Научная статья на тему 'Деловая игра как активный метод обучения'

Деловая игра как активный метод обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10502
1545
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ИГРОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / АКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА / BUSINESS SIMULATION GAME / GAME-BASED LEARNING / SIMULATION / ACTIVE FORM OF LEARNING / LEARNING BUSINESS GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Напалкова Мария Вячеславовна

Рассматриваются история и теоретические основы такого активного метода обучения, как деловая игра; описывается опыт использования данного метода в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business Simulation Game as an Active Teaching Method

The article focuses on historical and theoretical fundamentals of such teaching method as business simulation games; the author describes the experience of using such method in the pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Деловая игра как активный метод обучения»

№ 2, 2012

ки ведения коммуникации согласно поставленной задаче, совершенствуют приемы достижения прогнозируемых результатов в соответствии с намеченными целями через участие в квазипрофессио-нальной деятельности, в которой только и возможно формирование заданных компетенций. Отличительная особенность таких ситуаций заключается в формировании у студентов способности к их анализу, используя не только знания, полученные в ходе изучения специальных дисциплин, но и приобретенные умения выстраивать свое иноязычное коммуникативное поведение в зависимости от параметров ситуации. В этот период происходит овладение навыками построения монологических высказываний, а также навыков ведения диалога, совершенствование которых осуществляется на более продвинутых этапах обучения.

Имитационно-деятельностные ситуации являются наиболее эффективными при формировании у студентов интегрированной профессиональной иноязычной компетентности, поскольку они позволяют создать то единое когнитивное пространство, которое обеспечивает условия для освоения двух видов опыта,

установления их знаниевой и функциональной взаимозависимости, становления смысла освоения языка в контексте будущей профессиональной деятельности, осознания себя субъектом профессионально-языковой среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астафурова, Т Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты) : дис. ... д-ра пед. наук / Т. Н. Астафурова. — Москва, 1997.

2. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. / А. А. Вербицкий. — Москва : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 84 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент. — Москва, 2010.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080400 Управление персоналом (квалификация (степень) «бакалавр»). — Москва, 2010.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика. — Москва, 2010.

Поступила 13.12.11.

УДК 371.382

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

М. В. Напалкова (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Рассматриваются история и теоретические основы такого активного метода обучения, как деловая игра; описывается опыт использования данного метода в педагогической деятельности.

Ключевыге слова: деловая игра; игровая форма обучения; моделирование; активная форма обучения; учебная деловая игра.

Целью современного образования является дальнейшее развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности педагога. Возрастание роли образования в совре-

менной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание и т. д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуаль-© Напалкова М. В., 2012

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ной сторон образования и социокультурной среды.

Колоссальные успехи информационной системы образования породили стремление расширять объемы информации и соответственно увеличивать время обучения, что приводит к необходимости совершенствовать эту систему. Главным недостатком вузовского образования при этом является отсутствие деятельности студента, пассивное восприятие им информации не соответствует потребностям времени. При переходе к информационному обществу все более важным для педагога становится приобщение студентов к самостоятельной работе для достижения заданного качества подготовки кадров к продуктивной профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у студентов культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля.

Таким образом, современное состояние высшего образования диктует необходимость поиска новых путей повышения качества теоретической подготовки специалистов, а главное — средств и методов подготовки выпускника вуза к практической и профессиональной деятельности.

Учитывая многообразие всех этих факторов, остановимся на роли активных методов обучения, и в частности учебных деловых игр, в обеспечении эффективности организации работы студентов. В течение последних десятилетий деловые игры достаточно широко внедрились в производство, общественную деятельность, экономику, теорию управления, образование. Это подтверждают многочисленные научные исследования и публикации. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет. В процессе деловой игры развиваются целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем,

что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.

Игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно. Самым близким предшественником деловой игры является зародившаяся в XVII—XVIII вв. военная игра. Первое упоминание деловой игры значилось как «военные шахматы», потом как «маневры на карте». В 1664 г. была проведена так называемая королевская игра, отличающаяся от шахмат большей реалистичностью. В 1780 г. «военные шахматы» начали использоваться в подготовке офицеров. Доска у таких шахмат имела рельеф, на ней было больше клеток, король представлял крепость, ферзь — пехоту. Правила описывались математическими формулами. С 1798 г. игры проводились на карте, где фиксировались передвижения военных отрядов. Таким образом даже Наполеон просчитывал ход будущего сражения. Позже данные о продвижении войск ложились в основу при формировании последующей игры. Игры становились все более реалистичными и свободными.

Интересно, что в XIX в. «военные игры» должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении. Так, один из прусских генералов применял игровой метод при обучении офицеров [3, с. 7].

За рубежом первые учебные деловые игры были разработаны и проведены в 1950-х гг. в США. Они применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм. Первая машинная игра была создана в 1955 г. также в США. Она имитировала снабжение баз ВВС. В этом же году американская Ассоциация управления разработала игру «Имитация решений в высшем управленческом звене», а в 1957 г. испытала ее на ежегодном семинаре в г. Саранак Лейк (США). Там впервые появился термин «деловая игра». Уже через 10 лет игры стали применяться почти во всех школах бизнеса.

№ 2, 2012

Поиск новых форм обучения подтолкнул американских ученых, представлявших фирму «Америкэн менеджмент ас-социейшн», к разработке управленческой игры с применением ЭВМ. Первый эксперимент с этой игрой был проведен в 1957 г. (в ней участвовали 20 президентов крупных фирм); впоследствии разработка послужила прототипом множества деловых игр [2, с. 65—66].

Что же такое деловая игра? На сегодняшний день существует большое количество ее определений. Так, Е. С. Полат и М. Ю. Бухаркина в книге «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» приводят следующее толкование: «Деловая игра - это средство развития творческого мышления, в том числе и профессионального; имитация деятельности руководителей и специалистов, работников и потребителей; достижение определенной познавательной цели; выполнение правил взаимодействия в рамках отведенной игровой роли» [4, с. 172]. Авторы делают акцент на творческой стороне деловой игры, определяя ее как имитацию деятельности, направленной на познание той или иной роли.

В. П. Галушко в книге «Деловые игры» пишет: «Деловая игра — это своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имевших место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливаются связь и закономерности воздействия существующих методов выработки решений на результаты производства в настоящее время и в перспективе» [1, с. 8]. В данном случае автор обращает внимание на то, что деловая игра представляет собой систему воспроизведения определенных процессов, позволяющую установить роль тех или иных методов принятия решений, способных повлиять на результаты деятельности.

Таким образом, можно сказать, что деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения.

Являясь активной формой обучения, деловые игры отличаются:

— принудительной активацией мышления (вынужденная активность);

— достаточно длительным временем вовлечения обучаемых в учебный процесс (практически на протяжении всего занятия);

— самостоятельной творческой выработкой решения, повышенной степенью мотивации и эмоциональности;

— постоянным взаимодействием обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.

В ходе учебной деловой игры реализуются следующие психолого-педагоги-ческие принципы:

— имитационного моделирования конкретных условий и игрового моделирования содержания деятельности специалистов;

— проблемности — в основе деловой игры лежит определенная проблема, на решение которой и направлена игра;

— совместной деятельности участников;

— диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений, развития познавательной активности;

— двуплановости игровой учебной деятельности — достижение игровых целей служит средством реализации целей развития личности специалиста, целей обучения и воспитания.

Что же касается содержательного аспекта обучения с помощью деловых игр, то важно подчеркнуть следующие моменты:

— повышается интерес к учебным занятиям вообще и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в их процессе;

— растет познавательность в процессе обучения;

— улучшается отношение обучаемых к учебному процессу и другим формам занятий;

— изменяется, и нередко существенно, отношение обучаемых к тем конкрет-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ным ситуациям, которые были предметом деловой игры, и к людям, служившим персонажами в игре;

— становятся более объективными самооценки обучаемых, кроме того, меняются оценки возможностей человеческого фактора;

— изменяются в лучшую сторону взаимоотношения обучаемых и преподавателей, причем это относится не только к преподавателям, проводящим деловые игры, но и к преподавателям многих дисциплин, знание которых помогает успешному участию в играх и проведению последних [5, с. 22].

Деловая игра «Политический суд над исторической личностью» была проведена нами со студентами Института физики и химии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Данная форма внеаудиторного занятия была выбрана с учетом специфики студенческой группы, с которой можно было реализовать этот метод обучения. Тема деловой игры была определена студентами, которым на выбор были предложены две исторические личности — Иван Грозный и Николай II. Выбранная форма активного обучения была направлена на реализацию следующих целей: образователъной — добиваться углубления знаний студентов по определенной тематике; развивающей — развивать способности студентов вживаться в определенные роли и отстаивать соответствующую позицию, давать оценку историческим явлениям; воспитателъ-ной — воспитывать уважение к чужой точке зрения, активную жизненную позицию, гуманное отношение.

Указанным целям были подчинены следующие задачи: привить уважение к чужой точке зрения; развить способности вживаться в определенные роли и следовать им, отстаивать свою точку зрения, аргументированно защищать свою

позицию, не переходя на личности; коллективно решать проблемы.

На следующем этапе деловой игры с учетом пожеланий, интересов и личностных качеств студентов были распределены роли Судьи, Прокурора, Адвоката, Свидетелей, Присяжных заседателей. Далее был реализован основной этап игры, на котором происходило непосредственное взаимодействие участников. Наконец, последний этап был посвящен оцениванию участников игры. Оценку получили как коллектив в целом, так и каждый участник в отдельности.

Данный метод позволил раскрыть потенциал студентов и наиболее эффективно провести занятие.

Таким образом, деловая игра как активный метод обучения имеет долгую историю своего развития. Первоначально ее применение ограничивалось военной областью, но на сегодняшний день использование деловых игр в учебном процессе очень распространено, так как оно помогает избежать многих недостатков традиционных методов обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галушко, Д. И. Деловые игры / Д. И. Галушко. — Киев : Урожай, 1989. — 208 с.

2. Ефимов, В. М. Введение в управленческие имитационные игры / В. М. Ефимов, В. Ф. Комаров. — Москва : Наука, 1980. — 272 с.

3. Маршев, В. И. Методы активного обучения управлению. Вопросы теории и практики : учебно-методическое пособие / В. И. Маршев, В. Ф. Комаров. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 48 с.

4. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухарки-на. — Москва : Академия, 2007. — 368 с.

5.Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых игр : учебно-методическое пособие для преподавателей средних специальных учебных заведений / Е. А. Хруцкий. — Москва : Высшая школа, 1991. — 320 с.

Поступила 13.03.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.