Научная статья на тему 'Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с использованием Пантокальцина'

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с использованием Пантокальцина Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1747
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Лазебник Т. А., Румянцева В. Н., Шейде Н. А., Назаренко Т. В., Красавцева О. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с использованием Пантокальцина»

ОПЫТ КЛИНИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ ßT

Лазебник Т.А., Румянцева В.Н., Шейде Н.А., Назаренко Т.В., Красавцева О.Ф.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с использованием Пантокальцина®

В последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на задержки речевого развития: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, 25% четырехлетних детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии. В середине 1970-х гг. дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз [2].

В основу логопедического заключения при обследовании дошкольников с нормальным интеллектом заложены характеристики нарушения речи согласно симптомологической (психолого-педагогической) и клинико-педагогической классификациям, раскрывающим механизм, формы и виды речевых расстройств.

Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает вид и степень выраженности нарушений различных компонентов речи. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:

1. Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звуко-произношение, звуко-слоговая структура речи, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звуко-произношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

2. Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с

нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

3. Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей присутствует нормальное звуко-произношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия). Однако отмечаются ограниченный словарный запас и нарушение грамматического строя речи.

4. Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

Клинико-педагогическая классификация (Волкова Л.С. и соавт., 1999 г.) является в большей степени «симптоматической», то есть отражает преимущественно клиническую картину речевого расстройства. Она включает:

1. Нарушения устной речи.

1.1. Нарушения фонационного оформления высказывания (произносительной стороны речи).

Наиболее значимыми клиническими проявлениями нарушений устной речи являются:

- дисфония (афония) - расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется в виде нарушений силы, высоты и тембра голоса;

- брадилалия - патологически замедленный темп речи;

- тахилалия - патологически ускоренный темп речи;

- заикание - нарушение темпоритми-ческой организации речи, обусловленное судорожным сокращением мышц речевого аппарата;

- дислалия - нарушение звукопроиз-ношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

- ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Речь невнятна, монотонна, искажено произношение всех звуков;

- дизартрия - нарушение звукопро-износительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС и расстройствами иннервации речевого аппарата. Общими клиническими признаками дизартрии являются нарушения мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры.

1.2. Нарушения структурно-семантического оформления высказывания:

- алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном периоде или в раннем (доречевом) периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, дисфазия развития;

- афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением речевых зон коры головного мозга в результате черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, нейроинфекции и других заболеваний ЦНС.

2. Нарушения письменной речи:

- дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения;

- дисграфия - частичное специфическое нарушение письма [3, 5].

Классификация, представленная далее (РГПУ им. Герцена, 2001 г.), является

вариантом пересечения двух классификаций: клинико-педагогической и психолого-педагогической:

1. ФНР или НПОЗ: дислалия; дизартрия или стертая дизартрия; нарушения голоса; ринолалия.

2. ФФНР: дислалия; дизартрия или стертая дизартрия; ринолалия.

3. ЛГНР: выход из моторной (сенсорной) алалии; по типу задержки речевого развития; при задержке психического развития (ЗПР); невыясненного генеза.

4. ОНР I, II, III уровня, НОНР: моторная алалия; сенсорная алалия; сенсомотор-ная алалия; дизартрия или стертая дизартрия; по типу задержки речевого развития; при ЗПР; невыясненного генеза.

5. Нарушения темпа и ритма речи: заикание; тахилалия; брадилалия; спотыкание (полтерн).

В терапии речевых нарушений у детей значительная роль отводится логопедическим занятиям, психотерапии. Медикаментозное лечение является комплексным и включает в себя седа-тивные препараты, нейролептики, антидепрессанты, витамины, особая роль принадлежит ноотропным лекарственным средствам [5].

Среди ноотропных средств препаратом выбора для лечения речевых расстройств у детей является отечественный препарат Пантокальцин® (гопантеновая кислота) производства ОАО «Валента Фармацевтика», который благодаря своему составу эффективно улучшает показатели психоречевого развития детей, действуя при этом мягко и безопасно.

Фармакологическое действие Пан-токальцина® прежде всего обусловлено его принадлежностью к группе ноотроп-

ных препаратов. Спектр действия Панто-

®

кальцина® связан с наличием в его структуре гамма-аминомасляной кислоты. Препарат обладает нейрометаболичес-кими, нейропротекторными и нейротро-фическими свойствами. Пантокальцин® повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, обладает противосудорожным действием, уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочиванием поведения и оказывает активиру-

Читайте в следующем номере журнала; «Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с использованием Пантокальцина »

№3^ 2011

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ

ющее влияние на работоспособность и умственную деятельность.

Основные показания к назначению Пантокальцина®:

- когнитивные нарушения при органических поражениях головного мозга и невротических расстройствах;

- психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности, нарушение концентрации внимания и запоминания;

- задержка психического, речевого, моторного развития или их сочетания; детский церебральный паралич; заикание; эпилепсия (в составе комбинированной терапии);

- последствия перенесенных нейро-инфекций и черепно-мозговых травм;

- комплексная терапия церебровас-кулярной недостаточности, вызванной атеросклеротическими изменениями сосудов головного мозга, сенильной деменции (начальной формы), резиду-альных органических поражений мозга у лиц зрелого возраста и пожилых людей;

- церебральная органическая недостаточность у больных шизофренией (в комбинации с нейролептиками, антидепрессантами);

- экстрапирамидные гиперкинезы.

Режим дозирования Пантокальцина®:

- средняя разовая доза для детей -0,25-0,5 г суточная доза - 0,75-3 г;

- средняя разовая доза для взрослых - 0,5-1 г суточная доза - 1,5-3 г.

Курс терапии Пантокальцином® составляет от 1 до 4 мес., в отдельных случаях - до 6 мес. Через 3-6 мес. возможно повторение курса лечения.

Рисунок 2

Динамика выполняемых заданий по мелкой моторике в исследуемых группах

Побочные действия препарата выражены незначительно и могут проявляться в виде аллергических реакций, ринита, конъюнктивита, кожной сыпи.

Противопоказания: острые тяжелые заболевания почек, а также повышенная чувствительность к препарату [4].

На базе городского дошкольного образовательного учреждения № 5 Невского района г. Санкт-Петербурга было проведено пилотное исследование по применению препарата Пантокальцин® в терапии речевых нарушений у детей.

Целью исследования была оценка эффективности и безопасности применения Пантокальцина® при нарушениях речи у детей дошкольного возраста.

Материалы и методы

У всех включенных в исследование детей в основу постановки и обоснования диагноза «специфические расстройства развития речи и языка» была положена классификация МКБ-10 (F 80). Были обследованы 20 детей с речевыми нарушениями. С целью сравнительной оценки эффективности действия Пантокальцина® все пациенты были разделены на 2 группы.

Основную группу составили 10 детей в возрасте от 4 до 6 лет с ОНР III уровня, получавшие терапию Пантокальцином® в течение 1 месяца. У 5 детей резидуаль-ная энцефалопатия и задержка речевого развития сочетались с двигательными нарушениями, а у 5 детей - с синдромом дефицита внимания.

Группу сравнения составили 10 детей (8 - с ОНР III уровня и 2 - с ФФНР) в возрасте от 4 до 6 лет, не получавших Пантокальцин®. У 7 детей резидуальная энцефалопатия и задержка речевого развития сочетались с двигательными нарушениями, а у 3 - с синдромом дефицита внимания.

Основным этиологическим фактором специфических расстройств у включенных в исследование пациентов явилось гипоксически-ише-мическое поражение ЦНС в родах, подтвержденное анамнестическими, клиническими данными

Рисунок1

Сравнение показателей психоречевого развития в исследуемых группах после лечения

и дополнительными методами исследования (ультрасонография головного мозга и электроэнцефалография).

Психологическое обследование детей обеих групп включало исследование: процесса мышления; слухоречевой и зрительной памяти; процесса восприятия; общей эрудиции.

Неврологическое обследование состояло из оценки: неврологического статуса; мелкой моторики (оценивалась по количеству выполненных заданий из 22 предложенных ребенку); когнитивных функций ребенка: четкости произношения звуков, речи, словарного запаса; грамматического построения речи; внимания; импульсивности; гипервозбудимости (по общепринятым методикам).

Назначение Пантокальцина® согласовывалось с родителями детей и производилось под динамическим наблюдением специалистов: педиатра, невролога, логопеда, психолога, воспитателей и родителей. В течение первых 3 дней пациенты основной группы получали Пантокальцин® по 1 таблетке (250 мг) 1 раз в день, затем по 1 таблетке (250 мг) 2 раза в день после еды в течение 30 дней. Клинико-психологическое обследование проводилось до начала и после завершения курса терапии Панто-кальцином® (1 мес.).

Результаты исследования Психоречевое развитие Улучшение показателей психоречевого развития в основной группе на фоне лечения было отмечено у 70% детей, при этом у 50% детей с резидуаль-

Таблица Количество выполняемых заданий по мелкой моторике

1руппа исследования Количество выполненных заданий, % Количество невыполненных заданий, %

до лечения после лечения до лечения после лечения

Основная 63,6 81,8 36,4 18,2

Сравнения 59,0 68,2 40,9 31,8

ной энцефалопатией, задержкой речевого развития и синдромом дефицита внимания динамика было наиболее выраженным. Улучшение показателей психоречевого развития было зафиксировано неврологом, логопедом и родителями детей.

В группе сравнения положительная динамика отмечалась только у 50% детей, преимущественно в произношении (рис. 1).

Мелкая моторика

Количество заданий по мелкой моторике, выполняемых детьми обеих исследуемых групп, отражено в таблице и на рис. 2.

На фоне лечения в основной группе число выполняемых заданий по мелкой моторике увеличилось на 18,2%, а в группе сравнения - на 9,2%. Улучшение наблюдалось преимущественно у пациентов с сочетанием резидуальной энцефалопатии, задержки речевого развития и двигательных нарушений.

Результаты психологического обследования

При повторном психологическом обследовании детей основной группы была выявлена четкая положительная тенден-

ция по следующим параметрам: устойчивость и концентрация внимания, зрительное восприятие. Отмечена положительная динамика в интеллектуальной сфере: у детей стал более быстрым темп мышления, они стали лучше использовать подсказки. Психологом и педагогами была отмечена положительная динамика в эмоционально-личностной сфере: стабилизировалось настроение, уменьшилась тревожность и плаксивость, снизился уровень агрессивных реакций, расширился репертуар и сюжетная линия игровых действий.

Таким образом, мониторинг обследования основной группы детей на протяжении месяца приема Пантокальцина® позволил установить:

- улучшение показателей психоречевого развития у 70% детей (в группе сравнения - 50%);

- улучшение мелкой моторики у всех детей основной группы на 18,2% (в группе сравнения - на 9,2%);

- улучшение концентрации внимания;

- более успешное выполнение заданий на зрительное восприятие в основной группе в отличие от группы сравнения.

Переносимость препарата была хорошей, все пациенты основной группы завершили курс терапии Пантокальцином®.

Таким образом, полученные в проведенном исследовании данные позволяют сделать вывод о положительном влиянии Пантокальцина® на показатели психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи III уровня. На фоне приема Пантокальцина® у детей отмечалось улучшение концентрации внимания и запоминания, познавательной деятельности, а также развитие мелкой моторики. Эффективность и безопасность применения Пантокальцина® являются основанием для более широкого использования препарата в педиатрической практике для лечения речевых нарушений у детей.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Лазебник Т.А, Румянцева В.Н., Шейде Н.А. и др. // Эффективная фармакотерапия в педиатрии. - 2010. - № 1. - С. 12-16.

2. http://logopediya.com

3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сб. метод. рекомендаций РГПУ им. Герцена. - СПб., 2000. - 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Инструкция по применению препарата Панто-кальцин®.

5. ЛазебникТ.А, Чутко Л.С., Кропотова Ю.Д, Иова A.C. Современные аспекты диагностики и лечения синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей. Метод. пособие. - СПб., 2002. - 48 с.

Поступила 10.02.2011 г.

Статья предоставлена Представительством ООО«Stockman LLC»(США) в Республике Беларусь.

Мохорт Т.В.

Белорусский государственный медицинский университет

Альфа-липоевая кислота: полифакторное влияние и обоснование возможностей использования при сахарном диабете

Сахарный диабет (СД) - заболевание, сопровождающиеся системными метаболическими нарушениями, обуславливающими повышение продукции реактивных кислородных субстратов и снижение антиоксиданых защитных механизмов, реализующихся в активацию оксидативного стресса. Знание роли активации оксидативного стрес-

са в патогенезе макро- и микрососудистой патологии, нейропатий, неоспоримо доказанной многочисленными экспериментальными и клиническими исследованиями, определяет необходимость поиска эффективного средства, обладающего антиоксидантной активностью.

Альфа-липоевая кислота (АЛК) служит условно незаменимым нутриентом,

так как организм человека способен синтезировать ее лишь в тех количествах, которые способны предотвратить ее дефицит. Дополнительные количества АЛК должны поступать из пищевых источников (печень, дрожжи, картофель, пищевые добавки). Основной механизм действия АЛК заключается в антиоксидантном влиянии, доказанном в многочисленных исследо-

№3^ 2011

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ |б7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.