Научная статья на тему 'Использование рефлексотерапии в системе комплексной коррекции тяжелых нарушений речи у детей и подростков'

Использование рефлексотерапии в системе комплексной коррекции тяжелых нарушений речи у детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1763
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В. А. Иванов, С. А. Игнатьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование рефлексотерапии в системе комплексной коррекции тяжелых нарушений речи у детей и подростков»

класснику с резко усиленными смысловыми жестами рук предлагали взять в руки какой-либо длинный предмет (линейку, указку и т. д.).

Предложенное действие не только «фиксировало» руки, но и выполняло роль отвлекающего сигнала, что положительно сказывалось на речи пациента, т.к. нарушало патологическую речевую условно-рефлекторную цепочку.

Неоднократно выполняемые указанные задания, которые заикающийся должен проделывать и дома под руководством родителей, давали в целом положительные результаты.

Если у заикающегося наблюдаются навязчивые бытовые ритуалы (неоднократные проверки закрыта ли дверь, отключен ли газ, свет, утюг и пр.), мы рекомендуем проводить следующие упражнения: отключая газ, следует рукой пощупать положение ручки конфорки, при этом подросток может сказать: «раз, два, три - газ не гори»; закрывая дверь, ребенок может сказать один раз сосредоточенно нажимая на ручку двери, «дверь закрыта на замок, иду спокойно на урок». Заикающимся, у которых наблюдается склонность к частому мытью рук, в процессе педагогической и психотерапевтической работы дома рекомендуем, закрывая кран, произнести следующую «речёвку»: «руки чисто вымыл я, будет рада вся семья!».

Приведенный выше тренинг, на наш взгляд, дает возможность в процессе преодоления ритуальных движений у заикающихся, использовать различные центральные анализаторы, связанные с голосом, тактильными ощущениями, ощущениями движения, а также навыками улучшенной речи.

Предлагаемые упражнения можно использовать в лечебной работе с больными, акцентуированными по психастеническому типу, а также с больными неврозом навязчивых состояний, не страдающих заиканием.

Список литературы

1. Заикание / под ред. Н.А. Власовой, К.-П. Беккер. - М.: Медицина, 1983. - 256 с.

2. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. - СПб.: Союз, 2002. - 320 с.

3. Миссуловин Л.Я., Зиновьева Е.А. Сопутствующие и ритуальные движения при заикании // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии. Международная конференция. 23-24 апреля 2008 г. / под общ. ред. В.Н. Скворцо-ва. - СПб.: ЛГУ им. А С. Пушкина, 2008. - 592 с.

4. Селиверстов В.И. Заикание у детей. - 4-е изд., доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2001. - 208 с.

5. Шкловский В.М. Заикание. - М.: ICE, 1994. - 256 с.

В. А. Иванов, С. А. Игнатьева

Использование рефлексотерапии в системе комплексной коррекции тяжелых нарушений речи у детей и подростков

Проблема повышения эффективности комплексной (медико-психолого-педагогической) коррекции тяжелых нарушений речи не утрачивает своей актуальности. У детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи (заикание, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса и др.) отмечаются, как правило, сочетанные нарушения, одновременное и взаимосвязанное ограничение функций ряда систем организма, поэтому положительного коррекционного эффекта мож-

но добиться только при интеграции медицинских и педагогических технологий в комплексной системе реабилитации лиц со сложной речевой патологией.

На кафедре медицины и логопедии дефектологического факультета Курского государственного университета более 20 лет разрабатываются пути практического использования некоторых видов рефлексотерапии в случаях тяжелых нарушений речи у детей и подростков. С целью повышения эффективности работы по комплексной коррекции тяжелых нарушений речи нами разработан метод, сочетающий дозированные воздействия на БАТ (биологически активные точки) с помощью корпорального точечного массажа и на АТ (аурикулярные точки) ушных раковин с помощью аурикулоэлектропунктуры (аппаратного воздействия микротоком на акупунктурные точки ушных раковин), для чего используется аппарат для электрорефлексодиагностики и терапии «Пчелка» (В.В. Иванов, 1993).

Наш многолетний опыт работы показывает, что целенаправленное рефлексотерапевтическое воздействие методами точечного массажа и аурикулоэлек-тропунктуры на общее состояние организма человека, на органы и системы, связанные с речевой функцией, способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств, восстановлению нарушенной нервной регуляции речи; позволяет в 2-3 раза сократить сроки преодоления сложных речевых расстройств [2].

Курсы лечения сочетанием методов точечного массажа и аурикулоэлектро-пунктуры, принципы подбора точек воздействия и их сочетания на каждом сеансе курса рекомендуется разрабатывать индивидуально, исходя из общих симптомов и объективных данных обследования логопатов врачами и логопедами, а также с учетом общих рекомендаций и показаний для используемых методов рефлексотерапии.

Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия в случаях тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно (И. В. Блыскина, С.А. Бортфельд, Е.А. Дьякова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Г. Тенк, Е.Е. Шевцова, М.Б. Эйдинова и др.).

В логопедической практике эффективно можно использовать точечный массаж (акупрессуру), который обладает значительно большей прицельностью и избирательностью воздействия, чем сегментарный. Метод точечного массажа -один из наиболее древних методов рефлексотерапии - выдержал с честью проверку временем, подтвердив свою доступность и высокую эффективность (В.Г. Вогралик, В.С. Ибрагимова, Г. Лувсан, Э.Д. Тыкочинская, Р.Д. Цой и др.).

Точечный массаж - метод, состоящий в механическом воздействии пальцами или заменяющим их инструментом на биологически активные точки, в результате чего вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах и мышцах [4].

В зависимости от техники воздействия на БАТ метод может быть возбуждающим или успокаивающим. Так, при повышенном мышечном тонусе используют расслабляющий, или «тормозной» метод точечного массажа. Общее время воздействия на одну точку может составлять от 1 до 3 мин, в зависимости от возраста массируемого. На одном сеансе массируют 4-8 точек. При явлениях пониженного тонуса, слабости мышц (парезы, параличи) применяется стимулирующий (возбуждающий) метод. На одном сеансе массируют 6-8 точек.

В процессе комплексной коррекции заикания, помимо медикаментозного лечения, логопедической коррекции заикания, используются три курса рефлексотерапии, разрабатываемых нами для каждого заикающегося: по 10 ежедневных сеансов на курс с интервалами между 1 и 2 курсами 10 дней, между 2 и 3 курсами - 4-6 месяцев. Во время сеансов проводится успокаивающий пальцевой точечный массаж 4-6 биологически активных точек на голове и теле пациента, после чего осуществляется воздействие микротоком на 4-5 АТ каждого уха с помощью аппарата «Пчелка» [1]. Время воздействия на каждую АТ с помощью аппарата "Пчелка" током отрицательной полярности - в течение 1-2 минут при токе 10-20 мкА. Каждый сеанс рефлексотерапии длится 40-50 минут.

В процессе коррекции заикания с учетом его симптоматики у каждого пациента эффективно использование БАТ в различных сочетаниях [2]:

- БАТ общего действия, оказывающие общеукрепляющее действие, положительное влияние на состояние нервной системы: GI4, Е36, RP6, MC6, VG14, VG20, V60, Р7, F3 и др.;

- БАТ локального действия, устраняющие спазмы, тики, контрактуру мышц лица, рта, языка, возбудимость речевых центров: VC23, VC24, PC3, PC9, TR17, VG26, E5, E6, E9, GI4, VG11, IG18 и др.;

- БАТ, регулирующие дыхание, устраняющие спазмы, судороги гортани, голосовых связок: С7, Р5, V15, TR18, VC15, VC17, VC22, MC5, R1 и др.

Мы приводим условное обозначение БАТ, где буквами обозначено название меридиана, цифрой - определенная точка этого меридиана [4].

С целью повышения эффективности работы по преодолению дизартрии и стёртой дизартрии у детей нами применялась методика сочетанного использования точечного массажа и аурикулоэлектропунктуры, состоящая из трех курсов рефлексотерапии по 10 ежедневных сеансов. Продолжительность сеанса - 50-60 минут. Между первым и вторым курсами - перерыв 10 дней, между вторым и третьим курсами - 1-3 месяца. При необходимости курсы повторялись через 5-6 месяцев [3].

В частности, при дизартрии используется точечное воздействие на БАТ:

- общего действия, оказывающие общеукрепляющее, нормализующее состояние организма действие, положительное влияние на состояние нервной системы: GI4, GI11, Е36, RP6, MC6, VG14, VG20, V60, Р7, F3 и др.;

- локального действия, в зависимости от способа воздействия снимающие тики, спазмы, контрактуру мышц лица, языка, губ, щек или активизирующие вялое состояние мышц артикуляционного аппарата: PC9, TR17, TR23, PC6, VG23, VG26, VG27, GI4, GI18, GI19, НТ25, IG5, IG18, VG14, VG15, Е1, Е2, Е3, Е4, Е5, Е6, Е7, Е42, Е44, Е45, VB2, VB7, VB12, VB14 и др.;

- регулирующие состояние вегетативной нервной системы, речевое дыхание, фонацию: V15, V43, V60, V65, V67, VC15, VC17, VC22, PC20 , R1, TR5, VG26, E5, E6, E9, GI4, VG4, С4, С7 и др. [2].

В комплексной коррекции открытой ринолалии точечный массаж осуществляется успокаивающим способом на БАТ широкого спектра действия с целью общеукрепляющего воздействия на организм в целом, регуляции состояния центральной и вегетативной нервной системы, а также на БАТ, ослабляющие напряжённость мимических и артикуляционных мышц; укрепляющие и активизирующие мышцы лица, носоглотки, мягкого нёба; регулирующие дыхание

(БАТ: RP6, MC5, MC7, F3, Р5, Р7, Р11, VB4, VB18, VG14, VG15, VG20, VG26, VG27, VG28, PC3, GI2, GI4, GI6, GI7, GI11, GI19, GI20, Е3, Е5, Е6, Е9, Е24, Е36, Е45, V15, V40, VC15, VC22 и др.) [2].

Правильно подобранные и технически верно реализованные приемы и методы дифференцированного рефлекторного воздействия повышают эффективность логопедической коррекции тяжелых нарушений речи у детей и подростков.

Список литературы

1. Иванов В.А., Горяинов Ю.Н. Прибор электрорефлексотерапии «Пчелка» / В.А. Иванов, Ю.Н. Горяинов // Управление медицинскими и образовательными технологиями: сб. науч. тр. - Курск: ЮМЭКС, 2008. - С. 24-26.

2. Игнатьева С.А. Рефлексотерапия в комплексной коррекции тяжелых нарушений речи: монография / С.А. Игнатьева. - Курск: КГПУ, 1997. - 140 с.

3. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Способ коррекции дизартрии у детей и подростков / С.А. Игнатьева, Ю.А. Блинков: Патент РФ на изобретение № 2199996. - М., 2003.

4. Очерки методов восточной рефлексотерапии / Гаваа Лувсан. - 3-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. - 432 с.

В. А. Иванов, О.Ю. Якушева

Специфика логопедической работы по развитию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в контексте коммуникативного подхода

Контингент детей старшего дошкольного возраста разнообразен по уровню речевого развития. На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности. За последние несколько лет учёными, занимающимися проблемами речи, отмечается стойкий процесс увеличения числа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), у которых при наличии нормального слуха и сохранного интеллекта нарушается или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики [3-5]. Нарушения лексико-грамматической стороны речи является ведущим дефектом в структуре ОНР у детей старшего дошкольного возраста [2; 3; 6].

С целью экспериментального обоснования специфики развития лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР нами было организовано экспериментальное изучение, в котором приняли участие 36 старших дошкольников с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития», обучающихся в группах компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями. Дети были разделены на две группы (по 18 детей) контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ).

Констатирующий эксперимент состоял из 3 серий заданий. Для оценки уровня речевого развития мы использовали балльную систему.

В первой серии заданий всесторонне исследовалось состояние предметного, глагольного словаря и словаря признаков дошкольников. В данной серии заданий 5,5 % детей (1 ребенок) КГ и 11 % детей (2 ребенка) ЭГ набрали баллы, соответствующие нижней границы высокого уровня сформированности лексической

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.