Научная статья на тему 'Кластерный подход: профессионально-ориентированная информационно-учебная вики-среда для студентов-информатиков'

Кластерный подход: профессионально-ориентированная информационно-учебная вики-среда для студентов-информатиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / CLUSTER APPROACH / ACTIVATION OF INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS / INNOVATIVE PROJECTS / INFORMATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Лыскова Вероника Юрьевна

Рассматривается развитие идей кластерного подхода в системе подготовки специалистов-инфор-матиков с целью активизации их познавательной деятельности. Новым является использование на практике модели организации проектной деятельности студентов в вики-среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH: PROFESSIONAL-ORIENTED INFORMATION-EDUCATIONAL WIKI-ENVIRONMENT FOR STUDENTS-INFORMATION SCIENTISTS

The development of ideas of the cluster approach in system of preparation of expertsinformation scientists for the purpose of activation of their informative activity is considered. Usage in practice of model of the organization of design activity of students in wiki-environment is new.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход: профессионально-ориентированная информационно-учебная вики-среда для студентов-информатиков»

УДК 371.3

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УЧЕБНАЯ ВИКИ-СРЕДА ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ИНФОРМАТИКОВ

© Марина Сергеевна ЧВАНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, проректор по образовательной политике и инновациям, e-mail: ms@tsu.tmb.ru © Вероника Юрьевна ЛЫСКОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор кафедры информатики и информационных технологий, e-mail: veronikalyskova@yandex.ru

Рассматривается развитие идей кластерного подхода в системе подготовки специалистов-инфор-матиков с целью активизации их познавательной деятельности. Новым является использование на практике модели организации проектной деятельности студентов в вики-среде.

Ключевые слова: кластерный подход; активизация познавательной деятельности студентов; инновационные проекты; информационная среда.

В образовательной парадигме постиндустриального общества и в развитии реальной инновационной экономики особое значение приобретают методы образовательной деятельности, которые формируют профессиональные компетенции, не только адекватные динамике изменений социума, но и способные сформировать такие личностные качества будущего специалиста, которые позволят ему стать активным участником преобразований профессиональной деятельности.

К одним из таких методов относится метод проектной деятельности, появившийся в 20-е гг. XX в. в США. Обучение студентов строилось на активной основе с учетом личных интересов обучаемых, опиралось на самостоятельную деятельность и получение конкретного практического результата. Со временем идеи претерпели множество изменений, но суть и принципиальные позиции остались актуальными до настоящего времени.

Мы выявили особенности его использования на современном этапе развития высшей школы и возможности применения в условиях взаимодействия вуза с бизнес-сообществом и социальной сферой региона.

Рассмотрим подробнее развитие различных технологий проектной деятельности студентов на основе кластерного подхода, при этом подробнее пояснив концепцию ав-

торского видения кластерного подхода в образовании.

Инновационная экономика требует не только высококлассный профессорско-преподавательский состав, новейшее оборудование и динамичное обновление содержания обучения, но, прежде всего, изменение образовательной парадигмы. Каким образом должна измениться технологическая основа подготовки современного специалиста? Подойти к ответу на данный вопрос представляется возможным на основе учета тенденций развития наиболее прогрессивных механизмов совершенствования экономической и социальной среды.

Одним из таких механизмов в последнее время принято считать т. н. кластерный подход. Речь идет об объединении, укрупнении, своеобразной агломерации в функциональном, а чаще всего - в географическом смысле разных учреждений и производств вокруг интеллектуального, мозгового центра (как правило, известного университета). Такой подход в отношении биотехнологии, например, с успехом был использован в США, в Европе - Великобритании, Германии, Финляндии, в Азии - Японии, Южной Корее, Израиле. Как некоторый аналог кластерного подхода триада: «наука - образование -практика» - находит применение в современной России в медико-социальной сфере, в

производстве, наметились некоторые тенденции его использования в образовательной деятельности.

Роль университета состоит в обеспечении участников кластера инновациями и продвинутыми специалистами в области наукоемких технологий. В большинстве стран зоны инновационного развития формируются вокруг университетов.

На основе анализа научной литературы, нами предпринята попытка выявить характерные черты образовательного кластера.

Основные цели создания и развития образовательных кластеров:

1) подготовка высококвалифицированных специалистов для наукоемких отраслей;

2) производство (создание) и реализация связанных или взаимодополняемых инновационных товаров (продуктов или услуг) совместными усилиями университета и бизнес-сообщества.

Основные признаки кластера:

1) наличие внешних связей университета с научным и бизнес-сообществом как системообразующее начало синергетических отношений по достижению взаимовыгодных совместных решений;

2) наличие взаимодополняющей функции университета, компаний и организаций;

3) взаимное способствование росту конкурентоспособности друг друга;

4) определение кластера как сложной системы;

5) наличие точек роста (организовываясь в более упорядоченную систему-кластер, организации ослабляют окружение, являясь точкой роста, к которой начинают «пристыковываться» другие организации).

Форма образования кластера:

1) географическая: построение про-

странственного кластера в рамках региона (в нашем случае - Тамбовской области);

2) горизонтальная: несколько секторов могут входить в более крупный кластер (кластеры с точкой роста на кафедрах входят в общеуниверситетский инновационно-образовательный кластер);

3) вертикальная: присутствие смежных этапов инновационного процесса (образование кластера как результата межкафедраль-ного взаимодействия и т. п.);

4) латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые обеспечивают экономию за счет эффекта масштаба;

5) технологическая: использование одной технологии в разных направлениях.

6) фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра - учебного заведения;

7) качественная: механизм взаимодействия (сотрудничества).

В условиях развития университета как центра кластера инновационно-образовательных программ для реального сектора экономики, особую значимость приобретает ориентация внедрения образовательных программ на формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании наукоемкой конкурентоспособной продукции и представить на рынок товаров и услуг конкурентоспособный товар. Тем самым студент может быть востребованным специалистом еще до окончания университета (по сути, стать конкурентоспособным участником рынка наукоемких и инновационных товаров и услуг). Причем эти умения должны формироваться как в недрах самого учебного процесса, так и в результате самостоятельной практической деятельности в специально развитой инфраструктуре, включая механизмы и систему взаимоотношений, выстроенных на основе кластерного подхода.

В качестве примера активизации усилий в данном направлении представляется образовательная деятельность при подготовке студентов-информатиков. При этом учитывается специфика ИТ-отрасли, тенденции развития информационных технологий, потребности ИТ-компаний регионального бизнеса.

Особую важность приобретают вопросы формирования профессиональной учебной информационной среды для подготовки студентов-информатиков, обеспечивающей научно-исследовательскую и инновационную деятельность, а также включение студентов в решение актуальных проектных задач социально-экономического развития региона.

Вопросы разработки обучающих сред исследовали Ю.А. Первин, Д. Сьюзел, Б. Рарей, БЫ. 1опа88еп в 60-80 гг. XX в. Интерес к проблеме в настоящее время обусловлен

бурным развитием средств информационных технологий и исследованием таких аспектов, как «информационная среда», «образовательная среда», «среда обучения», «информационно-образовательная среда», «информационная среда обучения», «предметная среда», «информационно-предметная среда» (Е.А. Ракитина, Е.К. Марченко, А.А. Андреев, О.А. Ильченко, Ж.Н. Зайцева, И.В. Сол-даткин, В.В. Монахов, И.В. Роберт, А.В. Хуторской и др.).

Информационная среда - это часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида [1, с. 20].

Виды познавательной деятельности сту-дентов-информатиков - учебная, научно-исследовательская, инновационная - определяют характер информационной среды. Для создания в регионе точки роста инновационно-образовательной деятельности [2-4] в области развития, освоения и научно-технического сопровождения перспективных разработок в области информационных технологий на условиях интеграции образования и науки, партнерства и сотрудничества с предприятиями, организациями, учреждениями и научными центрами, создан кластер информатики и информационных технологий (ИИТ) [5].

Слово «кластер» используется символично, в переводе с английского языка -cluster, «группа домов, строений, зданий, имеющих один двор» [6]. Кластер трактуется нами так: «один двор» символизирует общее направление работы (в данном случае - информационные технологии), единого сообщества преподавателей, научных руководителей, социальных партнеров, заказчиков, ИТ-специалистов, работодалей, студентов-информатиков. «Группа домов» символизирует исследования, научную работу; «группа строений» - инновационные проекты, курсовые, дипломные проекты, разработки, информационные ресурсы; «группа зданий» -публикации и другие формы работы познавательной деятельности студентов-информа-тиков.

Основными идеями, на которые мы опирались при формировании информационной среды для студентов-информатиков, являются:

- идея В.М. Юрьева о том, что к привычной образовательной и научно-исследовательской миссии университета добавляется «третья миссия» - инновационная, о необходимости сотрудничества с бизнес-сообществом и влиянии внедрения инновационных образовательных программ в университете на формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании инновационной конкурентноспособной продукции и... тем самым быть востребованным специалистом еще до окончания университета» [7; 8];

- идея М.С. Чвановой о социальном партнерстве, об ориентации системы образования не только на государственный заказ, но и постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы сообщества [9];

- идея А.Ю. Филипповича о том, что

научно-образовательные кластеры как информационно-организационная структура,

объединяющая научные и преподавательские коллективы, представителей академического сообщества и работодателей призваны переложить опыт преподавания. на новые рельсы - информационные технологии [10];

- идея Л.С. Выготского о том, что среда выступает в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств в роли источника развития;

- идея Ж. Пиаже, что дети учатся столь многому, не будучи обучаемы;

- идея С. Пейперта об основном принципе интеллектуального развития: «самое лучшее учение начинается тогда, когда на учащегося возлагается ответственность за это учение» [11, с. 211];

- идея Г.И. Щукиной о том, что «даже тогда, когда ученик выступает объектом деятельности учителя, он является деятелем, и задача учителя состоит в том, чтобы он не оставался послушным исполнителем, а был активным, деятельным, творческим участником общей совместной учебной деятельности. Найти способы совместной деятельности должен учитель» [12, с. 45];

- идея, встреченная нами у многих авторов, о том, что добиться высшей степени эффективности обучения можно, если строить обучение так, чтобы каждый ученик поверил в себя, испытал успех, удовлетворение своей деятельностью, причем вера в себя не

1З2

может появиться вне активности, самостоятельности ученика;

- «фундаментальный факт учения», понимаемого как процесс, осуществляемый самим индивидом при освоении новых знаний или новых ситуаций, сформулированный С. Пейпертом: «любая вещь дается легко. если вам удается ассимилировать ее в совокупность собственных моделей. Когда же этого не получается, то что угодно может оказаться мучительно трудным... Чему может научиться индивид и как он будет учиться, зависит от того, какими моделями он овладел» [11, с. 9-10];

- структура одного из дидактических принципов - принципа сознательности, исследованная Н.Н. Поспеловым и И.Н. Поспеловым, включающая, в частности, не только осознание знаний и осознание учения, но и «осознание учащимися собственной мыслительной деятельности, которое проявляется в возможности выразить в слове ее результаты и приемы», а также «осознание выбора пути мыслительной деятельности, то есть выбора логики поиска ответа на вопрос» [13, с. 31-33].

Профессионально-ориентированная учебно-информационная вики-среда (ПОУИ вики-среда) для подготовки студентов-инфор-матиков рассматривается нами как область знания, как средство коллективной деятельности, как вики-ресурс кластера информатики и информационных технологий.

В табл. 1 дано понятие профессионально-ориентированной информационно-учебной вики-среды для подготовки студентов-информатиков. В рассматриваемой среде вики-технологии, веб-технологии используются в качестве средства обучения, предмета изучения, инструмента решения профессиональных задач, средства коллективной проектной деятельности, программного и технологического обеспечения.

ПОУИ вики-среда среда характеризуется:

- техническим обеспечением, т. е. наличием (существованием) вычислительной техники, материальных носителей информации (литература, средства массовой информации, компьютеры и компьютерные сети и т. д.) и их хранилищ (сервера, библиотеки, архивы, видеотеки и т. д.);

- программным обеспечением - т. е. наличием программных средств, баз данных, информационных ресурсов, сайтов, в т. ч. компьютерных фирм, социальных партнеров, микрокластеров;

- технологическим обеспечением - т. е. возможностью доступа к материальным носителям информации, возможностью необходимого и полноценного общения в компьютерной среде, непосредственного или с помощью средств коммуникации, веб-технологий, вики-технологий с друзьями и коллегами, с преподавателями, со специалистами в той или иной области; технологии доступа к прикладной информации о предметной области ИТ-технологий, понимаемой и приме -няемой различными пользователями, с разными целями и в разных смыслах; обеспечивает взаимосвязь конкретных материальных, коммуникационных и социальных условий, обеспечивающих процессы преподавания, учения, научной и инновационной деятельности; вики-коммуникация внутри среды обеспечивает присутствие обучаемого в среде, взаимовлияние, коллективную деятельность, взаимодействие студентов, преподавателей, социальных партнеров, представителей регионального сообщества и др.;

- методическим обеспечением, включающим организационно-методические элементы; учебные курсы, информационные ресурсы; дидактические материалы; программы курсов, онлайн лекции, лабораторные и практические занятия, вики-лекции, вики-лабораторные и практические работы, методические указания к выполнению лабораторных работ, курсового и дипломного проектирования, диагностические материалы (вопросы и задания для самопроверки, тесты); материалы по формированию навыков работы с информацией (знание методов поиска, хранения, обработки, систематизации, анализа, оценки информации и др.);

- кадровым обеспечением - преподаватели и коллективы учебных групп студентов, магистрантов, преподаватели как руководители микрокластеров, руководители научноисследовательских семинаров.

Компоненты ПОУИ вики-среды представлены на рис. 1.

Таблица 1

Понятие профессионально-ориентированной информационно-учебной вики-среды

Профессионально-ориентированная информационно-учебная вики-среда

Как область знаний - охватывает изучение предметной области по всем дисциплинам; - ориентирована на самостоятельную деятельность по приобретению знаний; - позволяет выполнять задания в онлайн режиме в вики-среде

Как средство коллективной проектной деятельности - позволяет практически сразу включаться в активную работу по содержательной части проводимых проектов; - заключение договорных исследований с работодателями, ИТ-команиями, фирмами; - получение результатов за короткие сроки; - совместный характер получения знаний и обучения, включение в учебный процесс коллективного творчества в вики-среде, критического мышления, толерантности и понимания относительности любого знания

Как викиресурс кластера ИИТ является компонентом кластера, содержит информацию: - о микрокластерах; - о направлениях научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов в микрокластерах

Рис. 1. Компоненты профессионально-ориентированной учебно-информационной вики-среды

ПОУИ вики-среда с использованием вебтехнологий обладает особенностями:

- студент может переходить из учебной среды в вики-среду коллективной деятельности, которая, в свою очередь, связана с учебно-информационной средой вуза (или другого профессионального образования) или с информационной средой социального партнерства или другой средой профессиональной деятельности;

- при смене вида познавательной деятельности студента (учебной, научно-исследовательской, инновационной) осуществляется переход из одной информационной среды в другую;

- связь информационных сред организована по принципу сети, каждый с каждым;

- использование веб-технологий при разработке среды, позволяет студенту одновременно находиться в различных информа-

ционных средах, например, в учебной информационной среде кафедры (специальная литература, информационные ресурсы, учебно-методические комплексы, материалы для учебной работы), в научной информационной среде вуза (научные и инновационные проекты и разработки и т. д.), в информационной среде коллективной деятельности (общение в сети Интернет, коллективная учебная и научная работа), в кластере по направлению информатики и информационных технологий - информационной среде малого инновационного предприятия, ИТ-компаний, фирм и т. д.

Отличительной особенностью такой профессиональной среды является разнородность используемых информационных сред, воспринимаемых студентом как нечто единое, и оказывающее влияние на формирование его познавательной активности.

Профессионально-ориентированная информационно-учебная вики-среда формируется:

- заведующим кафедрой (определяет содержание согласно стандарту ГОС ВПО);

- преподавателями (программы курса. выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и пр.);

- социальными партнерами (определяют общие требования к выполнению социального заказа, форму взаимоотношений заказчиков и студенческих коллективов и пр.);

- малыми предприятиями (определяют договорные отношения по выполнению социальных заказов);

- студентами (создают коллективные проекты и отдельные страницы по обсуждению отдельных тем на основе вики-технологий, осуществляют администрирование вики-среды);

- государством как общественным институтом (определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов).

На рис. 2 представлена структура ПОУИ вики-среды в подготовке студентов-инфор-матиков.

Модель включает в себя такие взаимосвязанные элементы, как методическую систему профессиональной подготовки студен-тов-информатиков, состоящую из компонент: цель, содержание, принципы, подходы, формы, методы, средства.

Подготовка студентов-информатиков

обусловлена внешними и внутренними факторами. К внешним факторам в мы относим потребность общества конкурентоспособных специалистах в сфере ИТ, потребность рынка труда в специалистах сферы ИТ, установленные рядом ассоциаций предпринимателей и специалистов. К внутренним предпосылкам относятся потребности студентов в получении опыта успешной профессиональной ИТ-деятельности и трудоустройстве.

В исследовании нами были выделены следующие педагогические условия реализации предложенной модели:

- содержание дисциплин наполнено

понятиями, связанными с практической подготовкой, профессионально-ориентирован-

ными задачами для потребностей региона;

- организовано взаимодействие студентов, преподавателей и социальных партнеров в микрокластерах, обеспечивающее теоретическую подготовку студентов, практическую работу с социальным партнером под руководством преподавателя вуза, учебно-научную работу по заказам предприятий;

- использованы различные формы включения студентов в научную и инновационную деятельность (работа с социальным партнером на базе ООО «ИТ-Меридиан», сертификация, внедрение курсовых и дипломных проектов).

Выявленные педагогические условия позволили реализовать модель профессионально-ориентированной информационно-учебной вики-среды с целью активизации студентов к научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Таким образом, модель профессионально-ориентированной информационно-учебной среды на основе кластерного подхода и викитехнологий должна иметь структурную организацию, представленную пятью компонентами: 1) техническим, включающим техническое оборудование; 2) программным,

включающим программные средства, базы данных, информационные ресурсы, сайты, в т. ч. компьютерных фирм, социальных партнеров, микрокластеров; 3) технологическим, обеспечивающим доступ к материальным носителям информации, полноценное общение в компьютерной среде, взаимодействие субъектов образовательного процесса;

Профессионально-ориентированная информационно-учебная вики-среда для студентов-информатиков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цели:

- дидактические;

- профессиональные;

- социальные

Принципы:

- взаимосвязи научности и профессиональной направленности;

- положительной мотивации;

- индивидуализации и самоорганизации;

- наглядности;

- систематичности;

- рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы

Подходы:

- личностно-деятельностный;

- кластерный;

- компетентностный

Формы:

- практические и лабораторные работы;

- самостоятельная работа в вики;

- курсовое и дипломное проектирование;

- микрокластеры;

- практика и стажировка на предприятиях;

- социальное партнерство

Методы:

- решение профессиональноориентированных задач;

- метод проектов

Средства:

- методика кластерного подхода;

- методика коллективной деятельности в вики-среде;

- введение в кластер ИИТ;

- ООО «ИТ-Меридиан»

Активизация научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов-информатиков в вики-среде

Рис. 2. Структура ПОУИ вики-среды в подготовке студентов-информатиков

4) методическим, включающим организационно-методические элементы, формы, методы, средства, используемые в процессе профессиональной подготовки студентов-инфор-матиков; 5) кадровым, обеспечивающим внедрение, функционирование, развитие ПОУИ вики-среды в ходе образовательного процесса.

Специфика использования кластерного подхода в организации ПОУИ вики-среды определяется целенаправленным взаимодействием студентов, преподавателей, социальных партнеров, ИТ-сообщества в учебной, научной и инновационной деятельности, в процессе которого происходит формирование таких личностных качеств будущего специалиста-информатика, которые позволят ему стать активным участником преобразований профессиональной деятельности.

1. Ракитина Е.А., Лыскова В.Ю. Информационные поля в учебной деятельности // Информатика и образование. М., І999. № І.

2. Юрьев В.М., Чванова М.С., Передков В.М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2QQ7. Вып. 5 (49). C. 7-І2.

3. Лыскова В.Ю. Практика кластерного подхода: активизация познавательной деятельности студентов-информатиков на основе малого инновационного предприятия «ИТ-Мери-диан» // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2Q11. № 2 (І8). С. 59-б3.

4. Юрьев В.М., Чванова М.С. Антонюк С.Д., Волков С.И., Емельянов А.В., Завершин-ский А.Н., Кончаков Р.Б., Лыскова В.Ю., Шаршов И.А. Проектная деятельность студентов как основа инновационного развития Тамбовского государственного университета

им. Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2QQ7. Вып. І2 (5б). С. 7-2Q.

5. Лыскова В.Ю., Королева Н.Л. Внедрение кластерного подхода на кафедре информатики и информационных технологий ТГУ имени Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2Q1Q. Т. І5. Вып. б. С. 19бб-і968.

6. URL: http://lingvopro.abbyyonline.com/ru/Translate /en-ru/cluster.

7. Юрьев В.М. Третья миссия университета -инновационность. URL: http://www.tsutmb.ru/ change.php?RAZDEL=userrazdel1568. Загл. с экрана.

8. Юрьев В.М., Чванова М.С. Кластерный подход в подготовке специалистов наукоемких специальностей // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2QQ9. Т. 14. Вып. 5-1. С. 872-87б.

9. Чванова М.С. Социальное партнерство в сфере профессионального образования // Психо-лого-педагогический журнал Г аудеамус.

Тамбов, 2QQ6. № 2 (1Q). С. 47-56.

1Q. Филлипович А.Ю. Научно-образовательный кластер CLAIM как инновационная форма преподавания ИТ // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы 9 Всероссийской конференции. Саратов, 2Q11. С. 92-94.

11. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М., 1989.

12. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986.

13. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М., 1989.

Поступила в редакцию 20.07.2012 г.

UDC 371.4

CLUSTER APPROACH: PROFESSIONAL-ORIENTED INFORMATION-EDUCATIONAL WIKI-ENVIRONMENT FOR STUDENTS-INFORMATION SCIENTISTS

Marina Sergeyevna CHVANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Pro-rector for Educational Policy and Innovations, e-mail: ms@tsu.tmb.ru

Veronika Yuryevna LYSKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Professor of Informatics and Information Technologies Department, e-mail: veronikalyskova@yandex.ru

The development of ideas of the cluster approach in system of preparation of experts- information scientists for the purpose of activation of their informative activity is considered. Usage in practice of model of the organization of design activity of students in wiki-environment is new.

Key words: cluster approach; activation of informative activity of students; innovative projects; information environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.