Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)'

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
170
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овчинникова Татьяна Сергеевна

В статье рассматриваются возможности применения музыкально-ритмических занятий с детьми, обнаруживающими нарушения речевого развития. Показаны особенности проведения таких занятий в группах комбинированной направленности, когда, на ряду, со здоровыми детьми, на занятиях участвуют дети с речевыми нарушениями. Приводятся методические аспекты сопровождения деятельности музыкального работника в комплексе логопедической коррекции речевого развития дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Овчинникова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH HEAVY VIOLATIONS OF THE SPEECH (METHODICAL ASPECTS)

In article possibilities of application of musical and rhythmic occupations with the children finding violations of speech development are considered. Features of carrying out such occupations in groups of the combined orientation when, on a row, with healthy children, on occupations children with speech violations participate are shown. Methodical aspects of maintenance of activity of the musical worker are given in a complex of logopedic correction of speech development of preschool children.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)»

УДК 373+376

Т. С. Овчинникова

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (методические аспекты)

Введение. Музыкальное воспитание в группах комбинированной направленности, подчинено выполнению общеобразовательной программы, не учитывает специфики речевого недоразвития воспитанников и не предусматривает реализацию задач музыкальной коррекции. Вместе с тем, музыка содержат значительный потенциал для различных видов коррекционно-развива-ющей деятельности и оптимизации всего коррекционного процесса в целом. Традиционно, в практике работы с дошкольниками использование музыки ограничивается только ритмикой, что связано со способностью человека усваивать «навязанный ритм» и воздействием преимущественно на физиологические функции организма. Именно на этом феномене основана логопедическая ритмика, применяемая в работе с заикающимися (В. А. Гринер, Ю. А. Флоренская, 1936; Н. А. Власова, Э. Н. Герценштейн, 1939; В. А. Эркман, 1974, Г. А. Волкова, 1989). В то же время, менее разработанными остаются психологические аспекты музыкального воздействия, возможность с помощью музыки влиять на эмоции человека, видо-

изменять и модифицировать их. Развитие музыкального восприятия, эмоциональной отзывчивости на музыку имеет большое значение для коррекции дошкольников, поскольку для этого возраста характерно доминирование образного мышления над логическим мышлением, а игра и фантазирование являются ведущими в этом процесс. Особенно это важно относительно детей с проблемами в речевом развитии, поскольку речевое и музыкальное восприятие имеют сходные психофизиологические механизмы. Имеющийся опыт коррекции интонации, паузации, речевого дыхания, модуляции голоса с использованием музыки подтверждает эффективность такого подхода (Л. З. Андронова, М. А. Ару-тюнян, 1987; И. И Ермакова, 1996).

Обсуждение методического аспекта сопровождения музыкального развития детей. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического и нравственного воспитания, обладая большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Приобщаясь к культурному музыкаль-

ному наследию, ребёнок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно, поскольку помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Музыкальное воспитание осуществляется в деятельности, которая способствует развитию всех психических процессов: восприятию, мышлению, воображению, памяти. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребёнок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Музыкальное воспитание детей с речевыми расстройствами осуществляется с помощью специальных приемов и методов обучения и воспитания. Дети с речевыми расстройствами отстают от своих сверстников по многим показателям психомоторного и эмоционально-волевого развития, не владеют в большинстве случаев положенными по возрасту двигательными навыками, имеют ряд личностных

особенностей, обусловленных речевым дефектом. Для детей с речевыми расстройствами в процессе музыкальных занятий необходимо решить вопросы:

— коррекции таких компонентов речи как просодика, артикуляция, речевое дыхание, темп и ритм речи,голос;

— развития пальцевой и лицевой моторики, пластичности, гибкости и других физических качеств;

— коррекции неречевых нарушений, таких как психические процессы и эмоционально-волевые качества, а также процессы самоконтроля и саморегуляции.

Музыкальное развитие дошкольников с речевыми расстройствами, так же как у и их нормально развивающихся сверстников, происходит в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности. Однако этот процесс имеет особенности, которые определяют и содержание, и методику музыкального воспитания детей с проблемами.

Каждый вид музыкальной деятельности дошкольников с проблемами имеет определенные особенности. Восприятие музыки (слушание) — сложный процесс, в котором сочетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных

образов и яркие ответные реакции на них. Музыкальные образы стимулируют воображение, ассоциативные представления, идейную и эмоциональную оценки услышанного, подталкивают ребёнка к анализу воспринимаемого материала, что в свою очередь требуют напряженной психической деятельности, мыслительной работы, способствуя развитию ребёнка.

Процесс формирования активного восприятия музыки у дошкольников с речевыми расстройствами предполагает решение следующих задач:

— формирование музыкальной слушательской культуры, обогащение детей музыкальными впечатлениями, знакомство с доступными детям художественными образцами современной, классической и народной музыки, сообщение первоначальных сведений о музыке, формирование представлений о «жанре», о «музыкальном образе», о средствах музыкальной выразительности, формирование музыкального вкуса;

— формирование сенсорной основы музыкального восприятия (различение на слух свойств музыкальных звуков: силы, высоты, тембра, длительности);

— развитие активной слушательской деятельности (способности эмоционально откликаться на музыку; формирование произвольности процесса восприятия, умения давать совместно с педагогом и самостоятельно элементарный анализ

услышанному; узнавание, различение, выделение понравившегося музыкального произведения; сопоставление музыкального образа с образом из окружающей жизни, высказывание своего отношения к услышанному).

Если традиционно слушание — этот пассивный процесс восприятия, то принципиальным для коррекции является его максимальная активизация, которая заключается: в применении метода пластического, цветового и графического моделир ов ания.

Пение — это сложный процесс звукообразования, в котором наиболее важной считается вокально-слуховая координация, то есть взаимодействие певческого, слухового и мышечного ощущения. Чтобы добиться устойчивых правильных певческих навыков, необходимо научить детей, в первую очередь, различать на слух нормальный и нарушенный тембр, изменения силы, высоты голоса, то есть сформировать у него эталон правильного голосоведения и интонирования. Кроме того, слуховое восприятие, дополненное тактильно-вибрационными и кинестетическими ощущениями поможет дошкольникам выработать навыки самоконтроля над голосом.

Коррекционными приемами обучения пения детей с речевыми расстройствами являются:

— максимальная активизации процесса слухового восприятия и

контроля за счет опоры на двигательную и зрительную анализаторные системы;

— работа над просодикой в единстве с разнообразными движениями рук (дирижерский жест — движение рук, в соответствии темпом и способом звукоизвлечения);

— звуковысотный жест — движение кистей рук в соответствии с высотой звука;

— эмоциональный жест — движение рук соответствующее эмоциональному настроению и динамике пения;

— минимизация вокальной и речевой задачи за счет «подпевания» взрослому и «допевания» отдельных слогов;

— проговаривание текста с одновременным «простукиванием», «протопыванием», «прощелкива-нием» и другими звучащими жестами ритмического рисунка текста, в процессе разучивания, что способствует подготовке ребенка к восприятию звукослоговой структуры слова;

— «оркестровка» песен, которая способствует активизации слухового внимания и воспитанию у ребенка чувства ансамбля и включенности в единую коллективную деятельность. Сопровождение пения движением активизируют осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и паде-

ний мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.).

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, основой которой являются разнообразные импровизационные, ритмические и танцевальные упражнения, хореографические композиции и сюжетно-образные движения.

Для коррекции речевых расстройств у детей в процессе освоения музыкально-ритмических движений необходимо сформировать:

— рефлексивное понимание собственных кинестетических ощущений;

— научить детей произвольной регуляции и управлению эмоциональной и мышечной активностью (управление тонусом и темпом движений);

— все виды координаций на уровне построения движений (статическую, динамическую, зрительно-моторную, символическую);

— навык выполнения движения в соответствии с невербальным (музыкальным) или вербальным образом;

— навык выполнения движений в соответствии с ритмом и темпом любого (вербального, невербального) слухового стимулятора;

— навык свободного владения собственным телом на уровне эмоциональной экспрессии и творческого самовыражения.

Музицирование — раскрывает широкие возможности для развития мелкой моторки и музыкаль-

ности с помощью игры на музыкальных инструментах. Обучение игре на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, координацию движений, слуховой контроль и слуховое внимание. Для оптимальной организации любых движений, в том числе и речевых, необходимо развитое чувство ритма, поэтому его воспитание является серьезным и ответственным разделом коррекционной работы. Для выполнения этой задачи используются разнообразные ударные инструменты.

Основой для освоения игры на музыкальных ударных инструментах служат ритмико-мелодические упражнения, которые представляют собой выстукивание ритмов как в речи, так и в простейших мелодиях. Ритмический рисунок дети передают «звучащими жестами» (хлопками, шагами, шлепками, притопами и т. д.). В дальнейшем движения усложняются — появляются движения пальцев, согласно ритмическому рисунку мелодии; движения на координацию, согласно метру; имитационные движения при помощи которых драматизируется песня. Все движения носят творческий импровизационный характер, музыкальным материалом для них служат народные потешки, хороводы и различные игры. Музыкальные инструменты, используемые на занятиях, также являются предметом творческой реализации детской фантазии. Это

различные палочки, колокольчики, барабанчики и бубны, сделанные руками детей, а также всевозможные сосуды, заполненные мелкими предметами, которые дают различные по окраске звуки. Партии всех инструментов записываются детьми особыми знаками, что в дальнейшем помогает освоить не только нотную «игрушечную» запись, но и научить детей читать буквы и слова. Составляется партитура, где голос каждого инструмента обозначен, а затем исполняется та или иная песня. Для детей расстройствами речи, которые не могут дифференцировать и выделять отдельные голоса из хора других голосов, особенно важно уметь довести свою партию до конца, не ошибиться и не перейти на голос соседа. Игра в ансамбле развивает такие важные личностные качества детей как коллективизм, согласованность действий, умение подчинить свои желания общему делу, самоконтроль и саморегуляцию. Полезно предоставлять всем детям по очереди возможность выполнять различные роли в оркестре: дирижера, рядового исполнителя, солиста. Этот прием позволяет научить «звезд» подчиняться, а «застенчивых» проявлять самостоятельность и раскрываться.

Выводы. Таким образом, расширение возможностей применения музыки в коррекционной работе с дошкольниками требует новых способов использования

музыкальных средств, которые могут быть заимствованы из медицинской, педагогической и производственной практики (К. Швабе, 1974).

Выбор музыкальных средств при решении коррекционных задач определяется структурой и тяжестью дефекта, а также уровнем психического развития ребёнка. Так, например, для детей с интеллектуальной недостаточностью, в первую очередь, необходимы занятия, направленные на развитие слухового внимания и развитие психических процессов. «Рисование музыки» или «активное слушание» позволяет расширить эмоциональную палитру ребенка, сделать слуховое восприятие более дифференцированным, развить память и внимание, научить выражать словами переживаемые чувства. Ритмика показана в основном детям с двигательными расстройствами. Для детей с голосовыми расстройствами, ри-нолалией, в первую очередь, важ-

ны занятия пением, например, по системе Д. Д. Огороднова (1987), которые ориентированы на коррекцию и профилактику просодических характеристик речи.

Музыка увеличивает эффективность релаксационных упражнений, а затем на фоне вызванной релаксации создает условия для проведения различных форм психокоррекцион-ной работы. Так, например, тренинг общения, сопровождаемый музыкой, в виде различных игр-импровизаций способствует «вживанию» ребёнка в изображаемый образ, умению передавать своё внутреннее состояние, то есть формированию коммуникативных навыков.

Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что музыка является одним из средств, повышающих качество логопедический работы в группах комбинированной направленности и стимулирует развитие детей с речевыми нарушениями.

Поступила 27.10.2015г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.