Журнал Алматинского государственного института усовершенствования врачей
43
Распределение детей с учетом уровня речевого развития Таблица №3
№ Уровень речевого развития Количество детей
1 Общее недоразвитие речи (ОНР)
1-го уровня 25
2-го уровня 11
3-го уровня 20
2 Дизартрия 3
3 Дислалия 5
4 Речевое развитие соответствует возрасту 13
5 Заикание 1
Пантокальцин получили дети в зависимости от возраста в следующих дозах:
- Дети до 3-х лет - принимали препарат по ЛЛ - 1т. х 2 - Зраза в день; С 3-х до 7 лет по 1т. х Зраза в день; Дети старше 7 лет принимали пантокальцин 0,25мг. по 1 - 2 т. х 3раза в день. Продолжительность курса лечения составила от 7 до 27 дней.
Пантокальцин был включен в комплексную реабилитацию наряду с другими процедурами электрофизиопроцедур, ЛФК, массажа, проведением психолого-педагогической и логопедической коррекции, и т.д.
Результаты В динамике отмечалось улучшение общего состояния детей, положительная динамика в психоэмоциональной сфере. У детей с нормальным уровнем психического развития наблюдалось уменьшение невротических проявлений, нормализация сна, улучшение настроения, исчезновение головных болей и астенических проявлений, дети становились более активными, самостоятельными и выносливыми. При наличии задержки в развитии отмечено улучшение когнитивных функций, внимание становилось более устойчивым, улучшилось восприятие окружающего мира. У детей с тяжелой степенью задержки психического развития тоже отмечалась положительная динамика в виде улучшении дифференцировке цвета, предметов. Улучшились мыслительные процессы, появилось стремление к самостоятельным действиям.
Динамика улучшения речевого развития
Таблица №4
Показатели улучшения речевого развития Количество детей
Стали произносить отдельные звуки 8
Стали говорить отдельные слоги 12
Стали говорить простые слова 14
Простые предложения 9
Сложные предложения 11
Расширился словарный запас (при норме речи) 21
Уменьшилось заикание 1
Без динамики 2
Улучшение речевого развития отмечено у 76 - 97% детей, без динамики - 2- 2,5%, из них у одного ребенка была ранняя выписка и один ребенок с тяжелой гиперкинетической формой ДЦП, реабилитация которого была затруднена из-за сопутствующей соматической патологии и затрудненного прорезывания 6-ти зубов, в связи с чем проведение полноценных логопедических занятий и массажа артикуляционной мускулатуры было затруднено. По окончании курса реабилитации в условиях РДРЦ «Балбулак» ребенку даются рекомендации по продолжению применения пантокальцина в течении 2-3 мес. Для достижения стойкого эффекта. Побочных эффектов на фоне применения пантокальцина отмечено не было, кроме того, не было отмечено аггравации симптомов рас-торможенности и гиперактивности, а также провокации судорожных пароксизмов.
Заключение Таким образом, препарат удачно сочетает мягкий психостимулирующий эффект, умеренный седативный эффект. Уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочением поведения и активирующим влиянием на работоспособность и умственную активность, что дает возможность широкого применения этого препарата в реабилитации детей с неврологической патологией.
Литература
1. Бурцева Е.М., Нейрометаболическая фармакотерапия, Москва 2000 г., с.5(1);
2. Сосина В.Б., Возможности и перспективы применения пантокальцина в клинической практике, русский медицинский журнал, репринт 2006, с..2-3;
3. Заведенко Н.Н., Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: диагностика и лечение, русский медицинский журнал, репринт 2006, том 14, №1, с.7.
Новые технологии в коррекции логопедической патологии
Курманбекова З.М., Мусаева К.К., ВарзинаТ.В., Салмабаева Ж.М., Рымбаева Г.З., Аханова А.А., Берсугирова Т.Е. Республиканский детский реабилитационный центр «Балбулак», Алматы, Казахстан
Речь - сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, артикуляции, голосообразования, речевого слуха. В воспроизведении звука участвует несколько сотен различных мышц, работу которых постоянно координирует центральная нервная система. В результате этого образуется голос человека, который более индивидуален, чем отпечатки пальцев, процесс коррекции речи у больных- это более длительная процедура, нежели у лиц, которые совершенствует эту функцию, курс обычно составляет 40-60, а в особо тяжелых случаях - и все 80 сеансов.(1)
Одним из современных методов коррекции речевых нарушений является метод биологически обратной связи
(БОС).
Вся работа по формированию свободной плавной интонированной речи начинается с обретения пациентом устойчивого навыка замедленного дыхания с длинным выдохом. Это просто необходимо, так как для речи рабочим становится только выдох, время вдоха - время абсолютного молчания, на звуки во время вдоха мы накладываем запрет, это первое и самое главное правило. Второе правило метода работы от простого к сложному; на выдохе вырабатываются навыки артикуляции, голосообразования, и только потом переход к свободной речи.
БОС - современный метод реабилитации, направлен-
44
Вестник АГИУВ
ный на активизацию внутренних резервов организма с целью восстановления или совершенствования физиологических навыков. Авторы отмечают эффективность применения метода ДАС-БОС у детей с заиканием и с дислалией. В ходе проведения занятии эффективность применения этого метода зависит от степени сохранности интеллекта и возраста ребенка.
Цель исследования
- изучить эффективность метода биологически обратной связи в коррекции речевых нарушений у детей.
Материалы и методы
Нами исследована группа из 99 детей, получивших курс терапии по методу ДАС-БОС. Для проведения занятий был использован прибор БОС ПБС -02, оснащенный программой «Cardio 2. 1. logo ». Во время сеанса БОС коррекции речи пациента обучают диагфрагмально - релаксационному типу дыхания с максимальной ДАС (ДАС - дыхательная аритмия сердца) и новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения. Основной акцент делают на том, что пациенту предлагается поддерживать диафрагмальное дыхание, понижая свою ЧСС (частота сердечных сокращений) на выдохе так, чтобы достигнуть нижний порог
Первоначально проводится диагностика и определение порогов максимального и минимального вдоха и выдоха. После чего составляется индивидуально для каждого ребенка сеанс таким образом, что периоды работы чередуются с периодами отдыха.
Например: мы выбераем шаблон «Анимация» : - на экране фоновая картинка с изображением пчелки, улей, цветы, соты с медом.
На выдохе пчелка летит в улей. Улей - точка нижнего порога.
На вдохе пчелка летит на цветок. Цветок - точка верхнего порога.
Если на выдохе пчела остановилась, застряла, то надо поднять нижний порог. Если не долетает до цветка, то опустить верхний порог Если на графике одна кривая дыхания, то надо опустить и верний и нижний пороги. При вдохе пульс растет, при выдохе пульс уменьшается. Во время отдыха ребенок на свое усмотрение выбирает сказку, и прослушивает 3 минуты.Внизу экрана находится диаграмма для того, чтобы увидеть результат сеансов.
Дыхание должно обеспечить хороший газообмен (го-меостаз). Энергетические затраты на дыхание должны быть минимальными (вдох через нос (живот выпячивается)), выдох ртом с легким сопротивлением губ (живот втягивается). Во время проведения обследования пациент сидит в удобном кресле перед экраном монитора. Ему дается инструкция по проведению диагностической процедуры в покое и при речевых нагрузках, при этом подчеркивается безопасность процедуры для пациента. Затем кардиодатчи-ки прибора БОС «ПБС-02», предварительно обработанные спиртом, закрепляются на теле пациента по среднеключич-ной линии на уровне 2-8 межреберья, а датчик дыхания - под нижними ребрами в области живота.
Обычно тестирование в покое занимает от 1 до 3 минут. При речевых нагрузках длительность обследования находится в прямой зависимости от поставленных задач, а также диагноза и возраста пациента.
Речевыми нагрузками могут служить различные по сложности виды речи - проговаривание (чтение) автоматизированных рядов, вопросно-ответная форма речи, чтение текстов вслух и мысленно, пересказ, рассказ.
При контрольном тестировании на разных этапах кор-рекционной работы желательно предъявлять одинаковые по
сложности речевые нагрузки в целях объективной оценки достигнутых результатов.
Программное обеспечение позволяет производить запись речи пациента в режиме управления «РАВНОМЕРНОЕ ПО ЧСС» на любом из сюжетов программы. Запись речи производится в предварительно созданном звуковом файле. Подача воздуха должна быть равномерной, плавной.
Метод ДАС - БОС применяется в РДРЦ «Балбулак» с июля 2008 года в составе комплекса реабилитации у детей с нарушением речи Нами проанализированы логопедические карты 99 детей, получавших курс терапии по методу ДАС-БОС. На занятия были взяты дети в возрасте с 4-х до 15 лет.
Таблица №1. Распределение детей с учетом
нарушения речи
№ Речевое заключение количество детей
1 дислалия 44
2 заикание 13
3 дислалия 22
4 НВОНР 9
5 Дизартрия 7
6 ОНР с дизартрией 4
Основную группу составляют дети с дислалией - 43,5% и нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НОНР) - 21.7%, группа детей с заиканием составила 12.8%.
Занятия проводились индивидуально, продолжительность одного сеанса 15-20 минут, курс составляет 20 занятий в месяц. Дополнительно логопедические занятия в кабинете проводились с детьми с заиканием, дислалией, ОНР. По окончании курса было проведено контрольное обследование. В результате отмечается положительная динамика в 100% случаев. Наилучшие результаты были отмечены у детей с заиканием и дислалией. Ухудшений со стороны речи во время проведения занятий по методу БОС не отмечено. Напротив наряду с улучшением речевых функций отмечается положительная динамика в психоэмоциональной сфере, так как проведение занятий в игровой форме значительно стимулирует ребенка к достижению наилучших результатов, аналогично получению приза в игре.
Выводы
Таким образом использование метода ДАС - БОС облегчает работу логопеда при коррекции речи и является одним из обязательных приемов в работе с детьми с логоневрозом и дислалей. При логоневрозе отмечается эффективность в плавности речи, улучшение в свободном речевом дыхании, устраняются спазмы мышц гортани и всего речевого аппарата. При дислалии ускоряется процесс автоматизации и дифференциации звуков. Применение современных технологий позволяет значительно улучшить психоречевое развитие ребенка, повысить эффективность реабилитационного процесса и является перспективным направлением работы в логопедии.
Литература
1. Абросимов В.Н. Нарушение регуляции дыхания. -М., 1990 стр.
2. Бурлакова М.К. Коррекционно - педагогическая работа -М., 1992стр.
3. Вановская Л.И. практикум по технике речи: фонационный тренинг 1999 стр.
4. Выготский Л. С. собрание сочинений 1984 стр.
5. Сметанкин А.А. метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца- путь к нормализации центральной регуляции дыхательной и сердечно - сосудистой систем С- Питербурт 1999 стр.