УДК 376
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Куклина Ольга Владимировна.
г. Прокопьевск, Кемеровская область, МКУ «Реабилитационный цент для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга», логопед, olya_kuklina_87@mail.ru.
Аннотация. В статье освещен опыт работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра. Освещен вопрос роли и значения логоритмических занятий в развитии общения детей с нарушением речевого развития.
Ключевые слова: логоритмические занятия, ограниченные возможности здоровья, логопед, реабилитационный центр, общение.
FEATURES OF SPEECH THERAPY WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE CONDITIONS OF THE REHABILITATION CENTER
Kuklina Olga Vladimirovna.
Prokopyevsk, Kemerovo region, MCU «Rehabilitation center for children and adolescents with disabilities «Rainbow», speech therapist, olya_kuklina_87@mail.ru.
Abstract. The article highlights the experience of a speech therapist with children with disabilities in a rehabilitation center. The question of the role and importance of logorhythmic classes in the development of communication of children with impaired speech development is highlighted.
Key words: logorhythmic classes, limited health opportunities, speech therapist, rehabilitation center, communication.
«А вы знаете, сегодня мы смогли...» - если встреча с родителями утром начинается с таких слов, за которыми стоит ещё один маленький шажок в реабилитации ребёнка с множественными нарушениями в развитии, значит, работа специалистов Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» принесла радость и надежду ещё одной семье.
Ребенок с множественными нарушениями в развитии, как и любой другой ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет особые образовательные потребности - потребности в особых условиях и средствах образования. Индивидуальные образовательные потребности данной группы детей должны быть учтены благодаря индивидуализированному и дифференцированному содержанию образования и используемым методам и способам обучения [5].
В нашем центре проходит реабилитацию большое количество детей-инвалидов с нарушениями речевого развития различной этиологии. Для любого ребенка очень важно быть услышанным, и еще более важно - быть понятным. Логопед не просто помогает детям самореализовываться, логопед помогает ребенку стать самим собой, стать Человеком, научиться общаться в социуме. Ведь детей, которые не хотят говорить - нет, а есть те, которые испытывают в этом трудности. Вот поэтому работа логопеда так важна!
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, сталкиваются с серьезными психологическими, педагогическими и социальными проблемами. Одной из таких проблем является нарушение общения ребенка с социумом. Наибольшие коммуникативные трудности возникают у детей с речевыми нарушениями, что ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также поведении и социализации ребенка в целом.
Цель профессиональной деятельности логопеда - это коррекция всех видов речевых нарушений различной степени тяжести у детей и подростков с ограниченными возможностями, поступающих на реабилитацию в Центр и достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего его возрастным и индивидуальным возможностям.
Вся логопедическая работа обязательно проводится с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей каждого ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития.
В работе с детьми с ОВЗ используются разнообразные методы и приемы, позволяющие сделать непосредственную логопедическую коррекционную деятельность не только познавательной, а также увлекательной, разнообразной и интересной. Для повышения эффективности логопедических занятий применяются здоровьесберегающие и нетрадиционные технологии: мнемотехника, зондовый массаж, массаж по биологически активным точкам, самомассаж пальцев и кистей рук грецкими орехами, шестигранными карандашами, разноцветными прищепками, массажными щетками и мячами, элементы Су-Джок терапии, различные информационно-компьютерные технологии.
По мнению Г.А. Волковой, которая отмечает, что освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности [1].
Следовательно, коррекционно-логопедическая работа с детьми-инвалидами с нарушениями речи требует поиска и использования наиболее эффективных методов преодоления речевых нарушений, тем самым решая задачи реабилитационного характера. Так одной из форм является логопедическая ритмика, представляющая комплексную методику, которая включает средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основной целью логопедической ритмики является коррекция речевых нарушений через развитие двигательной сферы ребёнка-инвалида в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмические занятия в коррекционной работе используются для преодоления речевого нарушения, так как любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Специалисты ритмическую способность рассматривают как предпосылки и условия реализации различных видов деятельности, в том числе речевой. Утверждают и рекомендуют заниматься развитием чувства ритма, начиная с самого раннего детства, безусловно, в доступной форме - ритмических упражнениях и играх. Иначе говоря, используя игровую форму, ребенку предлагается воспроизвести ритм различными способами: отхлопыванием в ладоши, отстукиванием разными предметами по столу (карандашом, камешком, игрушками, мячом об пол, протопыванием).
Специалисты и практики утверждают, что во время участия детей в таких занятиях коррекция речевых нарушений идет с помощью синтеза слова, музыки и движения, которое помогает осмыслить слово. В тоже время, слово и музыка, в ответ, организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды [4].
Логопедическая ритмика способствует гармоничному физическому развитию: идет укрепление костно-мышечного аппарата, развития диафрагмального и речевого дыхания, моторных функций, воспитания правильной осанки, походки, способности произвольно передвигаться в пространстве, развивается ловкость, сила, выносливость.
Выделяют основные принципы построения логоритмических занятий: коррекционно-педагогической направленности, систематичности, всестороннего воздействия, доступности, индивидуального подхода, принципа наглядности, постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Ниже описаны виды логоритмических занятий, в которых предлагаются задания и упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, фонематического восприятия, звукопроизношения.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения способствуют выработке правильного распределения выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса - силу и высоту. Работа над развитием артикуляционной моторики позволяет добиться правильного звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.
Пальчиковые игры. Данные виды игр проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами - карандашами, палочками, мячами, сочетая самомассаж кистей и пальцев рук.
Упражнения на развитие фонематического восприятия. Данные упражнения направлены на различение на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.
Коррекция звукопроизношения. На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На индивидуальных
занятиях даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть -ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывать хорошую координацию действий.
Занятия по логоритмике осуществляют следующие специалисты: логопед, музыкальный руководитель и воспитатель, работающий с данной группой детей-инвалидов.
Логопед включает в занятие упражнения для развития активной речевой деятельности через речевые игры, учитывая речевую патологию детей.
Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные и дидактические игры и упражнения, художественно-изобразительный материал в соответствии с возрастом детей. В совместной деятельности с логопедом осуществляется объединенная система словарного наполнения, музыкального фона и движений.
Воспитатель корректирует действия детей, осуществляет контроль над детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений. В группе воспитатель продолжает отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у них затруднения на логоритмических занятиях.
Следовательно, содержание и дидактические приемы проведения совместной деятельности подбираются и внедряются дифференцированно, в соответствии с возрастом детей, структуре и составу речевых нарушений. Также планируя данный вид занятия, необходимо учитывать уровень сложности и объем предлагаемой информации для предупреждения переутомления детей. Поэтому необходимо дозировано чередовать активные действия детей с упражнениями для релаксации. Кроме этого следует учитывать и двигательную активность детей, исключать такие задания, которые могут вызывать негативизм (например, длительное объяснение заданий).
Занятия по логоритмике для детей-инвалидов являются одной из самых эффективных форм коррекционно-педагогической работы, потому что они направлены на развитие всех компонентов речи: звуковой состав, словарь, грамматический строй; слуховую функцию; двигательную сферу; ручную и артикуляционную моторику; познавательные процессы и творческие способности детей.
Музыка создает благоприятный оптимизирующий фон, тем самым вызывая эмоциональный всплеск радости. Это превращает систему занятий в радостный игровой процесс познания, способствует прочному запоминанию изучаемого материала, создает высокую активность каждого участника. Целенаправленно подобранные игры и упражнения активизируют речь детей, пробуждают их к мыслить, фантазировать. Даже малообщительные дети начинают проявлять речевую активность, творческую инициативу, импровизацию, выдумку.
После занятия главное поощрить детей за то, что у них получилось сейчас, за их старания, пусть небольшой, но успех даже его авансирование, ведь для
детей-инвалидов, не привыкших к вниманию со стороны окружающих, к самостоятельной работе и похвалам - это очень важно. Переживание радости и успеха вызывает чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности. Ребенок должен хотеть снова вернуться к данному виду деятельности [6].
Дети - это цветы жизни, которые завянут, если их не любить и за ними не ухаживать. Поэтому даже в своей обыденной, казалось бы, деятельности логопеда необходимо пытаться найти моменты в коррекционных занятиях, которые вдохновляют детей и помогают им преодолеть речевой дефект.
Библиографический список:
1. Волкова Г.А. Принципы и методы коррекции нарушений речи - СПб.: Изд-во «Образование», 1997. - 140 с.
2. Гавришёва Л.Б., Нищева Н.В. Логоритмические распевки. - СПб.: LTNCNDJ-GHTCC, 2007. - 29 с.
3. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1958. - 274 с.
4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду для малышей: методич. пособие / Под ред. О.Е. Громова, В.В. Дремова. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 59 с.
5. Мельник Ю.В., Мукминова Ю.Н., Одинокова Н.А., Шаймарданов Р.Х. Дети с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве: монография / Под ред. К.В. Абрамовой. - Новосибирск: ООО «ЦСРНИ, 2016. - С. 86-138.
6. Одинокова Н.А. Значение развития познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S18. - С. 38-45.