Научная статья на тему 'Социальное партнерство как основа реализации кластерного подхода в производственной практике студентов-информатиков'

Социальное партнерство как основа реализации кластерного подхода в производственной практике студентов-информатиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / БИРЖА ЗАКАЗОВ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РЕГИСТРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыскова В. Ю.

В статье рассматривается проблема социального партнерства в образовании. Социальное партнерство в сфере образования рассматривается с нескольких позиций. Синергетические особенности социального партнерства рассматриваются авторами как основа для применения кластерного подхода. Изложена концепция авторского видения кластерного подхода в образовании. На основе анализа научной литературы выявлены характерные черты образовательного кластера: основные цели создания и развития образовательных кластеров, основные признаки кластера, формы образования кластера. Социальное партнерство рассматривается как механизм реализации кластерного подхода в проектной деятельности. Юридическое и экономическое сопровождения заключения и выполнения договоров обеспечивается посредством малого инновационного предприятия ИТ-Меридиан. Новым являются результаты производственной практики, организованной на основе кластерного подхода – создание ИТ-проекта для социального партнера, формирование практических навыков оформления и внедрения интеллектуальной собственности в области ИТ. Обоснована необходимость создания информационного ресурса «Биржа заказов для студентов-информатиков». Рассмотрены типовые информационные ресурсы типа «Биржа труда». Приведена схема организации «Биржа заказов для студентов-информатиков». Подробно описаны задачи и результаты производственной практики студентов-информатиков в условиях кластерного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как основа реализации кластерного подхода в производственной практике студентов-информатиков»

УДК 378.14

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ-ИНФОРМАТИКОВ

В.Ю. Лыскова

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема социального партнерства в образовании. Социальное партнерство в сфере образования рассматривается с нескольких позиций. Синергетические особенности социального партнерства рассматриваются авторами как основа для применения кластерного подхода. Изложена концепция авторского видения кластерного подхода в образовании. На основе анализа научной литературы выявлены характерные черты образовательного кластера: основные цели создания и развития образовательных кластеров, основные признаки кластера, формы образования кластера. Социальное партнерство рассматривается как механизм реализации кластерного подхода в проектной деятельности. Юридическое и экономическое сопровождения заключения и выполнения договоров обеспечивается посредством малого инновационного предприятия ИТ-Меридиан.

Новым являются результаты производственной практики, организованной на основе кластерного подхода - создание ИТ-проекта для социального партнера, формирование практических навыков оформления и внедрения интеллектуальной собственности в области ИТ.

Обоснована необходимость создания информационного ресурса «Биржа заказов для студентов-информатиков». Рассмотрены типовые информационные ресурсы типа «Биржа труда». Приведена схема организации «Биржа заказов для студентов-информатиков». Подробно описаны задачи и результаты производственной практики студентов-информатиков в условиях кластерного подхода.

Ключевые слова: высшее образование, студенты, информационные технологии, кластер, кластерный подход, социальное партнерство, производственная практика, биржа заказов, интеллектуальная собственность, регистрация интеллектуальной собственности.

Проблема социального партнерства в образовании рассматривается в исследовании-ях М.С. Чвановой, Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнова, Г.В. Мухаметзяновой, А.А. Костина, П.Ф. Анисимова, Г.И. Ибрагимова.

Понятие «социальное партнерство» стало актуальным для нашей страны в 90-х гг. ХХ в. в связи с начавшимся процессом формирования гражданского общества. В связи этим одной из приоритетных задач стало стимулирование процесса формирования его наиболее эффективных форм и механизмов применительно к российскому образованию.

Первоначально социальное партнерство рассматривалось только в аспекте социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями, что нашло свое отражение не только в научной литературе (Л.А. Гордон [1], Г.Ю. Семигин [2], В.Г. Смольков [3] и др.), но и законодательно закреплено в Трудовом кодексе РФ [4]. Законодательное оформление социального партнерства свидетельствует о высокой оценке государственными структурами его роли

в становлении гражданского общества, однако не охватывает всех потенциальных возможностей данного общественного института.

Второй подход к понятию сути социального партнерства (В.И. Редюхин [5], Ю.М. Резник [6] и др.) значительно расширяет круг субъектов взаимодействия, решаемых задач, формы организации партнерских отношений. Социальное партнерство рассматривается как отношения между государством, выступающим в роли правительства, его органов и представителей с другими субъектами - личностью, семьей, общественными группами и институтами, представленными различного рода ассоциациями, неправительственными организациями, фондами и союзами. Главной целью партнерства является объединение усилий широкой общественности и государства в решении важнейших политических, социальных, экономических и других проблем, реализация взаимной ответственности за состояние дел в городе, регионе, за обеспечение высокого качества предоставления социальных услуг гражданам.

В общем контексте под социальным партнерством понимают совместную, коллективно распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам [7].

Социальное партнерство в сфере образования можно рассматривать с нескольких позиций.

М.С. Чванова [S] считает, что, с одной стороны, это юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц, одним из которых является образовательная организация; с другой - это форма сотрудничества общественных организаций, фирм, компаний с образовательной организацией, не закрепленная в учредительных документах, а подтвержденная фактически (договором или протоколом о корпоративном партнерстве); с третьей - это один из механизмов развития образования; с четвертой - фактор стабилизации социально-экономической жизни региона; с пятой - метод решения социальных, экономических проблем и регулирования противоречий между организацией профессионального образования, работодателем и государством.

Н.Е. Астафьева [9] полагает, что в сфере образования социальное партнерство может быть эффективным только при условии, что организационной формой социального партнерства станет система взаимодействия субъектов общественного договора, находящих свой интерес в реализации интересов сообщества. При этом качественное отличие системы социального партнерства от простого сотрудничества состоит в слиянии отдельных общественных групп в сообщество с проявлением синергетического эффекта от объединения всех видов ресурсов. В системе образования, считает автор, синергетика слияния наиболее эффективна, так как она заложена в самом образовательном процессе, где удовлетворение потребности личности достигается через коллективное действие и требует активной позиции от всех участников.

Синергетические особенности социального партнерства рассматриваются нами как основа для применения кластерного подхода в производственной практике студентов-информатиков в условиях взаимодействия

вуза с бизнес-сообществом и социальной сферой региона.

Для современного рынка труда молодых специалистов характерно противоречие между традициями высшего профессионального образования и потребностями потенциальных работодателей. Как свидетельствуют результаты исследования, не менее 38 % вновь принятых на работу нуждаются в немедленном переобучении [10]. При организации производственной практики необходимо учитывать новые требования, которые предъявляет современный рынок информационных технологий (ИТ) к студенту-инфор-матику: он должен уметь владеть ИТ-техно-логиями, уметь принимать решения при выполнении ИТ-проекта, брать на себя ответственность, заключать договора на выполнение работ, оформлять интеллектуальную собственность, проявлять качества лидера. Эти качества, необходимые для выполнения ИТ-проекта, характерны больше для участников рынка ИТ-услуг, чем для студентов-информатиков .

Поясним концепцию авторского видения кластерного подхода в образовании.

Инновационная экономика требует не только высококлассный профессорско-преподавательский состав, новейшее оборудование и динамичное обновление содержания обучения, но, прежде всего, изменение образовательной парадигмы. Каким образом должна измениться технологическая основа подготовки современного специалиста? Подойти к ответу на данный вопрос представляется возможным на основе учета тенденций развития наиболее прогрессивных механизмов совершенствования экономической и социальной среды.

Одним из таких механизмов в последнее время принято считать так называемый кластерный подход. Речь идет об объединении, укрупнении, своеобразной агломерации в функциональном, а чаще всего в географическом смысле разных учреждений и производств вокруг интеллектуального, мозгового центра (как правило, известного университета). Такой подход в отношении биотехнологии, например, с успехом был использован в США, в Европе - Великобритании, Германии, Финляндии, в Азии - Японии, Южной Корее, Израиле. Как некоторый аналог кла-

S4

стерного подхода триада: «наука - образование - практика» - находит применение в современной России в медико-социальной сфере, в производстве, наметились некоторые тенденции его использования в образовательной деятельности.

Роль университета состоит в обеспечении участников кластера инновациями и продвинутыми специалистами в области наукоемких технологий. В большинстве стран зоны инновационного развития формируются вокруг университетов.

На основе анализа научной литературы нами предпринята попытка выявить характерные черты образовательного кластера.

Основные цели создания и развития образовательных кластеров:

1. Подготовка высококвалифицированных специалистов для наукоемких отраслей.

2. Производство (создание) и реализация связанных или взаимодополняемых инновационных товаров (продуктов или услуг) совместными усилиями университета и бизнес-сообщества.

Основные признаки кластера:

1. Наличие внешних связей университета с научным и бизнес-сообществом как системообразующее начало синергетических отношений по достижению взаимовыгодных совместных решений.

2. Наличие взаимодополняющей функции университета, компаний и организаций.

3. Взаимное способствование росту конкурентоспособности друг друга.

4. Определение кластера как сложной системы.

5. Наличие точек роста (организовываясь в более упорядоченную систему-кластер, организации ослабляют окружение, являясь точкой роста, к которой начинают «пристыковываться» другие организации).

Форма образования кластера:

1. Географическая: построение про-

странственного кластера в рамках региона (в нашем случае - Тамбовской области).

2. Горизонтальная: несколько секторов могут входить в более крупный кластер (кластеры с точкой роста на кафедрах входят в общеуниверситетский инновационно-образовательный кластер).

3. Вертикальная: присутствие смежных этапов инновационного процесса (образова-

ние кластера как результата межкафедраль-ного взаимодействия и т.п.).

4. Латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые обеспечивают экономию за счет эффекта масштаба.

5. Технологическая: использование одной технологии в разных направлениях.

6. Фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра - учебного заведения.

7. Качественная: механизм взаимодействия (сотрудничества).

В условиях развития университета как центра кластера инновационно-образовательных программ для реального сектора экономики, особую значимость приобретает ориентация внедрения образовательных программ на формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании наукоемкой конкурентоспособной продукции и представить на рынок товаров и услуг конкурентоспособный товар. Тем самым студент может быть востребованным специалистом еще до окончания университета (по сути, стать конкурентоспособным участником рынка наукоемких и инновационных товаров и услуг). Причем эти умения должны формироваться как в недрах самого учебного процесса, так и в результате самостоятельной практической деятельности в специально развитой инфраструктуре, включая механизмы и систему взаимоотношений, выстроенных на основе кластерного подхода.

Механизмы реализации кластерного подхода в производственной практике предполагают разработку и осуществление мероприятий по созданию правовых, финансовоэкономических и организационно-методических условий для решения проектных задач. Организация проектной деятельности на основе кластерного подхода в первую очередь предполагает разработку и практическую реализацию партнерства и диалога как максимально согласованного взаимодействия образования с федеральными и местными органами власти, общественными организациями, бизнесом и рынком труда. В связи с этим, в качестве механизма реализации кластерного подхода в проектной деятельности можно рассмотреть социальное партнерство, которое способно обеспечить конструктивный диалог между участниками проекта.

Таким образом, в основу производственной практики на кафедре информатики и информационных технологий Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина положена инновационная модель, сочетающая традиционный процесс прохождения практики под руководством преподавателя вуза и социальное партнерство в области ИТ. Кластерный подход [11-14] позволяет создавать ИТ-проект для социального партнера и формировать практические навыки оформления и внедрения интеллектуальной собственности в области ИТ.

Кластер по направлению ИТ включает: от вуза - руководителя по производственной практике, студентов по производственной практике, консультантов в области охраны и оформления интеллектуальной собственности; от региона - социальных партнеров в области ИТ, консультантов-программистов в области ИТ; от бизнеса - Биржу ИТ-зака-зов для студентов, малое инновационное предприятие ИТ-Меридиан для юридического и экономического сопровождения заключения и выполнения договоров; от государства - ФГУП НТЦ «Информрегистр» для оформления интеллектуальной собственности (или ФИПС и другие организации).

Особенно важным представляется развитие малых инновационных предприятий в инновационно-образовательном кластере, которые могут создаваться в соответствии с Федеральным законом № 217-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Анализ информационных ресурсов [1518] для обеспечения ИТ-заказов между социальными партнерами и студентами по критериям:

- возможность работодателя (социального партнера) сделать заказ;

- возможность студента выбрать, отметить выбранный заказ, послать резюме заказчику;

- специальные образовательные функции по организации социального партнерства в рамках производственной практики;

- юридическое и коммерческое сопровождение заказов, обеспечивающее договорные отношения, выявил тип ресурса - «Биржа труда».

Так, например, web-сайт studlance.ru [15] -не является образовательным, также он не прикреплен ни к одному образовательному учреждению или организации и является коммерческим, однако студенты могут продавать свои работы или заказать выполнение курсовой работы, диплома, реферата, лабораторной работы, что недопустимо и противоположно социальному партнерству в контексте представленного исследования.

Web-сайт freelance.ru [16] - биржа труда для фрилансеров, т.е. для единовременного выполнения заказов может быть использован в качестве биржи труда для студентов, так как позволяет посетителям публиковать заказы и резюме. Но этот сайт, также как и предыдущий, не имеет отношения к образованию и преследует в первую очередь коммерческие цели.

Web-сайт devhuman.com [17] - специализированный сайт для программистов, позволяющий самостоятельно или в команде выполнять заказы. Аналогично предыдущим позволяет публиковать заказы и составлять резюме. Также он предусматривает возможность работы как поодиночке, так и в команде, что несомненно является его плюсом, однако не содержит функций адаптации его к образовательным целям социального партнерства.

Web-сайт mright.hro.org [18] - благотворительный фонд добровольной помощи. По принципам реализации и построения он схож с тремя предыдущими, однако не имеет отношения к образованию, к профессиональной самореализации и получению профессиональных навыков, умений и опыта. Его деятельность заключается в поиске людей, желающих безвозмездно помочь нуждающимся.

Система управления содержимым (контентом) (англ. Content management system, CMS) - информационная система или компьютерная программа, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом.

Определяющим фактором для выбора CMS явилось наличие расширений, реализующих функциональность биржи труда для

Joomla. Существует официальный сайт, где можно бесплатно скачать самую новую версию Joomla, обновления к ней, плагины и расширения, а также получить техническую поддержку от ее разработчиков [19].

Joomla представляет собой набор скриптов, написанных на языке программирования PHP. Этот язык был специально разработан для написания веб-приложений. Ее достоинства заключаются в большом количестве модулей и плагинов различной направленности, разработанных под CMS, которые позволяют придать сайту различный дизайн и функциональность. Также достоинством является встроенная многоязычность и простота администрирования. Немаловажно, что Joomla бесплатна и имеет открытый код, а также разработчики постоянно ведут техническую поддержку и разработку новых, более удобных версий.

В ходе проведения исследования были рассмотрены несколько компонентов для CMS Joomla, позволяющие создать биржу труда для студентов. Среди них:

- Job Board - компонент обеспечивает публикацию вакансий, прием заявлений на работу, импорт информации в RSS-каналы, расширенный поиск и многое другое [20];

- SOBI2 - бизнес-каталог предприятий для Joomla. Не подходит для версии Joomla 2.5 [21];

- AdsManager - бесплатный компонент доски объявлений для Joomla [21];

- Com_rabota - русский компонент биржы труда для Joomla. Стоимость одной лицензии 3000 руб. [21];

- Js Jobs - компонент биржи труда для Joomla [22].

Наиболее полным и функциональным компонентом для реализации биржи труда является компонент Js Jobs, разработанный компанией JoomSky. Он включает в себя средства работы для работодателя, соискателя, а также администратора. Данный компонент выпущен в двух версиях - свободно распространяемой и платной бизнес-версии. По данным на 25 апреля 2013 г. стоимость бизнес-версии составляет 85 долл. с поддержкой обновлений на 3 месяца, 115 долл. -на 6 месяцев, 145 долл. - на 12 месяцев.

Необходимость создания информационного ресурса «Биржа заказов для студентов-

информатиков» для реализации социального партнерства в условиях кластерного подхода.

Схема организации «Биржа заказов для студентов-информатиков» показана на рисунке 1.

Предприятия города и области

і ., >

Админист- і і Заказы Проекты і і Эксперт

ратор 1 і і

Студенты

Рис. 1. Схема биржи заказов для студентов-информатиков

Обязательными требованиями для информационного ресурса «Биржа труда для студентов» являются:

- Возможность публикации заказов социального партнера и резюме студентов.

- Возможность подать заявку на выполнение конкретного выбранного заказа.

- Привязка к конкретному образовательному учреждению и контроль с его стороны.

- Возможность юридического и коммерческого сопровождения заказов.

- Специальные образовательные функции для организации производственной практики.

Задачи производственной практики в условиях кластерного подхода:

- Самостоятельный поиск социального партнера и оформление заказа на разработку информационного ресурса. Поиск социального партнера может быть осуществлен самостоятельно или через систему заказов

ООО «ИТ-Меридиан», «Биржу ИТ-заказов студентам».

- Разработка технического задания на создание ИТ-проекта.

- Заключение договора о выполнении НИР с социальным партнером на выполнение работ. Оформление договора осуществляет ООО «ИТ-Меридиан».

- Создание ИТ-проекта.

- Внедрение информационного ресурса на предприятии социального партнера.

- Подписание акта приемки-сдачи работ.

- Оформление интеллектуальной собственности. Информационные ресурсы, созданные в результате производственной практики, регистрируются студентами в Депозитарии электронных изданий НТЦ Информре-гистр (www.inforeg.ru).

Отметим особенности производственной практики, организованной в условиях кластерного подхода:

- студенты имеют изначальную мотивацию в приобретении дополнительных знаний в области ИТ-технологий;

- активность студентов определяется тем, что студенты хотят выполнять социально значимые проекты для регионального бизнеса, зарабатывать деньги за свою работу и берутся за выполнение инновационных проектов;

- ИТ-проекты доводятся до внедрения в организации социальных партнеров;

- студент становится востребованным ИТ-специалистом еще до окончания университета.

Социальное партнерство в проектной деятельности на основе кластерного подхода подразумевает интеграцию образовательных структур с интересами различных общественных слоев и социальных групп, коммерческих структур и государственных организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальные партнеры по производственной практике:

- общества с ограниченной ответственностью (ООО); открытые акционерные общества (ОАО); закрытые акционерные общества (ЗАО);

- государственные предприятия; муниципальные образовательные учреждения (МОУ СОШ); кафедры ТГУ имени Г.Р. Державина; государственные образовательные учреждения.

В условиях тесного взаимодействия социальных партнеров в производственной практике наиболее эффективно решаются вопросы подготовки специалистов; поиска источников финансирования проектов; обеспечения образовательных учреждений информационными технологиями и методическими материалами и комплексами; внедре-

ния инноваций в образовательный процесс, реализации инновационных проектов в сотрудничестве с различными предприятиями, организациями, научными центрами; создание и регистрация интеллектуальной собственности.

Производственная практика, организованная в условиях кластерного подхода, обладает значительным синергетическим эффектом в первую очередь за счет консолидации ресурсов субъектов социального взаимодействия. Речь идет о нескольких видах ресурсов:

- финансовые - прямые инвестиции социальных партнеров в проектную работу;

- материально-технические - предоставление материально-технического оборудования, помещений и т.д. для осуществления проектной деятельности;

- интеллектуальные - включение в учебный процесс новаторских разработок и другой интеллектуальной собственности социальных партнеров;

- кадровые - использование кадрового потенциала субъектов социального взаимодействия, их профессиональной компетенции и профессионального опыта в ходе реализации проекта.

Социальное партнерство, выступающее в качестве механизма реализации кластерного подхода в производственной практике, -это вид партнерства, которое инициирует сама система образования. Именно данный вид социального партнерства является наиболее значимым, позволяющим изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования.

Элементами социального партнерства в сфере образования являются: законодательная база, обеспечивающая нормативноправовое регулирование взаимоотношений структур в целях принятия социальных решений; механизмы и методы социального взаимодействия; структуры, осуществляющие социальное партнерство; информационное пространство, формирующее позитивное отношение общества к социальному партнерству [23].

Внедрение кластерного подхода на кафедре информатики и информационных технологий ТГУ имени Г.Р. Державина [24, 25]

изменило отношение студентов к производственной практике: студенты стали стремиться выполнять договорные работы, заключать договора и регистрировать интеллектуальную собственность, полученную в ходе работы. На рисунке 2 приведен график динамики количества зарегистрированных работ (полученных регистрационных

свидетельств на объекты интеллектуальной собственности) студентов очного отделения от общего числа в процентном соотношении. В 2011, 2012 гг. 50 % студентов получили регистрационные свидетельства на ИТ-заказы, выполненные в результате производственной практики, организованной в условиях кластерного подхода.

Рис. 2. График динамики количества зарегистрированных работ студентов очного отделения от общего числа

в процентном соотношении

ВЫВОДЫ. Социальное партнерство выступает в качестве механизма, способного сформировать новую систему отношений между участниками проекта, т.е. стать механизмом реализации кластерного подхода в производственной практике студентов-информатиков и тем самым позволяет:

- решить вопрос о финансировании социальных проектов, выйдя за рамки бюджетных дотаций, за счет привлечения грантовых средств, средств из региональных и местных бюджетов, а также средств коммерческих структур, заинтересованных в реализации образовательных программ и проектов, включая средства специальных фондов, работодателей и самих граждан;

- создать единое информационное пространство с целью привлечения наибольшего числа партнеров в сферу образования, обеспечить образовательные учреждения средствами и технологиями сбора, накопления, передачи, обработки и распределения информации и средствами представления знаний, а также информацией управления социальным партнерством в сфере образования;

- усилить социальный эффект партнерства, объединив усилия представителей сектора науки, образования, административной деятельности, бизнеса, т.е. обеспечить партнерство кадрами, которые, с одной стороны, имеют высокий уровень педагогического образования, с другой стороны - находятся в состоянии постоянного совершенствования профессиональной компетенции и развитии личностных качеств;

- реализовать функции образования в условиях внедрения инноваций в образовательный процесс, развития инновационнообразовательных программ, реализации инновационных проектов в сотрудничестве с различными предприятиями, организациями, научными центрами.

Список литературы

1. Гордон Л.А. [и др.]. На пути к социальному партнерству. Развитие социально-трудовых отношений в современной России - от одно-сторонне-командного управления к трехстороннему сотрудничеству // Специальное приложение к бюллетеню «Конституционный вестник». 1993.

2. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М.: Мысль, 1996.

3. Киселев В.Н., Смольков В.Г. Социальное партнерство в России. Специфика и основные проблемы становления в период рыночных реформ: учебное пособие. М., 2002.

4. Трудовой кодекс РФ. М.: Профиздат, 2002.

5. Леонов И.Г., Редюхин В.И. Социальное партнерство - ресурс взаимодействия государственных и общественных структур. М., 2000.

6. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998.

7. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / под ред. А.П. Тря-пицыной. СПб.: КАРО, 2005.

8. Чванова М.С. Социальное партнерство в сфере профессионального образования: монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007.

9. Астафьева Н.Е. Социальное партнерство в воспитании кадет [Электронный ресурс] // Российская кадетская перекличка. 2008. Вып. № 4. URL: http://www.fskk.ru/journal/?aID=126.html

10. Богачева О.В. Социальное партнерство как одна из форм взаимодействия бизнеса и учреждений высшего профессионального образования // Российское предпринимательство. 2007. № 8. Вып. 2. С. 142-146.

11. Юрьев В.М., Чванова М.С., Передков В.М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 5 (49). C. 7-12.

12. Юрьев В.М., Чванова М.С., Антонюк С.Д., Волков С.И., Емельянов А.В., Завершинский А.Н., Кончаков Р.Б., Лыскова В.Ю., Шаршов И.А. Проектная деятельность студентов как основа инновационного развития Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 12 (56). С. 7-20.

13. Чванова М.С., Передков В.М., Киселева И.А. Кластерный подход в педагогических исследованиях и его приложения к инновационнообразовательной деятельности вуза: в 2 т. Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. Т. 1.

14. Лыскова В.Ю., Храмова М.В., Малышева Н.В. Кластерный подход в педагогических исследованиях и его приложения к инновационнообразовательной деятельности вуза: в 2 т. Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. Т. 2.

15. studlance.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.studlance.ru

16. freelance.ru [Электронный ресурс]. URL: http://freelance.ru

17. devhuman.com [Электронный ресурс]. URL: http://devhuman. com/freelance

18. mright.hro.org [Электронный ресурс]. URL: http ://mright.hro.org/

19. joomlaportal.ru [Электронный ресурс]. URL: http://j oomlaportal. ru

20. joomla.org [Электронный ресурс]. URL: http://www.joomla.org/

21. joomlaportal.ru [Электронный ресурс]. URL: http://j oomlaportal. ru/content/view/2159/70/

22. Плагины и расширения для Joomla [Электронный ресурс]. URL: http://extensions.joomla.

org/extensions/ads-a-affiliates/jobs-a-recruitment/ 7550

23. Чванова М.С. Социальное партнерство в сфере профессионального образования: монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007.

24. Лыскова В.Ю., Королева Н.Л. Внедрение кластерного подхода на кафедре информатики и информационных технологий ТГУ имени Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского Университета. Серия: Естественные и технические науки. 2010. Т. 15. № 6. С. 1966-1968.

25. Лыскова В.Ю. Практика кластерного подхода: активизация познавательной деятельности студентов-информатиков на основе малого инновационного предприятия «ИТ-Мериди-ан» // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т. 2. № 18. С. 59-63.

References

1. Gordon L.A. [i dr.] Na puti k social'nomu part-nerstvu. Razvitie social'no-trudovyh otnoshenij v sovremennoj Rossii - ot odnostoronne-komand-nogo upravlenija k trehstoronnemu sotrudni-chestvu // Special'noe prilozhenie k bjulletenju «Konstitucionnyj vestnik». 1993.

2. Semigin G.Ju. Social'noe partnerstvo v sovre-mennom mire. M.: Mysl', 1996.

3. Kiselev V.N., Smol'kov V.G. Social'noe part-nerstvo v Rossii. Specifika i osnovnye problemy stanovlenija v period rynochnyh reform: ucheb-noe posobie. M., 2002.

4. Trudovoj kodeks RF. M.: Profizdat, 2002.

5. Leonov I.G., Redjuhin V.I. Social'noe part-nerstvo - resurs vzaimodejstvija gosudarstvennyh

i obshhestvennyh struktur. M., 2000.

6. Reznik Ju.M. Grazhdanskoe obshhestvo kak fe-nomen civilizacii. M.: Izd-vo MGSU «Sojuz», 1998.

7. Avvo B.V. Social'noe partnerstvo v uslovijah profil'nogo obuchenija: uchebno-metodicheskoe posobie dlja administracii i uchitelej obshheobra-zovatel'nyh uchrezhdenij / pod red. A.P. Tija-picynoj. SPb.: KARO, 2005.

8. Chvanova M.S. Social'noe partnerstvo v sfere

professional'nogo obrazovanija: monografija.

Tambov: Izd-vo TGU im. G.R. Derzhavina, 2GG7.

9. Astaf'eva N.E. Social'noe partnjorstvo v vospita-nii kadet [Elektronnyj resurs] // Rossijskaja ka-detskaja pereklichka. 2GG8. Vyp. № 4. URL: http://www. fskk.ru/journal/?aID=12б.html

1G. Bogacheva O.V. Social'noe partnerstvo kak odna iz form vzaimodejstvija biznesa i uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovanija // Ros-sijskoe predprinimatel'stvo. 2GG7. № 8. Vyp. 2.

S. 142-14б.

11. Jur'ev V.M., Chvanova M.S., Peredkov V.M. Universitet kak centr innovacionno-obrazo-vatel'nogo klastera // Vestnik Tambovskogo Un-iversiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2GG7. Vyp. S (49). C. 7-12.

12. Jur'ev V.M., Chvanova M.S., Antonjuk S.D., Volkov S.I., Emel'janov A.V., Zavershinskij A.N., Konchakov R.B., Lyskova V.Ju, Sharshov I.A. Proektnaja dejatel'nost' studentov kak osnova in-novacionnogo razvitija Tambovskogo gosu-darstvennogo universiteta im. G.R. Derzhavina // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2GG7. Vyp. 12 ^б).

S. 7-2G.

13. Chvanova M.S., Peredkov V.M., Kiseleva I.A. Klasternyj podhod v pedagogicheskih issledova-nijah i ego prilozhenija k innovacionno-obrazo-vatel'noj dejatel'nosti vuza: v 2 t. Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2G11. T. 1.

14. Lyskova V.Yu., Hramova M.V, Malysheva N.V. Klasternyj podhod v pedagogicheskih issledova-nijah i ego prilozhenija k innovacionno-obrazovatel'noj dejatel'nosti vuza: v 2 t. Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2GG1. T. 2.

15. studlance.ru [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.studlance.ru

16. freelance.ru [Elektronnyj resurs]. URL: http:// freelance.ru

17. devhuman.com [Elektronnyj resurs]. URL: http:// devhuman.com/freelance

18. mright.hro.org [Elektronnyj resurs]. URL: http:// mright.hro.org/

19. joomlaportal.ru [Elektronnyj resurs]. URL: http:// joomlaportal.ru

2G. joomla.org [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.joomla.org/

21. joomlaportal.ru [Elektronnyj resurs]. URL: http://joomlaportal. ru/content/view/21S 9/7G/

22. Plaginy i rasshirenija dlja Joomla [Elektronnyj

resurs]. URL: http://extensions.joomla.org/ex-

tensions/ads-a-affiliates/jobs-a-recruitment/755G

23. Chvanova M.S. Social'noe partnerstvo v sfere

professional'nogo obrazovanija: monografija.

Tambov: Izd-vo TGU im. G.R. Derzhavina, 2GG7.

24. Lyskova V.Ju., Koroleva N.L. Vnedrenie klaster-nogo podhoda na kafedre informatiki i informa-cionnyh tehnologij TGU imeni G.R. Derzhavina // Vestnik Tambovskogo Universiteta. Serija: Es-testvennye i tehnicheskie nauki. 2G1G. T. 1S. № б.

S. 19бб-19б8.

25. Lyskova V.Ju. Praktika klasternogo podhoda: aktivizacija poznavatel'noj dejatel'nosti studen-tov-informatikov na osnove malogo innovacion-nogo predprijatija «IT-Meridian» II Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2G11. T. 2. № 18. S. S9-63.

SOCIAL PARTNERSHIP AS THE BASIS OF IMPLEMENTATION OF CLUSTER APPROACH IN PRODUCTION PRATIKA OF STUDENTS INFORMATION SCIENTISTS

V.Yu. Lyskova Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: [email protected]

In article the problem of social partnership in education is considered. The social partnership in education is considered from several line items. Synergy features of social partnership are considered by authors as a basis for application of cluster approach. The concept of authoring vision of cluster approach in education is explained. On the basis of the analysis of scientific literature characteristic features of an educational cluster are revealed: main objectives of creation and development of educational clusters, main signs of a cluster, form of formation of a cluster. The social partnership is considered as the mechanism of implementation of cluster approach in project activities. Legal and economic attendings of the inference and execution of contracts the IT Meridian is provided by means of the small innovative enterprise.

Results of the work practice organized on the basis of cluster approach - IT project creation for the social partner, formation of practical skills of design and implementation of intellectual property in the field of IT are new.

Need of creation of an information resource "The exchange of orders for students information scientists" is justified. Standard information resources like "Labour exchange" are considered. The diagram of the "Exchange of Orders for Students Information Scientists" organization is provided. Explicitly tasks and results of work practice of students information scientists in the conditions of cluster approach are described.

Key words: the higher education, students, information technologies, cluster, cluster approach, social partnership, work practice, exchange of orders, intellectual property, registration of intellektualny property.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.