Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙСТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, СОПРОВОЖДАЮЩИХ АТТЕСТАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙСТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, СОПРОВОЖДАЮЩИХ АТТЕСТАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙСЫ / АТТЕСТАЦИЯ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясова О. А., Ташкинова О. О., Вострякова О. В.

В статье обосновывается целесообразность использования кейсов в повышении квалификации педагогов. Показаны их ресурсы в оценке профессионализма слушателей и всестороннего развития при решении разных педагогических задач. Представлены условия применения кейсов в совершенствовании компетентности специалистов, участвующих в процедуре аттестации педагогических работников. Описаны виды кейсов, их направленность на развитие определенных знаний слушателей и достигнутые эффекты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясова О. А., Ташкинова О. О., Вострякова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE-TECHNOLOGY APPLIANCE IN ADVANCED TRAINING OF SPECIALISTS THAT SUPPORT PEDAGOGICAL STA CERTI CATION

The article substantiates the practicability of using cases in advanced training of specialists. Their resources in assessing the professionalism of listeners and all-round development in solving various pedagogical problems are shown. The conditions for cases appliance in improving the competence of specialists participating in the certi cation procedure of pedagogical sta are presented. The types of cases, their commitment to the development of certain knowledge of the listeners and the achieved e ects are described

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙСТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, СОПРОВОЖДАЮЩИХ АТТЕСТАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

УДК 378.046.4

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, СОПРОВОЖДАЮЩИХ АТТЕСТАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

О.А. Ильясова, О.О. Ташкинова, О.В. Вострякова

В статье обосновывается целесообразность использования кейсов в повышении квалификации педагогов. Показаны их ресурсы в оценке профессионализма слушателей и всестороннего развития при решении разных педагогических задач. Представлены условия применения кейсов в совершенствовании компетентности специалистов, участвующих в процедуре аттестации педагогических работников. Описаны виды кейсов, их направленность на развитие определенных знаний слушателей и достигнутые эффекты.

Ключевые слова: кейсы, педагоги общеобразовательных организаций, аттестация, курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, цифровая образовательная среда.

Профессионализм педагогических работников является ключевым условием повышения качества современного образования. Целевая установка правительства Российской Федерации войти в десятку лучших стран по качеству образования в мире вынуждает искать новые действенные формы совершенствования профессионального мастерства педагогических работников. Особенно важно обеспечить эффективное повышение квалификации специалистов, участвующих в процедуре аттестации педагогов, на разных ее этапах и в разнообразных видах деятельности. В этой связи требуется поиск новых подходов, обеспечивающих практическую направленность образовательного процесса, повышение методической компетентности педагогов с применением современных образовательных технологий.

Согласно андрагогическим принципам, обучение педагогов должно строиться на учёте их адресных запросов, признании наличия опыта и готовности им делиться, удовлетворении потребности в мгновенном применении полученных знаний [4]. Данным характеристикам соотве-

тствует кейс-метод, который применяется в различных сферах: медицине, политологии, юриспруденции, бизнес-образовании. Кроме того, ученые описывают практики использования кейсов работодателями при оценке кандидатов при приеме на работу [3]. Таким образом, кейсы несут в себе множество возможностей, их применение способствует освоению практических навыков специалистами. При этом успешное их решение позволяет судить о целом комплексе знаний, способности аргументированно обосновать свою позицию слушателем, указывает на соответствие работника занимаемой должности.

Кейсы могут применяться как в очном, так и дистанционном образовании педагогов. Н.Н. Колосова описывает использование кейс-тестинга в условиях дистанционного обучения учителей. Кейс-тестинг рассматривается как метод оценки знаний слушателей, успешно применяемый в цифровой образовательной среде [1]. Помимо контрольно-измерительных свойств, кейс обладает мотивационным и развивающим влиянием, по мнению исследователя. Стоит согласиться с данным автором, что кейсы выступают эффективным средством оценки знаний слушателей в условиях столь актуального сегодня удаленного, дистанционного способа обучения.

В этой связи и другие исследователи видят большой потенциал кейсов в применении их на дистанционных курсах повышения квалификации. К примеру, М.Б. Лебедева, Т.В. Семенова отметают, что использование кейсов способствует развитию целого комплекса навыков слушателей (аналитических, практических, творческих, коммуникативных, социальных) [2]. Кейсы активно применяют для совершенствования психолого-педагогических знаний учителей, в том числе взаимодействующих со сложными контингентами обучающихся. Такие учащиеся проявляют агрессию, имеют конфликт с законом, характеризуются низкой учебной мотивацией и

слабой успеваемостью [6]. Соответственно использование на курсах повышения квалификации кейсов по работе с «трудными» учениками позволяет педагогам освоить алгоритмы оказания адресной помощи школьникам, овладеть эффективными приемами коммуникации с ними, способами предотвращения конфликтов.

Итак, с уверенностью можно заявить, что кейсы обладают большим развивающим потенциалом, способствуют интеграции теоретических знаний и практических способов разрешения проблемной ситуацией, возникающей в профессиональной деятельности педагога. Ресурсные их возможности могут найти применение в совершенствовании профессионально значимых компетентностей специалистов, участвующих в процедуре аттестации педагогических работников.

В рамках дополнительной профессиональной программы «Аттестация педагогических работников как механизм совершенствования их профессиональной компетентности в условиях введения профессиональных стандартов» специалистами ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (РЦОКИО) разработан сборник практических заданий для слушателей. Он включает кейсы, направленные на совершенствование их профессиональной компетентности [5]. Данные кейсы призваны мотивировать слушателей, обучающихся по данной программе, в осуществлении качественной деятельности по аттестации педагогических работников.

Кейсы разработаны для трех категорий слушателей: а) для педагогических работников, готовящихся к прохождению аттестации; б) для специалистов образовательной организации, отвечающих за данную процедуру; в) для специалистов, привлекаемых к проведению всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

Вне зависимости от задач, решаемых педагогическими работниками, они осваивают кейсы трех видов: вводные, информационные и стратегические. Вводные кейсы имеют мотивационный характер, они направлены на введение слушателя в проблему, подготовку его к аттестационным испытаниям. При работе с данными кейсами

актуализируются знания нормативно-правовой базы в области образования, в том числе в сфере аттестации педагогических работников. Информирование слушателей в различных аспектах проблемной ситуации, детализация их действий при прохождении процедуры аттестации происходит в информационных кейсах. И наконец, определение алгоритма действий педагогов, специалистов, отвечающих за аттестацию и участников данной процедуры в случае не аттестации осуществляется в стратегических кейсах.

Каждая категория кейсов имеет единую структуру (заголовок кейса, его типология, описание ситуации, поиск решений, форма решения кейса, время выполнения задания и перечень используемых материалов), что систематизирует и упорядочивает изучаемую слушателями информацию.

Решение кейсов актуализирует знания нормативно-правовых документов, регламентирующих процедуру аттестации педагогических работников, методических основ современных требований к аттестации как механизма совершенствования профессионально-педагогической компетентности. Более того, решение кейсов направлено на формирование психолого-педагогической готовности педагогов в направлении развития своей профессиональной компетентности для успешного прохождения аттестации и качественного выполнения профессиональных функций.

Применение кейсов в повышении квалификации специалистов предполагает не только оценку профессиональных затруднении педагогов, но и определяет зону их ближайшего развития, позволяет снизить тревожность, повысить уровень ответственности к совершенствованию своего профессионального мастерства. Стоит особо подчеркнуть, что посредством освоения содержания кейсов у слушателей развивается их методическая компетентность, критическое мышление, умение работать с документами, цифровая грамотность. Чтобы снизить уровень стресса педагогических работников, неуверенных в своей способности грамотно решить кейс-задания, им предлагаются готовые кейсы, с уже описанными и обоснованными вариантами решения. Это позволяет понять логику мышле-

Применение кейс-технологии при повышении квалификации специалистов, сопровождающих аттестацию педагогических работников_

ния и действий в выполнении последующих практических заданий при работе с кейсами.

Итак, использование кейсов в повышении квалификации педагогических работников имеет большой потенциал в плане совершенствования их знаний, применяемых в ходе аттестации. Эти знания требуются на разных этапах: при подготовке к аттестации (сбор документов, подача заявления, профессиональное обучение), прохождении этой процедуры, управлении ею и проведению всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников. Причем в кейсах прогнозируются как успешные сценарии (прохождение аттестации), так и неуспешные (неаттестация). В результате у педагогических работников формируется комплексное представление о возможных сценариях развития событий и подготовка даже к неудачным исходам.

Практика использования кейсов в реализации дополнительной профессиональной программы «Аттестация педагогических работников как механизм совершенствования их профессиональной компетентности в условиях введения профессиональных стандартов» уже показала эффективность предложенного инструментария. Слушатели отмечают выраженную практическую значимость такого обучения, ценность профессионального общения, осуществляемого в процессе группового решения кейсов. Также примечательно, что они выражают большую уверенность в своей компетентности и способности противостоять стрессовым ситуациям, которые также моделируются в кейсах.

Таким образом, положительный отклик слушателей и удовлетворенность преподавателей курсов повышения квалификации при перестройке обучения в практикоориентированный формат говорят о верности выбранного пути. Применение кейсов при подготовке специалистов, связанных с процедурой аттестации педагогических работников, показывает эффективность повышения квалификации с применением данного метода обучения.

Список литературы

1. Колосова, Н. Н. Использование

кейс-тестинга в условиях дистанционного обучения педагогов / Н. Н. Колосова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. - № 4(45). - С. 32-38.

2. Лебедева, М. Б. Образовательные кейсы как основа для реализации дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации педагогов / М. Б. Лебедева, Т. В. Семенова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - N° 3.

- С. 47-53.

3. Лежнина, Н. Л. Кейс-метод в обучении / Н. Л. Лежнина // Вестник Марийского государственного университета. - 2009. - №. 3. - С. 9092.

4. Практическая андрагогика. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. - Санкт-Петербург, 2003. - 406 с. -ISBN 5-258-00048-6

5. Практика совершенствования профессионально значимых компетентностей специалистов, участвующих в процедуре аттестации педагогических работников : кейсы для дополнительной профессиональной программы «Аттестация педагогических работников как механизм совершенствования их профессиональной компетентности в условиях введения профессиональных стандартов» / О. А. Ильясова, М. Ю. Школьникова, Р. Ф Аристова. [и др.] -Челябинск : РЦОКИО, 2020. - 77 с.

6. Применение кейс-метода для развития психолого-педагогической компетентности учителей, взаимодействующих со сложными контингентами обучающихся / Д. Ф. Ильясов, Е. А. Селиванова, А. А. Севрюкова, К. С. Буров // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. - № 2(43). -С.5-23.

References

1. Kolosova, N. N. Ispol'zovanie kejs-testinga v usloviyah distancionnogo obucheniya pedagogov / N. N. Kolosova // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. - 2020. - № 4(45).

- S. 32-38.

2. Lebedeva, M. B. Obrazovatel'nye kejsy kak

osnova dlya realizacii distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v sisteme povysheniya kvalifikacii pedagogov / M. B. Lebedeva, T. V. Semenova // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. - 2012. - № 3. - S. 47-53.

3. Lezhnina, N. L. Kejs-metod v obuchenii / N. L. Lezhnina // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - №. 3. -S. 90-92.

4. Prakticheskaya andragogika. Kniga 1. Sovremennye adaptivnye sistemy i tekhnologii obrazovaniya vzroslyh / pod red. V. I. Podobeda, A. E. Marona. - Sankt-Peterburg, 2003. - 406 s. -ISBN 5-258-00048-6

5. Praktika sovershenstvovaniya professional'no znachimyh kompetentnostej specialistov, uchastvuyushchih v procedure attestacii pedagogicheskih rabotnikov : kejsy dlya dopolnitel'noj professional'noj programmy «Attestaciya pedagogicheskih rabotnikov kak mekhanizm sovershenstvovaniya ih professional'noj kompetentnosti v usloviyah vvedeniya professional'nyh standartov» / O. A. Il'yasova, M. YU. SHkol'nikova, R. F Aristova. [i dr.] -CHelyabinsk : RCOKIO, 2020. - 77 s.

6. Primenenie kejs-metoda dlya razvitiya psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti uchitelej, vzaimodejstvuyushchih so slozhnymi kontingentami obuchayushchihsya / D. F. Il'yasov, E. A. Selivanova, A. A. Sevryukova, K. S. Burov // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. - 2020. - № 2(43). - S. 5-23.

Сведения об авторах

Ильясова Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления дополнительного профессионального образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Ташкинова Оксана Олеговна - методист отдела сопровождения экспертизы кадров системы образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Вострякова Ольга Владимировна - методист отдела сопровождения экспертизы кадров системы образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Ilyasova O.A. - Head of Administration of Additional Professional Education, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Tashkinova O.O. - Methodologist of the Department of Supporting the Examination of Education System Staff, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk Vostryakova O.V. - Methodologist of the Department of Supporting the Examination of Education System Staff, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 378.046

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

И.В. Морозов

В статье рассматриваются содержательные аспекты подготовки специалистов, привлекаемых к государственной итоговой аттестации на территории Челябинской области на базе ГБУ ДПО РЦОКИО.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, единый государственный экзамен,

основной государственный экзамен, образовательные программы, оценочные процедуры, повышение квалификации, дистанционное обучение, пандемия, ОГЭ 1.0, ОГЭ 2.0.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, под государствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.