Научная статья на тему 'Микрокластер как точка роста иновационно-образовательной деятельности'

Микрокластер как точка роста иновационно-образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КАФЕДРА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / CLUSTER / CHAIR / INNOVATIVE ACTIVITY / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акользина Елена Александровна, Лыскова Вероника Юрьевна

В статье на основе кластерного подхода обсуждаются вопросы внешних связей кластера; приводится схема микрокластера как точки роста иновационно-образовательной деятельности; рассматривается матрица связей средств активизации познавательной деятельности в микрокластере «Проектирование информационных систем».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акользина Елена Александровна, Лыскова Вероника Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MICROCLUSTER AS POINT OF GROWTH OF INNOVATION AND EDUCATIONAL ACTIVITY

In the article on a basis cluster approach the questions of external relations of cluster are discussed; the scheme of micro-cluster as the point of growth of innovation and educational activity is resulted; the matrix of communication means of activization of informative activity in micro-cluster «Designing of information systems» is considered.

Текст научной работы на тему «Микрокластер как точка роста иновационно-образовательной деятельности»

УДК 378

МИКРОКЛАСТЕР КАК ТОЧКА РОСТА ИНОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Е.А. Акользина, В.Ю. Лыскова

Ключевые слова: кластер; кафедра; инновационная деятельность; компетенции.

В статье на основе кластерного подхода обсуждаются вопросы внешних связей кластера; приводится схема микрокластера как точки роста иновационно-образовательной деятельности; рассматривается матрица связей средств активизации познавательной деятельности в микрокластере «Проектирование информационных систем».

В настоящее время происходит переход к инновационному типу развития производства, возрастает потребность в конкурентоспособных специалистах, имеющих опыт решения профессиональных задач.

Значительную роль в подготовке специалистов в сфере информационных технологий играет интеграция образования и производства.

Образовательные структуры и корпорации имеют возможности формировать специализированные структуры - кластеры, цель которых - ускорение внедрения в производство результатов научных исследований и разработок.

В рамках реализации Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина Приоритетного национального проекта «Образование» на базе структурных подразделений Института математики, физики и информатики ТГУ им. Г.Р. Державина образован кластер «Информатика и информационные технологии» (ИИТ). Его основной целью является создание в

регионе точки роста инновационно-образовательной деятельности в области развития, освоения и научнотехнического сопровождения перспективных разработок в области информационных технологий на условиях интеграции образования и науки, партнерства и сотрудничества с предприятиями, организациями, учреждениями и научными центрами на всероссийском и международном уровне.

Кластер «Информатика и информационные технологии» - это способ организации согласованных взаимодействий в сфере подготовки специалистов, научных исследований и коммерциализации результатов работы между:

- микрокластерами внутри кафедры;

- кафедрой и директоратом (институтом ИМФИ);

- кафедрой и университетом (центрами инновационного развития и др.);

- внешними партнерами [1 ].

Рис. 1. Схема внешних связей кластера

Таблица 1

Матрица связей средств активизации познавательной деятельности в микрокластере «Проектирование информационных систем»

№ те- мы Темы учебного курса Средства активизации познавательной деятельности в микрокластере Проектирование информационных систем Формируемые компетенции

Учебная деятельность Научно- исследователь- ская деятельность Связь с производством общекультурные общепрофессиональные

1 Теоретические основы проектирования инфор-мацион-ных систем Презентации; Мультимедийные лекции; Видеоуроки; Электронные пособия; Интерактивные доски Исследовательские игры; Инновацатрион-ные игры; Исследовательские проекты; Подготовка научных рефератов Создание модулей учебно-методических комплексов по заказам региона Способен совершенствовать и развивать свой общекультурный уровень, самостоятельно обучаться новым методам исследований (ОК-1) Способность управлять знаниями в условиях развития информационного общества (ОК-6) Способен применять на практике новые научные принципы и методы исследований (ПК-3) Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментария в области проектирования и управления информационными системами (ПК-5)

2 Основы канонического проектирования ЭИС, проектирование инфор-мацион-ных систем Презентации; Мультимедийные лекции; Видеоуроки; Электронные пособия; Интерактивные доски; Языки общего назначения; САБЕ- технологии Исследовательские игры; Инновационные игры; Исследовательские проекты; Подготовка тезисов научных докладов по результатам практики; Выступление с докладом на конференции Производственная практика; Выполнение хоздоговорных исследований по заказам региона Способен приобретать и использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ (ОК-3) Способность управлять знаниями в условиях развития информационного общества (ОК-6) Способен исследовать применение различных научных подходов к автоматизации информационных процессов и информатизации предприятий и организаций (ПК-9) Способен проводить анализ экономической эффективности ИС, оценивать проектные затраты и риски (ПК-10) Способен выбирать методологию и технологию проектирования ИС с учетом проектных рисков (ПК-11) Способен проектировать архитектуру и сервисы информационных систем предприятий и организаций в прикладной области (ПК-16) Способен проектировать архитектуру с помощью инновационных инструментальных средств (ПК-17)

Рис. 2. Микрокластер как точка роста иновационно-образова-тельной деятельности

Для подготовки специалистов-информатиков и коммерциализации результатов работы требуется разработка новых подходов к методике преподавания дисциплин информационного цикла, привлечения к образовательному процессу сотрудников предприятий, разработки современных моделей обучения.

Решение данных вопросов видится нам в организации работы ведущих преподавателей кафедры в т. н. микрокластерах, которые и являются точкой роста инновационно-образовательной деятельности (рис. 2).

На кафедре ИИТ создано 15 микрокластеров [2, 3], задачами которых являются:

- подготовка квалифицированных специалистов в области информационных технологий; формирование позитивного имиджа и повышение интереса со стороны абитуриентов к специальностям в области информатики и информационных технологий;

- участие студентов в реализации инновационных проектов в различных сферах, в т. ч. социальной и социально-образовательной; проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области информатизации образовательных систем;

- предоставление образовательных и консультационных услуг населению региона; выполнение хоздоговорных исследований по заказам предприятий региона.

Вместе с тем существующая практика организации взаимодействия вузов и предприятий не соответствует происходящим в высшем образовании переменам, связанным с переходом на новые ГОС ВПО третьего поколения.

Бакалавр по направлению подготовки 23.07.00. -«Прикладная информатика» готовится к видам профессиональной деятельности:

- проектная;

- производственно-технологическая;

- организационно-управленческая;

- аналитическая;

- научно-исследовательская.

При реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата студент должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями.

В табл. 1 рассматриваются информационные средства активизации познавательной деятельности студентов в микрокластере на примере предмета «Проектирование информационных систем» и формируемые при

этом общекультурные и профессиональные компетенции.

Создание микрокластеров дает новое синергетическое качество подготовки студентов-информатиков за счет включения каждого преподавателя в инновационную деятельность на всех этапах его деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лыскова В.Ю., Королева Н.Е. Внедрение кластерного подхода на кафедре информатики и информационных технологий ТГУ имени Г. Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2010. Т. 15. Вып. 6. С. 1966-1969.

2. Лыскова В.Ю. Активизация познавательной деятельности студентов на основе кластерного подхода: научно-методическое издание. № гос. регистрации 0321001229. М., 2010. 1 CD-ROM. Загл. с этикетки диска.

3. Лыскова В.Ю., Лысков А.М. Методические аспекты разработки электронных образовательных изданий и ресурсов // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 5.

Поступила в редакцию 12 ноября 2010 г.

Akolzina E.A., Lyskova V.Ju. Microcluster as point of growth of innovation and educational activity

In the article on a basis cluster approach the questions of external relations of cluster are discussed; the scheme of microcluster as the point of growth of innovation and educational activity is resulted; the matrix of communication means of activization of informative activity in micro-cluster «Designing of information systems» is considered.

Key words: cluster; chair; innovative activity; competences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.