Научная статья на тему 'Применение механизмов социального партнерства для реализации кластерного подхода в проектной деятельности студентов и школьников'

Применение механизмов социального партнерства для реализации кластерного подхода в проектной деятельности студентов и школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / SOCIAL PARTNERSHIP / DESIGNING ACTIVITY OF STUDENT AND SCHOOLCHILD / CLUSTER APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Малышева Наталия Викторовна, Киселева Ирина Александровна

В статье рассматривается развитие идей применения социального партнерства в условиях становления инновационной экономики. Новым является использование кластерного подхода в проектной деятельности при реализации проектов, предусматривающих сотрудничество образовательных учреждений, вуза, школы, колледжа с различными предприятиями и организациями региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Малышева Наталия Викторовна, Киселева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MECHANISMS OF SOCIAL PARTNERSHIP FOR IMPLEMENTATION OF CLUSTER APPROACH IN DESIGNING ACTIVITY OF STUDENTS AND SCHOOLCHILDS

This paper considers the development of ideas of application of social partnership in conditions of innovative economy formation. The new is application of cluster approach in designing activity under implementation of projects provided for cooperation of educational institutions, institute of higher education, school and college with different enterprises and organizations of region.

Текст научной работы на тему «Применение механизмов социального партнерства для реализации кластерного подхода в проектной деятельности студентов и школьников»

ПРИМЕНЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ

М. С. ЧВАНОВА, Н. В. МАЛЫШЕВА, И. А. КИСЕЛЕВА

В статье рассматривается развитие идей применения социального партнерства в условиях становления инновационной экономики. Новым является использование кластерного подхода в проектной деятельности при реализации проектов, предусматривающих сотрудничество образовательных учреждений, вуза, школы, колледжа с различными предприятиями и организациями региона.

Ключевые слова социальное партнерство; проектная деятельность студентов и школьников; кластерный подход.

В условиях глубинных экономических, социальных, политических изменений российского общества все более актуальным становится вопрос моделирования педагогических систем, в которых формируется развитая социально активная личность выпускника школы, вуза способного четко формулировать свои образовательные потребности. Вследствие этого актуализировалась проблема поиска механизмов, способных оказать положительное влияние на формирование таких качеств личности учащихся как ответственность, инициативность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам.

Одно из возможных решений проблемы - интеграция среднего и профессионального образования, открывающая пути помощи школьникам в их профессиональном и личностном самоопределении. Организационной формой данного взаимодействия может выступать проектная деятельность школьников, студентов, аспирантов, преподавателей, научных руководителей по реализации социально-значимых проектов.

Исходным практическим базисом служит проектная работа школьников г. Котовска в области создания сайта системы образования города. Работа выполнялась коллективом: школьники, преподаватель информатики - аспирант ТГУ имени Г. Р. Державина, дипломники кафедры информатики и информационных технологий ТГУ имени Г. Р. Державина и научный руководитель - профессор кафедры. Каждый участник в проектной деятельности выполнял свою роль. Аналогичная работа проводилась на базе Педагогического колледжа имени К. Д. Ушинского. В качестве проектного задания

студентам были предложены задачи-проекты по созданию Web-сайта, электронного учебника, информационного ресурса, учебного пособия, требующие в процессе умственной работы, взаимодействия с внешними и внутренними партнерами, творческого подхода, реализации на практике, актуализации, расширения полученных знаний.

Реализация подобных проектов предусматривает сотрудничество образовательных учреждений, в нашем случае - вуза, школы, колледжа с различными предприятиями и организациями региона. При этом возможно столкновение групп с неравными возможностями, интересы которых не всегда совпадают и как следствие возникновение ряда проблем, связанных: во-первых, с поиском источника финансирования проекта, которое должно быть комплексным и включать как бюджетные, так и иные источники; во-вторых с необходимостью создания единого информационного пространства с целью привлечения наибольшего числа партнеров, обеспечения образовательных учреждений информационными технологиями и методическими материалами и комплексами; в-третьих, с нехваткой человеческих ресурсов, точнее - недостатком профессионалов, способных обеспечить эффективность партнерских отношений.

При рассмотрении подобных проблем целесообразно обращение к кластерному подходу, механизмом реализации которого в проектной деятельности является социальное партнерство.

Социальное партнерство, выступающее в качестве механизма реализации кластерного подхода в проектной деятельности - это вид партнерства, которое инициирует сама система образова-

ния. Именно данный вид социального партнерства является наиболее значимым, позволяющим изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования, в отличие от партнерства внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности и партнерства, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства.

В общем контексте под социальным партнерством понимают совместную, коллективно распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам [1].

Социальное партнерство в системе школьного и профессионального образования можно рассматривать как социальный ресурс образовательного заведения; как фактор стабилизации регионального рынка труда; как способ интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства с целью позитивных социальноэкономических изменений; как технологию взаимодействия специалистов в поле профессиональных проблем с целью оптимизации принимаемых решений; как определенный тип взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом [3].

В образовательной сфере социальное партнерство способно обеспечить интеграцию образовательных учреждений различных типов и уровней, преподавателей, студентов, школьников, родителей, научных организаций с интересами различных общественных слоев и социальных групп. Целью данного взаимодействия является достижение конкретных образовательных или воспитательных целей. В нашем случае социальное партнерство позволяет не только аккумулировать ресурсы общества ради решения проектных задач, но и дает возможность каждому из партнеров получить импульс, направленный на свое собственное развитие, а именно на формирование проектных компетенций студентов и школьников, на развитие их познавательного интереса.

Социальное партнерство возникает при взаимодействии участников проекта с внешней средой. Внешнюю среду, оказывающую влияние на функционирование педагогической системы, мы разделили на ближнее и дальнее окружение.

Субъекты ближнего окружения являются внешними партнерами для участников проектной деятельности. Это центры инновационного развития, образовательные учреждения Тамбовской об-

ласти, некоммерческие общественные организации, бизнес, СМИ, родительская общественность.

Дальнее окружение - среда, в которой существуют сами образовательные учреждения. Действие дальнего окружения носит опосредованный характер. К нему относятся: Министерство образования и науки РФ, Российская академия наук, Администрация Тамбовской области.

Важно отметить, что социальное партнерство отличается от простого сотрудничества, так как в его основе лежит слияние отдельных общественных групп в сообщество с проявлением синергетического эффекта от объединения всех видов ресурсов. Поэтому именно социальное партнерство способно обеспечить конструктивный диалог между участниками проекта.

В качестве ключевых элементов социального партнерства по реализации социально-значимого проекта мы рассматриваем:

- социальную проблему, которую разделяют все участники проекта;

- заинтересованность партнеров в процессе решения проектных задач;

- осознание сторонами факта увеличения эффективности решения проблемы от объединения имеющихся ресурсов и усилий;

- разделение стремления найти решение проблемы именно за счет взаимодействия сторон;

- наличие правил взаимодействия и взаимного контроля;

- наличие открытости и доступности информации о ходе процесса решения социальной проблемы;

- наличие проекта /плана совместной деятельности, направленной на решение проблемы.

Остановимся на принципах, лежащих в основе отношений субъектов партнерства по реализации социально значимых проектов [2].

1. Взаимовыгодность. Каждый участник партнерства должен четко осознавать, какую пользу он получит от подобных отношений, насколько окупится его вклад в совместное дело. Речь идет как о материальных, так и о нематериальных выгодах. Партнеры должны осознавать разностороннюю пользу, которую можно получить при грамотном подходе к совместной деятельности.

2. Добровольность. Одна сторона должна понять и найти аргументы для привлечения к своей деятельности потенциальных партнеров, другая сторона имеет гарантии свободы выбора при принятии решения об участии в такой деятельности. Принимая решение об участии или неучастии в конкретном партнерстве, участники заранее продумывают долю своей ответственности, взвешивают соб-

ственные силы и возможности, обозначают гарантии и намечают перспективы сотрудничества.

3. Открытость. Во-первых, это открытость информации об условиях взаимодействия, его формах, методах, правилах и результатах. Во-вторых, гарантия возможности каждому желающему стать партнером и присоединиться к совместной деятельности. Таким образом, обеспечивается прозрачность деятельности и ее равнодоступность для представителей трех секторов.

4. Законность. Установление общеобязательных правил дает участникам партнерства ясное представление об их правах и обязанностях, позволяет заранее продумывать процедуры принятия решений в спорных вопросах. Кроме того, такой подход гарантирует ясное представление о взаимной ответственности и дает чувство защищенности в совместной деятельности.

5. Множественность технологий. Для системного и эффективного взаимодействия необходимо обладать множеством различных технологий совместной деятельности, поскольку каждая отдельная технология, как правило, обладает ограниченными возможностями по причине специфичности задачи, которую она решает. В какой-то степени этот принцип обеспечивает определенную степень жизнестойкости и адаптивности социальному партнерству. Кроме того, стремление к многовариантности технологий взаимодействия обеспечивает участникам потребность в самообразовании [4].

Соблюдение перечисленных принципов способствует устойчивому и результативному взаимодействие его участникам.

Оценка опыта реализации проектов показала, что социальное партнерство помогает направлять образовательные ресурсы на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления независимо от его типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы. Оно помогает накапливать и передавать опыт для формирования у партнеров способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности.

Таким образом, социальное партнерство выступает в качестве механизма способного сформировать новую систему отношений между участниками проекта, то есть стать механизмом реализации кластерного подхода в проектной деятельности и тем самым позволяет:

1. Решить вопрос о финансировании социальных проектов, выйдя за рамки бюджетных до-

таций, за счет привлечения грантовых средств, средств из региональных и местных бюджетов, а также средств коммерческих структур, заинтересованных в реализации образовательных программ и проектов, включая средства специальных фондов, работодателей и самих граждан.

2. Создать единое информационное пространство с целью привлечения наибольшего числа партнеров в сферу образования, обеспечить образовательные учреждения средствами и технологиями сбора, накопления, передачи, обработки и распределения информации и средствами представления знаний, а также информацией управления социальным партнерством в сфере образования.

3. Усилить социальный эффект партнерства, объединив усилия представителей сектора науки, образования, административной деятельности, бизнеса, то есть обеспечить партнерство кадрами, которые с одной стороны имеют высокий уровень педагогического образования, с другой стороны -находятся в состоянии постоянного совершенствования профессиональной компетенции и развитии личностных качеств.

Литература

1. Авво Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 2005.

2. Болуж Е. В., Валюшицкая И. В., Фомина Е. Ю., Шайхутдинов Е. М. Общественно-активная школа: опыт построения социального партнерства. Красноярск, 2005.

3. Чванова М. С. Социальное партнерство в сфере профессионального образования: монограф. Тамбов, 2007.

4. Чванова М. С., Юрьев В. М., Передков В. М. Проектная деятельность студентов и школьников на основе кластерного подхода // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 9(77). С. 240-253.

* * *

APPLICATION OF MECHANISMS OF SOCIAL PARTNERSHIP FOR IMPLEMENTATION OF

CLUSTER APPROACH IN DESIGNING ACTIVITY OF STUDENTS AND SCHOOLCHILDS

M. S. Chvanova, N. V. Malysheva, I. A. Kiseleva

This paper considers the development of ideas of application of social partnership in conditions of innovative economy formation. The new is application of cluster approach in designing activity under implementation of projects provided for cooperation of educational institutions, institute of higher education, school and college with different enterprises and organizations of region.

Key words: social partnership, designing activity of student and schoolchild, cluster approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.