Научная статья
УДК 338.2 (075.8)
doi:10.51608/23058641_2022_1_20
РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОДПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Игорь Александрович Шмагин
Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка», Самара, Россия, sh-igor98@mail.ru
Аннотация. Исследование и проектирование подпроцесса управления квалификацией специалистов является важной сферой деятельности организации. Исследованы ключевые атрибуты данного подпроцесса и рассмотрены содержания нормативного состояния его атрибутов в организации. Дано описание задач исследуемого подпроцесса с использованием характеристик функций управления и его назначением. Разработаны технологии решения задач управления, которые оснащены инструментальными средствами для повышения качества и эффективности управления организацией.
Ключевые слова: процесс, организация, квалификация специалистов, система, управление, методы приятия решений, процедуры, задачи
Для цитирования: Шмагин И.А. Реформирование подпроцесса управления квалификацией специалистов организации // Основы экономики, управления и права. 2022. № 1 (32). С. 20-27. 10.51608/23058641 2022 1 20.
В современных условиях повышения эффективности деятельности организаций можно добиться преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно в организациях является актуальной проблемой [1, 15]. Применение передовых достижений позволит организации не только выжить, но и успешно развиваться, завоевывая новые рынки сбыта продукции и/или оказания услуг.
Процесс управления инновациями включает совокупность подпроцессов, которые формируют новые идеи, выполняют инновационное проектирование, внедрение новшеств и обосновывают эффективность и целесообразность вывода нововведений на рынок [2, 14].
Определение и продвижение новых форм и содержания атрибутов управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных
и рыночных факторов, внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность [10, 12].
Для дальнейшей работы по исследованию, продвижению и реформированию подпроцессов, протекающих в организации, был
© Шмагин И.А., 2022
выбран процесс управление персоналом. Для исследования и реформирования в работе был выбран подпроцесс управления квалификацией специалистов организации.
Понимание содержания данного подпроцесса было сформировано на основе несколько его определений, что позволило однозначно провести продуктивную исследовательскую деятельность. Наиболее адекватные определения назначения и содержания подпроцесса управления квалификацией специалистов организации представлены в табл. 1.
Нормативное (функционально-полное) содержание подпроцесса управления организации - это типовая совокупность его состава, характеристик и описания, для последующего выполнения специалистом [9] на практике в любой организации [5].
Для успешного определения содержания атрибутов заданного подпроцесса управления организации необходимо подготовить материал по заданной теме, который поможет выполнить данное исследование и реформирование [11, 13].
Формирование нормативного содержания может служить ориентиром для тех, кто понимает и хочет, чтобы данный подпроцесс управления выполнялся на высоком уровне и
№ 1 (32)
Таблица 1. Содержание подпроцесса управления квалификацией специалистов организации
Автор Определение
П. Юнг Систематический процесс, ориентированный на формирование специалистов, отвечающих потребностям организации, и в то же время на изучение и развитие производительного и образовательного потенциала специалистов организации
А.П. Егоршин Комплексный и непрерывный процесс всестороннего развития личности специалистов организации с целью повышения эффективности их деятельности
В.М. Масловой Совокупность мероприятий, направленных на развитие человеческого потенциала организации
П.Э. Шлендера Система мероприятий, направленных на поддержку способных к обучению специалистов, распространение знаний и передового опыта, обучение молодых квалифицированных сотрудников, осознание управленческим персоналом важности развития специалистов и снижения текучести персонала
Р. Харрисона Развитие, происходящее от четкого представления о способностях и потенциале, которое работает в стратегической структуре бизнеса в целом
Таблица 2. Содержание параметров нормативного состояния атрибутов подпроцесса управления
квалификацией специалистов организации
Наименование атрибута Определение
Вход Определение потребности в повышении квалификации специалистов по отдельным его видам Выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса повышении квалификации
Основные этапы преобразований входа в выход формирование плана проведения повышения квалификации специалистов на год или другой период времени составление графика выполнения и проведение аттестации специалистов определение критериев (качества, эффективности) по профессиям определение списков специалистов для прохождения повышения квалификации в конкретный период времени Определение списков преподавателей для проведения повышения квалификации специалистов подготовка к курсам проведение занятий проведение оценки эффективности обучения специалистов получение документов о повышении квалификации специалистов передача документов о прохождении повышения квалификации специалистов в отдел кадров занесение информации по данным специалистам в базу данных
Выход Повышение уровня теоретических знаний специалистов Развитие практических навыков и умений специалистов организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации
Материальные ресурсы расходные материалы и запчасти для оборудования, бумага, канцтовары
Информационные ресурсы Оценочный лист выявления потребностей в обучении, анкета, регламент обучения, бюджет на обучение персонала по статьям расходов, перечень преподавательского состава, соглашение об обучении, план индивидуального профессионального развития, протоколы, тесты, экспертные и опросные листы, учебные и методические материалы, программы, практические задания, график повышения квалификации специалистов, база данных
Методические ресурсы Должностные инструкции, инструкции и технологии решения задач и заданий, содержание квалификаций и компетенций
Трудовые ресурсы Руководитель организации, руководители структурных подразделений, менеджеры по персоналу, представители профсоюза, консультанты, наставники, преподаватели, эксперты и т.д.
Технические ресурсы Компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски - экраны, видео и фотоаппаратура
Окончание табл. 2
Наименование атрибута Определение
Правовые ресурсы Положение о повышении квалификации специалистов, распоряжение о курсах повышения квалификации специалистов, контракт, договор, регламенты, соглашения, график и т.д.
Периодичность выполнения один раз в 3 года, один раз в пять лет, по мере необходимости
Критерии качества полнота, достоверность, конкретность, лаконичность, адекватность нормативам, методикам, инструкциям, своевременность выполнения
Критерии эффективности выполнение учебного процесса, профессиональный потенциал, соответствие критериям занимаемой должности, производительность труда, скорость и адекватность принятия решений
удовлетворял как работников, так и руководителей организации для его последующего использования при аттестации специалистов.
Содержание параметров нормативного состояния атрибутов подпроцесса управления квалификацией специалистов организации представлены в табл. 2.
Проектирование функциональных задач управления (ФЗУ) в рамках подпроцесса управления квалификацией специалистов выполнено
на основе работ [3, 7] и представлено в виде фрагмента матрицы «Подпроцесс - функции управления» для формирования функционально-полного состава ФЗУ (табл. 3).
Выделенные на основе данной матрицы ФЗУ формируют типовую (нормативную) модель подпроцесса управления в экономических системах типа «организация» на основе системного графа по работе [8] представлена на рис. 1.
Таблица 3. Матрица «Подпроцесс-функции управления» для подпроцесса «правление квалификацией специалистов» (фрагмент)
№ Наименование Функции управления
п/п подпроцесса Н Пр Пл О У Кн А Р Кр
1 Управление квалификацией специалистов + + + + + + + + +
Прогнозирование квалификации специалистов
Планирование Квалификации специалистов
Нормирование квалификации специалистов
Регулирование квалификации специалистов
Организация квалификации специалистов
Анализ квалификации специалистов
Контроль квалификации специалистов
Координация квалификации специалистов и управлением оценкой специалистов
Учет квалификации специалистов
Рис. 1. Модель управления квалификацией специалистов организации
№ 1 (32)
Таблица 4. Технология решения ФЗУ «Планирование управления квалификацией
специалистов организации»
Входные документы Процедуры решения Выходные документы
Оценочный лист выявления потребностей в обучении, Бюджет на обучение персонала по статьям расходов, Перечень сотрудников организации Перечень методов обучения Перечень преподавателей Учебный план 1. Использование информации о потребности в повышении квалификации специалистов 2. Изучение документов по потребностям в повышении квалификации 3. Разработка плана по проведению обучения специалистов 4. Рассмотрение и утверждение плана по проведению обучения специалистов 5. Определение перечня тем занятий, преподавателей, расписания и срока обучения специалистов. 6. Определение и назначение ответственных лиц за проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов 7. Расчет потребностей в финансовых ресурсах 8. Планирование финансовых ресурсов 9. Распределение бюджета по курсам повышения квалификации 10. Утверждение бюджетных затрат на курсы 11. Утверждение приказа о проведении курсов повышения квалификации специалистов руководством организации Анкета сотрудника, Регламент обучения, План индивидуального профессионального развития Приказ об утверждении планов проведения повышения квалификации
Таблица 5. Технология решения ФЗУ «Организация управления квалификацией
специалистов организации»
Входные документы Процедуры решения Выходные документы
Анкета сотрудника, Регламент обучения, План индивидуального профессионального развития Приказ об утверждении планов проведения повышения квалификации 1. Доведение сведений до необходимых сотрудников об их направлении на повышение квалификации 2. Ознакомление сотрудников с правилами и регламентом прохождения курсов 3. Заключение договора с обучающей организацией 4. Прибытие преподавателей из обучающей организации в организацию-заказчик 5. Начало учебного процесса 6. Прохождение работником курсов 7. Завершение учебного процесса, подведение итогов 8. Прохождение обучающимся лицом обязательной итоговой аттестации 9. Завершение курсов по повышению квалификации специалистов 10. Выдача обучающимся удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной подготовке 11. Отбытие педагогов в обучающую организацию Нормативно-правовые акты, Внутренние положения организации Соглашение об обучении с сотрудником, Соглашение об обучении с обучающей организацией Удостоверение о повышении квалификации специалистов Диплом о профессиональной подготовке
На основе работы [4] характеристик атрибутов выбранного подпроцесса и взаимодействия его ФЗУ между собой разработаны технологии трех ключевых ФЗУ выбранного подпроцесса: планирования, организации и учета.
Технология решения ФЗУ «Планирование управления квалификацией специалистов организации» представлена в табл. 4.
Технология решения ФЗУ «Организация управления квалификацией специалистов организации» представлена в табл.5.
Технология решения ФЗУ «Учет управления квалификацией специалистов организации» представлена в табл. 6.
На основе документов, циркулирующих в технологий решения ФЗУ, формируется и
Таблица 6. Технология решения ФЗУ «Учет управления квалификацией специалистов организации»
Входные документы Процедуры решения Выходные документы
Удостоверение о повышении квалификации специалистов Диплом о профессиональной подготовке. Нормативно-правовые акты. Внутренние положения организации Соглашение об обучении с сотрудником, Соглашение об обучении с обучающей организацией 1. Занесение в личное дело сотрудника сведений о прохождении им курсов по повышению квалификации 2. Изучение и анализ внутренней среды организации направленные на определение эффективности проведенных мероприятий 3. Оценка эффективности проведенных мероприятий (проверка на соответствие поставленным целям) 4. Составление отчета по проведенной работе Портфолио (личное дело) сотрудника Отчет по результатам проведенных мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников
Оценочный лист выявление потребности в повышении квалификации
Учебный план
Бюджет на обучение персонала по статьям расходов
Приказ об утверждении планов проведения повышения квалификации персонала
План индивидуального профессионального развития
Перечень сотрудников организации
Перечень методов обучения
Перечень преподавателей
Анкета сотрудника
Соглашение об обучении с сотрудником
Портфолио (личное дело) сотрудника
Регламент обучения
НПА
Внутренние положения организации
Удостоверение / диплом о профессиональной подготовке
Соглашение об обучение с обучающей организацией
Отчет по результатам проведенных мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников
Рис. 2. Модель документооборота подпроцесса «Управление квалификацией
специалистов организации»
поддерживается модельное представление информационного обеспечения выбранного подпроцесса организации, которое представлено на рис. 2.
Для реализации технологий решения ФЗУ необходимо привлечение методологических инструментов, таких как методы выполнения процедур (МВП), методы принятия управленческих решений (МПУР) и элементов менеджмента (ЭМ) [6, 9].Для размещения МВП в технологиях решения ФЗУ в рамках подпро-
цесса «Управление квалификацией специалистов» были образован каталог для после дующего использования, фрагмент которого представлен в табл. 7.
Фрагмент распределения МВП по выбранным ФЗУ подпроцесса «Управление квалификацией специалистов» представлен в табл. 8.
Был составлен каталог МПУР для использования их в процедурах технологии решения ФЗУ подпроцесса «Управление квалифика-
№ 1 (32)
Таблица 7. Каталог МВП для технологии решения ФЗУ подпроцесса «Управление квалификацией специалистов» (фрагмент)
№ п\п Наименование метода Назначение Ожидаемые результаты
1 Лекция Приобретение теоретических навыков и информации. Получение новых, расширение и повтор старых теоретических знаний.
2 Дискуссия Достижение единого мнения по определенному вопросу. Достижение компромиссного решения по поставленному вопросу.
3 Конференция Обсуждение и изучение поставленного вопроса Достижение единого решения по назначенной теме
4 Тренинг Приобретение практических навыков и теоретических знаний Отработка и доведение до автоматизма полученных навыков.
5 Деловая игра Приобретение практических навыков и умений Отработка и доведение до автоматизма полученных навыков
6 Круглый стол Обсуждение и изучение поставленного вопроса. Достижение единого решения по назначенной теме.
Таблица 8. Распределение МВП по технологиям решения ФЗУ подпроцесса «Управление квалификацией специалистов» (фрагмент)
Наименование ФЗУ Наименование метода выполнения п роцедур
лекция дискуссия конференция тренинг деловая игра круглый стол
Нормирование квалификации специалистов + + + + + +
Планирование квалификации специалистов - - - - - -
Организация квалификации специалистов + + + + + +
Учет квалификации специалистов - - - - - -
Примечание. «+» - метод применяется в решении задачи; «-» - метод в решении не применяется.
Таблица 9. Каталог МПУР для технологии решения ФЗУ подпроцесса «Управление квалификацией специалистов» (фрагмент)
№ п\п Наименование метода Назначение Ожидаемые результаты
1 Определение рейтинга Анализ ситуации внутри организации Выявление необходимости в повышении квалификации специалистов
2 Факторный анализ Оценка ожидаемых изменений при условии изменения факторов вследствие управленческих воздействий. Оценка возможных результатов при проведении повышения квалификации специалистов
3 Функционально-стоимостный анализ Выявление зон дисбаланса между проводимыми мероприятиями и затратами на них Получение оценки о финансовой эффективности мероприятия
4 Оценка эффективности инновации Оценка ожидаемых изменений при условии изменения факторов вследствие управленческих воздействий. Оценка возможных результатов при проведении повышения квалификации специалистов
5 Определение рейтинга на основании голосования Прогнозирование на основании обобщения мнений экспертов о развитии объекта в будущем. Оценка возможных результатов при проведении повышения квалификации специалистов
цией специалистов», фрагмент которого представлен в табл. 9.
Для практического использования в технологиях решения ФЗУ подпроцесса «Управле-
ние квалификацией специалистов» был составлен каталог наиболее известных и продуктивных ЭМ, фрагмент которых представлен в табл. 10.
Таблица 10. Каталог элементов менеджмента для технологий решения ФЗУ подпроцесса «Управление квалификацией специалистов» (фрагмент)
№ п\п Наименование Назначение Ожидаемые результаты
1 Законная власть Формирование деловых отношений с подчиненными на основе формальных прав Установление и поддержание полномочий, прав и обязанностей руководителя
2 Экспертная власть Влияние на людей в силу своего уровня знаний, опыта и умений Передача навыков слушателям специалистам для осмысления им и состава и содержания работ
3 Мотивация Мотивация человека к мышлению и деятельности, придание ей формы и направленности Увеличение результативности работы специалистов
4 Совещание Открытое коллективное обсуждение задач, заданий и проблем Разработка и принятие решений по поставленным задачам, заданиям
5 Семинар Изучение определенной темы, известной всем участникам заранее, на основе дискуссии, обсуждения, конструктивного диалога Получение знаний, обмен опытом, общение.
6 Консультация Разъяснение сложного и актуального теоретического, практического, методического вопросов Формирование и поддержание имеющихся знаний, умений и разрешения трудностей в учебном процессе
Таблица 11. Состав инструментов для технологии решения ФЗУ «Организация квалификацией специалистов»(фрагмент)
№ п/п Наименование процедуры Наименование МВП Наименование МПУР Наименование ЭМ
1 Использование информации о потребности в повышении квалификации специалистов тренинг принятие решений по результатам опроса экспертная власть
3 Изучение документов по потребностям в повышении квалификации экспертная власть
4 Разработка плана по проведению обучения сотрудников круглый стол экспертный совещание
5 Рассмотрение и утверждение плана по проведению обучения сотрудников круглый стол - законная власть
7 Расчет потребностей в финансовых ресурсах функционально-стоимостный анализ экспертная власть
9 Утверждение бюджетных затрат на данные мероприятия функционально-стоимостный анализ законная власть
10 Утверждение приказа о проведении повышения квалификации сотрудников руководством компании - - законная власть
В заключение был определен состав методологических инструментов, участвующих в выполнении технологии решения ФЗУ «Организация квалификации специалистов», фрагмент представлен в табл. 11.
Благодаря рассмотрению и отбору технологических инструментов обеспечения решения ФЗУ показана их необходимость использования в практике управленческой деятельности. Наличие этих инструментов, востребованных для технологий решения ФЗУ позволяет определить
уровень специализации и компетентности специалистов, участвующий в реализации проектных решений для повышения качества деятельности выбранной организации.
Таким образом, определение совокупности инструментов технологического обеспечения технологии решения ФЗУ позволяет сформировать базу данных этих инструментов для повышения качества и эффективности реализации процессов в рамках организаций для противостояния вызовом внешней среды.
№ 1 (32)
Библиографический список
1. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность и становление. М.: ЛМА, 1996. 353 с.
2. Васяйчева В.А., Герасимов Б.Н. Развитие процесса инновационной деятельности предприятия // Вестник СГЭУ. 2018. №10 (168). С. 69-76.
3. Герасимов Б.Н. Исследование и определение направления развития стратегии деятельности организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2021. №1. С. 81-95.
4. Герасимов Б.Н. Технологизация атрибутов процессов в экономических системах типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2020. №1. С. 109-120.
5. Герасимов Б.Н. Методология управления: Инновационные и традиционные методологические инструменты. - Самара: Изд-во Университет «МИР», 2021. 292 с.
6. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Методологические атрибуты управления // Онтология проектирования. 2020. Т. 10, №3(37). С.296-306.
7. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Построение систем управления: теория, методология, технологии. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 298 с.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
8. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Теория управления: онтология, структура, содержание // Проблемы теории и практики управления. 2021. .№5. С. 130-144.
9. Гуияр Ф.Ж., Келли Д.Н. Преобразование организации / пер. с англ. - М.: Дело, 2000. 376 с.
10. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: Прогресс,1986, 432 с.
11. Мильнер Б.З. Перестройка управленческой деятельности // Экономические системы. 2009. №3. С. 30-40.
12. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.
13. Холл Р.Х. Организации: структура, процессы, результаты / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. 532 с.
14. Aguinis H., Boyd B.K., Pierce C.A., Short J.C. Walking new avenues in management research methods and theories: Bridging micro and macro domains // Journal of Management. 2011. №2. P. 395-403.
15. Hammer M., Champy J. Reengineering the corporation: A Manifesto for business revolution. New York: HarperBusiness, 1993. 223 р.
Статья поступила в редакцию 12.02.2022; одобрена после рецензирования 21.02.2022; принята к публикации 22.02.2022.
Original article
REFORMING THE QUALIFIED MANAGEMENT SUBPROCESS OF THE ORGANIZATION SPECIALISTS
Igor Alexandrovich Shmagin
Samara University of Public Administration "International Market Institute", Samara, Russia sh-igor98@mail. ru
Annotation. Research and design of the subprocess of qualification management is an important activity of the organization. The key attributes of this subprocess are investigated. The content of the normative state of its attributes in the organization is considered. The authors describe the tasks of the investigated subprocess using the characteristics of the control functions and their purpose. Technologies for solving management problems have been developed, which are equipped with tools to improve the quality and efficiency of organization management.
Keywords: process, organization, qualification of specialists, system, management, decision-making methods, procedures, tasks
For citation: Shmagin I.A. Reforming the qualified management subprocess of the organization specialists // Economy, Governance and Law Basis. 2022. № 1 (32). P. 20-27. doi:10.51608/23058641_2022_1_20.
The author declare no conflicts of interests.
The article was submitted 12.02.2022; approved after reviewing 21.02.2022; accepted for publication 22.02.2022.
© Shmagin I.A., 2022