Научная статья на тему 'Служение Отечеству как принцип народной педагогики'

Служение Отечеству как принцип народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К.Д. Ушинский / русская педагогика / русское просвещение / русская национальная школа / народное образование / история педагогической мысли / философия образования / педагогическая антропология / патриотизм / культурная идентичность / цивилизационный суверенитет / K.D. Ushinsky / Russian pedagogy / Russian education / Russian national school / folk education / history of pedagogical thought / philosophy of education / pedagogical anthropology / patriotism / cultural identity / civilizational sovereignty

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченя Павел Петрович

Рецензируемая книга В.Ю. Бельского опубликована в «Год педагога и наставника» и посвящена 200-летию великого русского педагога и наставника К.Д. Ушинского. Эта монография рассматривается как актуальный ответ на важные вызовы современности, в том числе в контексте ведущейся против России информационно-психологической войны. Теоретическое исследование идейного наследия К.Д. Ушинского имеет практическую значимость для защиты стратегических национальных приоритетов современной России и традиционных духовно-нравственных ценностей Российской цивилизации. Вестернизация отечественной системы народного образования является серьезной угрозой национальной безопасности, культурной идентичности и цивилизационному суверенитету России. Автор рецензии выражает солидарность с автором рецензируемой книги в том, что необходимо возрождать национальную систему патриотического воспитания молодежи. В этом смысле особое значение имеют идеи служения Отечеству, защиты исторической памяти и опоры на предков как нравственные основы народного образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марченя Павел Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Service to the Fatherland as a principle of folk pedagogy

The book under review by V.Yu. Belsky was published in the “Year of the Teacher and Mentor” and dedicated to the 200th anniversary of the great Russian teacher and mentor K.D. Ushinsky. This monograph is considered as an up-to-date response to the important challenges of our time, including in the context of the information and psychological war being waged against Russia. Theoretical study of the ideological heritage of K.D. Ushinsky has practical significance for protecting the strategic national priorities of modern Russia and the traditional spiritual and moral values of Russian civilization. Westernization of the domestic public education system is a serious threat to the national security, cultural identity and civilizational sovereignty of Russia. The author of the review expresses solidarity with the author of the book under review that it is necessary to revive the national system of patriotic education of youth. In this sense, the ideas of serving the Fatherland, protecting historical memory and relying on ancestors as the moral foundations of public education in Russia are of particular importance.

Текст научной работы на тему «Служение Отечеству как принцип народной педагогики»

Марченя П.П. Служение Отечеству как принцип народной педагогики

7 января 2024 20:00 // 2024-1(38)

Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12. № 1. С. 7-7.

Nauka. Obsestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 1. P. 7-7.

УДК: 93/99 + 37:929 Ушинский DOI: 10.24412/2311-1763-2024-1-7-7

Поступила в редакцию: 16.11.2023 г. Опубликована: 08.01.2024 г. Submitted: November 16, 2023 Published online: January 8, 2024

Для цитирования: Марченя П.П. Служение Отечеству как принцип народной педагогики [Рецензия на кн.: Бельский В.Ю. К.Д. Ушинский и русское просвещение: монография. М.: Русайнс, 2023. 246 с.] // Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12, №1(38). С. 7-7.

https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-1-7-7.

For citation: Marchenya P.P. Service to the Fatherland as a principle of folk pedagogy [Book review: Belsky V.Yu. K.D. Ushinsky and Russian education: a monograph. M.: Rusayns, 2023. 246 p.]. - Nauka. Obsestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2024;12(1):7-7. (In Russ.).

https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-1-7-7.

Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось. Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.

© 2024 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ © 2024 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)

ИСТОРИОГРАФИЯ

Рецензия

СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ КАК ПРИНЦИП НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Бельский В.Ю. К.Д. Ушинский и русское просвещение: монография. М.: Русайнс, 2023. 246 с.

Марченя Павел Петрович 1

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя,

г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8943-2640, e-mail: marchenyap@gmail.com

Аннотация:

Рецензируемая книга В.Ю. Бельского опубликована в «Год педагога и наставника» и посвящена 200-летию великого русского педагога и наставника К.Д. Ушинского. Эта монография рассматривается как актуальный ответ на важные вызовы современности, в том числе в контексте ведущейся против России информационно-психологической войны. Теоретическое исследование идейного наследия К.Д. Ушинского имеет практическую значимость для защиты стратегических национальных приоритетов современной России и традиционных духовно-нравственных ценностей Российской цивилизации. Вестернизация отечественной системы народного образования является серьезной угрозой национальной безопасности, культурной идентичности и цивилизационному суверенитету России. Автор рецензии выражает солидарность с автором рецензируемой книги в том, что необходимо возрождать национальную систему патриотического воспитания молодежи. В этом смысле особое значение имеют идеи служения Отечеству, защиты исторической памяти и опоры на предков как нравственные основы народного образования в России.

Ключевые слова: К.Д. Ушинский, русская педагогика, русское просвещение, русская национальная школа, народное образование, история педагогической мысли, философия образования, педагогическая антропология, патриотизм, культурная идентичность, цивилизационный суверенитет

ВВЕДЕНИЕ

В 2023 году, Указом Президента России объявленном «Годом педагога и наставника», исполнилось 200 лет со Дня рождения великого педагога и наставника, просветителя, основоположника отечественной научной педагогики и национальной школы [6], социального мыслителя-гуманиста, сформировавшего авторскую теорию нравственного воспитания, приближающего человека к его светлому будущему [21], патриарха русской традиции педагогической антропологии в современной философии образования [5], заслуженно именуемого в специальной литературе «Учителем русских учителей» [см., напр.: 1, с. 42-66; 11], Константина Дмитриевича Ушинского. Монография В.Ю. Бельского «К.Д. Ушинский и русское просвещение» [2] написана в рамках смысловых координат, заданных этими двумя знаменательными историческими поводами, и с целью актуализации творческого наследия Ушинского.

Это уникальное наследие, как и его рецензируемое монографическое исследование, ценны и востребованы сегодня, в том числе и в контексте ведущейся против России информационно-психологической (и не только) войны и необходимости восстанавливать во многом разрушенное насильственной вестернизацией отечественное народное образование и возрождать национальную систему патриотического воспитания молодежи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Российской цивилизации, а не якобы «универсальных» стандартов коллективного Запада.

ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕЙНОГО НАСЛЕДИЯ К.Д. УШИНСКОГО

В рецензируемой монографии, адресованной специалистам в области гуманитарных наук, аспирантам, студентам и всем, интересующимся развитием русской философии и педагогической науки, В.Ю. Бельским бережно рассмотрены актуальные философские и педагогические аспекты творчества К.Д. Ушинского в контексте его биографии, мировоззренческих исканий и исторического развития русской культуры.

Основное внимание уделено исследованию основанного Ушинским актуального культурно-просветительского проекта, который содержательно раскрывается в трех основных формах:

социально-антропологическая теория гражданского общества;

философия образования, нацеленная на осмысление важнейших проблем национальной школы и принципов формирования культурной идентичности;

педагогическая антропология как методологическая основа педагогической науки.

По структуре монография представлена (кроме введения и библиографии) 26 главами, охватывающими основные этапы биографии Ушинского и эволюции его мировоззрения, расположенными последовательно в проблемно-хронологическом порядке. Продуманность изложения отражает многолетние исследования как самого великого педагога, так и автора посвященной ему монографии.

Уже во «Введении», отмечая «народность» Ушинского и уместно припомнив классическую оценку, данную создателю российской педагогической науки еще его соавтором по «Родному слову» Л.Н. Модзалевским («Ушинский - это наш народный педагог, так же как Пушкин - наш народный поэт, Ломоносов - первый народный ученый, Глинка - народный композитор, а Суворов - народный полководец») [2, с. 4], автор монографии отмечает, что «более широкого понимания деятельность К.Д. Ушинского в научной литературе все же не получила: историки русской философии и общественной мысли внимания ему практически не уделяли. И это - несправедливо. К.Д. Ушинский был не столько педагогом, сколько мыслителем, просветителем, а также экономистом, общественным деятелем, патриотом и гражданином» [2, с. 4].

Кратко обобщив основные научные интересы и достижения Ушинского в различных сферах, автор особо выделил идею народности, которая «присутствует как открытая, интегрирующая национальная идея» [2, с. 5], а также антропологическую тему разработанного «учителем русских учителей» культурно-просветительского проекта, подчеркнув его злободневность в контексте реализации стратегических национальных приоритетов современной России и защиты традиционных духовно-нравственных ценностей Российской цивилизации: «Важнейший принцип этого проекта - сочетание культурной традиции, опирающейся на православие и народность, и социальных новаций Нового времени -гражданского общества, модернизации хозяйственной деятельности и широкого использования науки. В исторической ретроспективе этот проект оказался в тени радикальных идеологий, увлекших Россию на путь революций и потрясений. Современная Россия вполне может рассматривать этот проект как актуальный набросок, концептуальный этюд, определяющий стратегию ее общественного и культурного развития» [2, с. 6].

В главах, посвященных биографии Ушинского и становлению его взглядов, автору монографии удалось показать самый широкий контекст общественной, философской и научной жизни России («в истории России со всеми ее изломами» [2, с. 191] и творческих поисков выдающегося русского мыслителя.

В заключении своей книги Бельский дает следующую оценку мировоззренческим итогам жизненного пути Ушинского: «Для Ушинского главным убеждением стало то, что недостойно человеку ставить перед собой цели в жизни, которые не согласуются с жизнью свободной души. Он отвергал обманы сторонников эвдемонизма или эпикуреизма, которые направляют людей к поискам наслаждений и средств для удовлетворения этих наслаждений. Он отвергал и соблазны сторонников стоицизма, которые учат пренебрегать наслаждениями и страданиями и искать выше всего свободы - это значит тоже обманывать человека и гнать его в безбрежную пустыню. Обучение человека должно помогать ему в высших смыслах жизни. Настоящий человек нуждается в деятельности, которая могла бы наполнять и его душу, и саму его жизнь смыслом. Вот живая цель истинного воспитания...» [2, с. 236].

Представляется очевидным, что как сама монография В.Ю. Бельского, так и - тем более - актуализируемые в ней идеи К.Д. Ушинского (многие из которых ранее оказались, к сожалению, надолго «выпавшими» из научного оборота) имеют высокую ценность не только для педагогов и философов, но и для всего экспертного сообщества России, в настоящее время мучительно освобождающейся от засилья пытавшегося ее «отменить» прозападного либерализма и стремящейся обрести надежную идейную опору в родной истории и культуре, в традиционных духовно-нравственных ценностях собственной, а не иной, цивилизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вестернизация отечественной системы народного образования, которая началась после разрушения СССР и достигла карикатурных форм в ходе так называемого «Болонского процесса», является исключительно серьезной угрозой национальной безопасности, культурной идентичности и цивилизационному суверенитету России [8]. Наднациональные образовательные проекты, подобные «Болонской системе», «вытесняют национальную идентичность. <...> И, тем не менее, сегодня цивилизационный проект России не может игнорировать проблему национальной идентичности... <...> В эпоху мрачного шествия мультикультурализма и трансгуманизма, проблема народности вновь становится актуальной» [3, с. 8].

Подробно исследованные В.Ю. Бельским патриотические идеалы педагогической антропологии и нравственного воспитания К.Д. Ушинского, принцип народности [см., напр., также: 20] русской школы, осмысленный отказ от слепого подражания Западу и заимствования чуждых отечественной культуре псевдопедагогических и прочих, претендующих на «универсальность», западноевропейских стандартов, обращение к родным корням, к опыту собственных предков, ориентация на служение Родине - это именно то, что требуется нашему образованию в современной ситуации, когда наконец-то подлинное служение Отечеству снова рассматривается как одна из базовых традиционных духовно-нравственных ценностей России, консолидирующих нацию, выступающих в качестве ценностного ядра цивилизации, формирующих единый культурный код, лежащий в основе общероссийской идентичности, патриотизма и гражданственности [16].

Как справедливо отметил В.Ю. Бельский, «К.Д. Ушинский - прежде всего человек мировоззренческой идеи и нравственного выбора. Служение Отечеству - главный принцип его жизни, определяющий логику мышления, особенности судьбы и характер принятых практических решений. Его педагогическая работа в практическом и теоретическом аспектах была производной от его просветительской позиции и философского осмысления основных задач развития России, от его способа разрешения проблемы человека и общества» [2, с. 5]. И как пронзительно актуально сейчас звучат слова Ушинского: «Мы до сих пор пользовались иноземными убеждениями, зато мы и меняли их легко, зато они и прививались к нам плохо, и приносили мало существенной пользы. Но в настоящее время Западная Европа дала нам страшный урок: тысячи ее убеждений сразились и рассыпались как прах. Теперь нам, к счастью или к

несчастью, но уже нечему подражать: где за границей мы найдем убеждение, которое мы могли бы признать своим?» [19, с. 190-191]. Или: «...Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [18, с. 160]; «...Общей системы народного воспитания для всех народов не существует, не только на практике, но и в теории... У каждого народа своя особенная национальная система воспитания; а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным» [18, с. 165].

Неслучайно, подчеркивая «императив национального самопознания в педагогике К.Д. Ушинского», современный исследователь В.Ю. Даренский приходит к выводу: «Без "россиецентрического" воспитания и образования новые поколения не смогут сохранить Россию как великую державу, поскольку просто не будут понимать, зачем это нужно» [7, с. 114]. Благодаря возвращению к нравственно-патриотическому и цивилизационно ориентированному воспитанию (включающему, в том числе, защиту исторической памяти как стратегический национальный приоритет России [10], бережное отношение к исторической правде и обязательное противодействие пропаганде фашизма, экстремизма и сепаратизма [9], избавление нашего образования от методологического влияния западоцентристских транзитологических схем и всевозможных русофобских мифологем [13; 14]) будет возможно, в частности, и решение проблемы, которая «заключается в том, чтобы молодежь, в том числе и студенческая, имела надежную прививку от манипулирования ею с целью реализации деструктивных политических сценариев» [17].

Идеи Ушинского дают возможность через национальную школу восстановить преемственность поколений и живую связь с предками. Важно научить подрастающие поколения, что «мы - часть наших предков, продолжение их идей, мыслей, поступков. Мы живем тем божественным импульсом, который создал Русское государство, породил тысячи святых и героев, дал миру великих писателей, поэтов, художников, ученых» [15, с. 5].

Автор настоящей рецензии выражает полную солидарность с автором рецензируемой книги в том, что необходимо возрождать национальную систему патриотического воспитания молодежи в России. И в этом смысле сегодня исключительно важно вернуть в теоретический и практический оборот идейное наследие К.Д. Ушинского, в особенности его принципы служения Отечеству, защиты исторической памяти и опоры на предков как нравственные основы народного образования в России.

Более того, в современной ситуации служение Отечеству с опорой на предков как главную объединяющую силу истории [4] является решающим идеологическим условием нашей победы в противостоянии с коллективным Западом [12].

Список литературы

1. Антропологическая педагогика К.Д. Ушинского в XXI веке / отв. ред. Т.Д. Скуднова. Таганрог: Волошина О.И., 2023. 146 с. EDN: QEEQQM

2. Бельский В.Ю. К.Д. Ушинский и русское просвещение. М.: Русайнс, 2023. 246 с. EDN: GHIGFI

3. Бельский В.Ю. К.Д. Ушинский об общем и особенном в национальных системах воспитания и проблемы формирования современной стратегии философии образования // Социально-гуманитарное обозрение. 2018. № 4. С. 8-11. EDN: YLLLGX

4. Бельский В.Ю. Память предков: объединяющая сила истории [Рецензия на кн.: Кикнадзе В.Г. Сила V правде. Защита исторической памяти как стратегический национальный приоритет России. Москва: Вече, 2022. 320 с.] // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11. № 2 (35). С. 22-22. DOI: https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-2-22-22.. EDN: ZXAWCK

5. Бельский В.Ю. Русская традиция педагогической антропологии в современной философии образовании // Социально-гуманитарное обозрение. 2019. № 2. С. 5-8. EDN: WMMEKC

6. Гончаров И.Ф. К.Д. Ушинский и русская национальная школа // Вестник Герценовского университета. 2009. № 3. С. 69-77. EDN: NRTTNN

7. Даренский В.Ю. Императив национального самопознания в педагогике К.Д. Ушинского // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2019. № 2. С. 109-114. EDN: LTRYSN

8. Золкин А.Л. Цивилизационный суверенитет, культурная идентичность и этическая позиция. М.: Шелест, 2021. 308 с. EDN:ZYMJND

9. Кикнадзе В.Г. Российская политика защиты исторической правды и противодействия пропаганде фашизма, экстремизма и сепаратизма. М.: Прометей, 2021. 800 с. EDN : RLLSSZ

10. Кикнадзе В.Г. Сила V правде. Защита исторической памяти как стратегический национальный приоритет России. М.: Вече, 2022. 320 с.; Кикнадзе В.Г. «Сила V правде». Защита истории как стратегический приоритет обеспечения национальной безопасности России // Военно-исторический журнал. 2022. № 9. С. 4-15.

11. Коновалова Л.И. Учитель русских учителей (к 200-летию К. Д. Ушинского) // Magister. 2023. № 1. С. 6-15. EDN: GOESOO

12. Марченя П.П. История России как путь к Победе: императивы Русской идеи в условиях войны // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11. № 3 (36). С. 25-25. DOI: https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-3-25-25. EDN: OCYQCW

13. Марченя П.П. Правовые мифологемы и юридическое образование в эпоху перемен // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2023. № 1. С. 197-199. EDN: SVJJBO

14. Марченя П.П. Русофобские мифологемы как методологическая проблема теоретико-исторических правовых наук // Методология и логика социально-гуманитарных наук (памяти профессора Д.И. Грядового). М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2023. С. 56-59. EDN: HVQHKK

15. О семье и воспитании: Кн. 1, 2. СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. 614 с.

16. Отюцкий Г.П. Служение Отечеству: культуролого-аксиологическое измерение // Социальная политика и социология. 2023. Т. 22. № 1 (146). С. 169-176. DOI: https://doi.org/10.17922/2071-3665-2023-22-1-169-17. EDN: DJMHKG

17. Салин П.Б., Кикнадзе В.Г. Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 82. С. 194-198. DOI: https://doi.org/10.17223/19988613/82/24. EDN: NOIFIK

18. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Собр. соч.: Т. 2: Педагогические статьи 1857-1861 гг. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. С. 69-166.

19. Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Ушинский К.Д. Русская школа. М.: Институт русской цивилизации, 2015. С. 185-220.

20. Холодова И.М. Принцип народности воспитания К. Д. Ушинского: история и современность // Грани познания. 2023. № 3. С. 38-42. EDN: UPZXUX

21. Belsky V. Формиране на философските възгледи на К.Д. Ушински // Идеи. Философско списание. 2014. No. 1. P. 3036. EDN: TGWHKZ.

Информация об авторе

Марченя Павел Петрович, кандидат исторических наук, доцент, заместитель начальника кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва, Российская Федерация.

Автор-корреспондент

Марченя Павел Петрович, e-mail: marchenyap@gmail.com

HISTORIOGRAPHY

Book review

Service to the Fatherland as a principle of folk pedagogy Belsky V.Yu. K.D. Ushinsky and Russian education: a monograph. M.: Rusayns, 2023. 246 p.

Pavel P. Marchenya 1

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Y. Kikot, Moscow, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8943-2640, e-mail: marchenyap@gmail.com

Abstract:

The book under review by V.Yu. Belsky was published in the "Year of the Teacher and Mentor" and dedicated to the 200th anniversary of the great Russian teacher and mentor K.D. Ushinsky. This monograph is considered as an up-to-date response to the important challenges of our time, including in the context of the information and psychological war being waged against Russia. Theoretical study of the ideological heritage of K.D. Ushinsky has practical significance for protecting the strategic national priorities of modern Russia and the traditional spiritual and moral values of Russian civilization. Westernization of the domestic public education system is a serious threat to the national security, cultural identity and civilizational sovereignty of Russia. The author of the review expresses solidarity with the author of the book under review that it is necessary to revive the national system of patriotic education of youth. In this sense, the ideas of serving the Fatherland, protecting historical memory and relying on ancestors as the moral foundations of public education in Russia are of particular importance.

Keywords: K.D. Ushinsky, Russian pedagogy, Russian education, Russian national school, folk education, history of pedagogical thought, philosophy of education, pedagogical anthropology, patriotism, cultural identity, civilizational sovereignty

References

1. Skudnova, T. D. (ed.) (2023) Antropologicheskaya pedagogika K. D. Ushinskogo vXXI veke [Anthropological pedagogy of K. D. Ushinsky in the XXI century]. Taganrog: Voloshina O. I. 146 s. EDN: QEEQQM (In Russ.)

2. Belskiy, V. Yu. (2023) K. D. Ushinskii i russkoe prosveshchenie [K. D. Ushinsky and Russian education]. Moscow: Rusains, 2023. 246 s. EDN: GHIGFI (In Russ.)

3. Belskiy, V. Yu. (2018) K. D. Ushinskii ob obshchem i osobennom v natsional'nykh sistemakh vospitaniya i problemy formirovaniya sovremennoi strategii filosofii obrazovaniya [K. D. Ushinsky about general and peculiar in national systems of education and problems of formation of modern strategy of philosophy of education]. - Sotsial'no-gumanitarnoe obozrenie. No. 4. S. 8-11. EDN: YLLLGX (In Russ.)

4. Belskiy, V. Yu. (2023) Pamyat' predkov: ob"edinyayushchaya sila istorii [Retsenziya na kn.: Kiknadze V. G. Sila V pravde. Zashchita istoricheskoi pamyati kak strategicheskii natsional'nyi prioritet Rossii. Moskva: Veche, 2022. 320 s.] [Memory of ancestors: the unifying power of History [Review of the book: Kiknadze V. G. Strength in to Truth. Protection of historical memory as a strategic national priority of Russia. Moscow: Veche, 2022. 320 p.]]. - Nauka. Obsestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Vol. 11. No. 2. S. 22-22. DOI: https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-2-22-22.. EDN: ZXAWCK (In Russ.).

5. Belskiy, V. Yu. (2019) Russkaya traditsiya pedagogicheskoi antropologii v sovremennoi filosofii obrazovanii [Russian tradition of pedagogical anthropology in modern philosophies education]. - Sotsial'no-gumanitarnoe obozrenie. No. 2. S. 58. EDN: WMMEKC (In Russ.)

6. Goncharov, I. F. (2009) K. D. Ushinskii i russkaya natsional'naya shkola [K. D. Ushinsky and the Russian national school]. -

Vestnik Gertsenovskogo universiteta. No. 3. S. 69-77. EDN: NRTTNN (In Russ.)

7. Darenskiy, V. Y. (2019) Imperativ natsional'nogo samopoznaniya v pedagogike K. D. Ushinskogo [The imperative of national self-knowledge in pedagogy of K. D. Ushinsky]. -Vestnik Donetskogo natsional'nogo universiteta. Seriya B: Gumanitarnye nauki. No. 2. S. 109-114. EDN: LTRYSN (In Russ.)

8. Zolkin, A. L. (2021) Tsivilizatsionnyy suverenitet, kul'turnaya identichnost' i eticheskaya pozitsiya [Civilizational sovereignty, cultural identity and ethical position]. Moscow: Shelest. 308 s. EDN: ZYMJND (In Russ.)

9. Kiknadze, V. G. (2021) Rossiiskaya politika zashchity istoricheskoi pravdy i protivodeistviya propagande fashizma, ekstremizma i separatizma [Russian policy of protecting historical truth and countering the propaganda of fascism, extremism and separatism]. Moscow: Prometey. 800 s. EDN: RLLSSZ (In Russ.)

10. Kiknadze, V. G. (2022) Sila V pravde. Zashchita istoricheskoy pamyati kak strategicheskiy natsional'nyy prioritet Rossii [Force in truth. Protection of historical memory as a strategic national priority of Russia]. Moscow: Veche. 320 s. (In Russ.); Kiknadze, V.G. (2022) «Sila V pravde». Zashchita istorii kak strategicheskiy prioritet obespecheniya natsional'noy bezopasnosti Rossii ["Power in truth." Protection of History as a strategic priority for ensuring the National security of Russia]. - Voyenno-istoricheskiyzhurnal. 2022. № 9. S. 4-15. EDN: YEFPPR (In Russ.)

11. Konovalova L. I. (2023) Uchitel' russkikh uchitelei (k 200-letiyu K. D. Ushinskogo) [Teacher of Russian teachers (on the occasion of bicentenary of K. D. Ushinsky's birth)]. - Magister. No. 1. S. 6-15. EDN: GOESOO (In Russ.)

12. Marchenya, P. P. (2023) Istoriya Rossii kak put' k Pobede: imperativy Russkoi idei v usloviyakh voiny [History of Russia as a path to Victory: imperatives of the Russian idea in the conditions of war]. - Nauka. Obsestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Vol. 11. No. 3. S. 25-25. DOI: https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-3-25-25. EDN: OCYQCW (In Russ.)

13. Marchenya, P. P. (2023) Pravovye mifologemy i yuridicheskoe obrazovanie v epokhu peremen [Legal mythologems and legal education in the era of change]. - Yuridicheskaya nauka ipraktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii. No. 1. S. 197-199. EDN: SVJJBO (In Russ.)

14. Marchenya, P. P. (2023) Rusofobskie mifologemy kak metodologicheskaya problema teoretiko-istoricheskikh pravovykh nauk [Russophobic mythologems as a methodological problem of theoretical and historical legal sciences]. Metodologiya i logika sotsial'no-gumanitarnykh nauk (pamyati professora D. I. Gryadovogo) [Methodology and logic of social and

humanitarian sciences (in memory of Professor D. I. Gryadovoy)]. Moscow: Moskovskii universitet MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya. S. 56-59. EDN: HVQHKK (In Russ.)

15. O sem'e i vospitanii: Kn. 1, 2 (1998) [About family and education: Book. 1, 2]. St. Petersburg: Obshchestvo svyatitelya Vasiliya Velikogo. 614 s. (In Russ.)

16. Otyutskiy, G. P. (2023). Sluzheniye Otechestvu: kul'turologo-aksiologicheskoye izmereniye [Service to the Fatherland: Cultural and Axiological Dimension]. - Social'naya politika i sociologiya. 2023. Vol. 22. No. 1. S. 169-176. DOI: https://doi.org/10.17922/2071-3665-2023-22-1-169-17. EDN: DJMHKG (In Russ.)

17. Salin, P. B., Kiknadze, V. V. (2023) Vospriyatie studencheskoi molodezh'yu rossiiskoi istorii: politicheskii aspekt [Students' perception of Russian history: political aspect]. - Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya = Tomsk State University Journal of History. No. 82. S. 194-198. DOI: https://doi.org/10.17223/19988613/82/24. EDN: NOIFIK (In Russ.)

18. Ushinsky, K. D. (1948) O narodnosti v obshchestvennom vospitanii [About nationality in public education]. -Ushinsky, K. D. Sobranie sochinenii: T. 2: Pedagogicheskie stat'i 1857-1861 gg. [Collected works: Vol. 2: Pedagogical articles of 18571861]. Moscow-Leningrad.: APN RSFSR. S. 69-166 (In Russ.)

19. Ushinsky, K. D. (2015) Pis'ma o vospitanii naslednika russkogo prestola [Letters on the education of the heir to the Russian throne]. - In: Ushinsky, K. D. Russkaya shkola [Russian school]. Moscow: Institut russkoi tsivilizatsii, 2015. S. 185-220 (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Kholodova, I. M. (2023) Printsip narodnosti vospitaniya K. D. Ushinskogo: istoriya i sovremennost'. - Granipoznaniya. No. 3. S. 38-42. EDN: UPZXUX (In Russ.)

21. Belsky V. Формиране на философските възгледи на К.Д. Ушински. - Идеи. Философско списание. 2014. No. 1. P. 3036. EDN: TGWHKZ (In Bulgar.)

Information about the author

Pavel P. Marchenya, Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., Deputy Head of the Department of History of State and Law, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Y. Kikot, Moscow, Russian Federation.

Corresponding author

Pavel P. Marchenya, e-mail: marchenyap@gmail.com

Nauka. Obsestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 1. P. 7-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.