Список литературы
1. Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по направлению 0500 «Культура и искусство». - М., 2002 // www.edu.ru.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
3. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву: учебник. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.
O. A. Lukash.
The problems of teaching ofjural disciplines in educational institutions of non jural specialities.
The article considers with problems of teaching of jural disciplines in educational institutions which have not the jural speciality. The author analyses the questions of teaching of jural disciplines to the students of non jural specialities. The ways of decision of these problems in the given sphere are also illustrated in this article.
Key-words: right, problems of education, legal comprehension, legal training, professional occupation.
Получено 20.03.2010
УДК 378.091.39
Е. А. Раменских, аспирант, (920) 753-63-17 helen [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ПОИСКОВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Рассмотрены специфические особенности внедрения деловых игр как активного метода обучения в учебный процесса; также преимущества игрового метода обучения.
Ключевые слова: игра, деловая игра, учебный процесс, поисково-творческая деятельность, проблемное обучение.
Игра — это уникальный механизм аккумуляции и передачи социального опыта, как практического — по овладению средствами решения задач, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Появление игрового метода связано с требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний.
Игра — удобная основа для построения имитационной деятельности по разрешению различных (в т. ч. и практических) проблем. В ходе игры
происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи активной позиции: от роли игрока — до соавтора игры. Исследователями установлено, что человеческая память сохраняет приблизительно 10 % услышанного, 50 %— увиденного, и 90 % — проделанного собственноручно (таблица).
Общая характеристика игр
Основные признаки игры Тип игры
Деловая игра Оргдеятельностная игра Ролевая игра
Временная характеристика проведения Дискретность Дискретность Непрерывность
Форма моделирования или степень имитации Реальное проигрывание Мыследеятельность (размышление о деятельности) Реальное проигрывание
Роль ведущего игры Активное вмешательство в ход, лидирование Организатор коллективной мыследеятельности, посредник коммуникации. Активная позиция Позиция «за кадром», контролирует опосредованно игровыми методами
Степень заданности ролей Заданность ролей, их явная представленность Условность ролей, незаданность, самоопределение, исходя из личной позиции Заданность ролей, их явная представленность
Сфера моделирования (наиболее частое применение) Управление социально- экономическими системами Социальнопроизводственная сфера, деятельность в различных областях практики Социальная и культурная сфера, социальноэкономические системы
Форма выработки решения участниками игры Коллективная Коллективная Коллективная или индивидуальная
Система оценивания по ходу игры Присутствует Часто отсутствует Отсутствует
Игра активизирует учебный процесс, по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий. Она усиливает заинтересованность её участников в более глубоком знании изучаемой проблемы, предоставляет возможность повышать педагогическое мастерство.
В основе игр ы лежит гр ушовая р аЗота, котор а! пр ививает навыки коллективных действий, развивает интуицию и воображение, учит осознавать свою и чужую роль, мобилизует умения и знания. Возникает феномен групповой сплоченности, которая притягивает участников друг к другу после игры, давая ресурс для реального внедрения наработанных результатов.
В настоящее время в учебно-методической и научной литературе отсутствует единый подход к определению термина «деловая игра», поскольку данный термин сам по себе является достаточно противоречивым. Это противоречие зафиксировано уже в самом названии, соединяющем «дело» и «игру». Существующие определения трактуют понятие «деловая игра» как:
• анализ ситуации, в которую включены обратная связь и фактор времени;
• устройство для воспроизведения процессов согласования хозяйственных интересов;
• групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку;
• своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имеющих место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решения на результаты производства в настоящее время и в перспективе;
• творение игрового образа в ходе имманентного (то есть не зависящего от внешних воздействий) преодоления добровольно принятых правил.
В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач.
Учебно-деловая игра (УДИ) - это целенаправленно сконструированная модель какого-либо реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность и направленная на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков».
Можно выделить также следующие ключевые особенности деловых игр:
1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.
2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и стимулов в игре.
3. Игровые действия регламентируются системой правил.
4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.
5. Игра носит условный характер.
Контур регулирования игры состоит из следующих блоков:
• Концептуального;
• Сценарного;
• Постановочного;
• Сценического;
• Блока критики и рефлексии;
• Судейского;
• Блока обеспеченности информацией.
УДИ могут быть весьма разнообразны по дидактическим целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования, особенностям содержания.
Активизация творческой, познавательной деятельности студентов требует широкого использования проблемного обучения., которое формирует самостоятельность позиции студента, развивает и совершенствует способность к творческой деятельности.
Наиболее распространенный традиционный метод обучения -объяснительно-иллюстрирующий. Его главным принципом является передача готовых выводов науки, то есть преподаватель сообщает факты, анализирует их, объясняет суть новых понятий, формирует проблемы, зако ш и т.д. Пр и этом не исключается даже и поисковая деятельность студентов, однако передача готовых выводов доминирует.
В основе проблемного обучения, напротив, лежит принцип самостоятельного «открытия» выводов науки, способов действия и т.д. Оно предусматривает создание для студентов проблемных ситуаций, заставляющих их осознавать и формулировать проблемы, вызванные этими ситуациями, решать эти проблемы в процессе активного взаимодействия с преподавателями.
Проблемное обучение развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Оно способствует превращению усвоенных знаний в убеждения и выработке активной жизненной позиции.
Лучшим способом решения проблемных ситуаций в учебной процессе служит деловая игра - групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. В деловой игре активно проявляются такие качества личности, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом, создается большая эмоциональная вовлеченность игроков в образовательный процесс. В игре сочетаются два разных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной
деятельности и принцип проблемности.
Проблемные ситуации могут:
• вызывает интерес к новому предмету или теме, т.е. создавать
психологическую основу для активного участия студентов в
получении новых знаний;
• стимулировать самостоятельное овладение знаниями, решение
практических задач;
• способствовать закреплению уже приобретенных знаний.
Любая проблемная ситуация требует нового знания или способа действия для выполнения задания. В результате разрешения проблемной ситуации возникают новые возможности для обучаемого.
В центре игрового моделирования оказывается построение имитационной модели, которая одновременно воплощает наиболее характерные признаки и свойства реального объекта и наиболее полно отражает существенные стороны изучаемых дисциплин.
Игры повышают эффективность вузовского обучения, и этим окупаются затраты времени, сил и средств на их проведение. Трудоемкость проблемного обучения значительно выше традиционного, однако «выгода» перекрывает все затраты. Игра как форма проблемного обучения представляет собой надежное средство пробуждения интереса к профессиональной деятельности.
Список литературы
1 . Агапов В. С., Василенко В. И., Виногр дова Н. И. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: учеб.-метод. пособие. М.: РАГС, 2007. 386 с.
2. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2007. 352 с.
3. Кругликов В. Н., Платонов Е. В. и Шаранов А. Ю. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. СПб.: П-2, 2006. 190с.
4. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. М.: Издательский
дом «Дашков и Ко», 2005. 360 с.
5. Шаронова С. А. Деловые игр ы учебное пособие. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2004 г. 166 с.
E. A. Ramenskikh.
Business game as a form of activization of students creative search.
This article is devoted to the use of business game in the educational process in the university. The adoption of different arts of games seems to be very actual question of the modern education.
Different arts of games promote the effectiveness of the education. The game as a form of problem education is a strong means of awakening of student's interest to the current subject and to the whole process of education.
Key-words: game, business game, process of education, student's creative search, problem education.
Получено 20.03.2010
УДК 378.091.33-028.026.9
О.А. Миронова, аспирант, 8 (4872) 35-20-82,
olga.mironova111 @gmail.com (Россия, Тула, ТулГУ)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНО-НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Раскрыты понятия творчества студентов, научно- исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов. Проведен анализ научно-
исследовательской работы студентов, подробно отражены ее основные элементы, а также приведены данные выполнения НИРС студентами университета.
Ключевые слова: образование, творчество, учебно-исследовательская работа, научно-исследовательская работа.
Образование - это результат, создаваемый в течение многих лет спланированной и организованной работы огромного количества людей. Здесь можно сказать об огромном вкладе разработчиков учебных планов и программ, авторов учебников и пособий, студентах и преподавателях.
Повседневная деятельность преподавателей направлена не только на проведение очередного занятия и вооружение студентов знаниями, умениями и навыками, но и на развитие творческого потенциала учащихся. Именно творческий подход к решению различного рода задач, проблем и создание новых технических решений дает студенту возможность раскрыть свой потенциал в научно-исследовательской работе.
Творчество - процесс создания или выявления субъектом новых сведений или объектов духовной или материальной культуры, основанный на мышлении, выходящим за пределы известного, на реализации собственного видения объекта, задачи или проблемы и сознательном отказе