ПРИМЕНЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Т.П. Карпова, канд. социол. наук, доцент Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-11-2-77-82
Аннотация. Менеджмент является важнейшим методологическим инструментом в рамках управления деятельностью и поведением в организациях. В качестве элементов менеджмента выбраны власть, мотивация и коммуникация, оказывающие непосредственное влияние на социально-психологический климат в коллективах людей. Представлены ключевые атрибуты нормативного состояния менеджмента и базовой образовательной организации. Разработаны предложения улучшения применения менеджмента в процессе управления развитием специалистов для устранения выявленных недостатков в организации.
Ключевые слова: организация, элементы менеджмента, управление, процесс развития специалистов, атрибуты, проблемы, предложения.
Анализ научных публикаций и практики деятельности организаций показал, что сегодня достаточно редко менеджмент рассматривается как атрибут организации, при этом что нельзя отрицать, что он незримо присутствует и оказывает влияние на деятельность организаций. Менеджмент и культуру необходимо рассматривать как инструменты управления развитием специалистов организации и являются одной из сложных тем и задач [1].
Управление развитием специалистов организации, определяется как деятельность по обеспечению, поддержанию и улучшению личностных свойств и качеств специалистов и управленцев для приобретения возможностей для карьеры, статуса и продвижения в рамках организации [8]. В качестве основных результатов формирования эффективной системы развития развитием специалистов организации следует считать: обеспечение конкурентоспособности и повышение её инновационного потенциала организации.
Менеджмент следует рассматривать как инструмент управления развитием специали-
стов организации, в основе которого лежит ориентация на улучшение межличностных отношений, когда речь идет об использовании методов воздействия на персонал, с такими элементами как: мотивация, конфликты, стиль управления, лидерство, власть, социальная ответственность, коммуникации, деловая этика [7]. Эти элементы можно использовать для определения менеджмента в процессах и подпроцессах управления, определяя предмет и объект влияния на основе передовых методологических инструментов [2]. Применение менеджмента в управлении развитием специалистов организации - это целенаправленное воздействие и использование его основных элементов на основе современных технологий воздействия на персонал [6]. В качестве элементов менеджмента выберем власть, коммуникации, мотивация.
Для определения содержания элементов менеджмента в организациях была построена матрица «Элементы менеджмента организации - Функции элементов», которая представлена в таблице 1.
Таблица 1. Матрица «Элементы менеджмента организации - Функции элементов»
Элементы менеджмента организации Функции элементов менеджмента
Власть Распределение и закрепление обязанностей и ответственности руководителей, специалистов, контроль за профессиональной деятельностью специалистов, распределение ресурсов в организации
Коммуникации Формирование ценностных установок, обеспечение открытости информационного взаимодействия, установление взаимопонимания, обеспечение конструктивного обмена информацией с целью прояснения профессиональных задач, координация профессиональных задач и действий специалистов
Мотивация Обеспечение вовлеченности специалистов в решение профессиональных задач, инновационную и творческую деятельность на основе развития профессиональных и личностных качеств специалистов
Цель настоящего исследования - проектирование процесса применения менеджмента в управлении процессом развития специалистов, где объектом выступает образовательная организация, а предмет - подпроцесс применения менеджмента в управлении развитием специалистов организации, анализируя элементы менеджмента [9].
Нормативное состояние подпроцесса управления организации - это эталонное представление содержание атрибутов заданной деятельности, которое необходимо для его качественного и эффективного выполнения в любой организации. Характеристики атрибутов подпроцесса управления при этом
соответствовать высокому уровню их содержания для последующей реализации.
Содержание атрибутов нужно для понимания современного уровня реализации заданного подпроцесса управления, к которому нужно стремиться любой современной организации. С этими характеристиками будет сравниваться текущее состояние атрибутов данного подпроцесса в выбранной организации для поиска проблем и выработки предложений по их устранению.
Содержание ключевых атрибутов нормативного состояния менеджмента в организации по работе [2] представлено в таблице 2.
Наименование атрибута Определение
Вход Потребность в обеспечении улучшения атрибутов менеджмента, обеспечивающих эффективное управление развитием специалистов организации
Преобразования входа в выход Уточнение целей и задач, определение четкой миссии организации, организация рабочей группы, разработка комплексной системы менеджмента сотрудников, работа над планом по внедрению системы менеджмента, утверждение плана по внедрению системы менеджмента, разработка программ развития менеджмента для достижения целей, оценка эффективности системы менеджмента сотрудников
Выход Обеспечение непрерывности процесса управления развитием специалистов организации, обеспечение конкурентоспособности организации, формирование нормативных элементов менеджмента
Материальные ресурсы Бумага, канцтовары, офисное оборудование
Информационные ресурсы Сведения об организации, сведения о специалистах, система документооборота, система СПАРК, система СКАН, система ЭФИР
Методические ресурсы Регламент исполнения профессиональных обязанностей специалистами, подразделениями, должностные и рабочие инструкции, стандарты мотивации, коммуникаций, лидерства, стиля управления
Трудовые ресурсы Директор, начальники отделов, менеджер по развитию персонала, специалист по кадрам, специалист по внутреннему PR, HR - специалист
Технические ресурсы Технологическое оборудование, системы технического обеспечения жизнедеятельности организации. средства связи, компьютерные сети, средства коммуникации и программное обеспечение
Правовые ресурсы ТК РФ, ГОСТ ISO 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования, ГОСТ Р 538942016. Менеджмент знаний. Термины и определения, ГОСТ Р 54146-2010. Менеджмент знаний. Руководство для малых и средних организаций, ГОСТ Р 57132-2016. Менеджмент знаний. Взаимосвязь с организационными функциями и дисциплинами. Руководство по наилучшей прак-гике, устав, кадровая политика, документ о регистрации и т.д.
Периодичность выполнения 1 раз в полугодие, по мере необходимости
Критерии качества Соответствие элементов менеджмента требованиям организации: показатели удовлетворенности персонала системой управления, показатель эффективности информационного обмена и коммуникативного взаимодействия, улучшение мотивации персонала
Критерии эффективности Показатели внутреннего аудита элементов менеджмента, количество конфликтов, текучесть персонала
Таблица 2. Содержание ключевых атрибутов нормативного состояния менеджмента в организации
Все атрибуты нормативного состояния менеджмента находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и каждый из них выполняет свою функцию.
В качестве базовой организации для научного исследования была выбран Университет «МИР», который имеет государственную аккредитацию и реализует программы высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в сферах экономики, управления, юриспруденции, информатики и лингвистики. На базе университета ежегодно по программам профессиональной переподго-
Исследование атрибутов существующего состояния менеджмента в базовой организации позволило сравнить их с нормативными и
товки, проходят среднесрочные и краткосрочные курсы повышения квалификации. Работники организации имеют сложившиеся ценностные установки и социальные роли. Коллектив организации достаточно динамичен, но формируется и поддерживается за счет межличностных коммуникаций и адекватного поведения сотрудников, что соответственно оказывает напрямую влияние на профессионализм деятельности. Содержание ключевых атрибутов деятельности по работе [4] Университета «МИР» приведено в таблице 3.
тем самым определить слабые (проблемные) позиции в организации, которые оказывают воздействие на эффективность организации
Таблица 3. Содержание ключевых атрибутов деятельности Университете «МИР»
Наименование атрибута Определение
Услуга Потребность в реализации программ высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, повышения квалификации
Цель Подготовка компетентных специалистов, раскрытие, нравственного, духовного, интеллектуального потенциала обучающихся
Миссия Удовлетворение потребностей обучающихся в образовании в интересах государства и общества на основе эффективной организации образовательной, научной и воспитательной деятельности
Вход Потребность в удовлетворенности обучающихся, нуждающихся в получении образовательных услуг
Преобразования входа в выход Проведении кампании по набору обучающихся, подготовка списков учебных групп распределение обязанностей и ответственности руководителей образовательных программ, разработка учебных планов и программ, распределение учебной нагрузки между преподавателями, составление расписания учебных занятий, разработка положения о рейтинговой системе оценки учебного процесса, закрепление кураторов за учебными группами, закрепление координаторов в учебных группах из числа студентов, проведение деканского совещания с участием заведующих кафедр, подготовка анализа рейтинга учебных групп, подготовка анализа мероприятий с участием кураторы, подготовка справки по итогам учебной и воспитательной работы
Выход Получение обучающимися образовательных услуг в соответствии с требованиями, предъявляемыми стандартами
Материальные ресурсы Финансовые средства: бюджет на учебный год, доходы от предоставления платных услуг, Нефинансовые средства: здание, канцелярские товара, административные помещения
Информационные ресурсы Образовательные стандарты, основные профессиональные образовательные программы, учебные программы, документация по обучающимися, кадровая информация
Трудовые ресурсы Менеджеры, ведущие специалисты профессорско-преподавательского состава, специалисты структурных подразделений
Технические ресурсы Оборудование (лабораторное оборудование,) ресурсы, необходимые для эффективного функционирования учебного процесса (компьютеры, видео техника), учебная литература
Правовые ресурсы Нормативно-правовые документы, регулирующие сферу деятельности, нормативные и технические документы самой организации (устав, лицензия, внутренние стандарты и регламенты)
Методические ресурсы Регламент исполнения профессиональных обязанностей специалистами, подразделениями, должностные и рабочие инструкции, стандарты обслуживания клиентов
Периодичность выполнения 1 раз в семестр, по мере необходимости
Структура Линейно-функциональная с наличием базовых подразделений
подпроцесса применения менеджмента в проблем применения менеджмента в управле-управлении развитием специалистов органи- нии развитием специалистов в Университете зации. Фрагмент результатов исследования «МИР» по работе [5] представлен в таблице 4.
Таблица 4. Результаты исследования проблем в применения менеджмента в управлении раз-
витием специалистов в Университете «МИР» (фрагмент)
Наименование атрибута ПУ Наименование проблемы Причина возникновения Ожидаемые последствия
Вход Отсутствие плана профори-ентационной работы Рассогласованность управленческих действий руководителей структурных подразделений Снижение численности абитуриентов
Преобразования входа в выход Отсутствие соглашения о сотрудничестве со средними образовательными учреждениями Отсутствие Положения о мотивации персонала Отсутствие анализа взаимодействия подразделений Неэффективность системы управления персоналом Неэффективное распределение функциональных обязанностей Отсутствие плана профори-ентационной работы Неэффективные коммуникации Повышение текучести кадров Снижение имиджевого показателя организации Повышение уровня нарушений трудовой дисциплины Низкая мотивация и вовлеченность персонала в обеспечении образовательного процесса
Выход Отсутствие плана повышения квалификации преподавателей Незнание потребности профессионального роста преподавателей Снижение профессионализма преподавателей Снижение уровня человеческого капитала
Информационные ресурсы Устаревшее программное обеспечение (ПО) Отсутствие системного подхода в информационном обеспечения персонала Непонимание значимости использования современного ПО в учебном процессе Неэффективные коммуникации между подразделениями Снижение качества учебного процесса Снижение профессионализма преподавателей Снижение численности обучающихся
Критерии качества Отсутствие анализа по показателю удовлетворенности персонала системой управления Недооценка значимости анализа по показателям менеджмента Снижение показателей эффективности деятельности организации Снижение рейтинга на образова-гельном рынке
Критерии эффективности Отсутствие практики проведения внутреннего аудита элементов менеджмента Неэффективное распределение функциональных обязанностей Отсутствие объявленных новых образовательных программ в организации
Анализ результатов выявленных проблем достатки или существенно изменить ситуа-
применения менеджмента в управлении раз- цию при их использовании. Фрагмент пред-
витием специалистов в Университете «МИР» ложений по развитию применения менедж-
позволяет сконцентрировать внимание на мента в управлении развитием специалистов
причинах существующих проблем, учесть организации представлен по работе [3] приве-
негативные последствия и определиться с ме- ден в таблице 5. ханизмами, позволяющими устранить эти не-
Таблица 5. Предложения по развитию подпроцесса применения менеджмента в управлении
развитием специалистов организации (фрагмент)
Наименование атрибута ПУ Наименование предложения Средства реализации Ожидаемые результаты
Вход Введение плана профори-ентационной работы Проведение совещания руководителями структурных подразделений Собеседование с потенциальными специалистами по профориентации Подготовка приказа о включении специалистов в группу по профориентации Обеспечение документацион-ного и информационного обеспечения профориентаци-онной работы
Преобразования входа в выход Включение новых направлений в управление персоналом (мотивация, коммуникации) Разработка Соглашения о сотрудничестве Проведение совещаний с участием директоров учебных заведений и специалистов по профориентации 2.3 Ведение в штат специалиста по аналитике Активный информационный обмен Положение о мотивации персонала
Выход Введение плана развития персонала Введение графика повышения квалификации преподавателей Разработка графика повышения квалификации преподавателей в каждом подразделении Включение графика повышения квалификации в план развития персонала Системный подход к развитию персонала Профессиональное, интеллектуальное развитие персонала
Информационные ресурсы Введение системного подхода к информационному обеспечению персонала Приобретение специализированного компьютера для выполнения сервисного ПО Разработка этапов передачи и получения информации Обучение персонала по использованию современных программных средств Возможность хранения данных и доступ к большему числу персонала Отсутствие срывов по срокам, качеству, месту назначения передачи информации
Критерии качества Включение в процесс управления персоналом направление по аналитике Введение в штат специалиста по аналитике Проведение исследований по эффективности информационного обмена и коммуникативного взаимодействия, мотивация персонала Актуальная информация по показателям элементов менеджмента: власть, коммуникации, мотивация
Критерии эффективности Включение в процесс управления персоналом направление по аналитике Введение в обязанности специалиста по аналитике Соответствие элементов менеджмента: власть, коммуникации, мотивация требованиям организации
Таким образом, можно четко соотнести выявленные проблемы с разработанными предложениями и ожидаемыми результатами по каждому атрибуту. Данную работу можно провести по атрибутам, которые представляют интерес для организации и являются актуальными в конкретный период времени, для конкретных элементов менеджмента. Использование данного подхода позволяет оперативно реагировать на недостатки, появляющиеся в процессе развития специалистов и тем самым обеспечить своевременное повышение профессионализма профессорско-преподавательского состава, обеспечить не только формирование и развитие человеческого капитала, но и формирование и сохранение высокопрофессионального коллектива специалистов,
мотивированных на достижение целей организации, лояльных и преданных организации.
Реализация предложений по устранению недостатков в применении менеджмента в управлении развитием специалистов позволяет оперативно реагировать на выявленные недостатки, вносить изменения в процессное управление, добиваться результатов в соответствии с задачами организации.
Таким образом, данные методологические инструменты позволяют проектировать применение менеджмента в управлении развитием специалистов, независимо от типа организации, направлений деятельности, что может привести к положительной динамике функционирования организации в целом.
Библиографический список
1. Бабкина Л.Н., Скотаренок О.В., Иванова М.О. Подготовка кадров для развития инновационной деятельности в авиаотрасли РФ // Микроэкономика. - 2024. - №5. - С. 2-64.
2. Герасимов Б.Н. Моделирование процесса управления научной деятельностью организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №1. Т. 8. - С. 229-236.
3. Герасимов Б.Н. Методология нормирования технологий решения управленческих задач в экономических системах // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2023. - №3. - С. 6-19.
4. Герасимов Б.Н. Проектирование подпроцесса управления повышением компетентности специалистов организации // Управление экономическими системами. - Пенза: ПДЗ, Самарский университет, 2022. - С. 14-35.
5. Герасимов Б.Н. Формирование и исследование содержания процессного управления экономических систем // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2024. - №2. - С. 4-16.
6. Карпова Т.П. Формирование системы развития специалистов организации // Развитие экономических систем: теория, методология, практика. - Пенза: ПГАУ, 2021. - С. 99-122.
7. Наймович Е.П. Интеллектуальная собственность: роль в инновационном развитии и проблемы оценки // Финансовый менеджмент. - 2024. - №9. - С. 265-272.
8. Рысев Н.Ю. Правильные управленческие решения: поиск и принятие. - СПб.: Питер, 2004. - 348 с.
9. Уитни Д. Команда А. Модель обучения и мотивации для профессионального роста ваших сотрудников. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 224 с.
APPLICATION OF MANAGEMENT IN THE PROCESS OF MANAGING THE DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION'S SPECIALISTS
T.P. Karpova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Samara University of Public Administration «International Market Institute» (Russia, Samara)
Abstract. Management is the most important methodological tool in the management of activities and behavior in organizations. The elements of management are power, motivation and communication, which have a direct impact on the socio-psychological climate in human collectives. The key attributes of the normative state of management and the basic educational organization are presented. Proposals have been developed to improve the application of management in the process of managing the development of specialists to eliminate the identified shortcomings in the organization.
Keywords: organization, elements of management, management, process of development of specialists, attributes, problems, proposals.