УДК 330.101.541
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «МАКРОЭКОНОМИКА»
О.В. Орусова, канд. экон. наук,
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва E-mail: orusovaolga@hotmail.com.
Аннотация. В статье дается анализ особенностей метода деловых игр и обоснование возможности применения метода при преподавании курса «Макроэкономика» в вузе в условиях трансформации современной системы высшего образования. Рассмотрены основные характеристики, педагогические принципы, задачи и классификация деловых игр как метода активного обучения. Автором подчеркивается, что деловые игры являются динамичной и эмоциональной формой обучения, которая способствует развитию творческого подхода и выработке практических навыков.
Ключевые слова: система высшего экономического образования, макроэкономика, активные формы обучения, метод деловых игр.
Adstract. The object of the proposed research is to analyze the features of the method of business games and possibilities of application of the method for teaching the course Macroeconomics at the university in terms of the transformation of modern higher education system. The article considers the main characteristics, pedagogical principles, objectives and classification of business games as a method of active learning. The author emphasizes that business games are dynamic and emotional form of teaching that promotes creativity and the development of practical skills.
Keywords: the system of higher economic education, active forms of learning, macroeconomics, the method of business games.
В современном российском обществе система образования развивается в контексте рыночных преобразований. В динамично изменяющейся среде квалифицированные экономисты и менеджеры должны обладать особыми знаниями и умениями, которые не могут быть сформированы с помощью только традиционных технологий обучения. В конкурентной борьбе
побеждает тот, кто использует самые современные технологии, поэтому в сфере образования возрастает роль современных технологий обучения как средства повышения конкурентоспособности выпускников вузов.
Присоединение России к Болонскому процессу, необходимость применения компетентностного подхода в системе подготовки бакалавров и магистров стали стимулом широкого применения игрового моделирования в учебном процессе вузов. Методы обучения будущих экономистов должны учитывать требования, предъявляемые специалистам экономического профиля в рыночной экономике.
Деловые игры (далее - ДИ) являются динамичной и эмоциональной формой обучения, которая способствует развитию творческого подхода и выработке практических навыков. Моделирование конкретных экономических ситуаций предоставляет возможность студентам принимать самостоятельные решения, закреплять полученные теоретические знания.
ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Существует множество определений деловой игры, остановимся на нескольких. Деловая игра - это:
■ групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную обстановку;
■ и область деятельности, и научно-техническое знание, и имитационный эксперимент, и метод обучения, и метод исследования, метод решения практических задач;
■ имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме [1; с. 23].
Игра занимает ведущее место в социальном формировании человека, как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные и производственные ситуации, что является необходимым для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей и навыков [2; с. 42].
В реальной действительности круг необходимых для жизни и работы знаний постоянно расширяется, а возможности их усвоения не беспредельны. Важнейшей задачей поэтому становится не только умение отбирать необходимые знания, систематизировать их, но и умение преобразовывать эти знания, приближать их к сегодняшним жизненным и
профессиональным ситуациям, практике, к реальной профессиональной деятельности. Это означает, что ДИ, как метод активного обучения, помогают в теоретическом и практическом аспекте подготовки специалистов.
Необходимо отметить, что метод деловых игр является эффективным средством формирования профессиональных качеств у студентов вуза, обучающихся по экономическим специальностям, при условии, что:
■ деловые игры используются систематически в преподавании базовых учебных дисциплин;
■ деловые игры насыщены теоретическим материалом и требуют от студентов его творческого применения;
■ в процессе игры создаются ситуации, обеспечивающие процесс рефлексии у студентов ранее сформировавшихся знаний и умений;
■ при подготовке к игре студенты вместе с преподавателем активно разрабатывают тактику ее ведения [3,а 48].
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Деловые игры относят к стратегическим образовательным технологиям, которые ориентированы на один параметр образовательного процесса и выступают как способ достижения стратегических целей. К стратегическим технологиям также относятся разыгрывание ролей, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, тренинги разного типа, процедуры организации творческой деятельности, дискуссии.
Игровое обучение относится также к методологическим технологиям наряду с проблемным обучением, программированным обучением, развивающим обучением, проективным обучением, модульным обучением.
Обозначим специфику деловой игры, зафиксировав место данного метода по отношению к другим методам активного обучения, и показав его отличия от традиционных методов обучения. Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:
■ наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;
■ наличие ролей.
Таким образом, различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Как следует из нижеприводимой таблицы, деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения.
Таблица 1
Активные методы обучения
Неимитационные Имитационные
Неигровые Игровые
Лабораторная работа Практическое занятие Эвристическая лекция, семинар Тематическая дискуссия Курсовая работа Программированное обучение Анализ конкретных ситуаций Деловая игра
Дипломное проектирование Научно-практическая конференция Имитационное упражнение Игровое проектирование
Занятие на производстве Стажировка без выполнения ролей Действия по инструкции Разбор документации Стажировка с выполнением ролей
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.
Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%. (по данным профессора В.И. Рыбальского) [4; с. 104].
Введение и широкое применение ДИ в вузах позволяет уменьшить время, отводимое на изучение некоторых дисциплин на 30-50% при большем эффекте усвоения материала. Этот фактор является очень существенным для более частого применения ДИ в условиях обучения при постоянном временном дефиците.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДЕЛОВЫХ ИГР
ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем.
Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного пред-
мета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам.
Метод позволяет соединить широкий круг проблем и глубину их осмысливания. Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению. Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых. Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.
Метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.
Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения.
Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности. Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе.
Педагогические принципы деловых игр. Для достижения поставленных учебных целей на этапе разработки в деловую игру можно заложить пять психолого-педагогических принципов:
1. Принцип имитационного моделирования: применение в ДИ моделей реальных социально-экономических систем позволяет максимально приблизить процесс обучения к практической деятельности руководителей и специалистов.
2. Принцип совместной деятельности: проведение ДИ является коллективным методом обучения, в результате игры формируется коллективное мнение при защите мнения своей группы игроков и критики других групп; то есть возникает необходимость уметь слушать и
понимать коллегу; оценивать и выращивать идею; пользоваться аргументами и фактами; доказывать свои идеи и предложения на широком кругозоре и высоком уровне потенциальных возможностей человека, на умении интенсивно работать и мыслить нестандартно. Высокая эффективность этого метода деятельности и принятия решений достигается тем, что группы формируются из участников с различными возможностями и знаниями, которые предлагают разные подходы к решению проблем.
3. Принцип диалогического общения: расширяет спектр мотивов учения, стимулирует готовность к совместному поиску решений, позволяет каждому открыть себя.
4. Принцип двуплановости: серьезная деятельность обучающегося реализуется в несерьезной игровой форме, что позволяет ему интеллектуально раскрепоститься, проявить творческую инициативу, не бояться ошибки. Этот принцип позволяет играющим разграничивать цели подлинно профессиональной и игровой деятельности. Игровые цели обуславливают лишь мотивацию достижения, они значимы для участников, особенно в начале игры, выступая фактором запуска деятельности, затем на первый план выходят познавательные цели.
5. Принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности. Принятие управленческих решений в ДИ осуществляется ее участниками, которые выполняют определенные роли, а поскольку интересы разных ролей не совпадают, то решение приходится принимать в условиях конфликтных ситуаций.
Каждый принцип как бы дополняет и развивает другие, а взятые в целом, они составляют концепцию ДИ как форму контекстного обучения. В ДИ специальными средствами создается определенный эмоциональный настрой игроков, помогающий активному включению обучаемых в решение изучаемой проблемы.
ДИ способствует развитию творческой активности личности: игра позволяет почувствовать значимость своего Я, снимает демобилизиру-ющую эмоциональную напряженность, скованность, нерешительность; идет нарастание мобилизирующей напряженности на основе усиления интереса к игровому процессу. Интерес становится наиболее сильным стимулом действий играющих, задает творческую направленность личности, вызывает положительные эмоции. При этом интерес имеет как познавательную, так и профессиональную направленность.
ЗАДАЧИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
ДИ как активный метод обучения выполняет следующие задачи.
Образовательная: обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса, формирование экономических знаний на основе включения каждого студента в реальный процесс решения возникающих экономических проблем. В игровой форме выявить теоретические знания и практические умения, навыки учащихся.
Развивающая: развитие логического мышления; активизация мыслительной деятельности учащихся, приобретение навыков деловой расчетливости, умение производить быстрый анализ сложившейся в ходе игры экономической ситуации, расчет наиболее выгодных путей выхода из кризисных ситуаций, формирование активной творчески мыслящей личности.
Воспитательная: проявление в процессе игры деловой активности и качеств личности, активизация внимания. Формирование устойчивых интересов к профессии экономиста, менеджера. Воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствовании своих профессиональных знаний и умений.
Повышение эффективности подготовки специалистов на основе внедрения новых прогрессивных форм и методов обучения. Методики современных деловых игр позволяют рационально сочетать профессиональный интерес студентов к новым методам обучения, дух соперничества и коллективизма.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций ДИ. Приведем примеры некоторых из них.
В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные [5; с. 59]. Принципиально зафиксировать, что данная типология «вписывает» деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения, управления.
По оценке деятельности:
■ балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
■ оценка отсутствует.
По конечному результату:
■ жесткие игры - заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
■ свободные, открытые игры - заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
По конечной цели:
■ обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
■ констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
■ поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
По методологии проведения:
■ луночные игры - любая салонная игра (шахматы, «Монополия», «Озеро»). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
■ ролевые игры - каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
■ групповые дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы;
■ имитационные - имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Межцеховое управление» - для обучения специалистов ПДО, «Сбыт» - для обучения менеджеров по продажам и т.д.);
■ организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) - не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем;
■ эмоционально-деятельностные игры (Е.В. Гильбо, 1980-е) -избегают жестких правил, имитируют конкурентные или зависимые отношения, раскрывают личностный потенциал, ориентированы на обучение и личностный рост, по сути, представляют собой форму тренингов;
■ инновационные игры (В.С. Дудченко) - формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
■ ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации партнерского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб;
■ комбинированные интерактивно-деятельностные стратегические игры (Е.В. Гильбо, 2000-е) - сочетают ансамблевость и конкуренцию, пролонгированно имитируют реальное развитие ситуации, направлены на коллективное конструирование будущего.
СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Создание деловой игры связано с разработкой методического обеспечения игры и представляет собой сложную задачу. Проведение деловой игры требует тщательной подготовительной работы, написания сценария, выработки стратегии, определения ролей, целей и результатов.
Проведение обычного семинарского занятия с заранее определенным сценарием, сменой видов деятельности (устный опрос, написание небольшой контрольной, решение задач, выполнение тестовых заданий, выступление экспертов и т.д.) можно тоже рассматривать как деловую игру.
Для ее успешного проведения необходимо изучить функциональную схему деловой игры [6; с. 182].
Одним из самых сложных этапов конструирования деловой игры является выбор и описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности, выполнение которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующей игре, причем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблем-ность и не может быть усвоено индивидуально [7, с.127] .
Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой игры является основным документом для ее проведения. Созданная для его разработки группа совместно с преподавателем разбирает: каждый этап, содержание, эпизоды, четко определяет учебную цель,
Рис. 1. Функциональная схема деловой игры
готовится инструкция каждому игроку и экспертам, определяется полный комплект ролей, время игры, место игры, рекомендуется вводный материал или лекция, обсуждается порядок использования технических средств и т.п. [8; а 144].
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ И ЗОНЫ РИСКА ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ ДЕЛОВЫХ ИГР
Большинство исследователей и разработчиков ДИ фиксируют следующий ряд трудностей в использовании и проектировании деловых игр:
■ некритическое заимствование технологий ДИ при перенесении их в разные дисциплинарные практики;
■ методологические трудности в оценке эффективности разных видов ДИ;
■ трудности воспроизведения и тиражирования ДИ, из-за отсутствия их целостных описаний;
■ опережение эмпирическими разработками ДИ их теоретических описаний.
Отмеченные выше трудности, позволили исследователям сформулировать следующие практические советы преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр:
1. Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсозатратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:
■ получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности;
■ систематизация уже имеющихся у обучающихся наметок к умениям и навыкам;
■ получение опыта социальных отношений;
■ формирование профессионального творческого мышления.
2. Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения. В деловой игре нельзя играть в то, о чем студенты не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.).
3. Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.
4. Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры.
5. Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении студентов. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из аудитории) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.
6. Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 2-4 академических часа. Такое рамочное время позволяет компромиссно вписываться в существующую образовательную систему.
ЭТАПЫ ИГРЫ
Классическая деловая игра в учебной деятельности имеет три этапа: подготовительный, сама игра, постигровое моделирование.
Подготовительный этап. Проводится подбор игрового коллектива, продумываются составы игровых групп. В каждой группе имеется представитель из руководства игрой. Его роль состоит в создании доброжелательного морально-психологического климата в группе, контроль ее деятельности, при необходимости коррекция, а также информирование коллег по проведению игры о состоянии группы и решения проблемы для координации проведения игры. [9; с. 166] .
Игра. I. Ввод игроков в игру. Производится ориентирование игрового коллектива на цели и задачи игры, психологическая подготовка участников (мобилизация их творческого и интеллектуального потенциала). Задача этого этапа состоит в создании работоспособного коллектива, способного решать поставленную задачу.
II. Работа в группах. Этот этап на протяжении игры может неоднократно повторяться при решении отдельных аспектов проблемы. Для анализа хода игры здесь могут привлекаться эксперты-специалисты, не участвующие в ходе игры (жюри). Анализ хода игры осуществляется руководством игры без участия игровых команд по выработанным участниками игры решениям, по информации консультантов о деятельности группы. В итоге вырабатывается дальнейшая стратегия проведения игры в следующем цикле. Таким образом, в ходе игры ее содержание может подвергаться коррекции, в то время как общая структура игры сохраняется.
Постигровое моделирование. Анализ проведения деловой игры и приобретенного опыта являются важнейшей и одновременно сложнейшей задачей деловой игры.
При оценивании эффективности ДИ, как активной формы обучения, можно отметить следующие параметры [10; с. 140]:
■ одним из основных источников эффективности ДИ является экономия времени, за сравнительно небольшой отрезок времени у участников вырабатываются навыки и качества, которые не могут отрабатываться иными методами обучения;
■ эффективность обучения проявляется в заинтересованном отношении участников к учебной ДИ. Этот психологический фактор активизирует обучаемых, что способствует более интенсивному усвоению и запоминанию необходимой учебной информации, связанной с профессиональной подготовкой специалистов экономического профиля;
■ ДИ позволяет проводить контроль знаний участников игровых групп непосредственно в процессе игры, что позволяет сократить время на проведение специального текущего контроля знаний.
ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В КУРСЕ «МАКРОЭКОНОМИКА»
Основной целью дисциплины «Макроэкономика» является формирование у студентов научного экономического мировоззрения, умения анализировать и прогнозировать экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. Особую роль в преподавании дисциплины играет активное обучение, которое позволяет наряду с получением экономических знаний развивать необходимые профессиональные способности и качества: инициативу, самостоятельность, готовность к действию, ответственность, решительность, умение осуществлять намеченные цели.
Активные методы позволяют развивать способности к коммуникации, преодолевать нерешительность, развивать творческие способности, умение выслушивать других, отстаивать и обосновывать свои решения. Работа в группе дает эффект взаимодействия, основанный на обмене знаниями, кооперации участников и опыте совместной выработки управленческих решений. Перечисленные преимущества активных методов обучения в полной мере относятся к деловой игре, определенной нами как класс инновационных технологий обучения, формирующих профессиональные качества специалиста методом погружения в конкретную ситуацию, смоделированную конструктором игры.
Деловую игру по курсу «Макроэкономика» можно проводить для решения следующих педагогических задач:
■ формирование у обучаемых целостного представления о макроэкономической системе и ее динамике;
■ приобретение профессионального и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и коллективных решении;
■ развитие теоретического и практического мышления, понимания основ макроэкономической политики и практики.
В рамках программы курса «Макроэкономика» для бакалавров имеется возможность проведения как аудиторных деловых игр (в рамках одной студенческой группы), так и групповых внеаудиторных деловых игр (между 2-3 группами на факультете). При организации деловой игры по макроэкономике следует придерживаться следующих положений:
■ правила игры должны быть простыми и хорошо отработанными;
■ формулировка заданий в игре предельно доступна пониманию учащихся;
■ действует принцип «играют все»;
■ учет результатов игры должен быть открытым;
■ игра заканчивается с обязательным обсуждением результатов.
В методической литературе встречается достаточно много разработок по деловым играм по экономике. В данной статье автор предлагает как один из возможных вариантов проведения аудиторной деловой игры по макроэкономике игру по теме «Макроэкономическая нестабильность: инфляция». Тема игры: «Суд над инфляцией» [11].
Цели игры. Обучающая: повторить и систематизировать знания по теме «Макроэкономическая нестабильность: инфляция»
Развивающая: учащиеся развивают монологическую речь, умения публичного выступления, учатся анализировать ситуацию, предложенную выступлениями участников судебного процесса и решением суда, умения высказывать и отстаивать свою позицию.
Оборудование: атрибуты для игры: шапочки для судьи и прокурора, молоток для судьи.
Подготовительный этап: среди студентов группы выбираются судьи (3 чел.), инфляция (1 чел.), прокурор и свидетели со стороны обвинения (4-5 чел.), адвокат и свидетели со стороны защиты (4-5 чел.), секретарь судебного заседания (1 чел.), представители прессы (2 человека).
Ход игры: разыгрывается заседание арбитражного суда, где слушается дело об инфляции, которая является подсудимой. Прокурор обвиняет ее в систематическом повышении общего уровня цен на подавляющее большинство товаров и услуг и вызывает свидетелей обвинения (это могут быть, например, пенсионер, врач и учитель, как представители бюджетной сферы, неработающая многодетная мать, предприниматель, производящий товары длительного пользования и др.) Каждый из свидетелей высказывает свои доводы в обвинение инфляции (говорит об отрицательных последствиях).
После этого выступает адвокат и вызывает своих свидетелей (например, крупного заемщика, бизнесмена, производящего продукты питания, владельца недвижимости и др.).
После прений сторон суд удаляется для вынесения приговора. В то время, когда суд совещается, в аудитории работают «репортеры». Они задают всем вопрос, оправдают или осудят инфляцию и почему. Учащиеся высказывают свое мнение, стараясь аргументировать его.
Суд выносит свой приговор, исходя их убедительности высказываний адвоката или прокурора, а все студенты (слушатели судебного заседания) отвечают письменно на вопрос: «Как вы считаете, справедливое решение вынес суд и почему?»
Постигровое моделирование. После завершения игры уместно провести обсуждение хода игры совместно с участниками и выслушать их мнения, предложения и пожелания по методике проведения игры, а также о взаимоотношениях участников в ходе игры.
В заключение хотелось бы отметить, что ДИ получают очень широкое распространение в вузах, т. к. являются педагогическим средством и интерактивной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем.
При проведении ДИ происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от обучаемых взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию учебной дисциплины, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает формировать и закреплять практические навыки.
Расширение применения в практике преподавания макроэкономики ДИ направлено на решение комплексных задач усвоения нового, закрепления изученного материала, развития творческих способностей, формирования профессиональных и общекультурных компетенций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Плешакова М.В., Чигиринская Н.В., Шаховская Л.С. Деловые игры в экономике: Методология и практика: Учебное пособие. - М., 2008.
2. Хёйзинга Й. Человек играющий. - М., 1997.
3. Шаронова С.А. Деловая игра. Практикум. - М., 2005.
4. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, социологии, психологии: Методология и практика проведения. Учебник для вузов. - М., 2005.
5. Данилов В.И. Лекции по теории игр. - М., 2002.
6. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. - М., 2005.
7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. - М., 1991.
8. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения.- М., 2002.
9. Шаронова С.А. Деловые игры. Учебное пособие. - М., 2004.
10. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. - СПб., 2006.
11. Юрочкина О.В. Нетрадиционный урок по теме «Суд над инфляцией». [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/ articles/518673/