Научная статья на тему 'Применение технологии БОС в лечении детей с нарушениями речи в условиях детской городской поликлиники'

Применение технологии БОС в лечении детей с нарушениями речи в условиях детской городской поликлиники Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1460
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Синева Н.Л.

В условиях Севера речевые нарушения у детей довольно частое явление. В статье обобщён трёхлетний опыт применения автором статьи инновационной компьютерной технологии биологической обратной связи (БОС) при лечении детей с заиканием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Синева Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение технологии БОС в лечении детей с нарушениями речи в условиях детской городской поликлиники»

УДК 616.8

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БОС В ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Синева Н.Л.,

логопед отделения восстановительного лечения детской городской поликлиники БУ «Урайская городская клиническая больница»

В условиях Севера речевые нарушения у детей - довольно частое явление. В статье обобщён трёхлетний опыт применения автором статьи инновационной компьютерной технологии биологической обратной связи (БОС) при лечении детей с заиканием.

Статистические данные последнего десятилетия свидетельствуют о росте различных речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые, в свою очередь, влияют на психосоматическое здоровье, социальную адаптацию и реализацию человека в жизни и обществе.

Среди многочисленных факторов, отрицательно влияющих на качество речи, выделяются два, которые встречаются практически во всех случаях: различные нарушения речевого дыхания и высокие психофизиологические затраты организма при речевой деятельности. Как правило, эти два фактора сопровождаются вегетативными дисфункциями и различными невротическими наслоениями (тревога, страх, речевая неуверенность, неадекватная самооценка и др.), которые значительно осложняют процесс коррекции и реабилитации речевых нарушений [1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М.: Книголюб, 2005. — 56 с. (Логопедические технологии)].

К сожалению, печальная статистика свидетельствует о том, что в условиях Севера речевые нарушения у детей по распространению составляют довольно высокий процент. На фоне всех этих данных серьезное значение приобретают профилактика и коррекция различных нарушений детского организма, в том числе и речевой патологии. Поэтому возникает необходимость в поиске новых методов профилактики и использовании новейших логопедических технологий, в том числе и компьютерных, в лечении детей с нарушениями речи.

Одной из таких современных технологий является компьютерный метод биологичес-

кой обратной связи (БОС), сущность которого заключается в обучении пациента управлению физиологическими функциями собственного организма с помощью специального приборного и программного обеспечения.

Мировой лидер в разработке, производстве и внедрении технологий БОС — научно-производственная фирма ЗАО «Биосвязь», основателем которой является А.А. Сметанкин.

Метод БОС — это современный метод реабилитации, направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью восстановления или совершенствования физиологических навыков, и представляет собой комплекс процедур, при проведении которых человеку посредством специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи) передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. [2. Сметанкин А.А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации / А.А. Сметанкин, Ю.В. Ивановский — Санкт-Петербург 2003.]

На основе полученной информации пациент под руководством инструктора с помощью специальных приемов и аппаратуры развивает навыки самоконтроля и саморегуляции, т.е. способность произвольно изменять физиологическую функцию для коррекции патологических расстройств, таких как дыхание, осанка, зрение, психика, речь.

На базе Детской городской поликлиники БУ «Урайская городская клиническая больница» работает логотерапевтический кабинет БОС.

Показаниями к применению в логопедической практике метода БОС являются: заикание, логоневрозы, нарушения темпа и

ритма речи, алалии, афазии, дизартрии, дис-лалии, ринолалии, функциональные нарушения голоса, профилактика нарушений голоса и речи, подготовка детей к школе, обучение технике чтения и технике речи.

Абсолютные противопоказания отсутствуют.

Относительные противопоказания: повышенная судорожная готовность; выраженное органическое поражение головного мозга; грубые нарушения интеллекта; тяжелые формы психических расстройств; сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения; выраженные эндокринные нарушения; наличие диафрагмальной грыжи; тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца; возраст пациента менее четырех с половиной лет.

Логотерапевтический кабинет посещают дети с различными речевыми нарушениями. Дошкольники и младшие школьники с интересом и желанием приходят на занятия, цель которых — выработка правильной речи с наименьшими энергетическими затратами. При использовании метода биологической обратной связи у детей формируется устойчивый навык диафрагмально-релаксационного дыхания и возможность применения его в повседневной жизни.

Сеанс биологической обратной связи на логотерапевтическом компьютерном тренажере проводится следующим образом. Перед началом сеанса ребенок располагается напротив монитора. Логопед устанавливает дыхательный и кардиодатчики, дает ребенку четкие инструкции. Пациент сознательно учится регулировать дыхание с помощью внешнего контроля в процессе выполнения игровых заданий. При этом он руководствуется зрительной опорой, т.е. на мониторе компьютера при правильном выполнении дыхательных упражнений выполняются определенные действия (закрашивается картинка, летает пчелка и др.). По окончании сеанса логопед и сам ребенок оценят достигнутые результаты с помощью графиков, отражающих частоту сердечных сокращений и ритм дыхания.

На основе полученной информации пациент под руководством инструктора с помощью специальных приемов и аппаратуры развивает навыки самоконтроля и саморегуляции, то есть способность произвольно изменять такие

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №3 2015

функции как дыхание, пульс и частота сердечных сокращений.

За счет постановки правильного дыхания быстро и эффективно исправляются речевые нарушения, включая заикание. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной. Дети, страдающие заиканием, пройдя обучение по методу БОС, избавляются от судорожных запинок, их речь после курса занятий, как правило, слитная и плавная.

Работа с пациентами проводится в виде сеансов индивидуально. Длительность занятий — 30-40 мин. Средний курс — 25 занятий.

Весь курс коррекции речи методом БОС состоит из 5 этапов.

1-й этап — диагностический. В результате логопедического, клинического и психофизиологического обследования составляется индивидуальная дифференцированная схема проведения коррекционного курса методом БОС.

2-й этап — формирование диафрагмаль-но-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС. Основная задача — снятие логонев-ротических проявлений, снижение высокого пульса у заикающихся (в момент речи, волнения он достигает 200 уд/мин), уменьшение высокого уровня тонуса и биоэлектрической активности различных групп мышц, участвующих в процессе речи, обеспечение своевременного открывания голосовых связок, подготовка пациента к формированию новых речевых навыков.

3-й этап — работа над основными компонентами речи (речевым дыханием, голосообразова-нием, артикуляцией).

4-й этап — воспитание слитной плавной речи на выдохе. Речевой материал постепенно усложняется. Проводится работа над ритмом, темпом, интонацией, логическим ударением.

5-й этап — заключительный. Посвящается закреплению полученных речевых навыков в различных ситуациях общения (самостоятельная речь, общение в группе, публичные выступления и т. д.).

В дальнейшем полученные в результате БОС-терапии умения и навыки правильной речи закрепляются в спонтанной речи без участия приборов биологической обратной связи. При условии соблюдения самоконтроля у большинства пациентов отмечалось стойкое сохра-

нение навыка диафрагмально-релаксацион-ного типа дыхания и слитной, плавной речи в течение последующего времени.

В логотерапевтическом кабинете БОС детской городской поликлиники БУ «Урайская городская клиническая больница» за три года (2012-2014 г.г.) прошли реабилитацию 59 детей с нарушением темпа и ритма речи, из них 20 дошкольников, 34 школьника и 5 подростков. Группа пациентов неоднородна: 10 человек с тяжелой степенью заикания, 25 человек — со средней и 24 человека — с легкой степенью заикания.

Из 59 человек было выпущено с полной нормализацией речи — 39 человек (66%), со значительным улучшением — 16 человек (27%), с незначительной динамикой — 4 человека. Этим детям рекомендована консультация психиатра и повторный курс БОС через 2-3 месяца.

Проведенное исследование показало, что применение метода БОС в коррекции речи при заикании очень эффективно, дает стойкий положительный результат. При контрольном обследовании через 2-3 месяца пациенты сохраняли полученные навыки правильной речи. В условиях психического напряжения, волнения они воспроизводили диафрагмально-релакса-ционный тип дыхания и самостоятельно справлялись с трудностями.

Кроме того, у пациентов с дефицитом активного внимания, с трудностями в обучении улучшалась память, повышалась способность концентрировать внимание, уменьшалось количество ошибок на письме, повышалась творческая активность, появлялись успехи в школе, что положительно сказывалось на психоэмоциональном состоянии детей. Пациенты наглядно видели результаты своей деятельности на экране компьютера и учились управлять своим состоянием.

Таким образом, метод БОС в сочетании с традиционными методами комплексного кор-рекционного воздействия, дает возможность проводить занятия с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, используя прием «обходных путей». Технология БОС является также эффективным средством терапии для людей с проблемами в общении, имеющими чувство отчуждения, подверженность стрессам, давая таким пациентам уникальную возможность управлять своим состоянием, используя резервы организма, и изменить свою жизнь к лучшему.

Это, несомненно, расширяет возможности практических логопедов и повышает качество и эффективность проводимой ими работы. Использование методики биологической обратной связи позволяет решить задачу реабилитации и социальной адаптации лиц с проблемами в общении на качественно более высоком современнее уровне.

Список литературы

1. Белякова, Л.И., Гончарова, Н.Н., Шишкова, Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи /Под ред. Л.И. Беляковой. — М.: Книголюб, 2005. — 56 с. (Логопедические технологии)

2. Сметанкин, А.А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации А.А. Сметанкин, Ю.В. Ивановский, — Санкт-Петербург, 2003.

3. Вовк, О.Н. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи / О.Н. Вовк, Л.Н. Павлова, М.Н. Теречева, Н.И. Черемных.— Санкт-Петербург, 2004.

4. Сборник статей «Общие вопросы применения метода БОС», — СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2008.

© Синева Н.Л., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.