Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТАЖИРОВКИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТАЖИРОВКИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНАЯ ПЛОЩАДКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА / ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ТЬЮТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антоненкова М.С., Скочилова Е.Ю.

В статье рассмотрен опыт участия образовательной организации - региональной инновационной площадки в реализации программы стажировки программы повышения квалификации для руководящих и педагогических работников системы образования. Представлен алгоритм деятельности образовательной организации по реализации программы стажировки программы повышения квалификации. Описана диссеминация инновационного педагогического и управленческого опыта образовательной организации в реализации программ стажировок программ повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антоненкова М.С., Скочилова Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS IN THE IMPLEMENTATION OF A PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAM FOR TEACHERS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article observes the experience of an educational organization - a regional innovation platform in the implementation of a professional development program involving internships for teachers and managers of the educational system. The educational organization presents an algorithm for the implementation of the internship program for a professional development of pedagogical sta . The article describes the dissemination of innovative pedagogical and management experience using internship programs for professional development at the regional level.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТАЖИРОВКИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 378.046.4

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТАЖИРОВКИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

М.С. Антоненкова, Е.Ю. Скочилова

В статье рассмотрен опыт участия образова- профессиональных программ является основопо-тельной организации - региональной инноваци- лагающей при формировании у слушателей онной площадки в реализации программы системы знаний, навыков и совершенствования стажировки программы повышения квалифика- профессиональных компетенций. ции для руководящих и педагогических работни- Одним из подходов, способствующих повы-ков системы образования. Представлен алгоритм шению профессионального уровня педагогичес-деятельности образовательной организации по ких и управленческих кадров, является практико-реализации программы стажировки программы ориентированный подход, который на практике повышения квалификации. Описана диссемина- позволяет отработать формы и приёмы организация инновационного педагогического и управ- ции образовательного процесса. ленческого опыта образовательной организации в Одним из направлений практико-реализации программ стажировок программ ориентированного образования является повы-повышения квалификации. шение квалификации педагогических и управленческих работников с применением стажиро-Ключевые слова: опорная площадка, регио- вок. Цель стажировки - формирование и нальная инновационная площадка, диссеминация закрепление на практике профессиональных педагогического опыта, программа стажировки знаний и умений, полученных слушателями в программы повышения квалификации, методи- результате теоретической подготовки, а также ческие материалы, тьюторы. изучение инновационного опыта образовательных организаций, участвующих в ее реализации.

Национальный проект «Образование» наце- Таким образом актуальна роль распространения лен на возвращение конкурентоспособности инновационного опыта образовательных органи-нашей страны и вхождение ее десятку ведущих заций и его применение педагогическими стран мира по качеству образования. Достижение работниками для совершенствования своей этой цели возможно только при совершенствова- профессиональной деятельности. Для образовании профессионального мастерства педагогичес- тельных организаций, участвующих в реализа-ких и управленческих работников [4]. ции программ стажировок появляется возмож-

Актуальность изменения подходов к повыше- ность диссеминации инновационного педагоги-

нию профессионального уровня педагогических ческого опыта и опыта управленческой деятель-

и управленческих кадров обусловлена необходи- ности [1].

мостью соответствия методов и форм обучения Диссеминация (лат. dissemmare - рассеивать,

педагогических работников новым вызовам и рассыпать; распространять) - целенаправленный

тенденциям развития системы образования, организованный процесс педагогических (обра-

социально-экономическим условиям развития зовательных) проектов, трансляции передового

общества, инновациям во всех сферах жизнедея- опыта из одной образовательной системы в

тельности и в социальной сфере. другую (другие), сопровождающийся переходом

Для повышения уровня профессионального системы в новое качественное ресурсными

мастерства педагогических работников необходи- затратами. В процессе диссеминации опыта

мо использование потенциала системы дополни- происходит адаптация, редуцирование и развитие

тельного профессионального образования. различных элементов инновационных разработок

Практическая направленность дополнительных или инновационной системы в целом [5].

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 117

Под инновационным опытом понимаются уровня педагогических и управленческих кадров

результаты образовательной деятельности за счет диссеминации инновационного опыта,

отдельных педагогических работников и образо- имеющегося у образовательных организаций,

вательных организаций, направленные на сущес- являющихся опорными площадками.

твенные позитивные изменения в повседневной Согласно «Положению об образовательной

практике учебной и внеучебной деятельности, организации - опорной площадке государствен-

решение практических, насущных проблем ного бюджетного учреждения дополнительного

образовательной среды, а также возможность профессионального образования «Региональный

использования в широкой педагогической центр оценки качества и информатизации образо-

практике организационных и индивидуальных вания» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО) опорная

разработок [5]. площадка ГБУ ДПО РЦОКИО - это образова-

Одной из форм диссеминации инновационно- тельная организация Челябинской области,

го опыта, который вносит в образовательную которая обладает необходимым научно-

среду целенаправленные изменения, является методическим, кадровым, управленческим

реализация программ стажировок программ потенциалом, позволяющим в инициативном

повышения квалификации. порядке участвовать совместно с ГБУ ДПО

Диссеминация инновационного опыта в ходе РЦОКИО в решении прикладных задач развития

реализации программ стажировок программ региональной системы оценки качества образова-

повышения квалификации (далее программы ния и региональной политики в сфере оценки

стажировки) позволяет представлять педагоги- качества образования в целом [5].

ческий опыт и создавать практико- Одна из форм работы образовательных

ориентированные продукты, востребованные организаций - опорных площадок ГБУ ДПО

другими образовательными организациями, РЦОКИО - участие в реализации программ

отдельными педагогами и их группами. Педаго- стажировок программ повышения квалифика-

гический опыт и разработанные материалы ции, реализуемых ГБУ ДПО РЦОКИО, Результа-

могут быть связаны с новым или обновленным тивность данной работы определяется результа-

содержанием образования, эффективными тами освоения слушателями программ повыше-

педагогическими технологиями, с подходами к ния квалификации, практической направленнос-

оценке достижений обучающихся и другими тью их содержания, которую призваны обеспе-

направлениями инновационной деятельности. чить стажировки на базе образовательных

При этом, «вырастая» из живой практики, они организаций [6].

имеют прикладной характер, что повышает их Повышение квалификации с применением

значимость в образовательном пространстве стажировок для педагогических и управленчес-

региона или муниципалитета [7]. ких работников обеспечивает практико -

Реализация программ стажировок на базе ориентированный подход в обучении: распрос-

образовательных организаций, реализующих транение педагогических и управленческих

инновационные образовательные или управлен- практик по внедрению в собственную деятель-

ческие проекты, обеспечивается квалифициро- ность инновационных форм и методов работы,

ванными педагогическими и управленческими используемых в образовательной организации,

кадрами, материально-техническими, информа- являющейся опорной площадкой ГБУ ДПО

ционно-методическими, информационно- РЦОКИО.

коммуникационными, информационно- В 2021 году Муниципальное бюджетное

технологическими, интеллектуальными ресурса- общеобразовательное учреждение «Лицей N° 23»

ми, а также социальными связями. Таким обра- г. Озерска (далее - МБОУ «Лицей № 23») получи-

зом, стажировки, реализуемые в рамках про- ло статус опорной площадки ГБУ ДПО

грамм повышения квалификации (далее - ППК), РЦОКИО. Имеющийся опыт работы педагоги-

способствуют повышению профессионального ческого коллектива МБОУ «Лицей № 23» позво-

118 № 3 (14) 2021

лил определить общеобразовательной организации, в данном статусе, направление инновационной работы «Управленческие технологии организации и сопровождения образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды».

В этом же году «Лицей № 23» принимает участие в реализации инновационного проекта «Цифровое образование как способ организации и сопровождения образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды», являясь также региональной инновационной площадкой (далее - РИП).

Региональными инновационными площадками признаются образовательные организации, действующие в сфере образования организации, а также их объединения, реализующие инновационные проекты (программы), которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития региональной системы образования [3].

В статусе опорной площадки, а также в рамках работы по направлению РИП, МБОУ «Лицей № 23» участвовал в 2021 году в реализации программы стажировки ППК, реализуемой ГБУ ДПО РЦОКИО. Для решения задач и систематизации действий педагогического коллектива по этому направлению работы, был определен алгоритм деятельности образовательной организации по реализации программы стажировки ППК (далее-алгоритм), который включал в себя три этапа: подготовительный, организационный, этап реализации программы стажировки ППК.

На подготовительном этапе работы была определена ППК «Обновление профессиональной деятельности педагога общеобразовательной организации в условиях электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», в рамках которой планировалась реализация программы стажировки. Содержание ППК направлено на развитие профессиональных компетенций педагогических работников общеобразовательных организаций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды на этапе цифровой трансформации образования. Целью ППК является содействие в обновлении профессиональной деятельности педагога

общеобразовательной организации в условиях электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Выбор ППК был обусловлен наличием инновационного опыта работы МБОУ «Лицей № 23» в рамках реализации инновационного проекта «Цифровое образование как способ организации и сопровождения образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды».

В рамках подготовительного этапа был определен состав тьюторов ГБУ ДПО РЦОКИО, из числа педагогических и управленческих кадров образовательной организации, необходимый для реализации программы стажировки.

Тьютор ГБУ ДПО РЦОКИО - это педагог, обеспечивающий разработку и внедрение дополнительных профессиональных программ, организующий процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их образовательных потребностей, сопровождающий процесс формирования индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации, координирующий поиск информации обучающимися для самообразования [2].

В состав тьюторов, утвержденный приказом ГБУ ДПО РЦОКИО, были включены 7 педагогов МБОУ «Лицей № 23». Все тьюторы соответствуют предъявляемым к ним требованиям в части опыта работы и соответствующей квалификации по направлению реализуемой программы стажировки ППК.

Необходимо отметить, что к разработке программы стажировки ППК и ее методического обеспечения были привлечены педагогические работники МБОУ «Лицей № 23», участвующие в реализации инновационного проекта, имеющие высшие квалификационные категории и соответствующий опыт методической работы, принимавшие участие в мероприятиях регионального уровня, в том числе и в работе межмуниципальных проектных групп в рамках образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования в 2021 году (таблица 1).

Таблица 1

Кадровые ресурсы МБОУ «Лицей № 23», реализующие инновационный проект

Показатели кадровых ресурсов МБОУ «Лицей № 23» Педагогические работники, реализующие инновационный проект Педагогические работники, принимавшие участие в разработке методических материалов дтя реализации программы стажировки Педагогические работники, принимавшие участие в реализации программы стажировки

Количество педагогических работников / управленческих кадров 41,6 8/3 4/3

Количество педагогических работников, имеющих высшую н (первую) квалификационные категории /кандидаты наук 32 (6)/2 7 (0)/1 4 (0)/-

Количество педагогических работников, повысивших собственную квалификацию в 2021 год 33 8 4

Количество педагогических работников, ЯЕЛЯЮПШХСЯ тьюторами 7 б 4

Количество педагогических работников. являющихся членами межмуннципальных проектных групп в рамках образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования (2021 год) 3 3 3

За период с 2020 до 2021 годы тьюторы, участвующие в реализации программы стажировки, повысили свою квалификацию по следующим направлениям:

Обновление профессиональной деятельности педагога общеобразовательной организации в условиях электронного обучения и дистанционных образовательных технологий - 7 человек (100%);

Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС - 7 человек (100 %);

Формирование информационно-управленческой культуры педагога образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды - 7 человек (100 %);

Инструменты дистанционного обучения в

цифровой школе - 6 человек (75%);

Цифровая трансформация как фактор развития информационно-управленческой культуры руководства образовательной организацией -2 человека (30 %);

Обеспечение безопасности информации в образовательной организации - 1 человек (15%).

На организационном этапе руководителем МБОУ «Лицей № 23» был издан приказ, согласно которому были определены состав рабочей группы (из числа тьюторов) и регламент работы рабочей группы по разработке программы стажировки ППК и необходимых методических материалов для ее реализации. Рабочей группой были разработаны: программа стажировки «Содержательные аспекты обновления деятельности педагога в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» и информационно - методические материалы, необходимые для работы

слушателей: методические рекомендации для освоения программы стажировки, рабочая тетрадь, включающая комплекс заданий по темам программы стажировки, дополнительные материалы, отражающие инновационный опыт работы МБОУ «Лицей №23» по направлению программы стажировки.

Необходимо подчеркнуть, что рабочая тетрадь «Содержательные аспекты обновления деятельности педагога в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», содержала комплекс практико-ориентированных заданий по темам программы стажировки: «Модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», «Виды и формы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», «Средства электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», «Дидактические особенности и возможности ресурсов и элементов дистанционного обучения (на примере СДО Moodle)».

Имеющийся инновационный опыт работы, соответствующий содержанию программы стажировки ППК, был представлен в методических материалах «Из опыта работы МБОУ «Лицей № 23». В данных материалах представлены: нормативные основания применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в общеобразовательной организации (ОО), перечень документов, регламентирующих процесс внедрения цифровой образовательной среды, фрагменты локальных документов МБОУ «Лицей № 23», модели электронного обучения, применяемые в ОО, опыт реализации механизма оценки эффективности дистанционного обучения в образовательной организации, план проведения педагогического совета в МБОУ «Лицей № 23» с использованием видеоконференцсвязи, регламент использования электронных учебников и электронных тренажеров в учебном процессе, дорожная карта по внедрению в деятельность организации образовательной платформы цифрум23.рф, разработанной на основе Moodle, инструкция для обучающихся по работе с образовательной платформой, лист оценивания

технологической карты урока, который используется в МБОУ «Лицей № 23» для осуществления контроля в рамках внутренней системы оценки качества образования и другие практические материалы, отражающие опыт работы ОО в рамках программы стажировки.

Таким образом, по окончании организационного этапа были разработаны и представлены на согласование ГБУ ДПО РЦОКИО программа стажировки, рабочая тетрадь для слушателей, сборник дополнительных материалов из опыта работы МБОУ «Лицей № 23».

На этапе реализации программы стажировки ППК была представлена информация на официальном сайте ОО об участии педагогических работников МБОУ «Лицей № 23» в реализации программы стажировки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Координация деятельности МБОУ «Лицей № 23» на данном этапе была регламентирована приказом ГБУ ДПО РЦОКИО «Об организации обучения по ППК «Обновление профессиональной деятельности педагога общеобразовательной организации в условиях электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» в части расписания занятий для тьюторов и закрепления за ними конкретных тем ППК, реализуемых в форме стажировки.

Непосредственно этап реализации программы стажировки проводился в очном режиме, в соответствие с разработанной программой стажировки ППК с использованием таких форм проведения практических занятий, как интерактивный и компьютерный практикум, анализ педагогических ситуаций, рефлексивный семинар - практикум, кейс - study, педагогическое проектирование и творческая лаборатория. Использование методических материалов при реализации программы стажировки способствовало повышению профессионального уровня педагогических работников за счет решения ситуационных практико-ориентированных

заданий.

На этапе реализации программы стажировки в качестве продукта инновационной деятельности МБОУ «Лицей № 23» слушателям был представлен информационно-технологический ресурс -образовательная платформа Шр://цифрум23.рф/, разработанная c использованием системы дис-

танционного обучения Moodle. Данный ресурс содержит электронные курсы внеурочной деятельности, созданные педагогическими работниками МБОУ «Лицей № 23». Использование информационно-технологического ресурса позволило при реализации программы стажировки ППК на практике разобрать вопросы, связанные с дидактическими особенностями систем дистанционного обучения (на примере Moodle), нормативным обеспечением внедрения образовательной платформы в деятельность учреждения, а также обсудить положительные эффекты использования электронных курсов в подготовке обучающихся к олимпиадам, итоговой аттестации, обучению по индивидуальным учебным планам.

Результатом работы тьюторов со слушателями программы стажировки стала проведенная рефлексия, в ходе которой были заполнены оценочные листы, позволяющие определить уровень удовлетворенности слушателями работой тьюторов и выявить затруднения при освоении программы стажировки.

Слушателями были конкретизированы затруднения: представленные задания в рабочей тетради и методических материалах не имеют адресной дифференциации по уровням сложности, что вызывало затруднения при их выполнении отдельными слушателями. Был сделан вывод о необходимости подготовки для слушателей комплекса адресных дифференцированных заданий с разным уровнем сложности.

По результатам реализации программы стажировки слушатели программы получили практические навыки, направленные на развитие у педагогов информационно-управленческой культуры, а именно на формирование профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды на этапе цифровой трансформации. Реализация практико-ориентированной программы стажировки ППК с применением методических материалов позволила слушателям на практике отработать формы и приёмы организации образовательного процесса по направлению программы стажировки, осуществить рефлексию собствен-

ной деятельности и получить практический опыт по внедрению в собственную деятельность инновационных форм и методов работы, используемых в МБОУ «Лицей № 23».

Участие в реализации программы стажировки ППК позволило тьюторам осуществить профессиональное консультирование педагогических работников более опытными специалистами, создать психологически комфортные условия для субъектов профессиональной деятельности, организовать продуктивное практико-ориентированное внутригрупповое взаимодействие педагогических работников и способствовало повышению их профессионального уровня.

Диссеминация инновационного опыта МБОУ «Лицей № 23» по реализации программы стажировки осуществлялась через презентационное представление данного опыта в сентябре 2021 года на тренд - сессии «Стажировки как площадки мотивации непрерывного профессионального развития педагогов по компетенциям оценки качества образования, информационно -управленческой культуры и цифровой трансформации», в рамках которой были представлены: материальные и кадровые условия реализации программы стажировки, программа стажировки, содержательная характеристика методических материалов, видеоматериалы о создании и тиражировании продуктов инновационной деятельности. Презентационные материалы и видеоматериалы размещены на виртуальной информационно - методической площадке ГБУ ДПО РЦОКИО.

Данная форма диссеминации инновационного опыта позволила представить педагогический и управленческий опыт МБОУ «Лицей № 23» при реализации программы стажировки ППК и получить необходимый опыт организационной и методической работы, способствующих совершенствованию профессиональных компетен-тностей.

Список литературы

1. Дильдина, Н.А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: учеб. -метод. пособие / Н. А. Дильдина. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера». 2018. -

С.102.

2. Концепция взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с проектными и опорными площадками в условиях реализации национального проекта «Образование» и региональной политики в сфере оценки качества образования: приказ ГБУ ДПО РЦОКИО от 19.02.2020 г. № 118-ОД. -URL:- https://rcokio.ru/files/pages/Koncepciya.docx (дата обращения: 01.12.2021)

3. О Порядке признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками: постановление Правительства Челябинской области от 19 ноября 2014 года № 603-П - URL: https://docs.cntd.ru/ document/423843325 (дата обращения 30.11.2021).

4. Паспорт национального проекта «Образование» - URL: https://strategy24.ru/rf/education/ projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения 30.11.2021).

5. Разработка, оформление и экспертиза инновационных продуктов : методические рекомендации для руководителей, заместителей руководителей, методистов образовательных организаций / авт.-сост.: Н. М. Кириллова. -Ханты - Мансийск, 2015.- 129 с.

6. Скочилова, Е. Ю. Роль стажировок в практи-ко - ориентированном подходе реализации программ повышения квалификации дополнительного профессионального образования / Е. Ю. Скочилова, Л. В. Пекарская // Научно -методическое обеспечение оценки качества образования. - 2021. - №1(12). - С.136-142.

7. Фефелова, О. Е. Инновационный педагогический опыт: от концептуальной идеи к антро-попрактике инновационного образования / О. Е. Фефелова // Теория и практика общественного развития. - 2013.- № 8. - С. 162-164. - ISSN 2072-7623

References

1. Dil'dina, N.A. Metodicheskaya rabota v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii: ucheb. -metod. posobie / N. A. Dil'dina. - CHelyabinsk: Izd-vo ZAO «Biblioteka A. Millera». 2018. - S.102.

2. Koncepciya vzaimodejstviya GBU DPO

RCOKIO s proektnymi i opornymi ploshchadkami v usloviyah realizacii nacional'nogo proekta «Obrazovanie» i regional'noj politiki v sfere ocenki kachestva obrazovaniya: prikaz GBU DPO RCOKIO ot 19.02.2020 g. № 118-OD. - URL:- https://rcokio. ru/files/pages/Koncepciya.docx (data obrashcheniya: 01.12.2021)

3. O Poryadke priznaniya organizacij, osushchestvlyayushchih obrazovatel'nuyu deyatel'nost', i inyh dejstvuyushchih v sfere obrazovaniya organizacij, a takzhe ih ob"edinenij regional'nymi innovacionnymi ploshchadkami: postanovlenie Pravitel'stva CHelyabinskoj oblasti ot

19 noyabrya 2014 goda № 603-P - URL: https://docs.cntd.ru/document/423843325 (data obrashcheniya 30.11.2021).

4. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» -URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/ natsionalnyy-proekt-obrazovanie (data obrashcheniya 30.11.2021).

5. Razrabotka, oformlenie i ekspertiza innovacionnyh produktov : metodicheskie rekomendacii dlya rukovoditelej, zamestitelej rukovoditelej, metodistov obrazovatel'nyh organizacij / avt.-sost.: N. M. Kirillova. - Hanty -Mansijsk, 2015.- 129 s.

6. Skochilova, E. YU. Rol' stazhirovok v praktiko - orientirovannom podhode realizacii programm povysheniya kvalifikacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya / E. YU. Skochilova, L. V. Pekarskaya // Nauchno - metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. -2021. - J№ 1(12). - S.136-142.

7. Fefelova, O. E. Innovacionnyj pedagogicheskij opyt: ot konceptual'noj idei k antropopraktike innovacionnogo obrazovaniya / O. E. Fefelova // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. -

20 1 3 . - № 8. - S. 162-164. - ISSN 2072-7623

Сведения об авторах

Антоненкова Милана Сергеевна - заместитель директора МБОУ «Лицей № 23», Челябинская обл., г. Озерск

Скочилова Елена Юрьевна - начальник отдела научно-методического-обеспечения дополнительного профессионального образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования»,

г. Челябинск

Information about authors Antoninkova M.S. - Deputy Headmaster «Lyceum 23», Chelyabinsk region, Ozersk

Skochilova E.Yu. - Head of the Department o: Scientific and Methodological Support of Additiona Professional Education, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education Chelyabinsk

УДК 378.046.4

СТАЖИРОВКА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Л.А. Голощапова, О.С. Селиванова, С.А. Моисеенко

В статье рассмотрен опыт участия ОО -региональной инновационной площадки (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Верхнего Уфалея) в реализации программы стажировки в рамках дополнительного профессионального образования (программ повышения квалификации) в процессе реализации инновационного проекта региональной инновационной площадки. Стажировка выступает одной из важнейших форм совершенствования компетенций руководителей образовательных организаций и педагогов в области внедрения элементов информационно-управленческой культуры и приобретает особую актуальность в условиях цифровой трансформации образования.

Ключевые слова: стажировка, цифровая образовательная среда, внутренняя система оценки качества образования, информационно-управленческая культура педагога, профессиональные компетенции, тьютор.

Модернизация образования обеспечивается, как известно, не только обновлением его содержания, но трансформацией его форм. Одним из актуальных направлений развития образования на современном этапе является освоение новых и совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой трансформации образования.

В условиях существующих ограничений нередко «совершенствование профессиональ-

ных компетенций педагогических работников в рамках обучения по программам повышения квалификации с применением стажировок происходит в деятельностной форме, в том числе с использованием форм онлайн-обучения» [6].

Актуальность повышения квалификации педагогических работников в системе дополни тельного профессионального образования применением практико-ориентированного

подхода, в частности, реализация программ стажировок состоит в нескольких важных положениях. Во-первых, трансляция опыта деятельности на горизонтальном уровне от учителя к учителю, способна, на наш взгляд ускорить процесс усвоения информации. Во-вторых, привлечение тьторской команды региональной инновационной площадки к реализации программы стажировки способствует актуализа ции локально-нормативной базы и в определен ной степени совершенствованию и развитию ВСОКО.

Стажировка в данном контексте рассматрива ется как «самостоятельный вид дополнительного профессионального образования или один и разделов учебного плана при повышении квали фикации и профессиональной переподготовке специалистов, основной целью которого является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков полученных в результате теоретической подготовки, а также изучение передового опыта приобретение профессиональных и организатор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.