Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазуткина Лариса Николаевна

В статье рассмотрены возможности применения когнитивно-коммуникативного подхода к организации образовательного процесса в высшей школе, так как он подразумевает совокупное развитие познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся как ключевой фактор в повышении эффективности профессиональной подготовки студентов вузов. Выявленные в ходе проведенного научного анализа трудности обусловили разработку рекомендаций по применению оптимальных дидактических форм и методов, способствующих развитию когнитивных и коммуникативных аспектов личности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазуткина Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE COGNITIVE-COMMUNICATIVE APPROACH DURING PROFESSIONAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS

The article considers the possibilities of applying the cognitive-communicative approach to the organization of the educational process in higher education, since it implies the cumulative development of cognitive and communicative activity of students as a key factor in improving the efficiency of professional training of university students. The difficulties identified in the course of the conducted scientific analysis cause the development of recommendations for the use of optimal didactic forms and methods that contribute to developing cognitive and communicative aspects of students' personality.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент, проректор по научной работе Лазуткина Лариса Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева» (г. Рязань)

ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности применения когнитивно-коммуникативного подхода к организации образовательного процесса в высшей школе, так как он подразумевает совокупное развитие познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся как ключевой фактор в повышении эффективности профессиональной подготовки студентов вузов. Выявленные в ходе проведенного научного анализа трудности обусловили разработку рекомендаций по применению оптимальных дидактических форм и методов, способствующих развитию когнитивных и коммуникативных аспектов личности обучающихся.

Ключевые слова: когнитивно-коммуникативный подход, профессиональная подготовка, образовательный процесс, студенты вузов, дидактические методы.

Annotation. The article considers the possibilities of applying the cognitive-communicative approach to the Organization of the educational process in higher education, since it implies the cumulative development of cognitive and communicative activity of students as a key factor in improving the efficiency of professional training of university students. The difficulties identified in the course of the conducted scientific analysis cause the development of recommendations for the use of optimal didactic forms and methods that contribute to developing cognitive and communicative aspects of students' personality.

Key words: cognitive-communicative approach, professional training, educational process, university students, didactic methods.

Введение. В современных условиях преобладания стандартизированных и унифицированных подходов к организации педагогического процесса в высшей школе, увеличения объема часов в основной образовательной программе на самостоятельную работу обучающегося усиливается необходимость формирования у студентов, в первую очередь, так называемых универсальных компетенций, подразумевающих наличие критического и системного мышления, способностей реализовывать многофункциональное социальное взаимодействие, что напрямую связано с когнитивными и коммуникативными личностными аспектами.

Изложение основного материала статьи. Проведенный теоретико-методологический анализ показывает, что в психолого-педагогической науке когнитивно-коммуникативный подход широко применяется и является одним из базовых в основном в лингводидактике и психолингвистике. Разносторонние аспекты и взаимосвязь мыслительной и речевой деятельности учащихся различных уровней исследовались в многочисленных работах отечественных ученых, таких как Алгазина Н.Н., Баранов М.Т., Богоявленский Д.Н., Гальперин П.Я., Добромыслов В.А., Приступа Г.Н., Разумовская М.М., Текучев А.В., Шанский Н.М. и др.

При этом необходимо отметить, что значительно реже рассматривались возможности применения когнитивно-коммуникативного подхода в ходе формирования общепрофессионального и специально-профессионального компетентностного потенциала выпускников вузов, между тем как результативность образовательного процесса напрямую зависит от степени понимания и осмысления студентами учебного материала, которым они овладевают посредством специально организованного педагогического коммуникативного взаимодействия. Следовательно, видится целесообразным расширение спектра педагогического применения когнитивно-коммуникативного подхода в реализации учебных программ высшего образования различной направленности, определение его в качестве одного из системообразующих подходов к достижению образовательных целей, обусловленных требованиями к профессиональной подготовке выпускников вузов.

Понятие когнитивно-коммуникативного подхода очевидно является двухкомпонентным. При этом когнитивный компонент акцентирует внимание на закономерных особенностях познавательных процессов и личностного менталитета обучающихся, на стимулировании и активизации их познавательной деятельности, направленности на самообразование, самоконтроль и рефлексию в ходе обучения.

В современной антропоцентрической парадигме значимая роль отводится когнитивной науке, представляющей собой «комплекс наук, изучающих сознание и высшие мыслительные процессы на основе применения теоретико-информационных моделей» [1]. Постепенное расширение границ научного объекта и увеличение совокупности предметов исследования в когнитивистике позволяет утверждать сформированность когнитивного подхода, обеспечивающего методологию решения задач разнообразных гуманитарных научных отраслей с учетом особенностей познавательных процессов личности, специфики ее восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения.

Вместе с этим следует учитывать инструментально-деятельностный характер коммуникативных навыков студентов вузов, служащих как средством получения и усвоения новых знаний, так и средством формирования новых профессионально-направленных коммуникативных компетенций, способствующих эффективному применению профессиональных умений и навыков в условиях межличностного взаимодействия в реальных производственных ситуациях.

Основополагающее значение в жизни отдельного человека и общества в целом отводится языку в научной работе Л. Ельмслева: «Язык - человеческая речь - неисчерпаемый запас разнообразных сокровищ. Язык - инструмент, посредством которого человек формирует мысль и чувство, настроение, желание, волю и деятельность. Инструмент, посредством которого человек влияет на других людей, а другие влияют на него; язык - первичная и самая необходимая основа человеческого общества» [2].

В ходе обучения в вузе у студентов формируются коммуникативные навыки восприятия, аналитико-синтетической обработки, дифференциации и понимания учебной информации, которые зависят от степени развития речемыслительных психических процессов как ключевой когнитивной характеристики личности обучающегося в высшей школе, служащей психологическим базисом для формирования всей совокупности профессионально ориентированных компетенций выпускника и обеспечения возможности их эффективного применения в реальной профессиональной деятельности.

Исходя из этого в современной дидактике высшей школы особое внимание уделяется формированию у студентов метапредметных, то есть универсальных компетенций, имеющих когнитивно-коммуникативную основу и подразумевающих способность обучающихся к многоаспектному социальному общению, а также их психологическую готовность к применению полученных в ходе обучения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной деятельности.

Когнитивно-коммуникативный подход обусловливает совокупную познавательную и коммуникативную деятельность как ключевой фактор в повышении эффективности образовательного процесса в вузе. Потребность в такой взаимосвязи объясняется тем, что научно-образовательная среда вуза воспринимается в качестве когнитивно-коммуникативного пространства, служащего площадкой разностороннего и целенаправленного взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Когнитивный компонент предписывает освоение студентами не только системы отраслевых, специальных знаний, но и овладение закономерностями, принципами и продуктивными методами организации профессионально направленного общения и взаимодействия с учетом производственно-деловой специфики. В режиме профессионально-обусловленного общения коммуникативные навыки обучающихся становятся когнитивным инструментом, который предоставляет им доступ в другую, недоступную и чуждую для них ранее ментальную сферу, определяемую особенностями их будущей профессиональной деятельности. Когнитивным проводником студентов в данную новую сферу становится понимание семантики терминологической лексики и фразеологии, характерной для определенной научно-производственной отрасли и отражающей специфику межличностного и группового взаимодействия, а также особенностей делового речевого этикета, определяющего правила общения в конкретной профессиональной среде.

Коммуникативный компонент подразумевает формирование у обучающихся в ходе реализации образовательного процесса в вузе знания о правилах нормативного речевого поведения, умения дифференцировать и выстраивать наиболее продуктивную профессионально-ориентированную коммуникативную стратегию и тактику, контекстно-обусловленную ситуацией общения.

Применение когнитивно-коммуникативного подхода при организации профессионально-направленного обучения в высшей школе делает целесообразной опору на когнитивный базис, характерный для каждой конкретной научно-производственной сферы, что предписывает определение содержания, структуры и методологии обучения в соответствии с ключевыми дефинициями, лежащими в основе продуктивной профессиональной деятельности.

Интегративный характер когнитивно-коммуникативного подхода заключается также в том, что эффективность профессионально-ориентированного взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе напрямую зависит от соотношения личностных объемов их специальных (экстралингвистических, фоновых) знаний и профессионально-обусловленных коммуникативных компетенций, которые в своей совокупности формируют «профессиональное коммуникативное поле» [3].

Проведенный в ходе исследования анализ педагогической практики позволил методом анкетирования выявить целый ряд трудностей когнитивно-коммуникативного характера, который наблюдается у студентов и снижает эффективность процесса их обучения в высшей школе.

Таблица 1

Когнитивно-коммуникативные трудности у студентов вузов

Компонент Трудности Количество студентов, %

Когнитивный Затруднения в корректной интерпретации специальных терминов и понятий. 54%

Неумение реализовывать аналитико-синтетический подход к поиску и отбору необходимой информации. 42%

Трудности в систематизации и дифференциации путей решения поставленных задач. 48%

Сложности в выборе оптимальных способов разработки и реализации проектной деятельности. 62%

Слабое развитие навыков рефлексии и критической самооценки реализации личностно-профессиональной траектории саморазвития. 57%

Коммуникативный Недостаточное владение культурно-речевыми и стилистическими нормами, ошибки в построении и оформлении устного и письменного высказывания. 69%

Слабые знания принципов организации речевого общения в профессиональной среде. 48%

Неумение четко сформулировать цели и задачи собственной и коллективной деятельности. 53%

Низкий уровень владения риторическими приемами воздействия на аудиторию (правила построения публичной речи, система аргументации, методы убеждения и др.). 61%

Применение когнитивно-коммуникативного подхода к организации образовательного процесса в вузе позволяет актуализировать и задействовать психологический и психолингвистический потенциал учебных дисциплин всех циклов: общеобразовательных, общеспециальных и специальных, методы и приемы обучения которым должны быть направлены на развитие у студентов познавательных и коммуникативных способностей, служащих основой и инструментом формирования у выпускников профессиональных компетенций и готовности к их реализации путем взаимодействия в реальных трудовых условиях.

Когнитивно-коммуникативный подход к профессиональной подготовке студентов в вузе предполагает приверженность целому ряду педагогических принципов, среди которых наибольшую значимость имеют:

- принцип междисциплинарности, который заключается в целенаправленной активации в содержании учебных дисциплин и их методическом обеспечении компонентов когнитивной и коммуникативной деятельности обучающихся, их организационное коррелирование и синхронизацию при планировании образовательного процесса в вузе;

- принцип личностно-коммуникативно-деятельностного моделирования, позволяющий в ходе обучения имитировать ситуации профессионально-ориентированного общения, носящего деятельностный характер и опирающегося на когнитивный базис студента; при этом следует отметить, что ситуативность - это главный стимул и условие коммуникации, где посредством когнитивных умений коммуниканты выстраивают продуктивную систему взаимоотношений;

- принцип функциональности, предполагающий овладение студентами вузов функциональными когнитивными и коммуникативными категориями, а также принципами и методами их функционирования в ходе образовательной и будущей профессиональной деятельности.

Применение когнитивно-коммуникативного подхода к профессиональной подготовке выпускников вузов способствует «развитию личности студента и его знаниевого пространства за счет использования актуальной информации и моделирования проблемных ситуаций профессиональной направленности, обеспечивающих как речевое, так и когнитивное развитие будущих специалистов» [4]. Достижению целей и задач по формированию профессиональных компетенций при реализации когнитивно-коммуникативного подхода в вузе служат педагогические методы активизации речемыслительной, а следовательно и познавательной деятельности студентов, к которым относятся в том числе и методы проблемного обучения, к которым относятся: проблемные лекции, ситуационные задачи, ролевые игры, кейс-стади и др.

Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что когнитивно-коммуникативный подход к профессиональной подготовке студентов в вузе обладает значительным образовательным потенциалом, так как учитывает развитие познавательных способностей обучающихся в неразрывной связи с коммуникативными навыками, обеспечивающими эффективное профессиональное межличностное взаимодействие.

Таким образом, в содержание профессиональной подготовки студентов вузов целесообразно включать не только общепрофессиональные и специальные знания, но и способы их структуризации в когнитивной базе обучающихся, а также коммуникативные стратегии организации профессионального общения.

Литература:

1. Меркулов, И.П. Когнитивная наука / И.П. Меркулов // Новая философская энциклопедия в четырех томах. - М., 2001. - Т.2. - С. 264.

2. Ельмслев, Л. Пролегомены к теории языка. / Л. Ельмслев. - М.: КомКнига, 2006. - 248 с.

3. Сыромясов, О.В. Профессиональное коммуникативное поле в культурно-прагматическом пространстве / О.В. Сыромясов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 4 (22). - Ч. 1. - С. 195-197

4. Барабанщиков, В.А. Коммуникативный подход к исследованию когнитивных процессов / В.А. Барабанщиков // Институт психоанализа: сайт. - URL: www.inpsycho.ru/info/resursy/biblioteka/stati-prepodavatelej (дата обращения 19.06.22)

Педагогика

УДК 37.004

заместитель начальника кафедры информационной безопасности, подполковник полиции Ледовская Маргарита Александровна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ

ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме определения индикаторов надпрофессиональных компетенций вуза в контексте использования в образовательной среде отечественного программного обеспечения. Решение этой проблемы обусловлено не только глобальной цифровой трансформацией современного мира, но и связана с необходимостью перехода на отечественное программное обеспечение.

Необходимо встраивать в образовательную среду вуза все эти новейшие разработки и программные продукты. Если обучающиеся будут иметь возможность осваивать эти сквозные цифровые технологии и инструменты в процессе обучения, то при выходе в профессиональную среду они будут свободно ими владеть.

ИТ-отрасль непосредственно интегрирована во все процессы, связанные с информационной безопасностью. Цифровая юриспруденция, актуализирована сегодня, ставит задачи перехода на совершенно новый вид ведения документации. Все эти предпосылки требуют от преподавательского состава специализированных кафедр актуализации рабочих программ дисциплин в поле использования цифровых технологий и инструментов.

Ключевые слова: информационная безопасность, электронный документооборот, цифровые технологии и сервисы, отечественное программное обеспечение, импортозамещение, компетенции.

Annotation. This article is devoted to the problem of determining the indicators of supra-professional competencies of the university in the context of the use of domestic software in the educational environment. The solution to this problem is due not only to the global digital transformation of the modern world, but also to the need to switch to domestic software.

It is necessary to integrate all these latest developments and software products into the educational environment of the university. If students have the opportunity to master these end-to-end digital technologies and tools in the learning process, then when they enter the professional environment they will be fluent in them.

It is necessary to integrate all these latest developments and software products into the educational environment of the University of the Ministry of Internal Affairs. If cadets and students of the University of the Ministry of Internal Affairs will have the opportunity to master these end-to-end digital technologies and tools in the learning process, then when they enter the professional environment they will be fluent in them.

The IT industry is directly integrated into all processes related to information security. Digital jurisprudence, updated today, sets the task of switching to a completely new type of documentation. All these prerequisites require the teaching staff of specialized departments to update the work programs of disciplines in the field of using digital technologies and tools.

Key words: information security, electronic document management, digital technologies and services, domestic software, import substitution, competencies.

Введение. В настоящее время для оптимизации документоведения и защиты информации проводится довольно широкий спектр разработок, исследований, а также мониторинг эффективности российского программного обеспечения (ПО) для импортозамещения. Поэтому на приоритетные позиции, безусловно, выходит отечественное решение комплексного подхода к работе с офисными документами в организации учебного процесса, например, «МойОфис Профессиональный».

Данная компания уже более восьми лет на рынке, транслирует присутствие в 11 городах России, в ней трудятся свыше 460 разработчиков, свыше 2600 организаций из различных секторов рынка в настоящее время уже используют ПО «МойОфис». Среди акционеров общеизвестный разработчик технологий в сфере информационной безопасности «Лаборатория Касперского».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.