В процессе обучения будущих учителей необходимо уделять внимание лексике, которая с большой вероятностью пригодится им в будущей профессии. Это повысит их мотивацию, а практика её использования, вероятно, уменьшит количество ошибок в будущем.
Л. Назаренко пишет, что реалии других культур влияют на все уровни языка, но на лексический - в первую очередь. Слова могут пониматься по-разному представителями разных культур, потому что они обладают широкой системой ассоциаций и коннотаций. Следовательно, обучение будущих учителей национально и культурно обусловленной лексике необходимо для формирования межкультурной компетенции. В ходе работы с языковым материалом следует уделять внимания упражнениям с культурными составляющими (например, помогающие учащимся ознакомиться с речью или поведенческими моделями носителей языка). Такие компоненты включают аутентичные фильмы [6].
Учитывая описание лексической профессиональной компетенции, представленной выше, можно сделать вывод, что изучение культурно и национально маркированной лексики также будет способствовать овладению учащимися и данной компетенцией в том числе.
В её работе перечислены ещё несколько способов овладения лексикой будущими учителями:
Во-первых, студентам предлагается выполнять большое количество заданий на исправление ошибок. Такие задания направлены на саморефлекцию и предотвращение возможных ошибок в ходе межкультурной коммуникации и будущей профессиональной деятельности.
Во-вторых, отсутствие непосредственной разговорной практики с носителями языка или неносителями, имеющими высокий уровень владения языком, может повлечь за собой переход множества выученной лексики из активного запаса в пассивный - такую лексику нужно активизировать различными методами.
Библиографический список
В изучении языков существует проблема интерференции - влияние родного языка на изучаемый иностранный, перенос законов построения одного языка на другой. Большую часть интерференции занимает лексическая интерференция - лексическое построение речи на иностранном языке с использованием средств родного языка. Например, использование «ложных друзей переводчика»: intelligent (умный, а не интеллигентный), conductor (дирижёр, а не кондуктор) и т.д. Для учителя особенно важно исключение интерференции, т.к. речь специалиста, обучающего других людей, должна быть максимально грамотной и не содержать таких ошибок, которые могут перенять его студенты. Учителя должны уметь составлять предложения с использованием максимально аутентичной лексики без ущерба для изначальных коммуникативных намерений. Также учитель должен уметь предотвратить появление интерференции у своих учащихся, в том числе объяснив выражения, вызывающие трудность, обратить на них внимание.
Итак, в обучении учителей иноязычной лексике имеется ряд особенностей, которые необходимо учитывать, в том числе в работе со сленгом. Это поспособствует формированию у будущего учителя таких компетенций, как коммуникативная, межкультурная и лингвистическая. Иностранный язык для будущего учителя является не только целью, но и средством достижения профессионального образовательного уровня. Поэтому существуют особенности обучения студентов педагогических специальностей, в том числе по обучению лексике, актуальные для сленговой лексики. Среди них обучение навыкам работы с лексическим материалом, особое внимание к интерференции, изучение профессиональной и культурно маркированной лексики, моделирование ситуаций педагогического взаимодействия с выученной лексикой, большое количество домашнего чтения на иностранном языке и др. Данные особенности способствуют формированию лексической профессиональной компетенции будущих специалистов.
1. Беликов В.И. Социолингвистика: учебник для вузов. Москва, 2001.
2. Аркадьева Т.П Формирование лингвометодической компетенции иностранных бакалавров-лингвистов в процессе педагогической практики. Профессиональное становление учителя иностранного языка в системе педагогического образования. Москва, 2017.
3. Брусиловская Э.В. Иноязычная коммуникативная компетенция в условиях межкультурного взаимодействия. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. Москва, 2013.
4. Елизарова П.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург: 2001.
5. Андреенко Т.Н. Формирование профессиональной лексической компетенции будущего учителя иностранного языка. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Елец, 2014.
6. Nazarenko L. Linguistic Characteristics of Intercultural Competence as a Part of Teachers' Professional Competence. Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2015; Vol. 180: 407 - 412.
References
1. Belikov V.I. Sociolingvistika: uchebnik dlya vuzov. Moskva, 2001.
2. Arkad'eva T.G. Formirovanie lingvometodicheskoj kompetencii inostrannyh bakalavrov-lingvistov v processe pedagogicheskoj praktiki. Professional'noe stanovlenie uchitelya inostrannogo yazyka v sisteme pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva, 2017.
3. Brusilovskaya 'E.V. Inoyazychnaya kommunikativnaya kompetenciya v usloviyah mezhkul'turnogo vzaimodejstviya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Moskva, 2013.
4. Elizarova G.V. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii studentov v processe obucheniya inoyazychnomu obscheniyu. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg: 2001.
5. Andreenko T.N. Formirovanie professional'noj leksicheskoj kompetencii buduschego uchitelya inostrannogo yazyka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Elec, 2014.
6. Nazarenko L. Linguistic Characteristics of Intercultural Competence as a Part of Teachers' Professional Competence. Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2015; Vol. 180: 407 - 412.
Статья поступила в редакцию 02.04.20
УДК 378
Khunarikova P.Kh, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian and Foreign Literature, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Mukaeva A.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Primary Education, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova P.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER AS AN ABILITY TO EFFECTIVELY INTERACT IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The
article studies the communicative competence of a future teacher as an ability to effectively interact in the educational process. It is concluded that communicative competence contains personal and interpersonal qualities, capabilities, inclinations, skills, knowledge, which are expressed in various situations and forms of work and social life. The communicative competence of future teachers has a complex structure, which is determined by the contents of the development of his ability to communicate confidently and beautifully with people around him, the ability to present himself and his achievements beautifully. It consists of three components: cognitive, motivational-value, operational-activity. The development of the communicative competence of students takes into account the basic patterns of personal development, the peculiarities of the educational process, the corresponding social and educational conditions, developed in the region and the country as a whole. Key words: communicative competence, future teacher, educational process.
П.Х. Хунарикова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: [email protected] А.Ш. Мукаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, Е-mail: [email protected] П.К. Магомедова, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Грозный, Е-mail: [email protected]
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК СПОСОБНОСТЬ ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье изучена коммуникативная компетентность будущего педагога как способность эффективно взаимодействовать в образовательном процессе. Сделан вывод о том, что коммуникативная компетентность содержит в себе личностные и межличностные качества, возможности, склонности, умения, познания, которые выражаются в различных ситуациях и формах работы и социальной жизни. Коммуникативная компетенция будущих педагогов имеет сложную структуру, которая обусловлена содержанием развития у него умения уверенно и красиво общаться с окружающими людьми, умением красиво презентовать себя и свои достижения. В её составе можно выделить три компонента: когнитивный, мотивационно-ценностный, операционно-деятельност-ный. Развитие коммуникативной компетентности студентов происходит с учётом основных закономерностей развития личности, особенностей образовательного процесса, соответствующим социально-образовательным условиям, сложившихся в регионе и стране в целом.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, будущий педагог, образовательный процесс.
Как изменения в образовательной сфере влияют на социальный заказ общества в системе высшего образования? Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты. Сформированность коммуникативной компетентности, имеющей особую значимость в жизни человека, - одна из основных задач современного вуза. Одной из задач высшей школы выступает формирование профессиональных компетенций в рамках коммуникативных навыков, которые необходимы высококвалифицированному специалисту.
Вопросы компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Следует отметить, что трактовки компетентности весьма неоднозначны.
Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах Аронова А.М., Баранникова А.В., Бермуса А.П, Болотова В.А., Зимней И.А., Полуба ПБ., Краевского В.В., Лебедевой О.Е., Рыжкова М.В., Та-тура Ю.П, Фурмина И.Д., Хуторского А.В., Чуракова О.В., Чошанова М.А., Ще-дровицкого П.П.
Понятие компетентности гораздо шире таких понятий, как знания, умения или навыки, оно включает их в себя.
В компетентностном подходе понятия «компетенция» и «компетентность» разграничивают. Однако чаще они используются в одном ключе.
Аронов А.М. говорит, что компетентность - это «готовность специалиста включаться в определенную деятельность».
Щедровицкий П.П определяет компетентность как признак подготовки к будущей профессиональной деятельности [1].
Бермус А.П отмечает: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты» [2].
В понимании Субетто А.И., «компетенция - это компонент качества человека, группа свойств, которые определяют его возможность выполнять определенные действия или особый комплекс задач того или иного рода деятельности» [3].
Зимняя И.А. говорит о компетентности, как о личностно обусловленном и интеллектуальном опыте социально-профессиональной деятельности человека, который основывается на знаниях» [4].
Наиболее емким можно признать определение, которое предложила Зимняя И.А. «Компетенции - это некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы... действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетент-ностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях...» [4, с. 21 - 26].
Компетенция является интегральным итогом взаимодействия различных составляющих: целевого, мотивационного, учет внешних условий деятельности, функционального характера, контрольного характера, оценки. Эти компоненты в структуре общей компетенции обучающегося тесно взаимосвязаны. Поэтому каждый элемент способен воздействовать на формирование других составляющих.
Отличительной чертой компетентности как педагогического явления является то, что компетентность - это такие предметные умения и навыки, абстрактные, общие логические или мыслительные операции, жизненные навыки и умения, которые универсальны и необходимы человеку любой сферы, любого возраста [5, с. 40].
Алифанова Е.М. говорит, что «компетенция - это набор знакомых знаний, умений, навыков, а компетентность - это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности» [6].
Хуторской А.В. разделил такие понятия, как «компетентность» и «компетенция». Отнесение компетенций к ключевым до сих пор является причиной разногласий среди ученых-педагогов. Принимается во внимание как российская, так и зарубежная система ключевых компетенций.
Хуторской А.В. определил перечень ключевых образовательных компетенций, опираясь на главные цели общего образования, структурного представления социального опыта и личностного опыта, а также основных видов деятельности обучающихся, которые позволяют ему получить жизненные навыки и практической деятельности, овладеть социальным опытом в современном обществе.
Ключевыми признаны следующие компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, социально-трудовые, учебно-познавательные, информацион-
ные, личностного самосовершенствования и коммуникативные. Они включают в себя владение необходимыми языковыми навыками, способы взаимодействия с окружающим людьми (друг с другом, работа в группе, социальными ролями в коллективе).
Проблеме формирования коммуникативной компетентности студентов -будущих педагогов уделялось особое внимание в трудах таких российских и зарубежных ученых, как Лисиной М.И., Кан-Калика В.А., Никандрова Н.Д., Добрович А.Б., Репиной Т.А., Смирновой Е.О., Уилкинза Д., Хопкинса Ф. и др.
В последнее время растет потребность к овладению способами общения в учебно-воспитательном процессе, усиливается необходимость освоения человеком способов взаимодействия между личностями (Репина Т.А., Смирнова Е.О., Белова Е.А., Уидцоусон Г, Уилкинз Д.). Однако на данный момент замечена недостаточная разработанность подходов и механизмов по формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов. На сегодняшний день в образовательном процессе на первом месте стоит односторонняя связь с обучающимся. Знания передаются без установки обратной связи, взаимодействия педагога и студента.
Амонашвили Ш.А. в своих трудах говорит, что педагоги полагаются на возможность обучающихся запомнить материал, а не учат их грамотно излагать свои мысли. Он пишет, что процесс обучения будет полезным и эффективным, когда педагог развивает желание высказываться, читать, писать и т.д., а не заостряет внимание на передаче готовых знаний [7].
В таком случае перед педагогом возникает ряд вопросов, которые требуют решения по организации учебно-воспитательного процесса, чтобы помочь студенту овладеть основами коммуникативной компетентности, которая способствует развитию культуры общения и успешной социализации обучающегося.
Понятие «коммуникативная компетентность» впервые использовал Бода-лев А.А., который трактовал ее как способность поддерживать и устанавливать эффективные контакты с другими людьми при наличии знаний и умений [8].
Социологическая энциклопедия дает уточненное понятие коммуникативной компетентности - это «...ориентированность в различных ситуациях в общении, которая основана на знаниях и чувственном опыте личности; способность к эффективному взаимодействию с окружающими, благодаря пониманию себя и других, при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды» [9].
Коммуникативная компетентность человека складывается, основываясь на опыте общения в социуме, формируется непосредственно в условиях взаимодействия с окружающими людьми.
Комплексное исследование коммуникативной компетентности встречается в работах Зотовой И.Н. Она считает, что коммуникативная компетентность представляет собой комплексное образование, которое состоит из следующих компонентов:
- когнитивный - психологические и социальные знания в области взаимоотношений с людьми;
- эмоционально-мотивационный - потребность в контактах и успешности во взаимодействии с людьми;
- поведенческий - индивидуальные особенности взаимодействия [10].
Коммуникативная компетенция представляет собой способность посредством изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основу входит комплекс умений, которые позволяют участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.
Ломов Б.Ф. трактует коммуникацию как процесс передачи информации и активный обмен ею. Он выделяет три функции общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную [11].
Коммуникация - это элемент общения, осуществляющий обмен различными идеями, представлениями, чувствами, интересами.
Коммуникативная компетенция включает следующие структурные элементы:
- знание способов взаимодействия с окружающими;
- умение и навыки использовать ресурсы языка при устном и письменном общении;
- практическое освоение диалога и монолога;
- владение навыками взаимодействия в группе и коллективе;
- способность к выполнению партнерства в рамках обучения;
- владение различными социальными ролями;
- умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей и др.
На сегодняшний день образовательный процесс определяет перед преподавателем проблему по улучшению традиционных и обнаружению технологических подходов к организации процесса обучения.
Специфика современного периода в исследовании проблемы общения состоит в переходе от изучения данного вопроса в «ситуациях общения» к изучению процесса общения и его данных. Проблема общения преобразуется в объект психологического изучения на теоретическом, экспериментальном, практическом уровнях рассмотрения.
Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях обучения, выделяют: диалог (Белова Е.А., Репина Т.А., Смирнова Е.О.), создание сюжетных ситуаций (Рыжкова И.О., Толстова В.Ф., Футерман З.Я.), организацию самостоятельной деятельности (Галигузова Н.Н., Смирнова О.Е.), игровые ситуации (Новоселова С.Л., Корот-кова Н.Е.), технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Библиографический список
(Темпл Ч., Стил Д., Мередит К.) и тренинговые технологии (Емельянов Ю.Н., Гла-дышев С.А., Пахальян В.Э., Вачков И.В.), на которых мы остановимся подробнее.
Все эти составляющие коммуникативной компетенции взаимосвязаны и способствуют успешному развитию у будущих педагогов умения общаться.
Итак, определение коммуникативной компетентности гораздо шире и содержит в себе личностные и межличностные качества, возможности, склонности, умения, познания, которые выражаются в различных ситуациях, формах работы и социальной жизни. Компетенция рассматривается как основа (база) для последующего и развития компетентности.
Коммуникативная компетенция будущих педагогов имеет сложную структуру, которая обусловлена содержанием развития у него умения уверенно и красиво общаться с окружающими людьми, красиво презентовать себя и свои достижения. В её составе можно выделить три компонента: когнитивный, моти-вационно-ценностный, операционно-деятельностный.
Развитие целостной концепции коммуникативного формирования студента обязано строиться на основных (базовых) утверждениях психолого-педагогической науки об основных закономерностях развития личности с учетом особенностей образовательного процесса обучения, соответствующих нынешним социально-образовательным условиям. Коммуникативная компетентность не появляется из ниоткуда, она формируется.
1. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. Москва: Издательство МГУ, 2010.
2. Бермус А.Г. Профессионально-педагогическая компетентность в системе управления качеством образования. Научная мысль Кавказа. 2003; № 2: 141 - 145.
3. Бободжонов Т.А. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза. Инновационная наука. Международный научный журнал. 2015; № 6: 192 - 193.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
5. Герцен А.И. Структура профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования в области гуманитарных технологий: методическое пособие. Санкт-Петербург 2008.
6. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности личности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2010.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург 2000.
8. Бодалев А.А. Личность и общение. Москва, 1995.
9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2011.
10. Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика. Москва: Академия, 2000.
11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Директ-Медиа, 2008. References
1. Petrovskaya L.A. Kompetentnost' v obschenii: social'no-psihologicheskij trening. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 2010.
2. Bermus A.G. Professional'no-pedagogicheskaya kompetentnost' v sisteme upravleniya kachestvom obrazovaniya. Nauchnaya mysl' Kavkaza. 2003; № 2: 141 - 145.
3. Bobodzhonov T.A. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii studentov pedagogicheskogo vuza. Innovacionnaya nauka. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2015; № 6: 192 -193.
4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2010.
5. Gercen A.I. Struktura professional'noj kompetentnosti bakalavrov i magistrov obrazovaniya v oblasti gumanitarnyh tehnologij: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2008.
6. Alifanova E.M. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti lichnosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2010.
7. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg, 2000.
8. Bodalev A.A. Lichnost' i obschenie. Moskva, 1995.
9. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskijslovar': dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2011.
10. Smirnov S.A., Kotova I.B. Pedagogika. Moskva: Akademiya, 2000.
11. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. Moskva: Direkt-Media, 2008.
Статья поступила в редакцию 30.03.20
УДК 378
Chugaeva K.M., postgraduate, Foreign Languages Department, Radio Engineering and Telecommunication Systems Institute, MIREA - Russian Technological University (RTU MIREA), (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
STUDENTS' INFORMATION AND COMMUNICATIVE ADAPTABILITY FORMATION IN LINGUISTIC TRAINING AT A TECHNOLOGICAL UNIVERSITY. The
author's concept on forming students' information and communicative adaptability in linguistic training based on the integration of a modern specialist's professional and universal cultural competencies has been stated. The challenge of developing tools and algorithms that contribute to improving formation, development and self-development of students' foreign language and professional competences as well as creating and implementing digital innovative training technologies has been set up as part of an adaptive foreign languages training model. In this case, the competence approach determines the organizational logic of the linguistic training of professional personnel for knowledge-intensive high-tech fields in the context of the world economy and production globalization and digitalization.
Key words: information and communicative competence, adaptability, competence approach, professional competence, digital learning technologies, linguistic training.
К.М. Чугаева, аспирант, МИРЭА - Российский технологический университет (РТУ), г. Москва, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В статье изложена авторская идея формирования информационно-коммуникативной адаптивности студентов в процессе лингвистической подготовки, в которой заложена интеграция профессиональных и общекультурных компетенций современного специалиста. В рамках адаптивной модели обучения иностранным языкам поставлена следующая задача: разработать механизмы и алгоритмы, способствующие совершенствованию формирования, развития