Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСЫ / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ледовская Маргарита Александровна

Данная статья посвящена проблеме определения индикаторов надпрофессиональных компетенций вуза в контексте использования в образовательной среде отечественного программного обеспечения. Решение этой проблемы обусловлено не только глобальной цифровой трансформацией современного мира, но и связана с необходимостью перехода на отечественное программное обеспечение. Необходимо встраивать в образовательную среду вуза все эти новейшие разработки и программные продукты. Если обучающиеся будут иметь возможность осваивать эти сквозные цифровые технологии и инструменты в процессе обучения, то при выходе в профессиональную среду они будут свободно ими владеть. ИТ-отрасль непосредственно интегрирована во все процессы, связанные с информационной безопасностью. Цифровая юриспруденция, актуализирована сегодня, ставит задачи перехода на совершенно новый вид ведения документации. Все эти предпосылки требуют от преподавательского состава специализированных кафедр актуализации рабочих программ дисциплин в поле использования цифровых технологий и инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF IMPROVING THE TEACHING PROCESS AT THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

This article is devoted to the problem of determining the indicators of supra-professional competencies of the university in the context of the use of domestic software in the educational environment. The solution to this problem is due not only to the global digital transformation of the modern world, but also to the need to switch to domestic software. It is necessary to integrate all these latest developments and software products into the educational environment of the university. If students have the opportunity to master these end-to-end digital technologies and tools in the learning process, then when they enter the professional environment they will be fluent in them. It is necessary to integrate all these latest developments and software products into the educational environment of the University of the Ministry of Internal Affairs. If cadets and students of the University of the Ministry of Internal Affairs will have the opportunity to master these end-to-end digital technologies and tools in the learning process, then when they enter the professional environment they will be fluent in them. The IT industry is directly integrated into all processes related to information security. Digital jurisprudence, updated today, sets the task of switching to a completely new type of documentation. All these prerequisites require the teaching staff of specialized departments to update the work programs of disciplines in the field of using digital technologies and tools.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

- принцип функциональности, предполагающий овладение студентами вузов функциональными когнитивными и коммуникативными категориями, а также принципами и методами их функционирования в ходе образовательной и будущей профессиональной деятельности.

Применение когнитивно-коммуникативного подхода к профессиональной подготовке выпускников вузов способствует «развитию личности студента и его знаниевого пространства за счет использования актуальной информации и моделирования проблемных ситуаций профессиональной направленности, обеспечивающих как речевое, так и когнитивное развитие будущих специалистов» [4]. Достижению целей и задач по формированию профессиональных компетенций при реализации когнитивно-коммуникативного подхода в вузе служат педагогические методы активизации речемыслительной, а следовательно и познавательной деятельности студентов, к которым относятся в том числе и методы проблемного обучения, к которым относятся: проблемные лекции, ситуационные задачи, ролевые игры, кейс-стади и др.

Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что когнитивно-коммуникативный подход к профессиональной подготовке студентов в вузе обладает значительным образовательным потенциалом, так как учитывает развитие познавательных способностей обучающихся в неразрывной связи с коммуникативными навыками, обеспечивающими эффективное профессиональное межличностное взаимодействие.

Таким образом, в содержание профессиональной подготовки студентов вузов целесообразно включать не только общепрофессиональные и специальные знания, но и способы их структуризации в когнитивной базе обучающихся, а также коммуникативные стратегии организации профессионального общения.

Литература:

1. Меркулов, И.П. Когнитивная наука / И.П. Меркулов // Новая философская энциклопедия в четырех томах. - М., 2001. - Т.2. - С. 264.

2. Ельмслев, Л. Пролегомены к теории языка. / Л. Ельмслев. - М.: КомКнига, 2006. - 248 с.

3. Сыромясов, О.В. Профессиональное коммуникативное поле в культурно-прагматическом пространстве / О.В. Сыромясов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 4 (22). - Ч. 1. - С. 195-197

4. Барабанщиков, В.А. Коммуникативный подход к исследованию когнитивных процессов / В.А. Барабанщиков // Институт психоанализа: сайт. - URL: www.inpsycho.ru/info/resursy/biblioteka/stati-prepodavatelej (дата обращения 19.06.22)

Педагогика

УДК 37.004

заместитель начальника кафедры информационной безопасности, подполковник полиции Ледовская Маргарита Александровна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ

ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме определения индикаторов надпрофессиональных компетенций вуза в контексте использования в образовательной среде отечественного программного обеспечения. Решение этой проблемы обусловлено не только глобальной цифровой трансформацией современного мира, но и связана с необходимостью перехода на отечественное программное обеспечение.

Необходимо встраивать в образовательную среду вуза все эти новейшие разработки и программные продукты. Если обучающиеся будут иметь возможность осваивать эти сквозные цифровые технологии и инструменты в процессе обучения, то при выходе в профессиональную среду они будут свободно ими владеть.

ИТ-отрасль непосредственно интегрирована во все процессы, связанные с информационной безопасностью. Цифровая юриспруденция, актуализирована сегодня, ставит задачи перехода на совершенно новый вид ведения документации. Все эти предпосылки требуют от преподавательского состава специализированных кафедр актуализации рабочих программ дисциплин в поле использования цифровых технологий и инструментов.

Ключевые слова: информационная безопасность, электронный документооборот, цифровые технологии и сервисы, отечественное программное обеспечение, импортозамещение, компетенции.

Annotation. This article is devoted to the problem of determining the indicators of supra-professional competencies of the university in the context of the use of domestic software in the educational environment. The solution to this problem is due not only to the global digital transformation of the modern world, but also to the need to switch to domestic software.

It is necessary to integrate all these latest developments and software products into the educational environment of the university. If students have the opportunity to master these end-to-end digital technologies and tools in the learning process, then when they enter the professional environment they will be fluent in them.

It is necessary to integrate all these latest developments and software products into the educational environment of the University of the Ministry of Internal Affairs. If cadets and students of the University of the Ministry of Internal Affairs will have the opportunity to master these end-to-end digital technologies and tools in the learning process, then when they enter the professional environment they will be fluent in them.

The IT industry is directly integrated into all processes related to information security. Digital jurisprudence, updated today, sets the task of switching to a completely new type of documentation. All these prerequisites require the teaching staff of specialized departments to update the work programs of disciplines in the field of using digital technologies and tools.

Key words: information security, electronic document management, digital technologies and services, domestic software, import substitution, competencies.

Введение. В настоящее время для оптимизации документоведения и защиты информации проводится довольно широкий спектр разработок, исследований, а также мониторинг эффективности российского программного обеспечения (ПО) для импортозамещения. Поэтому на приоритетные позиции, безусловно, выходит отечественное решение комплексного подхода к работе с офисными документами в организации учебного процесса, например, «МойОфис Профессиональный».

Данная компания уже более восьми лет на рынке, транслирует присутствие в 11 городах России, в ней трудятся свыше 460 разработчиков, свыше 2600 организаций из различных секторов рынка в настоящее время уже используют ПО «МойОфис». Среди акционеров общеизвестный разработчик технологий в сфере информационной безопасности «Лаборатория Касперского».

Волнующие современный мир тенденции в развитии отечественного офисного ПО направлены на обеспечение безопасности и кроссплатформенности без снижения функциональности. Это обусловлено тем, что импортозамещение - это сейчас весьма острая тема, поэтому нужны продукты, которые могли бы этот процесс сделать максимально комфортным. Программы импортозамещения существовали всегда. В разные периоды истории государственная экономическая политика склонялась то в сторону свободы торговли, то в сторону протекционизма, никогда не принимая ни одну из экстремальных форм.

Изложение основного материала статьи. Существуют отрасли, в которых национальный суверенитет является критически важным: оборонная промышленность, энергетика, сельское хозяйство, культура, образование, здравоохранение. Новой отраслью, пополнившей этот список, является ИТ-отрасль, что обусловлено ответом на вызовы современных реалий: выход этой отрасли на рынок протекционизма и импортозамещения неизбежен и релевантен цели глобальной трансформации УиСА-мира, как цифровой, так и геополитической [1].

Любая страна должна иметь в себе силы и не зависеть от зарубежных механизмов давления, например, санкций. Технологии не стоят на месте и реализация инновационных подходов крайне важна. Сегодня происходит стремительное отключение разных сервисов в связи с внешними политическими аспектами, что влечет за собой огромное количество сложностей для пользователей.

Очевидно, что будущее - за технологиями, т.к. развитие рынка информационных технологий оказывает огромное влияние на экономику страны и является ключевым условием перехода к постиндустриальной экономике. Информационные технологии становятся ключевым источником инноваций, которые способствуют развитию смежных отраслей и общей эффективности экономики. Уровень развития ИТ-индустрии является одним из ключевых факторов, влияющих на конкурентоспособность страны. Поэтому наличие в университетах своих инструментов является значимым и актуальным.

Технологическими лидерами, совершенствующимися в этом направлении, являются Южная Корея, Германия, Индия и Турция. При этом мировые лидеры стремятся к независимости от иностранных вендоров и выбирают импортозамещение, разрабатывая и используя собственные офисные пакеты, независимые от зарубежных партнеров.

Рынок программного обеспечения в России менялся, изначально в 70-80-е гг. прошлого века разрабатывалось программное обеспечение в закрытых НИИ для оборонной и космической отрасли, в 90-е годы произошел развал отраслей и стали появляться представительства западных компаний в нашей стране, уже в 2000-е годы наблюдался рост рынка «пиратского» программного обеспечения и наступило «золотое» время системных интеграторов, а уже с 2010 года началась новая эра российского программного обеспечения, в которой начали транслироваться совершенно новые подходы и векторы развития.

Таблица 1

Перечень отечественного программного обеспечения для отрасли «Образование»

№ п/п Название ПО Краткое описание Ссылка Примечания

1. «Фабрика кроссвордов» Конструктор для создания кроссвордов онлайн http://puzzlecup.com/c rossword-ru/ в свободном доступе

2. Яндекс.Диск Яндекс.Диск - облачный сервис, принадлежащий компании Яндекс, позволяющий пользователям хранить свои данные на серверах в «облаке» и передавать их другим пользователям в Интернете. Работа построена на синхронизации данных между различными устройствами. https://disk.yandex.ru/ в свободном доступе

3. Open Office Apache OpenOffice - свободный пакет офисных приложений. Конкурирует с коммерческими офисными пакетами как на уровне форматов, так и на уровне интерфейса пользователя. Одним из первых стал поддерживать новый открытый формат OpenDocument. https://www.openoffic e.org/ru/ в свободном доступе

4. Консультант Плюс Консультант Плюс - законодательство РФ кодексы и законы в последней редакции. Удобный поиск законов кодексов приказов и других документов. http://www.consultant. ru/

5. Statistica Statistica - программный пакет для статистического анализа, разработанный компанией StatSoft, реализующий функции анализа данных, управления данными, добычи данных, визуализации данных с привлечением статистических методов. http://statsoft.ru/

6. Project Expert Project Expert - программа для разработки бизнес-планов и оценки инвестиционных проектов. http s ://www. exp ert- systems.com/financial/ pe/

7. Бизнес- навигатор МСП Ресурс для развития малого и среднего бизнеса. https://smbn.ru/ в свободном доступе

В настоящее время очень важно, чтобы академическое сообщество было постоянно проинформировано о наличии / отсутствии программных продуктов, необходимых для осуществления преподавательской деятельности.

Среди них: курс на цифровую экономику, рост инвестиций в ИТ-отрасли, поддержка высокотехнологичных разработок на государственном уровне, политические предпосылки импортозамещения программного обеспечения на почве санкционного давления и угроз информационной безопасности, открыта мировая технологическая база для разработки софта, повышение конкурентоспособности российского программного обеспечения и в экономическом, и в функциональном плане.

Данный проект стартовал в 2015 году с целью обеспечения устойчивого развития экономики с использованием информационных технологий. В это же время появился реестр российского программного обеспечения, насчитывающий в

настоящее время свыше 12000 программных продуктов. Часть из них, актуализированная для использования в образовательных организациях, представлена в таблице 1.

В настоящее время остро стоит проблема повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, т.к. все очень быстро меняется. Практически ежемесячно уходит из доступа достаточно большое количество инструментов и платформ, при этом также быстро появляются новые возможности и технологии. Уже к 2024 году доля российского программного обеспечения в закупках органов государственной власти и подведомственных организаций, по прогнозам экспертов, будет неуклонно расти. В настоящее время мы все столкнулись с тем, что приходится отказываться от привычных технологических решений, требуется переосмысление процедур работы с новыми и незнакомыми технологиями, также все более масштабно проявляются риски, связанные с сохранностью информации. Во всем многообразном спектре используемых сегодня продуктов ИТ-отрасли существуют подводные камни, они связаны с тем, что нельзя забывать о безопасности и рисках, связанных с утратой информации. Это тот аспект, на который именно сейчас необходимо сделать акцент и разработчикам, и пользователям, и образовательным организациям, которые готовят специалистов в области информационной безопасности, потому что решения о проверках на утечки информации, либо на неописанные возможности того или иного программного продукта, крайне важны в современном социуме [2].

В этой связи мы видим необходимость пересмотра содержания формируемых надпрофессиональных компетенций в области и информационной безопасности, и документоведения. В ходе преподавания для обучающихся должны быть раскрыты понятия «идентификация рисков», «оценка рисков», «управление рисками» в области информационной безопасности и нарушения стандартов документоведения. В первую очередь, нужно вооружить обучающихся навыками анализа рисков при работе с данными: ошибками и пропущенными значениями в данных; разным представлением данных; репрезентативностью; различием условий; неверно определенной целевой аудиторией; хранением данных. Главная задача -научить прогнозировать риски и последствия от нарушения правил информационной безопасности [3].

Первостепенной проблемой является человеческий фактор. Дело в том, что современная криптография и современные технологии информационной безопасности, которые призваны противодействовать хакерским атакам, - это поистине цифровая крепость, очень надежная и защищенная. У злоумышленников мало шансов ее взломать. Есть всего одно слабое место - это люди, с их человеческими качествами, пороками, которые можно эксплуатировать, для того, чтобы получить ключи, для того, чтобы люди сами открывали двери. Бесполезно писать регламенты, заставлять людей, наказывать за то, что их пароли слишком просты. Если человек не понимает, почему пароль должен быть длинным, почему его нельзя клеить на монитор - бесполезно действовать силой. Точно также абсолютно не нужны никакие регламенты, если человек сам по себе понимает последствия тех или иных нарушений.

В процессе расследования преступлений в области информационной безопасности выпускники вуза МВД будут сталкиваться именно с таким предиктором этих проблем, как человеческий фактор. В настоящее время транслируется необходимость интеграции новых систем в существующую инфраструктуру, иллюстрируются как финансовые, так и временные затраты на внедрение и обучение узко профильных специалистов. Особую роль в процессе пересмотра содержания процесса преподавания, эксперты советуют отвести ГОСТам, форматам документооборота, а также российским криптоалгоритмам в документоведении [4; 6].

В Российской Федерации есть ряд стандартов, которые рекомендуют и задают тренд в подходах к современному документоведению. В 2011 году вступил в действие национальный стандарт открытых офисных приложений (OpenDocument - ODF) - ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010. Вопрос о стандартизации формата офисных документов стал актуальным в тот момент, когда электронные документы начали широко использоваться в деловом обороте, и возникла необходимость их долгосрочного хранения. Принятие ГОСТа на формат ODF позволяет выстроить нормативную базу для создания электронных архивов, чтобы обеспечить долгосрочное хранение электронных документов, существующих на правах подлинника, что имеет важное значение в правовом поле документоведения [5; 7].

Выводы. В настоящее время все чаще поднимается вопрос о цифровизации юриспруденции, и, следовательно, стандартах электронного документооборота. Большинство людей сталкиваются с цифровым правом неосознанно. Сегодня все чаще происходят преступления, связанные с приватностью. Популяризация цифрового права, правовое просвещение также очень важны, как и, подготовка технических цифровых специалистов. Масштабная цифровая трансформация государства и бизнеса, активное формирование цифрового законодательства предполагает наличие подготовки кадрового потенциала не только в области IT и кибербезопасности, но и в области права. Возникает проблема, связанная с поиском сущностной характеристики понятия «цифровой юрист». В первую очередь, это специалист, обладающий фундаментальными юридическими знаниями, но при этом, понимающий, как функционирует та или иная технология.

Литература:

1. Братусин, А.Р. О необходимости подготовки на базе вузов МВД и силовых ведомств РФ специалистов в области информационной безопасности / А.Р. Братусин, Р.В. Скобликов, О.В. Кашин // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. - С. 27-31.

2. Вербицкий, А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №1(6). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1 _2019, свободный. - Загл. с экрана.

3. Жумашева, С.С. Цифровая грамотность как одна из ключевых компетенций современного педагога / С.С. Жумашева // Вестник науки и образования. - 2021. - №9-3 (112). - С. 73-77.

4. Информационные технологии управления и организация защиты информации: курс лекций / В.А. Апульцин, Ш.Х. Гонов, В.Н. Лебедев, В.Ю. Петрова. - Москва: Академия управления МВД России, 2021. - 72 с.

5. Кречетова, Г.А. Проблема цифровой трансформации высшего образования / Г.А. Кречетова // The Scientific Heritage. - 2021. - №73-3. - С. 14-17.

6. Ледовская, М.А. О необходимости совершенствования дескрипторов формируемых компетенций в процессе преподавания дисциплин по информационной безопасности и защите информации в контексте цифровой экономики / М.А. Ледовская // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67-1. - С. 156-160.

7. Яруллина, Л.Р. Цифровое обучение в высшей школе: психологические риски и эффекты / Л.Р. Яруллина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №6. - 42PSMN620 // Publishing company «World of science» http://izd-mn.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.