Научная статья на тему 'Комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания в условиях ДОУ'

Комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания в условиях ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
977
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заикание / коррекционная работа по преодолению заикания / дети дошкольного возраста. / stuttering / corrective work to overcome stuttering / preschool children.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротова Вера Юрьевна

В статье рассмотрен комплексный подход, методы коррекции заикания, особенности работы коррекционного ДОУ, важность создания благоприятной психологической обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кротова Вера Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPREHENSIVE THERAPEUTIC AND PEDAGOGICAL APPROACH TO OVERCOMING STUTTERING IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The article considers a comprehensive approach, methods of correction of stuttering, features of the correctional preschool educational institution, the importance of creating a favorable psychological environment.

Текст научной работы на тему «Комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания в условиях ДОУ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

DOI 10.24411/2541-9056-2020-10005

УДК 376.3

КОМПЛЕКСНЫЙ ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Статья поступила в редакцию 12 февраля 2020 года

В.Ю. Кротова

В статье рассмотрен комплексный подход, методы коррекции заикания, особенности работы коррекционного ДОУ, важность создания благоприятной психологической обстановки.

Ключевые слова: заикание, коррекционная работа по преодолению заикания, дети дошкольного возраста.

A COMPREHENSIVE THERAPEUTIC AND PEDAGOGICAL APPROACH TO OVERCOMING STUTTERING IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

V.Y. Krotova

The article considers a comprehensive approach, methods of correction of stuttering, features of the correctional preschool educational institution, the importance of creating a favorable psychological environment.

Keywords: stuttering, corrective work to overcome stuttering, preschool children.

В настоящее время с каждым годом увеличивается количество дошкольников с заиканием. Обратим внимание на то, что еще до появления заикания дети дошкольного возраста особенно впечатлительны, тревожны и обидчивы, плаксивы. У дошкольников отмечаются трудности в общении, робость, частая смена настроения и раздражительность. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова [1, с. 24] отмечают, что дети дошкольного возраста с заиканием сложно привыкают к новой об-

становке, к условиям в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), у некоторых в возрасте 2-5 лет могут появляться различные страхи (боязнь темноты и др.). Решением данных проблем является посещение ребенка с заиканием специализированного ДОУ, систематические занятия с логопедом, психологом, медикаментозная коррекция.

Заикание является серьезной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. В.И. Сели-

верстов [4, с. 51] отмечает, что при исправлении заикания логопед не только проводит коррекционную работу над речью, но и учитывает единую клиническую и психолого-педагогическую симптоматику заикания. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова [1, с. 30] подчеркивают, что при выполнении перечисленных выше условий специалист может точно определить направление кор-рекционных и профилактических мероприятий в комплексной системе преодоления заикания.

На сегодняшний день существуют различные методы преодоления заикания, и в литературе они анализируются В.И. Селиверстовым в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия (педагогических или медицинских) [4, с. 5]. Немецкие врачи Гимиллер, А. Гуцман, А. Кусма-уль были приверженцами только дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающихся и рекомендовали систему разнообразных упражнений с их постепенным усложнением. Выполняемые упражнения должны охватывать речь в целом и ее отдельные элементы.

В.И. Селиверстов отмечает авторов, которые в своих исследованиях и практической деятельности развивали лечебно-педагогический подход к коррекции заикания: Л.З. Андронова, В.А. Гиляровский, В.И. Селиверстов, Ю.А. Флоренская, М.Е. Хватцев и др. [4, с. 47]. Комплексный подход при коррекционной работе с заиканием В.И. Селиверстов рассматривает как «лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния дошкольника с заиканием всевозможными средствами и разными специалистами» [4, с. 53].

Комплекс лечебно-педагогических мероприятий, который проводится с заикающимися, включает медицинскую терапию (физиопроцедуры, лечение), занятия с психологом и логопедом, логоритмику, лечебную физкультуру (ЛФК). Все перечисленные мероприятия направлены на укрепление нервной системы и организма ребенка с заиканием, работу над голосом, дыханием и моторикой, воспитанием правильного поведения в социуме. Безусловно, планируя коррекционную работу, логопед тесно сотрудничает с неврологом. Огромное значение в эффективности проводимой коррекции имеет мотивация родителей. Только при взаимодействии логопед-родитель-воспитатель-невролог-психолог мы можем говорить об успехе коррекционного воздействия.

На базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №109 для детей с тяжелыми нарушениями речи» организована комплексная медико-педагогическая работа всех нужных специалистов (врач, инструктор ЛФК, воспитатель, логопед, музыкальный работник). Наполненность группы дошкольников с заиканием - до 15 человек, что позволяет максимально эффективно организовать коррекционную помощь. Обследование, проводимое логопедом в начале и конце учебного года (2018-2019г.) подтверждает эффективность лечения. Благодаря комплексному взаимодействию всех специалистов на 15% снизилось количество дошкольников с тяжелой степенью заикания, в то время как количество детей со средней и легкой степенью проявления заикания возросло по сравнению

с началом года. У большинства дошкольников отмечалось снижение тонуса артикуляционного аппарата, улучшение эмоционального состояния и самоконтроля, снижение фиксации на дефекте, улучшение работоспособности, отмечалось функциональное улучшение фазы выдоха.

В течение учебного года нами были проведены два режима молчания по 5 дней каждый. Дошкольникам в доступной форме объяснили необходимость молчания. Г.А. Волкова [2, с. 45] отмечает необходимость придумывания с детьми условных безречевых сигналов, по которым дошкольники будут выполнять требования взрослых. В ДОУ и дома было обеспечено достаточное количество разнообразных безречевых игр. Занятия в этот период носили обучающий характер (рассматривание картин, рассказывание сказок, прослушивание музыкальных детских произведений). Логопед в период молчания начинал коррекцию звукопроизношения путем воспитания у дошкольников звуковой культуры речи (развитие слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и памяти, пространственной ориентировки; развитие общей и речевой моторики и т.д.).

Таким образом, весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия на заикающихся мы можем разделить на две части, которые рассмотрим далее.

Лечебно-оздоровительная работа направлена на укрепление и оздоровление нервной системы дошкольника с заиканием, его физического здоровья. В то время как задачей коррекци-онно-воспитательной работы является коррекция речевых нарушений и пси-

хологических изменений, которым подвержен ребенок с заиканием. Задачами коррекционной работы с дошкольниками с заиканием, как отмечает Е.Е. Шевцова [5, с. 38], являлись: тренировка внимания и усидчивости; обучение играм с правилами; работа над длительностью выдоха и мягкой голосоподачей, формирование плавности, обучение релаксационным упражнениям и элементам логорит-мики; коррекция звукопроизношения, развитие фонематических процессов, работа с лексико-грамматической стороной речи. При обучении дошкольников мы использовали дидактические, подвижные игры с правилами, игры с пением, элементы игр-драматизаций. Отметим, что решая коррекционные задачи, мы учитывали особенности поведения детей с заиканием, степень нарушения моторики, звукопроизношения и т.п.

В рамках ДОУ создается подходящая психологическая атмосфера, соблюдается определенный режим дня и питания, проводятся закаливающие процедуры в зависимости от времени года, ЛФК (с инструктором) и логопедическая ритмика (логопед и музыкальный руководитель). Регулярное чередование разнообразных видов деятельности, определенный режим дошкольника способствуют нормализации и улучшению работы всего организма. Логопед проводит не только индивидуальные и фронтальные занятия, но и ведет занятия по аппликации, рисованию и лепке, где контролирует процесс правильного произношения, и укрепляет мелкую моторику рук. Весь дидактический материал подбирается таким образом, чтобы дошкольникам было интересно на за° 1(14), 2020 51

нятиях. Воспитатели ДОУ проводят закаливающие процедуры в разное время года, подвижные игры на свежем воздухе, организовывают спортивные развлечения, которые укрепляют нервную систему дошкольника и создают положительные эмоции у заикающихся. Задания логопеда воспитатели систематически выполняют с детьми во второй половине дня, что способствует положительной динамике проводимой комплексной коррек-ционной работы.

Благодаря ЛФК у дошкольников развиваются координированные и точные движения, формируется дисциплинированность и собранность. Логопедическая ритмика проводится с музыкальным сопровождением и согласованием с речью ребенка. Упражнения под музыку способствуют укреплению общей моторики, координируют работу определенных мышечных групп, что благоприятно действует на речь ребенка с заиканием, оказывают положительное воздействие на эмоциональное состояние и поведение дошкольников.

В.И. Селиверстов [4, с. 59] отмечал, что медикаментозное лечение заикания является одним из важных компонентов комплексного воздействия, т.к. отмечается хороший терапевтический эффект, который способствует профилактике рецидивов заикания. В.Ю. Кротова, Е.О. Родионова [3, с. 61] подчеркивают, что одним из инструментальных методов воздействия на заикающихся в системе реабилитации является логопедический массаж, оказывающий достаточно широкое физиологическое действие на организм ребенка, страдающего заиканием. Благодаря применению логопедического массажа у дошкольников с заиканием снижается скованность артикуляционных движений, улучшается их эмоциональное состояние.

Таким образом, благодаря комплексной лечебно-педагогической деятельности в условиях ДОУ обеспечивается успех коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.

Список литературы

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». - М.: В. Секачев, 1998 . - 304 с.

2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. -2-е изд., доп. и перераб. - СПб: Детство-Пресс, 2003. - 240 с.

3. Кротова В.Ю., Родионова Е.О. Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания у дошкольников // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: ООО «Аэтерна». - 2019. - С. 59-61.

4. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., доп. - М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 185 с..

5. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании. - М.: В. Секачев, 2006. - 30 с.

References

1. Belyakova L.I., D'yakova E.A. Zaikanie: Uchebnoe posobie dlya stu-dentov pedagogicheskih institutov po special'nosti «Logopediya». - M.: V. Sekachev, 1998 . - 304 s.

2. Volkova G.A. Igrovaya deyatel'nost' v ustranenii zaikaniya u doshko-l'nikov: Kniga dlya logopedov. - 2-e izd., dop. i pererab. - SPb: Detstvo-Press, 2003. - 240 s.

3. Krotova V.YU., Rodionova E.O. Logopedicheskij massazh v kompleks-noj sisteme preodoleniya zaikaniya u doshkol'nikov // Informa-cionno-obrazovatel'nye i vospitatel'nye strategii v sovremen-noj psihologii i pedagogike: Sbornik statej Mezhdunarodnoj na-uchno-prakticheskoj konferencii. - Ufa: OOO «Aeterna». -2019. - S. 59-61.

4. Seliverstov V.I. Zaikanie u detej: Psihokorrekcionnye i didak-ticheskie osnovy logopedicheskogo vozdejstviya: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. i sredn. ped. ucheb. zavedenij. - 4-e izd., dop. - M.: Gu-manit. izd. centr VLADOS, 2001. - 185 s..

5. Shevcova E.E. Artikulyacionnyj massazh pri zaikanii. - M.: V. Se-kachev, 2006. - 30 s.

Для ссылка: Кротова В.Ю. Комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания в условиях ДОУ // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. - №1 (14). С. 49-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.