Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ / ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева М.С., Чернухина М.А.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применение их в практической профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

работы с родителями. Так, комплекс мероприятий по оздоровлению детей дал положительные результаты, снизился процент заболеваемости. Теперь родители чаще обращаются за советом к воспитателям, активнее участвуют в совместных мероприятиях, а на первом родительском собрании мы наметили пути решения задач, направленных на снижение заболеваемости у детей.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье детей - важнейший труд воспитателя... Проникая через всю воспитательную работу должна стать забота об укреплении здоровья ребёнка...». Поэтому ряд используемых мер по охране жизни и укреплению здоровья детей зависят прежде всего, от того, насколько правильно воспитатель строит деятельность и отдых детей в течении дня, регулирует их взаимоотношение в коллективе, умеет организовать игру.

Мы несомненно продолжим педагогическую роботу в данном направлении, следуя целевым ориентирам - это совершенствование здоровьесберегающей деятельности, направленной на охрану и укрепление здоровья наших детей.

Список использованной литературы:

1. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психического развития ребёнка. - М., 1997.

2. Федорова С.Ю. Развитие двигательных способностей дошкольников. - М., 2019.

3. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1999.

4. Эльконин Б.Д. Действие как единица развития // Вопросы психологии. - 2004. - №1

5. Деркунска В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. - М.; Педагогическое общество России, 2005.

©Елецкая Н.М., Зайцева С.С., 2022

УДК376

Исаева М.С.

Воспитатель, МБДОУ д/с №89, г. Белгород, РФ Чернухина М.А.

Воспитатель, МБДОУ д/с №89, г. Белгород, РФ

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применение их в практической профессиональной деятельности.

Ключевые слова

Дошкольный возраст, логопедический массаж, задержка речевого развития.

В последнее время распространено исправление речевых дефектов с помощью логопедического массажа. Важен он для детей в борьбе с задержкой речевого развития. Если родители замечают какие-то признаки отставания в развитии речи детей, то в таком случае обращаются за помощью к специалистам.

Перед посещением логопеда стоит посетить невропатолога, сделать и оценить результаты нейросонограмма и энцефалограммы. Результаты приносит массаж, который проведен опытными специалистами, владеющими различными методиками и имеет свой опыт, наработанный годами. Для проведения массажа должны быть соблюдены условия:

-продолжительность сеанса, оптимальное время 15 минут. Это оптимальное время для массажа в любых условиях: дома или образовательном учреждении ; -частота, ежедневно или через день;

-правила проведения массажа, должен быть дифференцированным. Необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, языка, губ, мышечные подергивания (гиперкинезы), особенности в строении артикуляционного аппарата).

-положение ребенка, ребенок должен находиться в удобном положении, если проводится массаж лица или языка взрослый находится перед ребенком или за ним;

-схема массажа, которая должна опираться на традиционный массаж и опыт логопедов, которые разработали специальные методики. Массажные приемы должны быть просты и доступны для выполнения.

Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка. Но нужно понимать, что массаж мышц полости рта и языка может вызывать неприятные ощущения, в особенности, это касается детей. Для облегчения проведения сеансов стоит показать проведение массажа на другом ребенке, уже прошедшим эту процедуру, рассказать интересную историю или отвлечь яркой игрушкой. Если логопед видит плохой настрой, процедура массажа должна быть короткой по времени и ограничиваться легкими поглаживаниями кончика языка, губ, челюстей. Исходя из практики, можно сделать вывод. Что неприятные ощущения при массаже быстро проходят у детей, и они постепенно привыкают к процедуре. Решающим фактором, в установлении контакта с ребенком, является ласковое и доброжелательное отношение со стороны логопеда.

До проведения массажа стоит учитывать противопоказания. В основном, они носят временный характер в период обострения хронических заболеваний. Помещение где будет проводиться массаж, должно иметь специальное оборудование: стол, стул для массажиста, удобное кресло или стул для ребенка с высокой спинкой для опоры головы, зеркало, стерильные марлевые салфетки, музыкальный проигрыватель со специальной приятной музыкой, грелка для мышц, резиновые напальчники, шпатель одноразовые, медицинский спирт, индивидуальная зубная щетка для каждого ребенка, одноразовые салфетки.

В интернете описаны схемы классического логопедического массажа для лба, щек, носа, рта, подбородка, рук. Самый первый сеанс длится не более 5 минут, постепенно увеличивая время, но не более 20-25 минут. Сам курс составляет 10-20 сеансов. Для эффективности курса необходимо проводить комплекс массажа регулярно.

Логопедический массаж активно меняет состояние нервов, тканей периферического речевого аппарата, мышц и кровеносных сосудов. Оказывает положительное влияние на весь организм и речедвигательный процесс в целом. Массаж способствует обновлению организма, так как в процессе задействованы все клетки, ткани и вся система. После сеанса активной нагрузки повышается активность мышц, их восстановление, увеличивается работоспособность. В результате специалист наблюдает улучшение произношения, коррекцию голоса, тонизируется мышечная система речевого аппарата, снижение симптоматики неврологических нарушений.

Если соблюдены все необходимые условия и курс массажа проводился опытным специалистом, результаты не заставят себя долго ждать:

-афферентация в речевые зоны коры головного мозга; -нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата;

-уменьшение гиперсаливации; -стимуляция проприоцептивных ощущений; -укрепление глоточного рефлекса;

-подготовка к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Список использованной литературы:

1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии/Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: «Астрель»; Владимир: ВКТ, 2008.

2. Блыскина И.В. комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/И.В. Блыскина. - СПб.: «Детство-Пресс», 2008.

3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж/Е.А. Дьякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

4. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста/О.Г. Приходько. - СПб.: КАРО, 2008.

5. Шафеева А.А. Логопедический массаж: методическое пособие/А.А. Шафеева. - М.: «Бета-Фрейм», 2009.

© Исаева М.С., Чернухина М.А., 2022

УДК 37

Полюдова Е.Л.

музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 «Улыбка» г. Бирска

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

По утверждению специалистов, дошкольный возраст - сензитивный период для формирования музыкальных способностей.

Среди проблем детей с ОВЗ можно назвать следующие: непроизвольность движений; боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми; речевые нарушения или отсутствие речи; замкнутость, неактивность детей; неустойчивые внимание и память у дошкольников.

У таких детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство -подражательность, которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Поэтому, цель работы музыкального воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).

Задачи:

1. Содействовать приобретению навыков искреннего, свободного общения с окружающими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.