Научная статья на тему 'Применение пантокальцина в реабилитации детей с неврологической патологией'

Применение пантокальцина в реабилитации детей с неврологической патологией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
422
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Курманбекова З. М., Мусаева К. К. ,., Варзина Т. В., Ахметова Н., Туякова Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение пантокальцина в реабилитации детей с неврологической патологией»

42

Вестник АГИУВ

Детские церебральные параличи. - Льв1в: Медицина ceimy, 1999. - 312с.

6. Козявюн В.1. Система iнтенсивноi' нейрофiзiологiчноi' реабmi-тацц' пацieнтiв i3 дитячим церебральним паралiчем // Система iнтенсивноi' нейрофiзiологiчноi' реабiлiтацii' (метод проф. Козявюна В.1.). Наyковi розробки: nid заг. ред. проф. Козявюна В.1. -Львв-Трускавець: 1нститут проблем медичноГреаблтацП', 2001. - С. 10-12.

7. Козявкин В.И., Сак Н.Н., Качмар О.А., Бабадаглы М.А. Основы реабилитации двигательных нарушений по методу Козявкина. - Львiв: НВФ "УкраГнсью технологи", 2007.- 192с.

8. Волошин П.В. Система iнтенсивноi' нейрофiзiологiчноi' реа-

б1л1тацИ' професора В.1. Козявюна - принципово новий напрямок вдновного люування // Система iнтенсивноТ нейроф1з1олог1чноГ реаблтацТ (метод проф. Козявюна В.1.). Науковi розробки: nid заг. ред. проф. Козявюна В.1. - Львв-Трускавець: 1нститут проблем медичноТреабiлiтацii', 2001. - С. 6-9.

9. Voloshin P.V., Кси]аук1п V.l., Voloshina N.P., Shestopalova L.F., Podkorytov V.S. System of Intensive Neurophysiological Rehabilitation of the Cognitive Disorders in Patients with Organic Lesions of the CNS // World Congress of Psychiatry. - Madrid, 1996. - Abstracts, Vol.2.- P. 403.

10. Kozijavkin V.l., Schestopalova L.F., Podkorytov V.S. Infantile zerebral paresen: Medizinisch-psychologische probleme. - Lwiw: Ukrainische Technologien, 2004. - 143 p.

Применение пантокальцина в реабилитации детей с неврологической патологией

Курманбекова З., Мусаева К., Варзина Т., Ахметова Н., Туякова Н., Мухаева Б., Койайдарова А. Республиканский детский реабилитационный центр «Балбулак», Алматы, Казахстан

Особая роль в реабилитации детей с неврологической патологией отводится применению ноотропных препаратов. По определению ВОЗ, ноотропные препараты- это средства, оказываюшие прямое активирующее влияние на обучение, улучшающие память и умственную деятельность, а также повыщаюшие устойчивость мозга к агрессивным воздействиям (1). Основным требованием при назначении любого препарата, тем более в детском возрасте является его максимальная эффективность при наличии минимальных побочных эффектов. Одним из таких препаратов является пантокальцин. Пантокальцин является кальциевой солью гопантеновой кислоты, обладая всеми свойствами этой кислоты, способствует нормализации функционирования головного мозга на уровне отдельных нейронов и их синаптических соединений при различных видах патологии. Фармакологические эффекты обусловлены прямым влиянием на ГАМК - рецепторноканальный комплекс. Препарат оказывает также активирующее влияние на образование ацетилхолина. Кроме того, препарат улучшает утилизацию глюкозы, обмен нуклеиновых кислот, активирует синтез АТФ, белка, РНК, т.е. стимулирует анаболические процессы в нейронах головного мозга. Наряду с нейрометаболичес-ком препарат оказывает антигипоксическое, нейропротек-тивное и антиэплиептическое действие. Восстанавливая ГАМК - ергическую нейротрансмиссию, гопантеновая кислота приводит к улучшению биоэлектрической активности и интегративной деятельности мозга. Также гопантеновая кислота повышает кортико - субкортикальный контроль, улучшает информационный обмен в мозге, позитивно воздействует на формирование и воспроизведение памятного следа, что приводит к улучшению памяти, восприятия, внимания, мышления, повышению способности к обучению, активации интеллектуальных функций(2).

Материалы и методы:

Нами проведен анализ 172 историй болезни. В комплексной реабилитации пантокальцин получали 78 детей. По возрастному составу: детей до 3-х лет было- 7, с 3-х до 7 лет-45, старше 7 лет- 26 детей. Причем, это были дети с различными неврологическими диагнозами, что отражено в таблице №1.

Распределение детей по нозологическим формам

Таблица №1

2 Резидуально - органическое поражение ЦНС 13

- гипертензионный синдром 1

- астеноневротический синдром 3

- неврозоподобный синдром 4

-эписиндром 3

- синдром вегетативной дистонии 2

- гипоталамический синдром 1

3 Органическое поражение ЦНС, умственная отсталость 2

4 Посттравматическая энцефалопатия 2

5 Последствия нейроинфекции 5

6 ВПР ЦНС 3

7 Невропатия нерва (малоберцового) 2

8 Врожденный гипотиреоз 1

3-х случаях эписиндром отмечался на фоне РОП ЦНС, в 8 случаях на фоне других заболеваний). С энурезом, как проявлением нерозаподнобного синдрома - 3 детей. Среди всех детей, получавших пантокальцин, были дети как со снижением интеллектуально - мнестических функции, так и с нормальным уровнем психоречевого развития, что отражено в таблице №2, №3.

Распределение детей с учетом уровня психического развития

Таблица №2

№ Нозологическая форма Количество больных

1 ДЦП 50

№ Уровень психического развития Количество детей

1 Задержка психического развития (ЗПР)

ЗПР 1-2 33

ЗПР 3 13

ЗПР 4 6

ЗПР 5 2

2 Норма психического развития 21

3 Недоразвитие основных психических функций 3

в

Журнал Алматинского государственного института усовершенствования врачей

43

Распределение детей с учетом уровня речевого развития Таблица №3

№ Уровень речевого развития Количество детей

1 Общее недоразвитие речи (ОНР)

1-го уровня 25

2-го уровня 11

3-го уровня 20

2 Дизартрия 3

3 Дислалия 5

4 Речевое развитие соответствует возрасту 13

5 Заикание 1

Пантокальцин получили дети в зависимости от возраста в следующих дозах:

- Дети до 3-х лет - принимали препарат по ЛЛ - 1т. х 2 - Зраза в день; С 3-х до 7 лет по 1т. х Зраза в день; Дети старше 7 лет принимали пантокальцин 0,25мг. по 1 - 2 т. х 3раза в день. Продолжительность курса лечения составила от 7 до 27 дней.

Пантокальцин был включен в комплексную реабилитацию наряду с другими процедурами электрофизиопроцедур, ЛФК, массажа, проведением психолого-педагогической и логопедической коррекции, и т.д.

Результаты В динамике отмечалось улучшение общего состояния детей, положительная динамика в психоэмоциональной сфере. У детей с нормальным уровнем психического развития наблюдалось уменьшение невротических проявлений, нормализация сна, улучшение настроения, исчезновение головных болей и астенических проявлений, дети становились более активными, самостоятельными и выносливыми. При наличии задержки в развитии отмечено улучшение когнитивных функций, внимание становилось более устойчивым, улучшилось восприятие окружающего мира. У детей с тяжелой степенью задержки психического развития тоже отмечалась положительная динамика в виде улучшении дифференцировке цвета, предметов. Улучшились мыслительные процессы, появилось стремление к самостоятельным действиям.

Динамика улучшения речевого развития

Таблица №4

Показатели улучшения речевого развития Количество детей

Стали произносить отдельные звуки 8

Стали говорить отдельные слоги 12

Стали говорить простые слова 14

Простые предложения 9

Сложные предложения 11

Расширился словарный запас (при норме речи) 21

Уменьшилось заикание 1

Без динамики 2

Улучшение речевого развития отмечено у 76 - 97% детей, без динамики - 2- 2,5%, из них у одного ребенка была ранняя выписка и один ребенок с тяжелой гиперкинетической формой ДЦП, реабилитация которого была затруднена из-за сопутствующей соматической патологии и затрудненного прорезывания 6-ти зубов, в связи с чем проведение полноценных логопедических занятий и массажа артикуляционной мускулатуры было затруднено. По окончании курса реабилитации в условиях РДРЦ «Балбулак» ребенку даются рекомендации по продолжению применения пантокальцина в течении 2-3 мес. Для достижения стойкого эффекта. Побочных эффектов на фоне применения пантокальцина отмечено не было, кроме того, не было отмечено аггравации симптомов рас-торможенности и гиперактивности, а также провокации судорожных пароксизмов.

Заключение Таким образом, препарат удачно сочетает мягкий психостимулирующий эффект, умеренный седативный эффект. Уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочением поведения и активирующим влиянием на работоспособность и умственную активность, что дает возможность широкого применения этого препарата в реабилитации детей с неврологической патологией.

Литература

1. Бурцева Е.М., Нейрометаболическая фармакотерапия, Москва 2000 г., с.5(1);

2. Сосина В.Б., Возможности и перспективы применения пантокальцина в клинической практике, русский медицинский журнал, репринт 2006, с..2-3;

3. Заведенко Н.Н., Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: диагностика и лечение, русский медицинский журнал, репринт 2006, том 14, №1, с.7.

Новые технологии в коррекции логопедической патологии

Курманбекова З.М., Мусаева К.К., ВарзинаТ.В., Салмабаева Ж.М., Рымбаева Г.З., Аханова А.А., Берсугирова Т.Е. Республиканский детский реабилитационный центр «Балбулак», Алматы, Казахстан

Речь - сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, артикуляции, голосообразования, речевого слуха. В воспроизведении звука участвует несколько сотен различных мышц, работу которых постоянно координирует центральная нервная система. В результате этого образуется голос человека, который более индивидуален, чем отпечатки пальцев, процесс коррекции речи у больных- это более длительная процедура, нежели у лиц, которые совершенствует эту функцию, курс обычно составляет 40-60, а в особо тяжелых случаях - и все 80 сеансов.(1)

Одним из современных методов коррекции речевых нарушений является метод биологически обратной связи

(БОС).

Вся работа по формированию свободной плавной интонированной речи начинается с обретения пациентом устойчивого навыка замедленного дыхания с длинным выдохом. Это просто необходимо, так как для речи рабочим становится только выдох, время вдоха - время абсолютного молчания, на звуки во время вдоха мы накладываем запрет, это первое и самое главное правило. Второе правило метода работы от простого к сложному; на выдохе вырабатываются навыки артикуляции, голосообразования, и только потом переход к свободной речи.

БОС - современный метод реабилитации, направлен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.