Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ СТАРОЙ ФОРМАЦИИ (1921-1925 ГГ.)'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ СТАРОЙ ФОРМАЦИИ (1921-1925 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГ / УЧИТЕЛЬ / 1920-Е ГОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Староверова Мария Владимировна, Скрынник Мария Андреевна

Государственная политика РСФСР в области образования в 1920-е была направлена на выстраивание новой системы образования и обеспечение ее учительскими кадрами. Особое значение в этом направлении работы уделялось не только подготовке «новых» учительских кадров, но и привлечению «старых». Значительная роль в культурной революции отводилась школе и учителям. Школа должна была превратиться в действенный инструмент переустройства общества. Успех коренной перестройки школьного дела в решающей степени зависел от учителя, от его педагогического мастерства и идейной убежденности. Выполняя эту задачу, органы народного образования активно взаимодействовали с профсоюзом работников просвещения и партийными комитетами РКП(б). Были подготовлены и проведены различные курсы педагогической и идеологической направленности. Кроме системы курсовой подготовки были организованы конференции, создавали марксистские кружки, проводили теоретические семинары. Наиболее распространенной формой просвещения учителей явились курсы-конференции. В систему курсовой подготовки были включены практически все педагоги. Эта работа позволила обеспечить учительскими кадрами (в том числе из числа педагогов «старой формации») потребности системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Староверова Мария Владимировна, Скрынник Мария Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY FOR THE RETRAINING OF TEACHER STAFF OF THE OLD FORM (1921-1925)

The state policy of the RSFSR in the field of education in the 1920s was aimed at building a new education system and providing it with teaching staff. Particular importance in this area of work was given not only to the training of "new" teachers, but also to the involvement of "old". Schools and teachers played a significant role in the Cultural Revolution. The school was to become an effective tool for the reorganization of society. The success of the radical restructuring of school affairs depended to a decisive extent on the teacher, on his pedagogical skill and ideological conviction. In fulfilling this task, the public education authorities actively cooperated with the trade union of educational workers and the party committees of the RCP(b). Various courses of pedagogical and ideological orientation were prepared and conducted. In addition to the system of course preparation, conferences were organized, Marxist circles were created, and theoretical seminars were held. The most common form of teacher education was conference courses. Almost all teachers were included in the system of course preparation. This work made it possible to provide teachers (including teachers from the "old formation") with the needs of the education system.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ СТАРОЙ ФОРМАЦИИ (1921-1925 ГГ.)»

Еще один инновационный проект в ИРНИТУ осуществляется в рамках дополнительного образования и представляет собой углубленную программу «Инженерный иностранный язык». В течение пяти семестров по 6-8 часов в неделю обучающиеся, прошедшие конкурсный отбор, находятся в активном иноязычном коммуникативном взаимодействии. В учебном процессе преобладают интерактивные методы обучения. Как отмечает Е.А. Макарова «долгосрочная цель проекта заключается в создании инновационной образовательной среды с непрерывной профессиональной иноязычной подготовкой будущих инженеров, основанной на трансфере достижений современной науки и техники в учебный процесс и направленной на формирование инновационной личности обучаемых, способных проявлять самостоятельность и инициативу, принимать креативные решения, как в образовательной, так и в последующей профессиональной деятельности» [6, С. 5].

Выводы. Таким образом, внеаудиторные мероприятия и занятия по иностранному языку, проводимые в рамках дополнительного языкового образования, равно как и занятия по учебному плану, ориентированы на инновационные процессы, способствуют формированию межкультурной коммуникативной компетенции, и, в целом, усиливают образовательный потенциал дисциплины «Иностранный язык».

Можно заключить, что инновационные процессы в образовании, являясь, своего рода, вечным двигателем, служат безусловным фактором, отправной точкой и основой для создания эффективной программы языковой подготовки будущих инженеров в вузе и развития межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся.

Литература:

1. Авдосенко, Е.В. Проектирование процесса организации научно-образовательного интернет-мероприятия / Е.В. Авдосенко, Е.А. Макарова, А.А. Куйдин // Информатика и образование. - 2022. - Т. 37, № 6. - С. 52-61

2. Анненкова, А.В. Опыт обучения студентов основам делового общения посредством интеграции дисциплин базового цикла / А.В. Анненкова, И.Н. Киселева // Бизнес. Образование. Право. - 2022. - № 2(59). - С. 317-323. - DOI 10.25683/VOLBI.2022.59.251. - EDN RSDREO.

3. Анненкова, А.В. Интегрированный курс иностранного языка в вузе как реализация системного подхода к формированию общепрофессиональных компетенций / А.В. Анненкова, Ю.Ю. Клибанова // Проблемы и перспективы устойчивого развития агропромышленного комплекса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти А.А. Ежевского, п. Молодежный, 17-18 ноября 2022 года. -п. Молодежный: Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского, 2022. - С. 230-236

4. Бессмельцева, Е.С. Межпредметная интеграция в обучении студентов неязыковых факультетов иностранному языку / Е.С. Бессмельцева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2007. - Т. 8, № 27. - С. 106-109

5. Кузнецов, А.Н. Как подготовка по иностранному языку в вузе способствует развитию профессиональной, социальной и учебной компетентностей студентов / А.Н. Кузнецов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2016. - № 14(753). - С. 34-44

6. Макарова, Е.А. Инновационный образовательный проект как основа формирования компетентностной среды обучения иностранным языкам / Е.А. Макарова // Непрерывное образование: XXI век. - 2022. - № 1(37). - С. 41-58

7. Проскурина, Г.А. Лингводидактический потенциал электронных образовательных ресурсов на платформе LMS Moodle в обучении студентов неязыкового вуза иностранному языку / Г.А. Проскурина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2022. - № 7(170). - С. 18-24

8. Тарева, Е.Г. Полиподходность и междисциплинарность - perpetum mobile развития лингводидактики / Е.Г. Тарева, Б.В. Тарев, Е.А. Савкина // Язык и культура. - 2022. - № 57. - С. 274-291

9. Халеева, И.И. Семантика устойчивого развития как основа лингвистического образования в РФ и СНГ / И.И. Халеева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2014. - № 12(698). - С. 9-14

10. Яроцкая, Л.В. Дисциплина «Иностранный язык» и профессиональное развитие личности / Л.В. Яроцкая // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2015. - № 14(725). - С. 53-54

11. Students' Digital Competence Formation in the Context of Implementing the Requirements of the Federal State Education Standards / E. Kazantseva, O. Kolmakova, A. Kazantseva, N. Sverdlova // Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives: Proceedings of the Conference "Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives", St. Petersburg, 25-27 марта 2020 года. - St. Petersburg: Springer Nature, 2020. - P. 611-620

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); студент Староверова Мария Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Скрынник Мария Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ СТАРОЙ ФОРМАЦИИ

(1921-1925 ГГ.)

Аннотация. Государственная политика РСФСР в области образования в 1920-е была направлена на выстраивание новой системы образования и обеспечение ее учительскими кадрами. Особое значение в этом направлении работы уделялось не только подготовке «новых» учительских кадров, но и привлечению «старых». Значительная роль в культурной революции отводилась школе и учителям. Школа должна была превратиться в действенный инструмент переустройства общества. Успех коренной перестройки школьного дела в решающей степени зависел от учителя, от его педагогического мастерства и идейной убежденности. Выполняя эту задачу, органы народного образования активно взаимодействовали с профсоюзом работников просвещения и партийными комитетами РКП(б). Были подготовлены и проведены различные курсы педагогической и идеологической направленности. Кроме системы курсовой подготовки были организованы конференции,

создавали марксистские кружки, проводили теоретические семинары. Наиболее распространенной формой просвещения учителей явились курсы-конференции. В систему курсовой подготовки были включены практически все педагоги. Эта работа позволила обеспечить учительскими кадрами (в том числе из числа педагогов «старой формации») потребности системы образования.

Ключевые слова: государственная политика, образовательная политика, педагогическое образование, подготовка и переподготовка учителя, курсовая подготовка, идеологическая подготовка, педагог, учитель, 1920-е годы.

Annotation. The state policy of the RSFSR in the field of education in the 1920s was aimed at building a new education system and providing it with teaching staff. Particular importance in this area of work was given not only to the training of "new" teachers, but also to the involvement of "old". Schools and teachers played a significant role in the Cultural Revolution. The school was to become an effective tool for the reorganization of society. The success of the radical restructuring of school affairs depended to a decisive extent on the teacher, on his pedagogical skill and ideological conviction. In fulfilling this task, the public education authorities actively cooperated with the trade union of educational workers and the party committees of the RCP(b). Various courses of pedagogical and ideological orientation were prepared and conducted. In addition to the system of course preparation, conferences were organized, Marxist circles were created, and theoretical seminars were held. The most common form of teacher education was conference courses. Almost all teachers were included in the system of course preparation. This work made it possible to provide teachers (including teachers from the "old formation") with the needs of the education system.

Key words: state policy, educational policy, teacher education, teacher training and retraining, coursework, ideological training, educator, teacher, 1920s.

Введение. Обращение к проблемам участия государства в сфере образования в послереволюционный период в историко-педагогической литературе встречается достаточно редко. Можно отметить диссертации (А.Р. Ахметова, В.Н. Варламенков, И.М. Корнилова, Т.И. Шукшина), посвященные исследованию образовательной политики в 1920-е годы в отдельных регионах нашей страны (Поволжье, Татарстан, Мордовия и др.). Государственная политика РСФСР в области образования в 1920-е была направлена на выстраивание новой системы образования и обеспечение ее учительскими кадрами. Особое значение в этом направлении работы уделялось не только подготовке «новых» учительских кадров, но и привлечению «старых». Хотелось бы отметить, что подобных исследований по другим регионам нами не было обнаружено, что подтверждает актуальность проведенного исследования. Внимание современного российского общества и государства к проблеме кадрового обеспечения и обращение к опыту прошлых столетий актуализируется также и тем фактом, что 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, наличием документов, обозначающих различные «точки входа» в профессию педагога (Профессиональный стандарт педагога, Национальный проект «Образование», проект «Молодые профессионалы» и др.).

История государственной политики в области образования по обеспечению системы образования учительскими кадрами в первые поды Советской власти представляет значительный интерес. Молодому государству впервые в мировой истории пришлось определять пути решения кадровой проблемы. Наркомпрос решал ее по двум направлениям: материальное обеспечение «не ниже прожиточного минимума», подготовка педагогических кадров и повышение квалификации для понимания новых задач образования. Вопросы привлечения и перевоспитания учительской интеллигенции, формирования новых педагогических кадров из среды рабочего класса и трудового крестьянства в таких масштабах до этого момента не были реализованы ни в одной из стран мира. Следовательно, историко-педагогический опыт по переподготовке учительских масс старой формации и подготовке новых кадров из народа, накопленный в восстановительный период 1921-25 годы, является малоизученной проблемой.

Изложение основного материала статьи. Государственная политика по подготовке педагогических кадров, в том числе по переподготовке учительских кадров «старой формации» проходила в достаточно сложной социально-экономической обстановке. Экономика страны была разорена войной. Фабрики и заводы стояли. Сельское хозяйство было истощено. Население голодало. Экономические трудности страны осложнялись культурной и политической обстановкой. В 1920 году в стране на тысячу человек приходилось 319 грамотных. У некоторых народов грамотных было меньше одного процента. Многие народности не имели своей письменности. Малочисленные народы Севера были сплошь неграмотными.

В проведении культурной революции руководство страны видело основное средство вовлечения масс трудящихся в сознательное строительство новой жизни. Значительная роль в культурной революции отводилась школе и учителям. Школа должна была превратиться в действенный инструмент переустройства общества. Успех коренной перестройки школьного дела в решающей степени зависел от учителя, от его педагогического мастерства и идейной убежденности.

Учительские кадры, с которыми после революции перестраивалась система народного образования, имели следующую сословную принадлежность: более 30 процентов являлись выходцами из духовенства, 60 процентов - из зажиточного крестьянства и мелкого чиновничества. Свыше 80 процентов учителей получили образование в дореволюционное время, к тому же 13,2 процента имели низшее образование, 57,9 - среднее и только 12,4 процентов - высшее [2, С. 104]. Подавляющее большинство дореволюционного учительства имели религиозные убеждения, многие из них не понимали и не принимали революционные события, и не сразу встали на сторону Советской власти. Для того, чтобы включить учительство «старой формации» в реализацию задач государственной политики, использовать его опыт и знания, необходимо было его познакомить с «новой» идеологией, т.е. идейно перевоспитать. Учитель должен был стать проводником идей коммунизма в самых отдаленных, захолустных уголках необъятной России.

Значительный опыт работы с учительской интеллигенцией был накоплен еще в годы гражданской войны. Реакционная часть учительства выступала тогда против политики партий в области народного образования, требовала автономий школы от государства. Основным центром реакционно настроенного учительства явился Всероссийский учительский союз (ВУС), организованный в апреле 1917 года. Меньшевики и эсеры, захватившие руководство в ВУСе пытались повернуть учительство на борьбу с Советской властью. C помощью ВУСа им удалось организовать забастовки учителей в Петрограде, Москве, Екатеринбурге, Уфе и других крупных центрах страны. В Сибири забастовки прошли в Омске, Барнауле, Ачинске, Минусинске, Канске и других городах [4, С. 17].

В противоположность реакционному влиянию ВУСа в конце 1917 года при поддержке революционного учительства был создан Союз учителей-интернационалистов. В июне 1918 года состоялся I Всероссийский съезд учителей-интернационалистов, а в июле - I Всероссийский съезд учителей. На обоих съездах с программными речами выступал В.И. Ленин. Он разъяснил учителям политику Советской власти в области образования и просвещения народа. Центральное место в своих выступлениях В.И. Ленин уделил разоблачению утверждения, что школа должна быть вне политики. В декабре 1918 года ВУС был распущен декретом ВЦИКа. К концу 1918 года в настроении учительства наступило заметное изменение. Оно постепенно стало принимать революционные события и включаться в реализацию задач государственной образовательной политики.

С установлением Советской власти, начался период восстановления и строительства во всех областях жизни, направляя все усилия на экономическое восстановление страны. Была развернута активная деятельность по подготовке и переподготовке народных учителей, в первую очередь, обращая внимание, на их идеологическую подготовку. Ставка была сделана на курсовую подготовку педагогов, через систему краткосрочных педагогических курсов прошли практически все учителя 1920-х годов.

Большое значение в направлении всей идеологической работы с учительством имели принятые в 1921 году постановления ЦК РКП(б) «О работе среди работников просвещения» и «О связи партийных организаций с органами народного образования». В этих постановлениях ЦК отмечало, что дело народного образования приобрело решающее значение в подготовке сознательных и высокообразованных людей. В постановлениях ЦК был намечен ряд важнейших мероприятий по идеологическому воспитанию учителей. Рекомендовалось проведение лекций, докладов, устройство конференций, распространение политической литературы [3].

Выполняя эти решения, органами народного образования и профсоюзом работников просвещения в контакте с партийными комитетами развернули повсеместно сеть курсов, конференций, создавали марксистские кружки, проводили теоретические семинары. Наиболее распространенной формой просвещения учителей явились курсы-конференции. Они обеспечивали возможность охватить своим влиянием наибольшую массу работников народного образования.

Местные партийные комитеты проявляли творческую инициативу в деле организации и проведении курсов. Они разрабатывали программы цикловых лекций, изыскивали денежные средства на содержание курсов, обеспечивали их политической литературой, наглядными пособиями и лекторскими силами. Например, в Челябинском округе были созданы научно-методические комиссии по проведению курсов. В состав комиссий вводились секретари райкомов партии и председатели райисполкомов. Научно-методические комиссии разрабатывали программы курсов, которые утверждались агитационно-пропагандистским отделом губкома РКП(б) (ЦГА ИМД, ф. 17, д. 216, д. 315/2, л. 23.) в Ярославской губернии вся организационная работа по проведению курсовых мероприятий с учительством проводилась агитпропом губкома. План работы курсов и лекторский состав утверждался на бюро губкома РКП(б) (ЦГАОР, ф. 1575, оп. 5, д. 67, л. 241).

По содержанию курсы учителей были двух направлений: общепедагогические и политические. Независимо от профиля они давали слушателям прежде всего политические знания, знакомили учителей в той или иной степени с основами марксизма-ленинизма, с политикой Советской власти. Так, на курсах в Устюге Северо-Двинской губернии весной 1923 года из общего количества 240 часов на политические темы отводилось 160 часов (ЦГАОР, ф. 1575, оп. 5, д. 67, л. 241). Слушатель должен был изучить программу РКП(б), прослушать цикл лекций по теории исторического материализма, по истории классовой борьбы, развитию форм хозяйства, о пролетарском государстве, коммунистическом обществе и религии. А на полуторамесячных курсах в Псковской губернии из 360 часов на изучение дисциплин политического цикла отводилось 220 часов (ЦГАОР, ф. 1575, оп. 5, д. 67, л. 241).

Программа политических курсов включала дисциплины: историю партии, исторический материализм, политическую экономию. Например, месячные политические курсы в Воронеже весной 1924 года работали по следующей программе: экономическая политика - 30 час., история классовой борьбы - 20, резолюционное движение в России - 20, диктатура пролетариата - 10, коммунизм - 10, пролетариат и религия - 10, исторический материализм - 20, роль учителя в строительстве нового общественного строя 15 (там же Л.20). Помимо учебных лекций, курсанты слушали доклады о текущем моменте, о замене продразверстки продналогом, проводились беседы по вопросам политики партии.

Стремясь превратить каждого сельского учителя в активного участника политико-просветительной работы среди крестьянства, Наркомпрос включил в 1924 году в программу учительских курсов специальный цикл лекций, содержащий основные вопросы культурно-массовой работы среди взрослого населения.

Для обслуживания курсов привлекались лучшие лекторские кадры, работники совпартшкол, губкомов и укомов РКП(б), слушатели Свердловского Коммунистического университета и Института красной профессуры. По указанию ЦК партии на периферию направлялись лекторы из Москвы, Свердловска, Ленинграда и других городов. В 1924 году лекторы Москвы и Ленинграда в различных губерниях страны обслужили 140 учительских курсов, на которых присутствовало более 2,5 тыс. человек [5, С. 10].

Несмотря на тяжелые последствия хозяйственной разрухи, государство оказывало материальную помощь курсам. Только в 1924-25 годы на их содержание из госбюджета было отпущено 701.200 рублей деньгами и литературы на 170.693 рублей. Большую помощь курсам оказывали профсоюзы, кооперация, учебные заведения, особенно совпартшколы, предоставлявшие свои помещения, пособия, лаборатории, библиотеки и т.д.

Например, профсоюз работников просвещения в 1924 году разослал в уезды 1.358 библиотек, содержащих 29.440 книг, в 1925 году - 2.300 библиотек на 45.500 книг («Народное просвещение», 1925, № 2, стр. 165.) Благодаря постоянному вниманию государства к идеологическому росту учителей, курсовая система получила широкое развитие. По данным Наркомпроса с 1917 по 1922 год курсами было охвачено более 50 процентов учительского состава РСФСР [1, С. 154]. Далее представлена таблица, иллюстрирующая динамику развития курсов в РСФСР в 1922-25 годах (табл. 1).

Таблица 1

Динамика развития курсов в РСФСР в 1922-25 гг. [1, С. 153]

Годы Охвачено губерн. и уездн. Курс. (человек) «Народное просвещение в РСФСР к 1925-26 гг., М., 1926 Охвачено централь. Курсами (человек) К. Шапошников. «Пять лет работы Дома съездов Наркомпроса», М., 1923, стр. 54.

1922-1923 43389 3704

1923-1924 42777 6656

1925 37540 Данных нет

Курсы оказали положительное влияние на мировоззрение учителей. Политические достижения курсов повсеместно отмечались государством и общественностью. В информационной записке Архангельский губком писал: «Учительство становится не только все более лояльным, но и принимает деятельное участие в культурной работе на селе. Наблюдаются стремления к изучению политграмоты, усилился интерес к марксистской литературе» (ЦПА ИМЛ, ф. 17, оп. 1, д. 693, л. 9.).

Выводы. В целом, нужно отметить, что образовательная политика молодого государства в 1920-е годы (1920-1925) была ориентирована на построение системы образования и ее кадровое обеспечение. Наркомпрос решал задачу кадрового обеспечения по двум направлениям: материальное обеспечение «не ниже прожиточного минимума», подготовка

педагогических кадров и повышение квалификации для понимания новых задач образования. Большое внимание было уделено работе по переподготовке учителей «старой формации» и привлечению их к реализации задач образовательной политики. Выполняя эту задачу, органы народного образования активно взаимодействовали с профсоюзом работников просвещения и партийными комитетами РКП(б). Были подготовлены и проведены различные курсы педагогической и идеологической направленности. Кроме системы курсовой подготовки были организованы конференции, создавали марксистские кружки, проводили теоретические семинары. Наиболее распространенной формой просвещения учителей явились курсы-конференции. В систему курсовой подготовки были включены практически все педагоги. Эта работа позволила обеспечить учительскими кадрами (в том числе из числа педагогов «старой формации») потребности системы образования.

Литература:

1. Кибис, Е.М. Мероприятия коммунистической партии по перевоспитанию учительских кадров старой формации (1921-1925 гг.) / Е.М. Кибис // Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти. - Красноярск, 1970. -С. 145-170

2. Королев, Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации / Под ред. чл.-корр. Акад. пед. наук РСФСР В.З. Смирнова. - Москва: Учпедгиз, 1959. - 320 с.

3. КПСС о культуре, просвещении и науке: Сборник документов. - Москва: Политиздат, 1963. - 552 с.

4. Культурное строительство в Сибири 1917-1941: Сб. документов / Сост.: И.И. Кванская и др. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1979. - С 17.

5. Народное просвещение в РСФСР... / Нар. ком. просвещения РСФСР. - Москва, 1926. - 232 с.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); студент Староверова Мария Владимировна Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Скрынник Мария Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕЙ К.Д. УШИНСКОГО ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КРАСНОЯРСКА КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ.

(УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ, УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ)

Аннотация. Наследие К.Д. Ушинского до сих пор представляет интерес для понимания стратегии и тактики развития современного педагогического образования. Великий педагог разработал проекты и программы подготовки учителя, когда в России учреждений для подготовки педагогов не существовало. Его проекты нашли отражение в официальных документах и были реализованы в учреждениях по подготовке учителя народной школы. В статье дан анализ проекта учительской семинарии. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ по ряду критериев проекта и его реализации в учительских семинариях и учительских институтах. Критериями анализа выступили: цель подготовки, срок обучения, содержание образования, формируемые у педагога умения и качества личности, методы воспитания и обучения. Анализ выполнен на материале Красноярской учительской семинарии (1870) и Красноярского учительского института (1916). Выделены общее ядро и вариативные составляющие подготовки педагога в учреждениях г. Красноярска. Представляет интерес усиление воспитательного компонента подготовки семинариста, во многом отвечающий замыслу К.Д. Ушинского. Красноярская учительская семинария может выступать примером творческого осмысления педагогического наследия К.Д. Ушинского.

Ключевые слова: К.Д. Ушинский, профессиональное образование, педагогическое образование, подготовка учителя, учительская семинария, учительский институт, г. Красноярск, Красноярская учительская семинария, Красноярский учительский институт.

Annotation. The legacy of K.D. Ushinsky is still of interest for understanding the strategy and tactics of the development of modern teacher education. The great teacher developed projects and programs for teacher training when there were no institutions for teacher training in Russia. His projects were reflected in official documents and were implemented in institutions for the training of public school teachers. The article provides an analysis of the teacher's seminary project. A comparative analysis was carried out according to a number of criteria for the project and its implementation in teacher's seminaries and teacher's institutes. The analysis criteria were: the purpose of training, the duration of training, the content of education, the skills and qualities of the individual formed by the teacher, the methods of education and training. The analysis is based on the material of the Krasnoyarsk Teachers' Seminary (1870) and the Krasnoyarsk Teachers' Institute (1916). The common core and variable components of teacher training in the institutions of Krasnoyarsk are singled out. It is of interest to strengthen the educational component of seminarian training, which in many respects corresponds to the plan of K.D. Ushinsky. The Krasnoyarsk Teachers' Seminary can serve as an example of creative understanding of the pedagogical heritage of K.D. Ushinsky.

Key words: K.D. Ushinsky, vocational education, teacher education, teacher training, teacher's seminary, teacher's institute, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk teacher's seminary, Krasnoyarsk teacher's institute.

Введение. Актуальность проведенного исследования подтверждается вниманием российского общества и государства к проблеме педагогического образования: 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, в основных документах современного педагогического образования уделяется значительное место профессиональной подготовке педагога (Профстандарт педагога, Национальный проект «Образование», проект «Молодые профессионалы» и др.). В преддверии 2024 года СМИ активно публикуют материалы, посвященные юбилею К.Д. Ушинского, педагогическое сообщество объявляет конкурсы и проводит научные конференции. С одной стороны имя К.Д. Ушинского вошло во все учебники по истории педагогики, неоднократно опубликованы собрания его сочинений, его идеям посвящено большое количество работ известных исследователей (П.П. Блонский, Н.К. Гончаров, С.В. Егоров, К.К. Ельницкий, П.Ф. Каптерев, Н.А. Константинов, Д.О. Лордкипанидзе, Е.Н. Медынский, А.П. Пинкевич, А.И. Пискунов, В.Я. Струминский, М.Ф. Шабаева и др.). Нужно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.