УДК:339.924
DOI 10.52375/20728689 2022 1 131
ВЛИЯНИЕ ОБОСТРЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ НА СТРАТЕГИЮ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НАУКОЕМКИХ ПРОИЗВОДСТВ
Шушунова Т.Н., к.т.н., доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг», ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет
имени Д.И. Менделеева», е- mail: [email protected] Вакуленко В.Ф., к.п.н., доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг», проректор по общим вопросам ФГБОУ ВО «Российский химико-
технологический университет имени Д.И. Менделеева», е- mail: [email protected] Самороков А.В., к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг», ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет
имени Д.И. Менделеева», е- mail: [email protected] Лашманкина К.Ю., к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг», ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», е- mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы стратегического развития цифровой трансформации промышленного сектора в условиях постпандемийного восстановления экономики и роста геополитичекой напряженности. Рассмотрены причины торможения импорто-замещения программного обеспечения в критически важных отраслях экономики. Особое внимание уделено мероприятиям по развитию отечественного IT-сектора, способного обеспечить растущий шестой технологический уклад адаптивным программным обеспечением мирового уровня конкурентоспособности.
Ключевые слова: цифровая трансформация бизнесс-процессов, импортозамещение программного обеспечения, санкционные ограничения, иностранные программные комплексы, реестровое программное обеспечение.
THE IMPACT OF THE AGGRESSION OF GLOBAL CHALLENGES ON THE STRATEGY OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF SCHOOL-INTENSIVE
INDUSTRIES
Shushunova T., Ph.D., Associate Professor of the Management and Marketing chair, FSEIHPE «D. Mendeleyev University of Chemical
Technology of Russia», e-mail: [email protected] Vakulenko V., Ph.D., associate professor of the Management and Marketing chair, vice-rector for general issues, FSEI HPE «D. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia», e-mail: [email protected] Samorokov A., Ph.D, Associate Professor of the Management and Marketing chair, FSEI HPE «D. Mendeleyev University of Chemical
Technology of Russia», e-mail: [email protected] Lashmankina K., Ph.D, Associate Professor of the Management and Marketing chair, FSEI HPE «D. Mendeleyev University of Chemical
Technology of Russia», e-mail: [email protected]
The article deals with the problems of the strategic development of the digital transformation of the industrial sector in the context of the post-pandemic economic recovery and the growth of geopolitical tensions. The reasons for the slowdown in software import substitution in critical sectors of the economy are considered. Particular attention is paid to measures to develop the domestic IT sector, capable ofproviding the growing sixth technological order with adaptive software of world-class competitiveness.
Keywords: digital transformation of business processes, software import substitution, sanctions restrictions, foreign software systems, registry software.
Введение
Усиление санкционного давления в связи с ростом геополитической напряженности в марте 2022 года не были непривычными для отечественного бизнеса и органов государственной власти. Активные мероприятия по преодолению технологического отставания, и скорейший переход на новый шестой технологический уклад, выстраиванию новых технологически цепочек в критически важных отраслях отечественной экономики были обусловлены введением санкций западными государствами по отношению к России еще в 2014 году Уже тогда санкции дали мощный импульс развитию отечественного 1Т-сектора. В 2016 году получил правовой статус Реестр российского программного обеспечения, чтобы компании при переходе на российский софт использовали реестровое программное обеспечение, исключительное право на которое принадлежит российским компаниям. В 2021 год в реестре было зарегистрировано более 5 000 решений [1].
Несмотря на планомерную работу в России отрасли производства, полностью работающие в шестом технологическом укладе на основе информационных технологий, искусственного интеллекта, генной инженерии, практически отсутствует, доля предшествующего пятого уклада составляет примерно 10% (в основном в военно-промышленном комплексе и авиакосмической промышленности), более 50% технологий относится к четвертому уровню и почти треть к третьему технологическому уровню. Для сравнения в США на шестой уклад приходится около 5%, на пятый уклад -60%, на четвертый уклад - 20% [2]. Для отечественной экономики выход на шестой технологический уклад связан не просто с ростом производства, повышением качества жизни, а это вопрос выживания
и обеспечения национальной безопасности. Сложность задачи состоит и в том, что многие отрасли промышленности должны получить технологии шестого уклада минуя пятый уклад, совершив гигантский скачок вперед. Решение ее может быть связано только с кардинальными изменениями в финансировании, организации, формах и методах управления научно-технологическим комплексом России. Руководство страны, сознавая что постпандемийное восстановление экономики, рост эффективности зависят в значительной степени от развития науки, технологий и образования, в последнее время предприняло ряд мер. Президент РФ В.В. Путин в феврале 2021 года поручил подготовить новую государственную программу научно-технологического развития. Президентом РФ В.В. Путиным подписаны Указы от 15.03.2021 г. № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики» и № 144 «О некоторых вопросах Совета при Президенте РФ по науке и образованию» предусматривают расширение полномочий Совета при Президенте РФ по науке и образованию, утверждено новое положение о Совете, состав Совета и состав президиума Совета. Также создан принципиально новый и постоянно действующий орган в системе управления - Комиссия по научно-технологическому развитию при Правительстве РФ, которая будет осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с обеспечением соблюдения основных принципов формирования и реализации государственной научно-технической политики, разработке и реализации государственных программ в области научно-технологического развития в целях выполнения решений Совета при Президенте РФ по науке и образованию. Создание Комиссии, как межведомственного ко-
ординирующего органа управления ключевыми направлениями научно-технологического развития страны и образование аппарата Комиссии по научно-техническому развитию в структуре аппарата Правительства, очень важное и значимое событие для повышения эффективности управления и межведомственной координации. При разработке положения об этом органе следует наделить его полномочиями и компетенциями, а также необходимыми ресурсами для осуществления своей деятельности совместно с институтами РАН, вузами, министерствами и ведомствами в области планирования, организации, координации, совершенствования механизмов управления, мониторинга и контроля решений Совета при Президенте РФ по науке и образованию, выполнения заданий и планов Правительства в научно-технологической сфере. Для эффективной работы этого органа целесообразно создать единую управленческую платформу и сервисы, осуществляющие с использованием современных информационно-вычислительных и информационно-телекоммуникационных цифровых технологий мониторинг и контроль реализации Государственных программ, национальных проектов, планов по научно-технологическому развитию страны, утверждаемых Правительством РФ.
трансформация стратегических инициатив в сфере цифровой трансформации наукоемких производств
Постпандемийное восстановление экономики, цифровая трансформация наукоемких предприятий напрямую зависит от качества, используемого компаниями программного обеспечения, от инвестиционного, ресурсного обеспечения цифровой трансформации компаний. Несмотря на институциональные меры поддержки на основе формируемой государством инфраструктуры импортозамещения процесс перехода на отечественное программное обеспечение затянулся. Поэтому потребовалось введение персональной ответственности глав государственных корпораций за низкие темпы перехода на российский софт с 1 мая 2022 года. Государственные компании не проявили должной инициативы и не потратили уже выделенные в рамках госпрограмм 70 млрд. рублей на отечественное программное обеспечение, смогли «освоить» лишь половину соответствующих бюджетов в 2019 - 2020 годах.
Анализ торможения переходного процесса импортозамещения показал, что одной из главных причин стало отсутствие решений российского программного обеспечения нужного уровня. Базы данных и облачные сервисы, например, уступали в эффективности инструментов, стоимости их обслуживания, технической поддержке, возможности масштабирования, простоте настройки и работы с системой. К тому же для отечественных ГГ-компаний характерен низкий уровень использования современных методов моделирования, слабое проектное управление, ограниченно используется современные инженерные инструменты, ускоряющие процесс разработки и минимизацию рисков цифровой трансформации [3].
По ряду позиций зарубежное программное обеспечение, необходимое для цифровой трансформации наукоемких производств, не обладает возможностью замещения, например, MES-системы для оперативного управления современным производством на системообразующих промышленных предприятиях.
Западные производители ГТ-продуктов всегда предлагали удобные коробочные решения для каждой отрасли отдельно, в то время как российские вендоры пока продают конструктор, который подходит для всех и ни для кого конкретно. И как следствие, проекты по цифровой трансформации наукоемких производств превращаются в ГТ-проекты с большой долей разработки нового программного обеспечения, что в свою очередь значительно повышает бюджет цифровой трансформации и требования к квалификации сотрудников компании. Как показал опыт цифровой трансформации с доработкой российского программного обеспечения под нужды цифровой трансформации конкретного промышленного предприятия, не всегда команде ИТ-специалистов промышленных предприятий в силу нехватки опыта удается спроектировать информационную систему, которая в будущем станет требовать минимальных затрат на поддержку, обновление и масштабируемость.
С другой стороны сложности возникали в связи с необходимостью интегрировать новое программное обеспечение в текущий ГТ-ландшафт и обеспечивать совместимость различного программного обеспечения между собой. Импортозамещение должно учитывать, что иностранные программные комплексы и технологии все еще занимают подавляющую часть цифровой трансформации бизнес-процессов, поэтому в отечественных базах данных или операци-
онных системах необходимо учесть обратную совместимость с наиболее распространенными на рынке прикладными решениями. Использование известных зарубежных принципов функционала, юзабилити, интерфейса в российских программных продуктов значительно ускорит переквалифицию российских компаний на отечественные аналоги.
Также известная доля сопротивления связана и с институциональными ограничениями, «эффектом колеи» - зачем сотрудникам переучиваться, осваивать «новое» российское, когда «старое» иностранное программное обеспечение отлично работает. Например, к Microsoft Word все работники привыкли, и у них нет желания осваивать «МойОфис» в своем подавляющем большинстве.
Очередной всплеск санкций показал ошибочность такой линии поведения. В марте 2022 г в связи с существующей геополитической ситуацией к санкциям и поддержке Украины присоединились крупнейшие поставщики программного обеспечения систем управления базами данных и ресурсов предприятия, серверного оборудования -Adobe, Autodesk, Cisco, EPAM, Oracle, Microsoft, SAP, Intel, Symantec и Hewlett-Packard (HP) [4]. Заявили о прекращении продажи своих информационных систем и поддержки пользователей в России и другие крупные IT-компании. Прекращение обновлений программного обеспечение повысит киберугрозы в сфере защиты критической информационной инфраструктуры и уязвимости нормального функционирования основных бизнес-процессов цифровых компаний. Рассмотрим последствия ухода одного из них - SAP.
SAP - крупнейший в мире немецкий поставщик корпоративных ИТ-систем для бизнеса. В России компания продавала системы управления ресурсами предприятия (ERP), управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), управления цепочками поставок (SCM), управления производством (ERP Production Planning, MES, EAM, CAD). Среди клиентов - «Сбербанк», «Газпром», РЖД, «Почта России» и другие компании. Немецкий гигант занимал более 40% рынка комплексной автоматизации предприятий в РФ [5]. Компания ввела два ограничения: санкции и ограничение экспортного контроля. Когда российское предприятие попадает под санкции, на нее SAP накладывает ограничения и отключает ей доступ к ПО, например, к облачному сервису SAP Hybris Cloud for Customer. Ограничения экспортного контроля SAP приведут к закрытию поставок новых услуг и программных продуктов на территорию России, российские наукоемкие компании не смогут купить новые лицензии, перестанут быть доступны обновления и техподдержка.
Поэтому многие российские компании вынуждены в срочном порядке искать пути обхода и источники инвестиций перехода на российское программное обеспечение. Поскольку компании, которые не обновляли системы, не совершенствовали процессы на протяжении трех-пяти лет, безвозвратно отстают от своих конкурентов. Однако отечественные компании внедряли экосистему SAP не один год, и у них работает в бизнес-процессах столько разных программных функций, которых в отечественной 1С просто нет. Поскольку придется в кратчайшие сроки перестраивать все бизнес-процессы и адаптировать их под новую IT-систему, то отечественным компаниям придется столкнуться с серьезными финансовыми потерями. Что касается систем, работающих на Oracle, они настолько масштабны, что их миграция на другую базу данных займет годы и потребует инвестиций в десятки миллиардов рублей. Для больших наукоемких производств импортозамещение программного обеспечения - процесс долгий, сложный и дорогой.
Таким образом, цифровая трансформация отечественных наукоемких производств помогает не только поддерживать деятельность компаний, минимизировать риски, искать альтернативные решения для поддержки бизнес-процессов, но и создавать новые ценности для потребителей, получать дополнительный эффект.
мероприятия по преодолению кризиса импортозамещения иностранного По
Чтобы ускорить курс на импортозамещение иностранного ПО, стимулировать развитие российского ИТ-сектора, 2 марта 2022 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Указ «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в России», в котором предусматривает освобождение всех IT-компаний от уплаты налога на прибыль и проверок контрольными органами до 31 декабря 2024 г. Также организации получат возможность получения кредитов на выгодных условиях, по ставке, не превышающей 3%. Вместе с тем, в нашей стране не будет отменена ответственность за использование нелицензированного программного обеспечения,
в конце марта 2022 г. введен в действие механизм принудительного лицензирования для зарубежного ПО, а также рассматривается возможность отменить компенсации иностранным компаниям, поддерживающим санкции, за использование результатов интеллектуальной деятельности. Требуют дальнейшего совершенствования системы управления научно-техническим прогрессом не только на ключевых, но и других направлениях. Поэтому система, созданная для управления ключевыми направлениями научно-технологического развития, может быть использована с небольшими модификациями для использования на региональном и отраслевом уровнях. Также необходимо увеличение с 1% расходов к ВВП в научно-технологическую сферу, учитывая что КНР расходует 2,2%,а развитые страны больше 3%. Это позволит обновить материальную базу исследований, расширить новые инновационные направления ,содействующие решению демографических и других проблем, решить проблему жилья для молодежи в науке и др. Особое внимание следует уделить критическим направлениям научно-технического прогресса: низкоуглеродной энергетике и ресурсосбережению, исследованиям по созданию вакцин и лекарственных средств, циркулярной экономике, цифровой трансформации, вопросам экологии, а также работам в области искусственного интеллекта. Указанные меры обеспечат готовность российских наукоемких производств к новым цифровым вызовам и скорейшее преодоление кризисной ситуации, дадут
мощный толчок для развития отраслей производства, работающие в шестом технологическом укладе.
Литература:
1. Официальный сайт оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Режим доступа: https://reestr.digital.gov.ru/
2. Шлык Н.А. Проблема подготовки кадров при переходе экономики к новому технологическому укладу // Власть и управление на Востоке России. 2019. .№1 (86). Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/problema-podgotovki-kadrov-pri-perehode-ekonomiki-k-novomu-tehnologicheskomu-ukladu
3. Импортозамещение программного обеспечения в государственном секторе России // Государство. Бизнес. ИТ. 26.04.2019: сайт. — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/
4. К. А. Калюжный Состояние и перспективы импортозамеще-ния в российской ИТ-отрасли // Управление наукой и наукометрия. 2016. №№2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-perspektivy-importozamescheniya-v-rossiyskoy-it-otrasli
5. SAP прекращает сотрудничество с российскими компаниями: сайт. — URL: https://www.sostav.ru/publication/sap-prekrashchaet-sotrudnichestvo-s-rossijskimi-kompaniyami-53033.html