального компонента;
создание и внедрение в учебный процесс модулей и курсов, относящихся к подготовке будущих педагогов как деятельных участников процесса демократизации школы;
выделение и актуализирование гражданской тематики в содержании общегуманитарных, психолого-педагогических и специальных учебных дисциплин;
разработка критериев и показателей эффективности формирования гражданской позиции и диагностического инструментария для наблюдения хода развития ключевых гражданских компетентностей у будущего педагога [7].
Процесс гражданского воспитания предполагает в качестве главнейших ценностных приоритетов присвоение на личностном уровне одобряемых обществом образцов правового образа действия, соблюдение моральных норм и толерантности в межнациональных, деловых, межличностных и межконфессиональных отношениях.
Целенаправленная работа по гражданскому воспитанию в вузе, дает возможность отвлечения молодежи от воздействия внешних негативных факторов, привлечения к общественно-полезной деятельности, формирования правовой и нравственной культуры, профессионализма и гражданской активности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А.Г. Бермус // Эйдос : интернет-журн. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
2. Гражданская честь [Электронный ресурс] // Гамбаров, Ю.С. Гражданское право. Общая часть / Ю.С. Гамбаров. - СПб., 2011. - Режим доступа: adhdportal.com.
3. Гревцева, Г.Я. Гражданское воспитание детей и подростков в учреждениях социальной сферы [Текст] : монография / Г.Я. Гревцева. - Челябинск, 2011. - 242 с.
4. Дорошук, Л.А. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в высших учебных заведениях (теоретические аспекты) [Текст] : монография / Л.А. Дорошук. - Шадринск, 2015. - 157 с.
5. Казаева, Е.А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя [Текст] : монография / Е.А. Казаева. - М., 2010. - 440 с.
6. Прекрасная-Загребельная, В.Ю. Исследовательские компетенции современного школьника и пути их формирования [Электронный ресурс] // Молодой ученый : науч. журн. - Режим доступа: moluch.ru.
7. Торохтий, В.С. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] // Гражданином быть обязан! : метод. портал. - 2009-2010. - Режим доступа: http://www.smolpedagog. ru/article%2026. html.
УДК 37.088
В. А. Дрягин, г. Шадринск
Обучение безопасности труда в образовательных организациях
В работе рассматриваются основные виды и формы обучения по безопасности труда в образовательной организации. Автор рассматривает обучение безопасности труда, как постоянный процесс, который сопровождает работающего человека всю его трудовую деятельность.
Обучение, инструктаж, стажировка, проверка знаний, программа бучения, трудовая деятельность.
V.A. Dryagin, Shadrinsk
Training of occupational safety in educational institutions
The paper discusses the main types and forms of training in occupational safety in the educational organization. The author considers training of safety, as a permanent process that accompanies the working man his entire career.
Keywords: Training, instruction, study, examination, program, Buchan, employment.
Совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года N 1/29 определено, что «порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей» [1]. Последнее изменение в данный нормативный акт внесено 30 ноября 2016 года.
В соответствии с постановлением образовательная организация имеет право дополнительно устанавливать свои правила, если они не противоречат требованиям данного документа. Независимо от занимаемых должностей обучение должны проходить все работники, включая ее руководителя, и именно он несет за это ответственность, а не специалист по охране труда.
Трудовой кодекс определяет, что при численности работников в 50 человек и более в организации назначается освобожденный специалист по охране труда. В больших организациях могут создаваться структурные подразделения по охране труда. Расчет