УДК 378.046.4
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, СОПРОВОЖДАЮЩИХ АТТЕСТАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
О.А. Ильясова, О.О. Ташкинова, О.В. Вострякова
В статье обосновывается целесообразность использования кейсов в повышении квалификации педагогов. Показаны их ресурсы в оценке профессионализма слушателей и всестороннего развития при решении разных педагогических задач. Представлены условия применения кейсов в совершенствовании компетентности специалистов, участвующих в процедуре аттестации педагогических работников. Описаны виды кейсов, их направленность на развитие определенных знаний слушателей и достигнутые эффекты.
Ключевые слова: кейсы, педагоги общеобразовательных организаций, аттестация, курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, цифровая образовательная среда.
Профессионализм педагогических работников является ключевым условием повышения качества современного образования. Целевая установка правительства Российской Федерации войти в десятку лучших стран по качеству образования в мире вынуждает искать новые действенные формы совершенствования профессионального мастерства педагогических работников. Особенно важно обеспечить эффективное повышение квалификации специалистов, участвующих в процедуре аттестации педагогов, на разных ее этапах и в разнообразных видах деятельности. В этой связи требуется поиск новых подходов, обеспечивающих практическую направленность образовательного процесса, повышение методической компетентности педагогов с применением современных образовательных технологий.
Согласно андрагогическим принципам, обучение педагогов должно строиться на учёте их адресных запросов, признании наличия опыта и готовности им делиться, удовлетворении потребности в мгновенном применении полученных знаний [4]. Данным характеристикам соотве-
тствует кейс-метод, который применяется в различных сферах: медицине, политологии, юриспруденции, бизнес-образовании. Кроме того, ученые описывают практики использования кейсов работодателями при оценке кандидатов при приеме на работу [3]. Таким образом, кейсы несут в себе множество возможностей, их применение способствует освоению практических навыков специалистами. При этом успешное их решение позволяет судить о целом комплексе знаний, способности аргументированно обосновать свою позицию слушателем, указывает на соответствие работника занимаемой должности.
Кейсы могут применяться как в очном, так и дистанционном образовании педагогов. Н.Н. Колосова описывает использование кейс-тестинга в условиях дистанционного обучения учителей. Кейс-тестинг рассматривается как метод оценки знаний слушателей, успешно применяемый в цифровой образовательной среде [1]. Помимо контрольно-измерительных свойств, кейс обладает мотивационным и развивающим влиянием, по мнению исследователя. Стоит согласиться с данным автором, что кейсы выступают эффективным средством оценки знаний слушателей в условиях столь актуального сегодня удаленного, дистанционного способа обучения.
В этой связи и другие исследователи видят большой потенциал кейсов в применении их на дистанционных курсах повышения квалификации. К примеру, М.Б. Лебедева, Т.В. Семенова отметают, что использование кейсов способствует развитию целого комплекса навыков слушателей (аналитических, практических, творческих, коммуникативных, социальных) [2]. Кейсы активно применяют для совершенствования психолого-педагогических знаний учителей, в том числе взаимодействующих со сложными контингентами обучающихся. Такие учащиеся проявляют агрессию, имеют конфликт с законом, характеризуются низкой учебной мотивацией и
слабой успеваемостью [6]. Соответственно использование на курсах повышения квалификации кейсов по работе с «трудными» учениками позволяет педагогам освоить алгоритмы оказания адресной помощи школьникам, овладеть эффективными приемами коммуникации с ними, способами предотвращения конфликтов.
Итак, с уверенностью можно заявить, что кейсы обладают большим развивающим потенциалом, способствуют интеграции теоретических знаний и практических способов разрешения проблемной ситуацией, возникающей в профессиональной деятельности педагога. Ресурсные их возможности могут найти применение в совершенствовании профессионально значимых компетентностей специалистов, участвующих в процедуре аттестации педагогических работников.
В рамках дополнительной профессиональной программы «Аттестация педагогических работников как механизм совершенствования их профессиональной компетентности в условиях введения профессиональных стандартов» специалистами ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (РЦОКИО) разработан сборник практических заданий для слушателей. Он включает кейсы, направленные на совершенствование их профессиональной компетентности [5]. Данные кейсы призваны мотивировать слушателей, обучающихся по данной программе, в осуществлении качественной деятельности по аттестации педагогических работников.
Кейсы разработаны для трех категорий слушателей: а) для педагогических работников, готовящихся к прохождению аттестации; б) для специалистов образовательной организации, отвечающих за данную процедуру; в) для специалистов, привлекаемых к проведению всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
Вне зависимости от задач, решаемых педагогическими работниками, они осваивают кейсы трех видов: вводные, информационные и стратегические. Вводные кейсы имеют мотивационный характер, они направлены на введение слушателя в проблему, подготовку его к аттестационным испытаниям. При работе с данными кейсами
актуализируются знания нормативно-правовой базы в области образования, в том числе в сфере аттестации педагогических работников. Информирование слушателей в различных аспектах проблемной ситуации, детализация их действий при прохождении процедуры аттестации происходит в информационных кейсах. И наконец, определение алгоритма действий педагогов, специалистов, отвечающих за аттестацию и участников данной процедуры в случае не аттестации осуществляется в стратегических кейсах.
Каждая категория кейсов имеет единую структуру (заголовок кейса, его типология, описание ситуации, поиск решений, форма решения кейса, время выполнения задания и перечень используемых материалов), что систематизирует и упорядочивает изучаемую слушателями информацию.
Решение кейсов актуализирует знания нормативно-правовых документов, регламентирующих процедуру аттестации педагогических работников, методических основ современных требований к аттестации как механизма совершенствования профессионально-педагогической компетентности. Более того, решение кейсов направлено на формирование психолого-педагогической готовности педагогов в направлении развития своей профессиональной компетентности для успешного прохождения аттестации и качественного выполнения профессиональных функций.
Применение кейсов в повышении квалификации специалистов предполагает не только оценку профессиональных затруднении педагогов, но и определяет зону их ближайшего развития, позволяет снизить тревожность, повысить уровень ответственности к совершенствованию своего профессионального мастерства. Стоит особо подчеркнуть, что посредством освоения содержания кейсов у слушателей развивается их методическая компетентность, критическое мышление, умение работать с документами, цифровая грамотность. Чтобы снизить уровень стресса педагогических работников, неуверенных в своей способности грамотно решить кейс-задания, им предлагаются готовые кейсы, с уже описанными и обоснованными вариантами решения. Это позволяет понять логику мышле-
Применение кейс-технологии при повышении квалификации специалистов, сопровождающих аттестацию педагогических работников_
ния и действий в выполнении последующих практических заданий при работе с кейсами.
Итак, использование кейсов в повышении квалификации педагогических работников имеет большой потенциал в плане совершенствования их знаний, применяемых в ходе аттестации. Эти знания требуются на разных этапах: при подготовке к аттестации (сбор документов, подача заявления, профессиональное обучение), прохождении этой процедуры, управлении ею и проведению всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников. Причем в кейсах прогнозируются как успешные сценарии (прохождение аттестации), так и неуспешные (неаттестация). В результате у педагогических работников формируется комплексное представление о возможных сценариях развития событий и подготовка даже к неудачным исходам.
Практика использования кейсов в реализации дополнительной профессиональной программы «Аттестация педагогических работников как механизм совершенствования их профессиональной компетентности в условиях введения профессиональных стандартов» уже показала эффективность предложенного инструментария. Слушатели отмечают выраженную практическую значимость такого обучения, ценность профессионального общения, осуществляемого в процессе группового решения кейсов. Также примечательно, что они выражают большую уверенность в своей компетентности и способности противостоять стрессовым ситуациям, которые также моделируются в кейсах.
Таким образом, положительный отклик слушателей и удовлетворенность преподавателей курсов повышения квалификации при перестройке обучения в практикоориентированный формат говорят о верности выбранного пути. Применение кейсов при подготовке специалистов, связанных с процедурой аттестации педагогических работников, показывает эффективность повышения квалификации с применением данного метода обучения.
Список литературы
1. Колосова, Н. Н. Использование
кейс-тестинга в условиях дистанционного обучения педагогов / Н. Н. Колосова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. - № 4(45). - С. 32-38.
2. Лебедева, М. Б. Образовательные кейсы как основа для реализации дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации педагогов / М. Б. Лебедева, Т. В. Семенова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - N° 3.
- С. 47-53.
3. Лежнина, Н. Л. Кейс-метод в обучении / Н. Л. Лежнина // Вестник Марийского государственного университета. - 2009. - №. 3. - С. 9092.
4. Практическая андрагогика. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. - Санкт-Петербург, 2003. - 406 с. -ISBN 5-258-00048-6
5. Практика совершенствования профессионально значимых компетентностей специалистов, участвующих в процедуре аттестации педагогических работников : кейсы для дополнительной профессиональной программы «Аттестация педагогических работников как механизм совершенствования их профессиональной компетентности в условиях введения профессиональных стандартов» / О. А. Ильясова, М. Ю. Школьникова, Р. Ф Аристова. [и др.] -Челябинск : РЦОКИО, 2020. - 77 с.
6. Применение кейс-метода для развития психолого-педагогической компетентности учителей, взаимодействующих со сложными контингентами обучающихся / Д. Ф. Ильясов, Е. А. Селиванова, А. А. Севрюкова, К. С. Буров // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. - № 2(43). -С.5-23.
References
1. Kolosova, N. N. Ispol'zovanie kejs-testinga v usloviyah distancionnogo obucheniya pedagogov / N. N. Kolosova // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. - 2020. - № 4(45).
- S. 32-38.
2. Lebedeva, M. B. Obrazovatel'nye kejsy kak
osnova dlya realizacii distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v sisteme povysheniya kvalifikacii pedagogov / M. B. Lebedeva, T. V. Semenova // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. - 2012. - № 3. - S. 47-53.
3. Lezhnina, N. L. Kejs-metod v obuchenii / N. L. Lezhnina // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - №. 3. -S. 90-92.
4. Prakticheskaya andragogika. Kniga 1. Sovremennye adaptivnye sistemy i tekhnologii obrazovaniya vzroslyh / pod red. V. I. Podobeda, A. E. Marona. - Sankt-Peterburg, 2003. - 406 s. -ISBN 5-258-00048-6
5. Praktika sovershenstvovaniya professional'no znachimyh kompetentnostej specialistov, uchastvuyushchih v procedure attestacii pedagogicheskih rabotnikov : kejsy dlya dopolnitel'noj professional'noj programmy «Attestaciya pedagogicheskih rabotnikov kak mekhanizm sovershenstvovaniya ih professional'noj kompetentnosti v usloviyah vvedeniya professional'nyh standartov» / O. A. Il'yasova, M. YU. SHkol'nikova, R. F Aristova. [i dr.] -CHelyabinsk : RCOKIO, 2020. - 77 s.
6. Primenenie kejs-metoda dlya razvitiya psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti uchitelej, vzaimodejstvuyushchih so slozhnymi kontingentami obuchayushchihsya / D. F. Il'yasov, E. A. Selivanova, A. A. Sevryukova, K. S. Burov // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. - 2020. - № 2(43). - S. 5-23.
Сведения об авторах
Ильясова Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления дополнительного профессионального образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Ташкинова Оксана Олеговна - методист отдела сопровождения экспертизы кадров системы образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Вострякова Ольга Владимировна - методист отдела сопровождения экспертизы кадров системы образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Ilyasova O.A. - Head of Administration of Additional Professional Education, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Tashkinova O.O. - Methodologist of the Department of Supporting the Examination of Education System Staff, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk Vostryakova O.V. - Methodologist of the Department of Supporting the Examination of Education System Staff, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
УДК 378.046
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
И.В. Морозов
В статье рассматриваются содержательные аспекты подготовки специалистов, привлекаемых к государственной итоговой аттестации на территории Челябинской области на базе ГБУ ДПО РЦОКИО.
Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, единый государственный экзамен,
основной государственный экзамен, образовательные программы, оценочные процедуры, повышение квалификации, дистанционное обучение, пандемия, ОГЭ 1.0, ОГЭ 2.0.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, под государствен-