педагогических кадров и повышение квалификации для понимания новых задач образования. Большое внимание было уделено работе по переподготовке учителей «старой формации» и привлечению их к реализации задач образовательной политики. Выполняя эту задачу, органы народного образования активно взаимодействовали с профсоюзом работников просвещения и партийными комитетами РКП(б). Были подготовлены и проведены различные курсы педагогической и идеологической направленности. Кроме системы курсовой подготовки были организованы конференции, создавали марксистские кружки, проводили теоретические семинары. Наиболее распространенной формой просвещения учителей явились курсы-конференции. В систему курсовой подготовки были включены практически все педагоги. Эта работа позволила обеспечить учительскими кадрами (в том числе из числа педагогов «старой формации») потребности системы образования.
Литература:
1. Кибис, Е.М. Мероприятия коммунистической партии по перевоспитанию учительских кадров старой формации (1921-1925 гг.) / Е.М. Кибис // Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти. - Красноярск, 1970. -С. 145-170
2. Королев, Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации / Под ред. чл.-корр. Акад. пед. наук РСФСР В.З. Смирнова. - Москва: Учпедгиз, 1959. - 320 с.
3. КПСС о культуре, просвещении и науке: Сборник документов. - Москва: Политиздат, 1963. - 552 с.
4. Культурное строительство в Сибири 1917-1941: Сб. документов / Сост.: И.И. Кванская и др. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1979. - С 17.
5. Народное просвещение в РСФСР... / Нар. ком. просвещения РСФСР. - Москва, 1926. - 232 с.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); студент Староверова Мария Владимировна Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Скрынник Мария Андреевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)
ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕЙ К.Д. УШИНСКОГО ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КРАСНОЯРСКА КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ.
(УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ, УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ)
Аннотация. Наследие К.Д. Ушинского до сих пор представляет интерес для понимания стратегии и тактики развития современного педагогического образования. Великий педагог разработал проекты и программы подготовки учителя, когда в России учреждений для подготовки педагогов не существовало. Его проекты нашли отражение в официальных документах и были реализованы в учреждениях по подготовке учителя народной школы. В статье дан анализ проекта учительской семинарии. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ по ряду критериев проекта и его реализации в учительских семинариях и учительских институтах. Критериями анализа выступили: цель подготовки, срок обучения, содержание образования, формируемые у педагога умения и качества личности, методы воспитания и обучения. Анализ выполнен на материале Красноярской учительской семинарии (1870) и Красноярского учительского института (1916). Выделены общее ядро и вариативные составляющие подготовки педагога в учреждениях г. Красноярска. Представляет интерес усиление воспитательного компонента подготовки семинариста, во многом отвечающий замыслу К.Д. Ушинского. Красноярская учительская семинария может выступать примером творческого осмысления педагогического наследия К.Д. Ушинского.
Ключевые слова: К.Д. Ушинский, профессиональное образование, педагогическое образование, подготовка учителя, учительская семинария, учительский институт, г. Красноярск, Красноярская учительская семинария, Красноярский учительский институт.
Annotation. The legacy of K.D. Ushinsky is still of interest for understanding the strategy and tactics of the development of modern teacher education. The great teacher developed projects and programs for teacher training when there were no institutions for teacher training in Russia. His projects were reflected in official documents and were implemented in institutions for the training of public school teachers. The article provides an analysis of the teacher's seminary project. A comparative analysis was carried out according to a number of criteria for the project and its implementation in teacher's seminaries and teacher's institutes. The analysis criteria were: the purpose of training, the duration of training, the content of education, the skills and qualities of the individual formed by the teacher, the methods of education and training. The analysis is based on the material of the Krasnoyarsk Teachers' Seminary (1870) and the Krasnoyarsk Teachers' Institute (1916). The common core and variable components of teacher training in the institutions of Krasnoyarsk are singled out. It is of interest to strengthen the educational component of seminarian training, which in many respects corresponds to the plan of K.D. Ushinsky. The Krasnoyarsk Teachers' Seminary can serve as an example of creative understanding of the pedagogical heritage of K.D. Ushinsky.
Key words: K.D. Ushinsky, vocational education, teacher education, teacher training, teacher's seminary, teacher's institute, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk teacher's seminary, Krasnoyarsk teacher's institute.
Введение. Актуальность проведенного исследования подтверждается вниманием российского общества и государства к проблеме педагогического образования: 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, в основных документах современного педагогического образования уделяется значительное место профессиональной подготовке педагога (Профстандарт педагога, Национальный проект «Образование», проект «Молодые профессионалы» и др.). В преддверии 2024 года СМИ активно публикуют материалы, посвященные юбилею К.Д. Ушинского, педагогическое сообщество объявляет конкурсы и проводит научные конференции. С одной стороны имя К.Д. Ушинского вошло во все учебники по истории педагогики, неоднократно опубликованы собрания его сочинений, его идеям посвящено большое количество работ известных исследователей (П.П. Блонский, Н.К. Гончаров, С.В. Егоров, К.К. Ельницкий, П.Ф. Каптерев, Н.А. Константинов, Д.О. Лордкипанидзе, Е.Н. Медынский, А.П. Пинкевич, А.И. Пискунов, В.Я. Струминский, М.Ф. Шабаева и др.). Нужно
отметить работу В.М. Меньшикова и Л.И. Мищенко, опубликованную в сборнике «К.Д. Ушинский и русская школа» (1994) к юбилею великого педагога. В этой статье, дан развернутый анализ идей К.Д. Ушинского о подготовке народного учителя [1, С. 151-152]. В библиотеке диссертаций мы нашли более 500 упоминаний имени К.Д. Ушинского по различным областям наук от философии и педагогики до психологии и филологии. Существуют и современные научные публикации, обращающие внимание на педагогическое наследие К.Д. Ушинского, но по заявленной проблеме (подготовка педагога) мы нашли всего несколько статей 2020-2022 годов (М.Н. Кожевникова, С.Н. Кипурова, А.В. Сергеева) и диссертаций (Е.В. Оганесян, 2005; О.Н. Федиско, 2005). Все вышесказанное, подтверждает актуальность проведенного нами исследования наследия К.Д. Ушинского по подготовке педагога и реализации его идей в педагогических учебных заведениях г. Красноярска (учительская семинария, учительский институт).
Изложение основного материала статьи. Во второй половине XIX века в отечественной педагогике появляется уникальная педагогическая теория К.Д. Ушинского (1823(24)-1870), центральной идеей которой, стало воспитание человечности на основе народности как главной цели воспитания. Он считал, что российский (русский) народ должен идти вперед самобытным путем: «Чувство народности настолько сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного, оно гибнет последнее» [7, С. 253]. Развивая идею народности, К.Д. Ушинский естественно подошел к вопросу о существовании многих народностей. В поисках начала, объединяющего их он приходит к религии (христианству, православию), как к идее стоящей над идеей народности. Подготовка педагога, который опираясь на идеи народности мог бы решать задачи воспитания детей, является важной составляющей всей его педагогической концепции. Эта идея получила свое продолжение в «Проекте учительской семинарии» (1861) [6]. К.Д. Ушинский внимательно изучал образовательные системы Европы и обращал внимание общественности и МНП на наличие учительских семинарий в странах Европы (Англия, Германия, Франция). На момент написания им статьи аналогичных профессиональных учебных заведений, подготавливающих учителей для народной школы, в России не было. Существовавшая курсовая подготовка, по его мнению, не могла справиться с подобной масштабной задачей, с учетом огромных территорий России. Прошло менее 10 лет с момента опубликования «Проекта ...» и в России было утверждено «Положение об учительских семинариях» (1870) и в этом же году открыты первые учительские семинарии. Спустя два года вышло «Положение об учительских институтах» (1872).
Уже с самых первых строк работы [6] К.Д. Ушинский обращает внимание на роль педагога: «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей». Он высказывает важную мысль о важности профессионального образования для учителя и чем младше дети, с которыми работает педагог («глубже идет в детство человека»), тем важнее иметь педагогические знания и умения, «действовать своим преподаванием не на одно обогащение ума познаниями, но на развитие всех умственных и нравственных сил воспитанника». Кроме знаний и педагогических умений для наставника важны «характер, нравственность и убеждения», т.к. на детей большее влияние оказывает «личность учителя, чем наука» [6, С. 81].
Рассмотрим, насколько отличался замысел К.Д. Ушинского от его воплощения и для этого сравним опубликованный проект учительской семинарии и открытые в г. Красноярске педагогические учебные заведения. Красноярскую учительскую семинарию (1873) (далее - КУС), директором которой 20 лет был И.Т. Савенков. Красноярский учительский институт (1916) (далее- КУИ), И.О. директора которого был А.С. Богданов, а с 1917 года директором стал А.П. Медведков. Сравнение проведем по таким позициям как цель подготовки, срок обучения, содержание образования, формируемые у педагога умения и качества личности, методы воспитания и обучения. Результаты этой работы отразим в таблице (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ обучения в учительской семинарии по проекту К.Д. Ушинского и в педагогических учреждениях г. Красноярска конца XIX - начала ХХ вв.
Основания для сравнения Учительская семинария по проекту К.Д. Ушинского (1861 г.) цитирование по источнику [6] Учительская семинария г. Красноярска (конец XIX века) цитирование по источникам [2, 4, 5] Учительский институт г. Красноярска (начало ХХ века) цитирование по источнику [3, 8]
Ведомство, статус учреждения МНП, закрытые МНП, закрытые Не имели статуса среднего учебного заведения (между начальной и средней школой). МНП, закрытые Не имели статуса среднего учебного заведения.
Поступление Юноши «после предварительного приготовления и по строгому выбору» [6, С. 86]. «Юноши всех сословий, хорошей нравственности, православные, от 16 до 18,5 лет, имеющие знания, согласно «приемной программе» [2, С. 120]. «молодые люди всех званий и состояний, не моложе 16-ти лет, здорового телосложения и хорошей нравственности», выдержавшие испытания, согласно программе» [3].
цель подготовки «Подготовка учителя для народной школы» Подготовка учителя для начальных народных училищ: «Подготовка учителя для народной школы, развитие самодеятельности и стремления к личностному развитию» [5]. Общеобразовательная и педагогическая подготовка учителя для городских училищ: «обеспечить твердое знание учебного материала в объеме городского училища и воспитать верноподданические
чувства» [9, С. 111].
Срок обучения, количество обучающихся Не отражено 3 года +приготовительный класс, до 60 (около 40) чел. 3 года 60-75 чел.
Содержание образования Закон Божий, грамматика, арифметика, география, история, естественные науки, медицина, сельское хозяйство. Закон Божий, русский язык, славянский язык, главные основания педагогики и методики, арифметика, география, история, естествознание, геометрия, землемерие, линейное черчение, пение, чистописание, ремесла (переплетное, столярное, токарное), гимнастика [5]. Закон Божий, русский язык и словесность, педагогика и дидактика, арифметика с начали алгебры, геометрия, география, история, естествоведение, черчение, рисование и чистописание пение, гимнастика ручной труд [9, С. 118].
Формируемые педагогические умения «Хорошо писать, рисовать, чертить, читать ясно, громко и выразительно, по возможности петь» [6, С. 88]. «Хорошо писать, чертить, читать выразительно, по возможности петь» [5]. Данные не найдены
Формируемые качества личности педагога «Пример для детей и их родителей, честность, аккуратность, скромность, «жизнь простая и деятельная без развлечений», нравственные качества и убеждения на идеях христианства» [6]. «Любовь к детям, религиозность, патриотизм (долг по отношению к Отечеству), ответственность (долг по отношению к ученикам и школе, «самому себе как к учителю и как к человеку» [4, С. 2-7]. Данные не найдены
Методы воспитания и обучения «Изучение книг, словесные методы, активная и длительная практика, посещение образцовых уроков, помощь учителю, проведение урока и его обсуждение, упражнения и педагогические беседы, взаимная критика и взаимное подражание» [6]. «Изучение книг и статей, упражнения в написании изложений и несложных сочинений, словесные методы, беседы, педагогическая практика (проведения и обсуждение пробных уроков), экскурсии, участие в археологических экспедициях (раскопках), отказ от наказания, благоприятная гигиеническая среда» [5]. Устные и письменные упражнения, сочинения, конспектирование и беседы, экскурсии, лабораторные занятия, практические занятия в образцовой школе (наблюдение, проведение и обсуждение пробных и экзаменационных уроков), педагогические конференции, экзамены [9].
Из таблицы 1 видно, что Красноярская учительская семинария (КУС) стала площадкой для реализации идей К.Д. Ушинского на сибирской земле. Все целевые и содержательные позиции, требования к педагогическим умениям и качествам личности педагога, закрытость и организация приема в семинарию и методы воспитания и обучения, внимание к педагогической практике достаточно схематично обрисованное К.Д. Ушинским было уточнено, детализировано и воплощено в жизнь. Большая заслуга в этом принадлежит И.Т. Савенкову, который реализовывал замысел великого педагога, при этом вносил разумные дополнения и изменения, используя условия сибирской жизни, включая семинаристов в исследовательскую деятельность во время экскурсий и археологических раскопок [5]. И.Т. Савенков был последователем идей К.Д. Ушинского в деле подготовки педагога, о чем неоднократно писал [4, 8]. Многие наставления И.Т. Савенкова для выпускников звучать как афоризмы, в них присутствуют отголоски работ А. Дистервега. В учебный план КУС были включены предметы, которых нет в проекте К.Д. Ушинского, но они в неявном виде заданы в формате описания таких результатов как педагогические умения и качества личности. Именно поэтому содержание образование было усилено в части геометрии, черчения и гимнастики, введен курс по педагогике и методике [5]. Рассматривая Учительский институт г. Красноярска (КУИ), мы видим, что в нем также присутствуют идеи К.Д. Ушинского в части закрытости, целевых ориентиров, срока обучения, содержания образования, методов работы (особенно при организации практики). Однако, в КУИ меньше внимания уделялось формированию качеств личности и как результат в целом воспитанию. Даже при обозначении методов работы, приоритет отдается дидактическим методам и формам работы с воспитанниками.
Выводы. В завершении описания нашего проекта, подчеркнем что К.Д. Ушинский выделяет несколько важных, заключительных положений: необходимость открытия и существование учреждения как закрытого, строгий предварительный отбор при поступлении, простота и строгость жизни, «Учение не обширное, но энциклопедическое, и особенно приноровленное к назначению воспитанников», при нем должна быть школа для прохождения практики, они не должны открываться в больших городах, «но вместе с тем должны быть неподалеку от центров образования» [6, с. 86]. КУС в полной мере отвечала всем этим требованиям. Она была закрытым заведением и имела общежитие (ученические квартиры) для воспитанников. Вступительные испытания объявлялись и печаталась «Приемная программа» по таким предметам как Закон Божий, естественная история, арифметика, география. Мы не нашли в публикуемой «Программе» указаний на собеседование по выявлению нравственных качеств, как это замыслил К.Д. Ушинский [5]. Достаточно разностороннее содержание образование, позволяло в будущем выпускнику сочетать педагогический труд с исследовательской и общественной деятельностью. Среди учеников И.Т. Савенкова (археолога и исследователя) были
известные исследователи Сибири (Н.Ф. Катанов, П.Е. Островских, А.П. Мостиц, М.И. Райков и др.) [5]. Не случайно «стремления к личностному развитию» включены И.Т. Савенковым в целевой ориентир. При КУС была образцовая школа, в которой они могли практиковаться. Большое внимание уделял И.Т. Савенков педагогическому составу своего учебного заведения, все педагоги имели высшее образование, научные интересы и хобби. К.Д. Ушинский требований к кадровому составу семинарии в своей статье не обозначил.
КУИ также как и КУС был создан как закрытое заведение. Пансиона, интерната или общежития при Красноярском учительском институте не было. Все воспитанники жили дома, у родственников или на квартирах. Присутствовали вступительные испытания, но прием в институт носил достаточно формальный характер и в 1916 году испытания проводились по программе Иркутского учительского института. «Приемная программа» включала больше предметов и кроме Закона Божьего, арифметики и географии (КУС) поступающие в КУИ проходили устно или письменно испытания по русскому языку и словесности алгебре, геометрии истории, естествоведению и физике. При институте также была школа (городское училище). Из 9 человек, служащих в КУИ, двое было штатных и семеро-совместите. Штатные педагоги имели университетское образование. Воплощении идей Ушинского в КУИ также присутствует, но скорее по формальным признакам (отраженным в Положении), чем через внимательное прочтение и понимание замысла педагога. Мы уже отмечали, что в КУС больше внимания уделялось воспитанию и формированию важных для учителя качеств личности, что в меньшей степени получило отражение в программах КУИ. В какой-то мере это может быть объяснено малым сроком существования института. Отдельно отметим, что Красноярск конца XIX-начала ХХ вв. идеально подходил под требование «небольшого города, неподалеку от центров образования» [5, С. 86].
В связи с событиями 1917-19 гг. прежний уклад КУС и КУИ был нарушен и только а 1920 году по распоряжению СибОНО (Сибирского отдела народного образования), три педагогических учебных заведения г. Красноярска: КУИ (Красноярский учительский институт, с марта 1920 года - педагогический), КУС (Красноярская учительская семинария) и трехгодичные педагогические курсы были объединены в ИНО (Красноярский институт народного образования), который получил статус высшего учебного заведения.
Таким образом, сравнительный анализ проекта учительской семинарии и сибирского варианта его реализации в КУС и КУИ показал, насколько приближена к замыслу К.Д. Ушинского КУС, но при этом ее директор и единомышленники не копируя, смогли использовать ресурс сибирской природы, сохранить интерес педагогов семинарии в активном исследовании Сибири, и привлечь к участию воспитанников, обратить внимание к религиозно-нравственным ценностям российского сибиряка. Такое внимательное, аккуратное прочтение и реализация идей К.Д. Ушинского дает нам образец творческого осмысления педагогического наследия прошлого.
Литература:
1. Меньшиков, В.М. Ушинский о подготовке учителя / В.М. Меньшиков, Л.И. Мищенко // К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. Под ред. Е.П. Белозерцева. - М.: Роман-газета, 1994. - 192 с. - С.151-160
2. Объявление от Красноярской учительской семинарии. Приемная программа // Енисейские епархиальные ведомости.
- 1884. - №8. - С. 120-128
3. Положение о городских училищах и учительских институтах (1872) // М.А. Гончаров. - URL: Государственно-общественное управление педагогическим образованием в России в XVIII - начале XX века М.А. Гончарова: онлайн чтение
- страница 19 (iknigi.net) (дата обращения 10.03.2023)
4. Савенков, И.Т. Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий и народным учителям. О главнейших обязанностях сельского учителя» / И.Т. Савенков. - Красноярск, тип Жилина, 1892. - 51 с.
5. Савенков, И.Т.: педагог-новатор. Проект Красноярского краеведческого музея и Минусинского краеведческого музея [www document]. - URL: Выпуск 2. Педагог-новатор (kkkm.ru) (дата обращения 20.02.2023)
6. Ушинский, К.Д. Проект учительской семинарии / К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - 496 с. - С. 81-88
7. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с. - С. 194-256
8. Учитель русской народной школы и его обязанности. Дидактический сборник / Сост.: Ив. Т. Савенков». - Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1900. - 526 с.
9. Шилов, А.И. Общее и профессиональное образование в г. Красноярске в конце XIX - начале ХХ вв. / А.И. Шилов, А.А. Григорян, П.С. Филиппова, Н.В. Шилова. - Красноярск: КГПУ, 2013. - 236 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании Королькова Юлия Васильевна
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Шалыгина Ольга Николаевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ И ТЕХНИК В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье на основании анализа существующих категорий предложена характеристика инновационного воспитательного потенциала педагога, нормативные основания для детализации его структурных компонентов и способы развития посредством реализации программ повышения квалификации специалистов в области воспитания с акцентом на интерактивных и рефлексивных техниках работы.
Ключевые слова: инновационный потенциал педагога, воспитательный потенциал, инновация, новшество, совокупность характеристик и компетенций, готовность, развитие инновационного воспитательного потенциала педагога.
Annotation. Based on the analysis of existing categories, the article offers a characteristic of the innovative educational potential of a teacher, normative grounds for detailing its structural components and ways of development through the implementation of