Научная статья на тему 'Социально-педагогические факторы патриотического воспитания в образовательной системе педагогического университета'

Социально-педагогические факторы патриотического воспитания в образовательной системе педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТ / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTIC AWARENESS / CIVIC CONSCIOUSNESS / PATRIOT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаровская Елена Петровна

В статье рассмотрены социально-педагогические факторы развития патриотического воспитания в образовательной системе педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL FACTORS OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The socio-pedagogical factors of patriotic education in the educational system of Pedagogical University are described in the following article.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические факторы патриотического воспитания в образовательной системе педагогического университета»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRЮRI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU № 3 2014

УДК 37.03

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Жаровская Елена Петровна

ассистент Винницкий государственный педагогический университет им. М. Коцюбинского, Винница (Украина)

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. В статье рассмотрены социально-педагогические факторы развития патриотического воспитания в образовательной системе педагогического университета.

Ключевые слова: патриотическое сознание; гражданственность; патриотическое воспитание; патриот.

SOCIO-PEDAGOGICAL FACTORS OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Zharovskaja Elena Petrovna

assistant

Vinnytsia state pedagogical university of M. Kotsyubinsky, Vinnytsia (Ukraine)

Abstract. The socio-pedagogical factors of patriotic education in the educational system of Pedagogical University are described in the following article.

Key words: patriotic education; patriotic awareness; civic

consciousness; patriot.

Современные социологи в большинстве своем отмечают, что в обществе стала более заметной постепенная утрата традиционного патриотического сознания. Сегодня, безусловно, необходима концентрация усилий учителей и воспитателей на формировании важнейшего интегративного качества человека - гражданственности, которое во многом определяет ценностные ориентации, нравственные убеждения и идеалы, желание и потребность «жить по совести» [2, с. 14].

Актуальность темы исследования определяется идеей патриотизма как интегрирующей основы новой государственности, необходимостью определения психолого-педагогических принципов изучаемого феномена и методологии управления процессами патриотического воспитания через образовательные учреждения.

Необходимость изучения возможностей организации патриотического воспитания студентов педагогического вуза в современных условиях обусловила проблему исследования: определить социально-

педагогические факторы эффективной организации патриотического воспитания в образовательной системе педагогического университета.

Большинство ученых, работающих в этой проблеме, определяют сущность понятия «патриотизм» как единство таких понятий: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа [4, с. 32].

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности гражданина-патриота, способного выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Социально-экономические и общественно-политические процессы, которые вызвали серьезные изменения в общественных институтах воспитания, повлекли за собой изменение духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения. Экономическая дезинтеграция, девальвация духовности, социальная дифференциация общества оказали свое влияние на население страны,

резко снизив воспитательное воздействие образования, культуры и искусства, как важнейших факторов формирования патриотизма.

Сегодня стоит вопрос обновления общественных отношений, социально-экономического развития страны, в основе которых должны стать духовно-нравственные ориентиры человека. В связи с этим, резко возрастает роль учителя-наставника - носителя общечеловеческих и национальных ценностей, обладающего гражданской культурой, ответственностью за свою страну. В процессе педагогической деятельности, которая выполняет важнейшую созидательную социальную функцию, не только формируется и развивается конкретная личность, но и определяется будущее страны. Известно, что от личностных качеств, ценностных ориентаций, идеалов, убеждений и знаний будущих педагогов напрямую зависит судьба страны, но значительная часть студентов-выпускников педагогических вузов не обладает необходимыми знаниями для работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, не обладает ценностными гражданскими ориентирами. Именно поэтому перед педагогическими ВУЗами сегодня встает проблема поиска путей организации воспитания будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки.

Анализ научной литературы, анализ организации патриотического воспитания в педагогических вузах позволил выявить ряд противоречий и несоответствий:

- между огромным историческим опытом граждан по патриотическому воспитанию, нашедшем воплощение в развитии науки, культуры, экономики, защите отечества и отношением к нему определенной части работников образования, в том числе и педагогов;

- между потребностями государства в личности гражданина-патриота как носителя культурно-исторических традиций и процессом преимущественной ориентации молодого поколения на абстрактные человеческие ценности;

- между уровнем демократических идеалов, идеалов правового государства и уровнем патриотического сознания населения, в том числе и студентов;

- между потребностями в знании истории своего народа, своей страны и содержанием социальных и гуманитарных предметов;

- между стремлением граждан к возрождению национальной самобытности, чувства национального достоинства и низким уровнем культуры межнациональных отношений;

- между романтическим отношением молодых людей к Родине и их разочарованием современным состоянием общества, проявляющемся в неадекватных негативных суждениях некоторых граждан о своей стране;

- между темпами внедрения инновационных технологий в воспитательный процесс и неготовностью учителей к внедрению этих технологий в области патриотического воспитания.

Особое значение имеет единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания, способная координировать эту работу. История страны, политические, экономические, научные, культурные и спортивные достижения создают реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом тенденций консолидации общества и воспитанием патриотизма.

Актуальность изучения проблемы патриотизма обусловлена дискус-сионностью содержания самого понятия «патриотизм». Неоднозначность трактовки данного понятия и подмена его близкими по смыслу, но не тождественными категориями, свидетельствует о том, что процесс концептуализации данной категории не завершен.

На становление и развитие патриотизма в настоящее время оказывают влияние как: внутренние так и внешние. Внутренние - связаны со

сменой ценностно-нравственных ориентиров, в результате чего нарушилась связь поколений, сопровождающаяся потерей патриотических качеств и дезинтеграцией общества. Внешние факторы проявляются во влиянии общемировых глобализационных процессов на социокультурную ситуацию в социуме, что повлияло на процесс формирования патриотизма в целом.

Таким образом, патриотизм как социально-педагогический феномен представляет собой целостное сочетание интеллектуальной, эмоционально-ценностной и поведенческой сфер личности. Ядром понятия «патриотизм» является патриотическое сознание личности. Органически сочетаясь с нравственными чувствами, оно выражается в поступке, в активной деятельности, направленной на утверждение демократических взглядов, идеалов.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Огромная ответственность за формирование патриотических чувств и интернационализма ложится на образование и науку. В сегодняшней перестройке образования основным должен стать принцип - через национальное к мировым достижениям культуры и научно-технического прогресса и от общечеловеческих ценностей к своеобразию и многообразию национальных культур.

Одним из важнейших источников патриотизма служит историческая память ценностей прошлого, культуры и традиций. Наша молодежь сегодня живет не только в условиях фальсификации истории, когда акценты роли и значимости отдельных исторических событий нашей страны целенаправленно смещены либо занижены, либо вообще трактуются неверно, но и в условиях разрушения всего доброго, что создано предыдущими поколениями. Причем этот процесс затронул не только общую, но и учебную литературу. Фальсификация затронула самый трагический период нашей истории - Великую Отечественную войну, в которой чувство патриотизма сыграло решающую роль. Ведется в последнее время и разнузданная антипатриотическая кампания против армии [3, с. 39].

Как свидетельствует анализ национальных источников, патриотическое воспитание зависит от учета следующих факторов:

- взаимодействие государственных структур в системе патриотического воспитания: повышение эффективности этой системы, функциональных возможностей ее основных субъектов, создание межведомственных и межрегиональных комиссий по реализации цели и задач по формированию у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству;

- информационное обеспечение: утверждение патриотизма, конституционного долга; активное использование в этих целях средств массовой информации, преодоление сложившихся негативных стереотипов;

- научно-методическое обеспечение: усовершенствование традиционных и использование инновационных методов передового педагогического опыта; обновление содержания воспитательной работы посредством использования исторического, культурного, нравственного компонентов.

Привить молодежи патриотическую культуру путем прямого обучения достаточно сложно, поэтому перед педагогами стоит задача разра-

ботки единой программы по формированию патриотической культуры молодежи. Анализ современных педагогических исследований и практика отечественного педагогического образования позволил выявить некоторые аспекты исследуемой проблематики. В системно-процессуальном аспекте патриотическое образование и воспитание рассматриваются на двух уровнях:

- национально-этнический, который предусматривает развитие разностороннего человека с высоким национальным самосознанием, способного переживать и участвовать в жизни общества;

- социально-культурный уровень, который предусматривает правовую, политическую, экономическую, семейную, моральнонравственную, экологическую культуру в системе образования и воспитания гражданской и патриотической культуры личности. Формирование патриотических качеств по большей части происходит посредством патриотического воспитания студентов и определяется как целенаправленный, организованный процесс создания условий и стимулирования развития личности человека-гражданина, формирования его патриотизма. Патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, от patris - Родина, Отечество) трактуется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». Термин «патриотизм» означает так же преданность своему народу, уважение к его истории, традициям, культуре. Под условиями и способами стимулирования развития личности патриота мы понимаем ряд мероприятий и форм организации учебно-воспитательной работы, позволяющих человеку проявлять патриотизм самому и приобщать к этому окружающих.

С точки зрения содержания формирование патриотизма студентов осуществляется по следующим основным направлениям.

1. Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.

2. Историческое - познание исторических корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков, современного поколения и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

3. Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного долга, анализа политических и правовых событий в обществе и государстве. Данное направление включает ознакомление с законами государства, с правами и обязанностями гражданина России в политической системе общества и государства.

4. Профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству. Оно включает: формирование мотивов, целей и задач, ценностных ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности; профессиональных притязаний и нацеленности на достижение высоких результатов деятельности; выработку способности результативно и эффективно достигать конкретных целей; формирование умения прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Рассматривая феномен патриотизма, мы не можем не согласиться с взглядом на него К.Д. Ушинского: «Патриотизм гражданина должен вспыхивать ярким пламенем не только тогда, когда Отчизне грозит опасность. Он должен гореть ровным, светлым огнем при выполнении им повседневных обязанностей». Такими обязанностями для студентов прежде всего является достойная учёба, подготовка себя как будущего профессионала, способного трудится на благо своего Отечества, а так же проявление различного рода общественной активности в творчестве,

спорте, труде, на интеллектуальном поприще и в социально-значимых делах [5, с. 16].

Требования современной образовательной практики - это открытость, культурное и экономическое сотрудничество, направленное на решение глобальных проблем современности. В новых условиях выпускники высшей школы должны представлять собою личность, глубоко осознающую, понимающую глобальные проблемы современности, ориентированную на сотрудничество в решении этих проблем [1, с. 14].

Патриотическое воспитание будущих педагогов рассматривается как целенаправленная работа. Целью и результатом патриотического воспитания в педагогическом вузе выступает патриотическая культура студентов, понимаемая как интегративное свойство личности, ценностных отношений к Родине, своему народу и его культуре, к представителям другой национальности, к политико-правовой сфере государства, к обществу и общечеловеческим проблемам, а также активной социальной и профессиональной деятельностью.

Список использованных источников

1. Емельянова И.Н. Ценности современного общества в содержании университетского образования // Высшее образование сегодня. 2007. № 1. С. 14-18

2. Здерева Г. В. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников // Педагогика. 2004. № 7. С. 39-44. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.ebiblioteka.ru/browse/ с1ос/7017244

3. Никова М.А. Формирование патриотизма у российского студенчества: дис. ...канд. соц. наук. М., 2004. 147 с.

4. Педагогика: курс лекций / под ред. В.А. Сластенина. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 647 с.

5. Руденко В.И. Формирование патриотизма как ценности у студенческой молодежи: дис. .канд. пед. наук. Тюмень, 2005. 154 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.