Научная статья на тему 'ТРЕНИНГ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТРЕНИНГ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясова О. А., Бакач Е. В.

В статье актуализируется проблема непрерывного профессионального развития преподавателей дополнительного профессиональ ного образования. Предлагается использовать возможности внутриорганизационного обучения, в частности тренинговые технологии. Представлен опыт реализации тренинга корпоративной культуры. Показаны применяемые в тренинге средства, обеспечивающие освоение преподавателями новыми инструментами повышения квалификации, формирование единого мотивационно развивающего пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясова О. А., Бакач Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE TRAINING CULTURE AS AN INSTRUMENT INSIDE OF PEDAGOGICAL STA ORGANIZATIONAL TRAINING OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTION

The article actualizes the problem of continuous professional development of teachers of additional professional education. It is proposed to use the possibilities of corporate training and in particular training technologies. The experience of implementation of corporate culture training is presented. The means used in the training that ensure the development of teachers with new instruments for advanced training, the formation of a single motivational and developmental space, are shown.

Текст научной работы на тему «ТРЕНИНГ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Е.В. Брашко

starsheklassnikov / N. G. Gayfullina // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2018. - № 59-3. - S. 438-441.

3. Glebov, V. V. Optimizatsiya rezhima truda i otdykha v psikhofiziologicheskoy adaptatsii uchashchikhsya shkol / V. V. Glebov // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. - 2014. -№14. Vyp.1.-S.87-90.

4. Dagaeva, Z. A. Psikhofiziologicheskie aspekty sostoyaniya zdorov'ya sovremennykh shkol'nikov / Z. A. Dagaeva, O. Yu. Milushkina, S. A. Mukhamadieva // Vestnik psikhiatrii i psikhologii Chuvashii. - 2011. - №7.- S.60-64.

5. Obukhova, K. A. Psikhologicheskiy klimat v mikrogruppe kak osnova zdorov'esberegayushchego obucheniya // Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta. 2016. № 1 (29). -S.16-19.

6. Polenova, M. A. Informatsionno-obrazovatel'nye nagruzki kak faktor riska zdorov'yu shkol'nikov / M. A. Polenova // Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. - 2015. -

№10 (271). - S. 20-22.

7. Shevyrdyaeva, K. S. Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti motivatsii mladshikh shkol'nikov // Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. - № 4. -S.25-29.

8. Shul'ts, A. Rol' psikhologicheskogo klimata v kollektive starsheklassnikov / A. Shul'ts, M. V. Faley // Evraziyskiy Soyuz Uchenykh. -2016. - № 1-3 (22). - S. 117-120.

Сведения об авторе

Брашко Евгения Владимировна - заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67 с углубленным изучением отдельных предметов», Свердловская обл., г. Екатеринбург

Information about author

Brashko E.V. - Deputy Director of the Municipal Autonomous Educational Institution Secondary School № 67 with in-depth Study of Individual Subjects, Sverdlovsk region, Yekaterinburg

УДК 378.046.4

ТРЕНИНГ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.А. Ильясова, Е.В. Бакач

В статье актуализируется проблема непрерывного профессионального развития преподавателей дополнительного профессионального образования. Предлагается использовать возможности внутриорганизационного обучения, в частности тренинговые технологии. Представлен опыт реализации тренинга корпоративной культуры. Показаны применяемые в тренинге средства, обеспечивающие освоение преподавателями новыми инструментами повышения квалификации, формирование единого мотивационно-развивающего пространства.

Ключевые слова: тренинг корпоративной культуры, внутриорганизационное обучение, педагогические работники, дополнительное профессиональное образование, средства визуализации информации.

Сегодня как никогда становится актуальной проблема повышения качества российского образования. Международные системы оценки качества образовательных результатов учащихся показывают, что Российская Федерация значительно отстаёт о мировых лидеров в этом аспекте. Помимо прочего, не только внешние мониторинговые процедуры, но и

внутренняя система оценки качества образования свидетельствует о недостаточной удовлетворенности участников образовательных отношений существующим положением дел в современных школах (в плане коммуникации, материально-технического обеспечения, организации образовательного процесса). Эти аспекты являются серьезным основанием для определения ключевых направлений деятельности системы дополнительного профессионального образования (ДПО), осуществляющей важную миссию - повышение квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций.

Чтобы «учить учителей» педагогам ДПО важно постоянно совершенствоваться в личностном и педагогическом плане, быть в курсе актуальных образовательных трендов, на собственном примере демонстрировать высокую профессиональную культуру. Непрерывное профессиональное обучение специалистов системы ДПО может осуществляться с использованием различных вариантов: повышение квалификации и переподготовка, саморазвитие, обмен знаниями в профессиональных сообществах, внутриорганизацион-ное обучение и пр. В каждом их указанных вариантов есть свои преимущества и недостатки. На наш взгляд, именно внутриорганизаци-онное обучение является оптимальным вариантом, способствующим повышению профессионального мастерства педагогов ДПО.

Убедительность выдвинутого положения подтверждается научными исследованиями, раскрывающими значительную ценность внутриорганизационного обучения, реализацию модели самообучающихся систем в современных образовательных организациях. Отметим, что за последние десятилетия появилось множество работ, свидетельствующих об эффективности указанного способа непрерывного профессионального развития педагогов. Сегодня школа рассматривается как самообучающаяся организация, в которой специалисты делятся эффективными педагогическими практиками, решают профессиональные ситуации, затрудняющие педагоги-

ческий процесс, учатся на собственном опыте (как позитивном, так и негативном) [1]. Учеными развивается идея повышения активности педагогов в обмене знаниями со своими коллегами в условиях внутриорганизационного обучения. Предлагается выделить ключевые проблемы, которые имеет смысл совместно решать педагогическим коллективам общеобразовательных организаций, среди них: реализация инклюзивного образования, социализация учащихся, работа с семьей, профилактика эмоционального выгорания [3].

Внутриорганизационное (или внутрифирменное) обучение педагогов может преследовать разные цели. Говоря о современных трендах в образовании (формирование функциональной грамотности, гибких компетенций учащихся и учителей) подчёркивается важность развития эмоционального интеллекта педагогов [4]. Ценность такого обучения коллектива высвечивается не только в условиях школы, но и колледжа, системы дополнительного образования [5]. Например, в исследовании Л.А. Плехановой говорится о важности внутриорганизационного обучения в учреждениях дополнительного профессионального образования с целью развития методической культуры преподавателей [2]. Мы всецело разделяем позицию исследователя о целесообразности командной работы, ее направленности на совершенствование различных сторон профессионального мастерства преподавателей системы ДПО.

Итак, научно-теоретический обзор показал верность идеи использования внутриорганизационного обучения для обеспечения профессионального развития педагогических работников учреждения дополнительного профессионального образования. Такое обучение, согласно нашим убеждениям, будет эффективным в условиях активного вовлечения преподавателей в процессы саморазвития путем организации тренинговых технологий. В тренинге решается множество задач: личностный рост обучающегося, совершенствование коммуникативных умений, повышение мотивации его участников к профессиональному

развитию, взаимодействию с коллегами и другими партнерами. Однако глобальная цель, которая достигается в тренинговых мероприятиях, состоит в формировании единой корпоративной культуры учреждения.

С целью совершенствования внутриоргани-зационной культуры в ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (РЦОКИО) с 2019 года проводится тренинг. Согласно замыслу данного мероприятия, важно создать условия для формирования единого мотивационно-развивающего пространства для преподавателей ДПО, в котором цели отдельного работника согласуются с задачами организации и установками системы образования в целом.

Тренинг корпоративной культуры рассматривается как действенный инструмент внутри-организационного обучения педагогических работников. Он проводится в соответствии с положениями локальной нормативной базы ГБУ ДПО РЦОКИО и включает в себя обучающие мероприятия, в которых участвует весь коллектив организации. Тренинг проводится в конце года, когда сотрудники начинают рефлексировать итоги своей профессиональной деятельности. В данном случае осуществляется самооценка преподавателями достижений и проектирование перспектив профессионального развития на следующий период.

Тренинг реализуется в несколько этапов: организационно-методический, содержательный, деятельностный и оценочный (подведение итогов). На первом этапе актуализируются основные тренды в образовании, определяются направления профессионального развития преподавателей системы ДПО. На втором этапе проводится изучение новых инструментов повышения квалификации слушателей. На третьем этапе преподаватели разрабатывают командные проекты в соответствии с темой тренинга и затем защищают их. Оценка командной работы и спроектированных продуктов осуществляется на четвертом этапе.

Ответственными за проведение тренинга выступают руководители отделов: дополнительного профессионального образования, непрерывного повышения профессионального

мастерства педагогических работников, информационных систем. Содержание тренинга ежегодно обновляется, включаются актуальные вопросы развития системы образования. Красной линией, проходящей через каждый тренинг, является вовлечение сотрудников в процессы проектирования и оценки программы развития организации, определение своей роли на каждом этапе функционирования регионального центра.

Для успешного освоения материалов тренинга разрабатывается рабочая тетрадь, в которой фиксируются основные идеи, концептуальные положения обучающего мероприятия, аналитические инструменты, мысли его участников, замечания и предложения. Рабочая тетрадь является действенным рефлексивным инструментом, который применяется и после проведения тренинга. Это позволяет преподавателям отслеживать процессы своего профессионального развития, отмечать достижения и определять новые точки роста.

Тренинг предполагает освоение обучающимися современными практиками в области образования, способствует овладению новыми инструментами повышения квалификации слушателей. Среди таких инструментов выступает, например, развитие способностей «умного чтения» для взрослых людей. Преподаватели изучают факторы, замедляющие скорость чтения, осваивают подходы к работе с деловой документацией (элементарный, инспекционный, аналитический, исследовательский), оценивают собственный уровень читательской грамотности. Также они учатся разрабатывать презентации с применением современных техник визуализации информации для обеспечения большей привлекательности материалов, изучаемых слушателями. Практикуется включение в презентации элементов скрайбинга, инфографики, интеллект-карт. Такие средства облегчают восприятие информации слушателями, делают обучение интересным, визуально насыщенным, легким и позитивным.

В тренинге преподаватели знакомятся с информационно-методическими ресурсами организации, возможностями библиотеки, ее

новинками. В процессе рефлексивных техник выявляются профессиональные затруднения преподавателей, осуществляется планирование направлений профессионального развития путем обмена знаниями, разрабатываются «Карты будущего». Тем самым выстраиваются траектории дальнейшего профессионального роста каждого преподавателя и организации в целом.

Оценивая эффективность данной формы внутриорганизационного обучения преподавателей, стоит подчеркнуть их готовность к работе в команде, формирование благоприятного социально-психологического климата, рост корпоративной культуры и совершенствование этических аспектов деловых отношений. Профессиональное развитие преподавателей непосредственным образом влияет на данный процесс у слушателей. В целом повышается уровень комплексного сопровождения оценки качества и информатизации образования, реализации программ обучения взрослых.

Такая форма обучения может найти применение в аналогичных организациях системы ДПО, центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, вузах и других образовательных организациях с целью развития профессиональной культуры специалистов.

Список литературы

1. Ильясов, Д. Ф. Школа как самообучающаяся организация / Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, А. Х. Зарипов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 1 (6). - С. 37-42.

2. Плеханова, Л. А. Внутриорганизацион-ное обучение как средство развития методической культуры преподавателей учреждения дополнительного профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Плеханова Людмила Александровна. - Челябинск, 2012. - 210 с.

3. Селиванова, Е. А. Роль внутриорганиза-ционного обучения в развитии готовности педагогов к обмену знаниями / Е. А. Селиванова // Интеграция методической (научно-

методической) работы и системы повышения квалификации кадров : Материалы XXI Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2020 года / отв. редактор Д. Ф. Ильясов. - Челябинск: ЧИППКРО, 2020. - С. 56-62.

4. Шингаев, С. М. Возможности внутрифирменного обучения в развитии эмоционального интеллекта педагогов / С. М. Шингаев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2019. - № 1(38). -

C. 24-31.

5. Ярычев, Н. У. Направленность внутри-организационного обучения на подготовку молодого преподавателя колледжа к проектированию индивидуальной методической системы / Н. У. Ярычев, А. С. Кахаров. - Кисловодск : Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования и науки "Учебный центр "Магистр", 2015. - 140 с.

References

1. Il'yasov, D. F. Shkola kak samoobuchayushchayasya organizaciya /

D. F. Il'yasov, V. V. Kudinov, A. H. Zaripov // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. - 2011. - № 1 (6). - S. 37-42.

2. Plekhanova, L. A. Vnutriorganizacionnoe obuchenie kak sredstvo razvitiya metodicheskoj kul'tury prepodavatelej uchrezhdeniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya : dis . ... kand. ped. nauk : 13.00.08 / Plekhanova Lyudmila Aleksandrovna. - CHelyabinsk, 2012. -210 s.

3. Selivanova, E. A. Rol' vnutriorgani-zacionnogo obucheniya v razvitii gotovnosti pedagogov k obmenu znaniyami / E. A. Seli-vanova // Integraciya metodicheskoj (nauchno-metodicheskoj) raboty i sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov : Materialy XXI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Chelyabinsk, 20 aprelya 2020 goda / otv. redaktor D. F. Il'yasov. - Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2020. - S. 56-62.

4. Shingaev, S. M. Vozmozhnosti vnutrifirmennogo obucheniya v razvitii

emocional'nogo intellekta pedagogov / S. M. Shingaev // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. - 2019. -№ 1(38). - S. 24-31.

5. Yarychev, N. U. Napravlennost' vnutriorganizacionnogo obucheniya na podgotovku molodogo prepodavatelya kolledzha k proektirovaniyu individual'noj metodicheskoj sistemy / N. U. Yarychev, A. S. Kaharov. -Kislovodsk : Avtonomnaya nekommercheskaya organizaciya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya i nauki "Uchebnyj centr "Magistr", 2015. - 140 s.

Сведения об авторах

Ильясова Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления дополнительного профессионального образования ГБУ ДПО «Региональный

центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Бакач Елена Владимировна - старший методист отдела планирования, организации и контроля качества дополнительного профессионального образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about the authors Ilyasova O.A. - Head of Administration of Additional Professional Education, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Bakach E.V. - Senior Methodologist of the Department of Planning, Organizing and Controlling the Additional Professional Education Quality, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 371.263

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И.В. Шумова

Статья посвящена формированию системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы - это система, направленная на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Ключевые слова: система оценки уровня достижения планируемых результатов, внутренняя система оценки качества, внешняя система оценки качества, федеральный образовательный стандарт.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) образовательная организация должна выпустить в жизнь человека, способного в течение всей своей жизни заниматься самообразованием, быть готовым самостоятельно

принимать решения.

Настоящий профессионал должен постоянно учиться, быть ответственным, добиваться поставленной цели, уметь работать в коллективе, быть воспитанной и социализированной личностью, делая свой нравственный выбор. А это предполагает успешное включение в учебную деятельность помимо освоения обучающимися системы опорных знаний и умений. И это одна из главных образовательных задач школы, которая зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует обучающихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает их в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления качеством образования [2].

В настоящее время образовательная организация, реализующая образовательный процесс в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.