Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ И ТЕХНИК В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ И ТЕХНИК В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИЯ / НОВШЕСТВО / СОВОКУПНОСТЬ ХАРАКТЕРИСТИК И КОМПЕТЕНЦИЙ / ГОТОВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королькова Юлия Васильевна, Шалыгина Ольга Николаевна

В статье на основании анализа существующих категорий предложена характеристика инновационного воспитательного потенциала педагога, нормативные основания для детализации его структурных компонентов и способы развития посредством реализации программ повышения квалификации специалистов в области воспитания с акцентом на интерактивных и рефлексивных техниках работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королькова Юлия Васильевна, Шалыгина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MODERN AP-PROACHES AND TECHNIQUES IN THE DEVELOPMENT OF IN-NOVATIVE EDUCATIONAL PO-TENTIAL OF A TEACHER

Based on the analysis of existing categories, the article offers a characteristic of the innovative educational potential of a teacher, normative grounds for detailing its structural components and ways of development through the implementation of professional development programs for specialists in the field of education with an emphasis on interactive and reflexive techniques of work.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ И ТЕХНИК В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА»

известные исследователи Сибири (Н.Ф. Катанов, П.Е. Островских, А.П. Мостиц, М.И. Райков и др.) [5]. Не случайно «стремления к личностному развитию» включены И.Т. Савенковым в целевой ориентир. При КУС была образцовая школа, в которой они могли практиковаться. Большое внимание уделял И.Т. Савенков педагогическому составу своего учебного заведения, все педагоги имели высшее образование, научные интересы и хобби. К.Д. Ушинский требований к кадровому составу семинарии в своей статье не обозначил.

КУИ также как и КУС был создан как закрытое заведение. Пансиона, интерната или общежития при Красноярском учительском институте не было. Все воспитанники жили дома, у родственников или на квартирах. Присутствовали вступительные испытания, но прием в институт носил достаточно формальный характер и в 1916 году испытания проводились по программе Иркутского учительского института. «Приемная программа» включала больше предметов и кроме Закона Божьего, арифметики и географии (КУС) поступающие в КУИ проходили устно или письменно испытания по русскому языку и словесности алгебре, геометрии истории, естествоведению и физике. При институте также была школа (городское училище). Из 9 человек, служащих в КУИ, двое было штатных и семеро-совместите. Штатные педагоги имели университетское образование. Воплощении идей Ушинского в КУИ также присутствует, но скорее по формальным признакам (отраженным в Положении), чем через внимательное прочтение и понимание замысла педагога. Мы уже отмечали, что в КУС больше внимания уделялось воспитанию и формированию важных для учителя качеств личности, что в меньшей степени получило отражение в программах КУИ. В какой-то мере это может быть объяснено малым сроком существования института. Отдельно отметим, что Красноярск конца XIX-начала ХХ вв. идеально подходил под требование «небольшого города, неподалеку от центров образования» [5, С. 86].

В связи с событиями 1917-19 гг. прежний уклад КУС и КУИ был нарушен и только а 1920 году по распоряжению СибОНО (Сибирского отдела народного образования), три педагогических учебных заведения г. Красноярска: КУИ (Красноярский учительский институт, с марта 1920 года - педагогический), КУС (Красноярская учительская семинария) и трехгодичные педагогические курсы были объединены в ИНО (Красноярский институт народного образования), который получил статус высшего учебного заведения.

Таким образом, сравнительный анализ проекта учительской семинарии и сибирского варианта его реализации в КУС и КУИ показал, насколько приближена к замыслу К.Д. Ушинского КУС, но при этом ее директор и единомышленники не копируя, смогли использовать ресурс сибирской природы, сохранить интерес педагогов семинарии в активном исследовании Сибири, и привлечь к участию воспитанников, обратить внимание к религиозно-нравственным ценностям российского сибиряка. Такое внимательное, аккуратное прочтение и реализация идей К.Д. Ушинского дает нам образец творческого осмысления педагогического наследия прошлого.

Литература:

1. Меньшиков, В.М. Ушинский о подготовке учителя / В.М. Меньшиков, Л.И. Мищенко // К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. Под ред. Е.П. Белозерцева. - М.: Роман-газета, 1994. - 192 с. - С.151-160

2. Объявление от Красноярской учительской семинарии. Приемная программа // Енисейские епархиальные ведомости.

- 1884. - №8. - С. 120-128

3. Положение о городских училищах и учительских институтах (1872) // М.А. Гончаров. - URL: Государственно-общественное управление педагогическим образованием в России в XVIII - начале XX века М.А. Гончарова: онлайн чтение

- страница 19 (iknigi.net) (дата обращения 10.03.2023)

4. Савенков, И.Т. Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий и народным учителям. О главнейших обязанностях сельского учителя» / И.Т. Савенков. - Красноярск, тип Жилина, 1892. - 51 с.

5. Савенков, И.Т.: педагог-новатор. Проект Красноярского краеведческого музея и Минусинского краеведческого музея [www document]. - URL: Выпуск 2. Педагог-новатор (kkkm.ru) (дата обращения 20.02.2023)

6. Ушинский, К.Д. Проект учительской семинарии / К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - 496 с. - С. 81-88

7. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с. - С. 194-256

8. Учитель русской народной школы и его обязанности. Дидактический сборник / Сост.: Ив. Т. Савенков». - Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1900. - 526 с.

9. Шилов, А.И. Общее и профессиональное образование в г. Красноярске в конце XIX - начале ХХ вв. / А.И. Шилов, А.А. Григорян, П.С. Филиппова, Н.В. Шилова. - Красноярск: КГПУ, 2013. - 236 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании Королькова Юлия Васильевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального

образования «Ставропольский краевой институт развития образования,

повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного

и начального образования Шалыгина Ольга Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ И ТЕХНИК В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье на основании анализа существующих категорий предложена характеристика инновационного воспитательного потенциала педагога, нормативные основания для детализации его структурных компонентов и способы развития посредством реализации программ повышения квалификации специалистов в области воспитания с акцентом на интерактивных и рефлексивных техниках работы.

Ключевые слова: инновационный потенциал педагога, воспитательный потенциал, инновация, новшество, совокупность характеристик и компетенций, готовность, развитие инновационного воспитательного потенциала педагога.

Annotation. Based on the analysis of existing categories, the article offers a characteristic of the innovative educational potential of a teacher, normative grounds for detailing its structural components and ways of development through the implementation of

professional development programs for specialists in the field of education with an emphasis on interactive and reflexive techniques of work.

Key words: innovative potential of a teacher, educational potential, innovation, innovation, a set of characteristics and competencies, readiness, development of innovative educational potential of a teacher.

Введение. Образовательная парадигма двадцать первого века задаёт весьма непростой, комплексный вектор требований не только к результатам освоения школьных программ и соответствия стандартам, отражающийся в «портрете» выпускника, но и к непрерывной подготовке педагога. Инновационный стиль педагогической и, в частности, воспитательной деятельности в детских коллективах школ продиктован необходимостью формирования ключевых компетенций, функциональной грамотности, ответственной гражданской позиции, развития навыков самоконтроля и закономерным стремлением быть интересным и авторитетным наставником на этапах взросления личности современной гаджетовой эпохи, подверженной динамичной информационно-культурной трансформации. С этих позиций закономерно, что психосоциальные факторы, методические основы и пути развития инновационного воспитательного потенциала педагогических работников являются весомым звеном в вопросах изучения подходов к повышению качества воспитания российских школьников.

Изложение основного материала статьи. Определения и признаки инновационного потенциала педагога, предлагаемые научно-педагогическими источниками, сводятся к рассмотрению его как совокупности определённых характеристик личности педагога (преподавателя) - социокультурных, творческих и т.п., позволяющих ему совершенствовать свою профессиональную деятельность. Ключевым в этих подходах является выраженная готовность субъекта к такому совершенствованию, то есть некая открытость для проявления инициативы и как условие, и как следствие его профессионального роста. При этом важен внутренний ресурс, который обеспечит нестандартные решения, творческую переработку, поиск средств и методов [21, [111.

Князева М.М. примеряет параметры инновационного потенциала и к отдельной личности педагога, и к педагогическому коллективу, говоря о его способности воплощать инновационные образовательные подходы, технологии и т.п. или же об отсутствии таковой. В число параметров, свидетельствующих об инновационном потенциале, автор включает способность генерировать, проектировать, моделировать новые представления и идеи в практической деятельности; «культурно-эстетическую развитость и образованность», связанную с миром культуры и эмоций; принятие нового, даже отличного от собственных установок, основанное на гибкости мышления, толерантности и т.п. [7]. При этом выделены два принципа, на базисе которых складывается определение инновационного педагогического потенциала, указывающие на признание ценности педагогом себя как личности (первый) и воспитанника, с ориентацией на творческие интересы для сотрудничества (второй).

Инновационный потенциал педагогического работника априори связан с категориями инноваций, новаций, новшеств, нововведений, новизны, однако в терминологии они нередко взаимозаменяемы, и «новое» в сфере образования также нередко носит условный характер. Даже в словаре Ожегова С.И. это прилагательное имеет ряд значений, в том числе -созданный впервые, ранее не существовавший; относящийся к недавнему прошлому; малоизвестный, досконально не изученный.

Борисова Н.Г., Бугрин В.П. рассматривают инновацию как новшество в образовательной технологии, радикально или частично меняющее образовательный процесс [1].

Лебедева Л.Д. считает, что инновация как понятие объединяет новации и нововведения, и советует исследовать его в качестве предмета, процесса и результата учебно-воспитательной работы [6].

Кларин М.В., дифференцируя инновации в образовании на «инновации-модернизации» и «инновации-трансформации», очерчивает возможности обновления педагогического процесса с разной степенью педагогического и ученического творчества, посредством улучшения качества за счёт изменения подходов в рамках традиционной (репродуктивной) системы или же за счёт перестройки самой сущности обучения и придания ему исследовательских черт [51, [41.

При всей многочисленности и многоаспектности материалов, связанных с инновационным ресурсом системы образования и личности учителя, наблюдается недостаточное внимание к воспитательному конструкту инновационного потенциала педагога. Каким содержанием можно представить его инновационный воспитательный потенциал?

Словосочетание «воспитательный потенциал» как термин имеет место в научной литературе, но трактуется неоднозначно. Чаще его анализируют применительно к функционированию какого-либо социального института. Например, Белошапка И.Г., называя его социально-психологическим фактором для личностного развития, указывает на воспитательный потенциал образовательного процесса, который влияет на создание воспитательной системы и взаимоотношения участников воспитательного процесса. Герлах И.В. также рассуждает о воспитательном потенциале образовательного процесса, но как форме способности к творческой деятельности. По мнению Дмитриенко Е.А., воспитательный потенциал включает ценности, инициативы, эксперименты, призван удовлетворять потребности, преобразовывать среду, модернизировать стереотипы [31.

Ещё основатель педагогики как науки, новатор-гуманист Ушинский К.Д. (200-летие со дня рождения которого ознаменовало 2023 год, объявленный в России Годом педагога и наставника) был противником разделения учения и воспитания на самостоятельные направления, подчёркивал единство этих двух начал и понятию «учитель-предметник» присуждал невысокий уровень педагогической подготовки. Каждый не только работающий учитель, но и студент педвуза или колледжа знает, что учить, не воспитывая - невозможно. Знает и то, что воспитательная функция возложена на всех работников школы, однако превалирующей среди всех она является для классного руководителя и сегодня - для советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

В Методических рекомендациях по осуществлению классного руководства в общеобразовательных организациях (2020 год) зафиксированы правовые основы, цели, принципы деятельности классного руководителя, а также уточнена инвариантная её часть. Обобщённо обозначим шесть её направлений: воспитание и социализация личности школьника; воспитание коллектива класса; воспитание через взаимодействие с родителями школьников; воспитание через взаимодействие с педколлективом; воспитание через сотрудничество с социальными партнёрами; ведение требуемой документации (классный журнал, план работы). В этом же документе названы приоритетные задачи по организации классного руководства - это обеспечение комфортных условий в классе, гуманизация межличностных отношений, высокий уровень духовно-нравственного развития и готовность следования традиционным ценностям, формирование твёрдых убеждений относительно негативных и приносящих вред социальных явлений, активная гражданская позиция, чувство сопричастности и единения с народом России, реализация детьми своего потенциала, в том числе лидерского, и другие [81.

С текущего учебного года уже сорок пять субъектов России ввели в свои школы должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в целях реализации проекта «Патриотическое воспитание», а с 2023-2024 учебного года это произойдёт во всех регионах. Воспитательное значение этой должности для

системы образования и подрастающего поколения сложно переоценить, учитывая, что советник призван выполнять административную, просветительскую, педагогическую, консультативную, профилактическую нагрузку в отношении участников образовательных отношений школы, а его должность с 2022 года включена в номенклатуру должностей педагогических работников.

Определению и методологическому наполнению инновационного воспитательного потенциала педагогов могут также помочь профессиональные стандарты «Специалист в области воспитания» (утверждён в 2017 году) и «Специалист по работе с молодёжью» (утверждён в 2020 году). Такие трудовые действия, как «вовлечение обучающихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания», «организационно-методическое сопровождение досуговых мероприятий», «проведение коллективных творческих, массовых мероприятий» [9] сопряжены с реализацией инновационных воспитательных подходов.

Таким образом, инновационный воспитательный потенциал педагога попытаемся определить как комплекс его личностных характеристик и компетенций, отражающий: 1) нацеленность на обновление и совершенствование подходов к собственной воспитательной деятельности; 2) способность к непрерывному саморазвитию в области воспитательных систем и технологий; 3) стремление к творческому преобразованию воспитательного пространства образовательной организации через применение новых современных форм и методов воспитательной деятельности с детьми по основным направлениям воспитания, соответствующих возрастным, ценностным, полоролевым, этнокультурным особенностям и ориентациям, на основе базовых национальных ценностей России.

Три обозначенные компонента сфокусированы на формировании российской гражданской идентичности, патриотизма и социальной солидарности, воспитании чувства ответственности, долга, неравнодушия к происходящим социокультурным процессам; на становлении и поддержке детского коллектива, ученического самоуправления, детско-юношеских общественных объединений; на организации досуговой, игровой, проектной деятельности детей и подростков и т.д.

Заданный нашим определением перечень свойств можно считать довольно статичным, но содержание воспитания, в которое он обращён, способно видоизменяться ввиду интенсивной динамики событий повседневной жизни, общественно-политических и правовых норм, культурно-мировоззренческих тенденций. Возможно ли, с учётом этого, качественное развитие инновационного воспитательного потенциала педагога, осуществляемое и стимулируемое извне? Или же прогрессом способен управлять исключительно сам субъект воспитательной деятельности - носитель своего инновационного воспитательного потенциала?

С одной стороны, внутренняя мотивация педагога служит мощнейшим фактором и непременным условием такого (как и любого другого) развития. С другой - если инновационный воспитательный потенциал есть комплекс, включающий, наряду с прочим, некий набор компетенций, то их можно развивать, совершенствовать! В этой связи рассмотрим возможные организационные подходы к развитию инновационного воспитательного потенциала педагогов современной школы.

В Ставропольском крае для специалистов в области воспитания, работников системы дополнительного образования и педагогов, осуществляющих классное руководство, советников директоров по воспитанию подготовлены и реализуются программы повышения квалификации (краевой институт развития образования, краевой педагогический институт): «Технологии деятельностного типа в современном воспитательном процессе», «Деятельность советника директора школы по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями», «Патриотическое воспитание школьников: проектирование, реализация, контроль» и ряд других.

Актуальность программ подтверждается усилившейся потребностью современных детей и подростков в непосредственной включённости в воспитательные процессы выбора, проектирования, корректировки и принятия решений, формирования ценностных ориентаций и субъектной жизненной (социальной) позиции, а также существующим отрывом ряда школьных воспитательных систем, с преобладающими традиционными механизмами воспитания и социализации, от современных социокультурных реалий и практик, основанных на интерактивном взаимодействии и конструктивном творческом подходе. Включённые в учебно-тематическое планирование темы курсовой подготовки в очно-дистанционном режиме занятий позволяют слушателям раскрывать инновационный воспитательный потенциал при выполнении индивидуальных и групповых заданий, а также развивать его, в том числе в имитационном моделировании:

- «Коммуникативные навыки как условие реализации деятельностного подхода в воспитании»;

- «Воспитание ученического коллектива средствами активной и интерактивной образовательных стратегий»;

- «Игра и её воспитательные ресурсы»;

- «Технология развития критического мышления»;

- «Теоретико-методические основы использования кейс-технологий в воспитательном процессе»;

- «Квест-технология как исследовательская альтернатива традиционным подходам к обучению и воспитанию»;

- «Ресурсы технологий деятельностного типа в развитии функциональной грамотности субъектов воспитательного процесса»;

- «Деятельностные технологии воспитания как здоровьесберегающий феномен современной школы»;

- «Возможности кросс-культурных техник в поликультурном воспитательном пространстве ОО. Культурный ассимилятор»;

- «Активные формы организации досуга детей и молодёжи. Современные творческие инициативы: флешмоб, фотокросс, челлендж».

Остановимся также на некоторых современных формах и техниках, которые, решая крупный спектр методических задач, способны оказывать влияние и на повышение уровня инновационного воспитательного потенциала педагогических кадров в период курсовых мероприятий, семинарских встреч, мастер-классов, стажировок. При этом, называя их, наверное, следует принимать во внимание новый федеральный закон, направленный на защиту русского языка, принятый Государственной Думой 16 февраля 2023 года, который ограничивает возможности использования в официальных источниках иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке. Вместе с тем, наименования многих форм, техник, методов воспринимаются как уже устоявшиеся, и замена их на одно-два поясняющих русских слова бывает затруднительна.

Например, «SWOT-анализ», являющийся в первоисточниках методом стратегического планирования для работы бизнес-компаний. Он служит оценке факторов, влияющих на текущее состояние и развитие чего-либо, высвечивает сильные и слабые стороны процессов, помогает делать выводы и строить перспективы (название - от первых букв английских слов: сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы). Так, педагогу, занимающемуся воспитательной работой, можно предложить проанализировать устно или заполнить таблицу по указанным четырём пунктам при реализации какого-то из направлений воспитания по ФГОС, или при составлении рабочей программы воспитания, или при апробации инновационной формы культурно-досуговой деятельности. Очевиден рефлексивный характер метода, и неожиданно обнаруженные риски могут стать мотивационным толчком и подвести к новым вариантам выполнения задуманного.

«Форсайт-сессии» - позволяют прогнозировать и моделировать желаемую картину будущего (период оговаривается в зависимости от цели, объекта, процесса). Здесь усилен мотивационный аспект, поскольку участники проектируют собственную текущую деятельность: каждый педагог словно приобретает для себя индивидуальную дорожную карту, следуя которой, будет добиваться воспитательного результата. Примерная последовательность форсайт-сессии сложена этапами создания образа (к чему идём), создание маршрута для перехода «из сейчас в завтра» (как идём) и создание конкретного механизма достижения, включающего проекты, договорённости, события (что предпринимаем, чтобы прийти). Участие в форсайт-сессии приводит к пониманию того, что будущий результат напрямую связан с затраченными усилиями, креативностью и продуктивностью мышления, что он вариативен, но иногда непредсказуем. Поэтому важно наметить узловые точки, чтобы скорректировать воспитательные решения в случае необходимости.

Например, группе классных руководителей можно предложить форсайт-сессию «Мой пятый «В» уже седьмой», «От классного часа - к классной неделе», а советникам директора по воспитанию, педагогам-организаторам - «Олимпиадная панорама: невозможно пропустить», «Движение первых в нашей школе» и т.п. Генерация образов и выработка совместных решений положительно влияют на инновационный воспитательный ресурс педагогов-участников.

Несмотря на то, что объективно измерить уровень инновационного воспитательного педагогических кадров не представляется возможным, методы анкетирования, интервьюирования, праксиметрические методы, а также диагностика креативности в динамике, адаптированная для профессиональной деятельности в области воспитания, позволяют свидетельствовать, что инновационный потенциал педагога не является раз и навсегда заданным параметром. Он пребывает в движении, обусловленном внешними и внутренними стимулами, и нуждается в развитии.

Выводы. Анализ понятий «инновационный потенциал» и «воспитательный потенциал» в сфере современного образования приводит к возможности рассматривать специфику «инновационного воспитательного потенциала педагога», содержательные аспекты которого должны базироваться, на наш взгляд, не только на психологическом портрете педагога (характерологические, типологические и др. признаки), но и на соответствующих нормативных основаниях и стандартах. Условиями его развития служат компетентностный подход, непрерывность инновационной практики, долгосрочность инициатив, корректный подбор организационных подходов и интерактивных техник с обязательной рефлексивной составляющей.

Литература:

1. Борисова, Н.Г. Терминологическое пространство образовательных технологий / Н.Г. Борисова, В.П. Бугрин. -Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 52 с.

2. Глоссарий современного образования / [В.И. Астахова и др.]; под ред. Е.Ю. Усик. - Харьков: НУА, 2014. - 532с.

3. Дьяков, И.А. Содержание категории «воспитательный потенциал» в современных исследованиях / И.А.Дьяков // Современное педагогическое образование. - 2021. - №5. - С. 271-273

4. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели / М.В.Кларин. - Москва: Наука, 1997. - 223 с.

5. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. - Москва: Арена, 1994. - 222 с.

6. Лебедева, Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация / Л.Д. Лебедева // Педагогика. - 2001. - № 10. - С. 21-25

7. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / [Н.Б. Крылова и др.]; под ред. Н.Б. Крыловой. - Москва: Институт педагогических инноваций РАО, 1995. - 110 с.

8. Письмо Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях»)

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 года № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»»

10. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон №304-ФЗ: [принят Государственной Думой 22 июля 2020 г.: одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 г.]

11. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Сост. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. -Москва: Компания Спутник+, 2006. - 189 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Москалец Юлия Васильевна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ - СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. Данная статья включала в себя обсуждение проблемы буллинга в школах. Были рассмотрены основные характеристики детей, которые могут стать жертвами травли, а также причины появления буллинга. Особое внимание уделено необходимости профилактики данной проблемы в школьной среде, в том числе различными методами, которые можно использовать для создания безопасной и дружественной атмосферы в классе и школе в целом. В заключении подчеркивается важность повышения осведомленности о проблеме буллинга и реализации эффективных мер для ее решения в образовательной среде.

Ключевые слова: школьный буллинг, травля, образовательное учреждение, профилактика буллинга. Annotation. This conversation covered the issue of bullying in schools. The main characteristics of children who may become victims of bullying were discussed, as well as the reasons for the emergence of bullying. Special attention was paid to the need for prevention of this problem in the school environment, including various methods that can be used to create a safe and friendly atmosphere in the classroom and school as a whole. In conclusion, the importance of raising awareness about the problem of bullying and implementing effective measures to solve it in the educational environment is emphasized. Key words: school bullying, bullying, educational institution, bullying prevention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.