Научная статья на тему 'РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
63
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

-уменьшение гиперсаливации; -стимуляция проприоцептивных ощущений; -укрепление глоточного рефлекса;

-подготовка к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Список использованной литературы:

1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии/Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: «Астрель»; Владимир: ВКТ, 2008.

2. Блыскина И.В. комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/И.В. Блыскина. - СПб.: «Детство-Пресс», 2008.

3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж/Е.А. Дьякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

4. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста/О.Г. Приходько. - СПб.: КАРО, 2008.

5. Шафеева А.А. Логопедический массаж: методическое пособие/А.А. Шафеева. - М.: «Бета-Фрейм», 2009.

© Исаева М.С., Чернухина М.А., 2022

УДК 37

Полюдова Е.Л.

музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 «Улыбка» г. Бирска

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

По утверждению специалистов, дошкольный возраст - сензитивный период для формирования музыкальных способностей.

Среди проблем детей с ОВЗ можно назвать следующие: непроизвольность движений; боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми; речевые нарушения или отсутствие речи; замкнутость, неактивность детей; неустойчивые внимание и память у дошкольников.

У таких детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство -подражательность, которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Поэтому, цель работы музыкального воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).

Задачи:

1. Содействовать приобретению навыков искреннего, свободного общения с окружающими.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость и эмоциональный отклик на музыку, творческие способности, музыкальный слух, чувство ритма.

3. Способствовать освоению адекватных форм поведения через знакомство с музыкальными образами и закрепление их в музыкальных композициях.

4. Формировать музыкальный вкус, элементарные практические навыки во всех видах музыкальной деятельности.

5. Обеспечивать доступными речевыми, пальчиковыми, ритмическими, коммуникативными играми.

6. Воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности, совершенствовать умение в этом виде деятельности.

Свою работу я строю таким образом, чтобы коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников.

В ходе проведения музыкальных занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, учитываю их быструю утомляемость и другие особенности психического развития, внимательно наблюдаю за вниманием и заинтересованностью детей, чтобы вовремя переключить их на другой вид деятельности, варьирую структуру занятия, а если необходимо, то изменяю и его продолжительность, в зависимости от самочувствия детей.

Для активизации детей на занятиях использую средства ИКТ, применяю наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы: художественные иллюстрации и репродукции, дидактический и поэтический материал, музыкальные инструменты. Это тоже способствует эмоциональному развитию детей, а также речи, фантазии, воображения, творческих проявлений.

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю и включают в себя следующие этапы:

1.Музыкально-ритмические движения и танцы.

2.Слушание музыки.

3.Пение.

4.Игра на музыкальных инструментах.

5.Театральная деятельность и музыкальные игры.

Обязательно на каждом занятии присутствуют элементы логоритмики.

Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психическому развитию детей. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению. В процессе танцев у детей совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движения. Включаю в музыкальные занятия этюды и композиции на развитие эмоций, импровизации, упражнения на релаксацию, чтобы научить снимать эмоциональное напряжение.

Слушание музыки способствует развитию слухового внимания, активизирует эмоции, развивает интерес к окружающему миру звуков. Дети учатся узнавать знакомые мелодии.

Пение способствует активизации слухового внимания и речевого развития.

Детям очень нравятся музыкальные приветствия, распевания с использованием имён, валеологические песенки-распевки с игровым массажем («Доброе утро»), артикуляционная и дыхательная гимнастика, коммуникативные игры-приветсвия «Зашагали ножки», «Здравствуйте ладошки»). Во время пения я уделяю внимание певческой установке (Упражнение «Баба-Яга»), упражнениям на развитие голоса, ритмического слуха («Скачут две лошадки»-ритмическая игра с палочками, «Ритмослоги»-прохлопать и произнести ритмослогами ритмические картинки, «Ритмическое эхо»-прохлопать ритмический рисунок или простучать ударным инструментом). Включаю в свою работу пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, т. к. мелкие движения пальцев, давление

на их кончики активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребёнка. Особое место занимают музыкальные речевые игры («Пальчик о пальчик», «На носок», «У меня, у тебя»...).

Игра на детских музыкальных инструментах является составной частью музыкального занятия. В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируется чувство партнёрства и произвольная организация собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма.

Музыкально-дидактические игры играют важную роль в музыкальном развитии детей с ОВЗ, благодаря которым у детей развиваются слуховое внимание и восприятие. («Музыкальный домик», «Колобок», «Песня, танец марш».)

Театрализованная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей.

Особое место уделяем музыкотерапии - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка.

Например, «Упражнение с листком бумаги»- музыкотерапия с элементами психогимнастики. Развивает чувство ритма, владение темпом, динамикой, а также развивается чувство ансамбля. Развивают мелкую моторику через тактильные ощущения и упражнения с листом бумаги.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной.

Вывод: все виды музыкальной деятельности, используемые на занятии, способствуют развитию и коррекции эмоционально-волевой (чувства, эмоции), познавательной (речь, внимание, воображение, память, мышление), поведенческой (умение общаться, вести себя адекватно данной ситуации) сфер.

Все это помогает детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, развивать музыкальные способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.

© Полюдова Е. Л., 2022

УДК 37:372:372.4:372.48

Салимова Р.А.

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МАОУ Лицей №46 город Уфа, Республика Башкортостан

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ Аннотация

В статье рассмотрены основные темы классных часов, как направление внеурочной работы при реализации программы курса «Разговоры о важном».

Ключевые слова:

классный час, нравственные ценности, патриотизм, поколение, воспитание, развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.