Научная статья на тему 'Внедрение кластерного подхода на кафедре информатики и информационных технологий ТГУ имени Г. Р. Державина'

Внедрение кластерного подхода на кафедре информатики и информационных технологий ТГУ имени Г. Р. Державина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАФЕДРЫ / МИКРОКЛАСТЕР / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕДРЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL CLUSTER OF DEPARTMENT / MICROCLUSTER / INNOVATIVE ACTIVITY / IMPLEMENTATION OF CLUSTER APPROACH / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыскова Вероника Юрьевна, Королева Наталья Леонидовна

Рассматривается структура образовательного кластера кафедры, задачи и цель создания кластера, результаты инновационной деятельности кафедры за счет внедрения кластерного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лыскова Вероника Юрьевна, Королева Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF CLUSTER APPROACH ON COMPUTER SCIENCE AND INFORMATION TECHNOLOGIES DEPARTMENT OF TSU NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN

The structure of an educational cluster of department, task and purpose of cluster creation, the results of innovative activity of department at the expense of implementation of the cluster approach is considered.

Текст научной работы на тему «Внедрение кластерного подхода на кафедре информатики и информационных технологий ТГУ имени Г. Р. Державина»

УДК 378

ВНЕДРЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА НА КАФЕДРЕ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТГУ ИМЕНИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА

© В.Ю. Лыскова, Н.Л.Королева

Ключевые слова: образовательный кластер кафедры; микрокластер; инновационная деятельность; внедрение кластерного подхода; информационные технологии.

Рассматривается структура образовательного кластера кафедры, задачи и цель создания кластера, результаты инновационной деятельности кафедры за счет внедрения кластерного подхода.

В рамках реализации Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина Приоритетного национального проекта «Образование» [1] на базе структурных подразделений Института математики, физики и информатики ТГУ им. Г.Р. Державина образован кластер «Информатика и информационные технологии» (ИИТ). Его основной целью является создание в регионе точки роста инновационно-образовательной деятельности в области развития, освоения и научно-технического сопровождения перспективных разработок в области информационных технологий на условиях интеграции образования и науки, партнерства и сотрудничества с предприятиями, организациями, учреждениями и научными центрами на всероссийском и международном уровне.

Кластер кафедры - это способ организации согласованных взаимодействий в сфере подготовке специалистов, научных исследований и коммерциализации результатов работы между:

- микрокластерами внутри кафедры;

- кафедрой и директоратом (институтом ИМФИ);

- кафедрой и университетом (центрами инновационного развития и др.);

- внешними партнерами.

Кластер ИИТ объединяет 15 микрокластеров (учебно-научных лабораторий) кафедры:

1) микрокластер лаборатории «Видео технологии»;

2) микрокластер лаборатории «Мировые информационные ресурсы и охрана интеллектуальной деятельности»;

3) микрокластер лаборатории «Инженерно-техническая защита информации»;

4) микрокластер лаборатории Ведущее научное направление «Информатизация образовательных систем»;

5) микрокластер лаборатории «Методика преподавания информатики»;

6) микрокластер лаборатории «Центр компьютерной безопасности»;

7) микрокластер лаборатории «Защита информационных процессов в компьютерных системах»;

8) микрокластер «Направления работы к.п.н., доцента Клыгиной Е.В.»;

9) микрокластер лаборатории <^еЬ-технологии в образовании»;

10) микрокластер лаборатории «Организационная защита информации»;

11) микрокластер лаборатории «Криптографическая защита информации»;

12) микрокластер лаборатории «Исследования телекоммуникационных систем и сетей»;

13) микрокластер лаборатории «Современное и визуальное программирование»;

14) микрокластер лаборатории «Компьютерная графика»;

1966

15) микрокластер лаборатории «Центр мультимедиа».

Для решения поставленной цели кластера были определены его следующие задачи:

-формирование навыков разработки проектов в области информатики и информационных технологии студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников ТГУ им. Г.Р. Державина в сотрудничестве с различными предприятиями и организациями региона и РФ;

- участие студентов в реализации инновационных проектов в различных сферах, в т. ч. социальной и социально-образовательной;

- подготовка квалифицированных специалистов в области информационных технологий; предоставление образовательных и консультационных услуг населению региона;

- проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области информатизации образовательных систем;

- формирование позитивного имиджа и повышение интереса со стороны абитуриентов к специальностям в области информатики и информационных технологий.

В течение 2007-2010 гг. сотрудниками кластера «Информатика и информационные технологии» ТГУ им. Г.Р. Державина разработано 178 объектов интеллектуальной собственности в области информатики, зарегистрированных в ФГУП НТЦ «Информрегистр» [2].

Разработке новых технологий организации учебного процесса существенно способствовало полученное в рамках национального проекта оборудование. В 2008 г. были произведены закупки оборудования общей суммой около 11 млн руб., что потребовало пересмотра содержания дисциплин специальности 08.08.01 - «Прикладная информатика (в гуманитарной области)», открытия образовательных программ магистерской подготовки, а также внедрения новых активных форм обучения.

Полученное для оснащения учебно-научных лабораторий по мультимедиа технологиям видео- и фото-оборудование, 10 рабочих станций и 15 специализированных компьютеров, оснащенных лицензионным программным обеспечением по компьютерной графике, позволило на новом методическом уровне проводить учебные занятия со студентами-информатиками, а также привлечь к проектной деятельности студентов 2-3 курсов.

Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению инновационной проектной деятельности в учебный процесс нашли отражение в диссертационном исследовании сотрудника кластера «Информатика и информационные технологии» А.В. Самохвалова «Метод проектов в системе профессиональной подготовки специалиста-информатика в условиях вуза» (13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования», 13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровень высшего профессионального образования)»; ноябрь, 2008 г.).

Деятельность кластера отражена в публикациях и докладах на XI, XII, XIII, ГУХ Международной научно-практической конференции-выставке «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий» (г. Тамбов, сентябрь 2007, 2008, 2009, 2010 гг.) и на Межрегиональной научно-практической конференции «Информатизация системы образования Тамбовского региона» (г. Тамбов, декабрь 2007 г.), VI, VII, VIII областной научно-практической конференции «Информатизация образования в регионе» (г. Тамбов, 2007, 2008, 2009 гг.), IX, X, XI образовательном форуме «Образовательная среда» (г. Москва, 2007, 2008, 2009 гг.).

В 2008, 2010 г. XII и ГVX Международная научно-практическая конференция-выставка, проводимая Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина и Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования, была аккредитована для отбора инновационных проектов участников программы «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («У.М.Н.И.К.»), организованной Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере при поддержке Роснауки и Рособразования. Гранты У.М.Н.И.К. получили в 2008 г. - 3 соискателя (на отборочный тур подано 9 заявок); в 2010 г. - 5 соискателей (на отборочный тур подано 20 заявок).

Результаты деятельности кластера «Информатика и информационные технологии» 200720010 гг. [3] были представлены на «Выставке результатов деятельности лабораторий и центров, созданных и осуществляющих свою деятельность в рамках инновационной образователь-

1967

ной программы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина» (г. Тамбов, декабрь 2008; июнь 2010 г.).

На кафедре разрабатываются мультимедийные научно-методические издания [4, 5] для преподавателей, студентов, аспирантов, научных работников, занимающихся вопросами внедрения инновационных образовательных технологий в учебный процесс. Так, например, в 2010 г. разработаны научно-методическое издание «Активизация познавательной деятельности студентов на основе кластерного подхода», мультимедийное научно-методическое издание «Кластер «Информатика и информационные технологии».

Научно-методическое издание «Активизация познавательной деятельности студентов на основе кластерного подхода» [6] содержит следующие разделы: «Наука и инновации», «Кластер ИИТ», «Полезные ссылки», «О проекте».

Раздел «Наука и инновации» содержит подразделы: «Научные статьи», «Научные мероприятия для студентов», «Как написать научную статью?», «Как написать научные тезисы?», «Как написать реферат?».

Раздел «Кластер ИИТ» содержит сайты микрокластеров лабораторий.

В разделе «Полезные ссылки» находятся ссылки на страницы сайтов, полезных для студентов - «Совет молодых ученых», «Аспирантура», «У .М.Н.И.К.».

В разделе «О проекте» находится информация о назначении издания и разработчиках. Мультимедийное научно-методическое издание «Кластер «Информатика и информационные технологии» [7] ориентировано в первую очередь на студентов 4-5 курсов института математики, физики и информатики, занимающихся научно-исследовательской работой в сфере информационных технологий, аспирантов, преподавателей вузов.

Специфика кластера кафедры как формы партнерства и сотрудничества с предприятиями, учреждениями и научными центрами требует улучшения качества телекоммуникационной инфраструктуры и специализированного сервиса; продуктивности конкуренции в сфере технологий и знаний, повышения профессиональной компетентности преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кластерная модель инновационного развития университета: коллективная монография / авт. кол.; отв. ред. Е.А. Юрина. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. 706 с.

2. Информрегистр: сайт. URL: http://db.inforeg.ru /deposit/Catalog/dealer.asp?tp=o&dealId=56 (дата обращения: 15.09.2010)

3. Лыскова В.Ю., Королева Н.Л. Инновационная продукция кафедры информатики и информационных технологий: итоги работы за 2007/2008 учебный год // Державинский вестник: спецвыпуск. Тамбов, 2008. № 4. С. 5-8.

4. Лыскова В.Ю., Королева Н.Л., Лысков А.М. Инновационные учебные мультимедиа ресурсы в подготовке студентов-информатиков // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 1.

5. Лыскова В.Ю., Лысков А.М. Методические аспекты разработки электронных образовательных изданий и ресурсов // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 5.

6. Лыскова В. Ю. Активизация познавательной деятельности студентов на основе кластерного подхода: научно-методическое издание 1CDR 2010г. № гос. регистрации - 0321001229.

7. Королева Н.Л. Кластер «Информатика и информационные технологии»: мультимедийное научнометодическое издание 1CDR 2010г. № гос. регистрации - 0321001237.

Поступила в редакцию 5 сентября 2010 г.

Lyskova V.Yu., Koroleva N.L. Implementation of cluster approach on computer science and information technologies department of TSU named after G.R. Derzhavin

The structure of an educational cluster of department, task and purpose of cluster creation, the results of innovative activity of department at the expense of implementation of the cluster approach is considered.

Key words: educational cluster of department; microcluster; innovative activity; implementation of cluster approach; information technologies.

1968

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.