Научная статья на тему 'Использование ресурсов внутриорганизационного обучения педагогов в освоении ими способов взаимодействия с детьми мигрантов'

Использование ресурсов внутриорганизационного обучения педагогов в освоении ими способов взаимодействия с детьми мигрантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN OF MIGRANTS / TEACHERS / PEDAGOGICAL INTERACTION WITH CHILDREN OF MIGRANTS / INTERNAL TRAINING / SITUATION ANALYSIS / TRAINING OF DEVELOPMENT OF READINESS TO INTERACT WITH CHILDREN OF MIGRANTS / INDIVIDUAL ROUTE / ДЕТИ МИГРАНТОВ / ПЕДАГОГИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ / ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буров К.С., Севрюкова А.А., Селиванова Е.А.

Актуальность обращения к проблеме подготовки педагогов к взаимодействию с детьми мигрантов обусловлена социально-экономическими процессами, происходящими в современном обществе и отражающимися в росте трудовой миграции. Соответственно, школы принимают на обучение большое количество детей мигрантов. Практика показывает, что дети мигрантов нуждаются в специальной поддержке со стороны педагогов. Проведённое анкетирование показывает, что педагоги испытывают существенные затруднения в этом сегменте деятельности. Для подготовки педагогов авторы доказывают целесообразность использования ресурсов внутриорганизационного обучения. Предложен комплекс способов: освоение ситуационного анализа; прохождение тренинга развития готовности к взаимодействию с детьми мигрантов; участие в разработке и реализации индивидуальных маршрутов. Содержание этого комплекса составляет научную новизну исследования. Практическая значимость заключается в разработанной авторской технологической карте диагностики готовности к образовательной и социальной интеграции обучающегося, находящегося в ситуации вынужденного билингвизма. Ценными для использования в практике являются выделенные уровни готовности обучающихся к образовательной и социальной интеграции, содержательные аспекты внутриорганизационного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE RESOURCES OF THE INTERNAL TRAINING OF TEACHERS TO MASTER THE WAYS OF INTERACTION WITH CHILDREN OF MIGRANTS

Relevance of the problem of training teachers to interact with migrant children is due to the socio-economic processes taking place in modern society and reflected in the growth of labor migration. Accordingly, schools accept a large number of migrant children for education. Experience shows that children of migrants need special support from teachers. The survey shows that teachers experience significant difficulties in this segment of activity. The authors prove the expediency of using the resources of internal organizational training to prepare teachers. A set of methods has been proposed: mastering the situational analysis; training in the development of readiness to interact with children of migrants; participation in the development and implementation of individual routes. The contents of this complex is a scientific novelty of the research. Practical significance lies in the author’s technological map of diagnostics of readiness for educational and social integration of a child who is in a situation of forced bilingualism. The levels of readiness of children for educational and social integration, the substantive aspects of intra-organizational training are valuable for use in practice.

Текст научной работы на тему «Использование ресурсов внутриорганизационного обучения педагогов в освоении ими способов взаимодействия с детьми мигрантов»

участниками совместной деятельности. Данный вид опыта проявился в продуктивном взаимодействии студентов различных курсов и различного уровня успеваемости. Студенты 1-3 курсов разработали совместно конспекты и успешно провели по ним занятия для воспитанников детских садов и школьников 5-7 классов, 8-9 классов и старшеклассников. Каждая группа студентов была разновозрастной и составлена по принципу тьюторской поддержки: тьютор-преподаватель и тьютор-старшекурсник. Обобщенно информацию по формированию и проявлению субъектной активности во внеучебной деятельности студентов -бакалавров, обучающихся по направлению обучения «Профессиональное обучение (Профиль «Экономика и управление»)», можно представить в таблице 1.

Библиографический список

Непрерывно меняющаяся социально-экономическая и политическая ситуация в глобальном мире и в стране предъявляет повышенные требования к современной системе образования. Главным результатом её деятельности должен стать Гражданин с активной жизненной позицией, который в силу своего субъектного опыта не только способен, но и готов позитивно, ради общего Блага преобразовывать действительность и брать на себя за это ответственность. На наш взгляд, опыт активного вовлечения студентов в процесс решения конкретных задач социального контекста вне учебного процесса формирует именно такую субъектную готовность личности к включению в социально значимую деятельность по развитию своего поселка, города, региона, страны в целом.

1. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. Москва, 2000.

2. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость. Мир образования - образование в мире. Москва 2001.

3. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р. Available at: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf

4. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности. Вопросы психологии. Москва, 1996.

5. Дерябо С.Д. Личность: от субъективности к субъектности. Развитие личности. Москва, 2002.

6. Алексеева Л.Ф. Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии. Вестник практической психологии образования. Москва, 2009.

7. Якиманская И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. Вопросы психологии. Москва, 1994.

8. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю., Бугайчук Т.В. Новый взгляд на повышение квалификации преподавателя высшей школы. Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2016.

9. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Молодое поколение России: формируем гражданское самосознание. Профессиональная деятельность педагога: новые подходы и решения. Ульяновск, 2017.

References

1. Kraevskij V. V. Soderzhanie obrazovaniya: vpered k proshlomu. Moskva, 2000.

2. Shishov S.E., Agapov I.I. Kompetentnostnyj podhod k obrazovaniyu kak neobhodimost'. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. Moskva 2001.

3. Strategiya povysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2023 gody. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25 sentyabrya 2017 g. № 2039-r. Available at: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf

4. Osnickij A.K. Problemy issledovaniya sub'ektnoj aktivnosti. Voprosypsihologii. Moskva, 1996.

5. Deryabo S.D. Lichnost': ot sub'ektivnosti ksub'ektnosti. Razvitie lichnosti. Moskva, 2002.

6. Alekseeva L.F. Assertivnost' kak osnovnoe svojstvo sub'ekta v psihologii. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. Moskva, 2009.

7. Yakimanskaya I.S. Trebovanie k uchebnym programmam, orientirovannym na lichnostnoe razvitie shkol'nikov. Voprosy psihologii. Moskva, 1994.

8. Koryakovceva O.A., Tarhanova I.Yu., Bugajchuk T.V. Novyj vzglyad na povyshenie kvalifikacii prepodavatelya vysshej shkoly. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Yaroslavl', 2016.

9. Koryakovceva O.A., Bugajchuk T.V. Molodoe pokolenie Rossii: formiruem grazhdanskoe samosoznanie. Professional'naya deyatel'nost'pedagoga: novye podhody iresheniya. Ul'yanovsk, 2017.

Статья поступила в редакцию 13.06.19

УДК 371.146+376.6

Burov K.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Docent, senior lecturer, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: burov_ks@ipk74.ru

Sevrukova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Docent, senior lecturer, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: sevryukova_aa@ipk74.ru

Selivanova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), Docent, senior lecturer, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: selivanova_ea@ipk74.ru

USING THE RESOURCES OF THE INTERNAL TRAINING OF TEACHERS TO MASTER THE WAYS OF INTERACTION WITH CHILDREN OF MIGRANTS. The

relevance of the problem of training teachers to interact with migrant children is due to the socio-economic processes taking place in modern society and reflected in the growth of labor migration. Accordingly, schools accept a large number of migrant children for education. Experience shows that children of migrants need special support from teachers. The survey shows that teachers experience significant difficulties in this segment of activity. The authors prove the expediency of using the resources of internal organizational training to prepare teachers. A set of methods has been proposed: mastering the situational analysis; training in the development of readiness to interact with children of migrants; participation in the development and implementation of individual routes. The contents of this complex is a scientific novelty of the research. Practical significance lies in the author's technological map of diagnostics of readiness for educational and social integration of a child who is in a situation of forced bilingualism. The levels of readiness of children for educational and social integration, the substantive aspects of intra-organizational training are valuable for use in practice.

Key words: children of migrants, teachers, pedagogical interaction with children of migrants, internal training, situation analysis, training of development of readiness to interact with children of migrants, individual route.

К.С. Бурое, канд. пед. наук, доц., доц. Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, E-mail: burov_ks@ipk74.ru

А.А. Сеерюкоеа, канд. пед. наук, доц., доц. Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, E-mail: sevryukova_aa@ipk74.ru

Е.А. Селиванова, канд. психол. наук, доц., доц. Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, E-mail: selivanova_ea@ipk74.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ОСВОЕНИИ ИМИ СПОСОБОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ

Актуальность обращения к проблеме подготовки педагогов к взаимодействию с детьми мигрантов обусловлена социально-экономическими процессами, происходящими в современном обществе и отражающимися в росте трудовой миграции. Соответственно, школы принимают на обучение большое количество детей мигрантов. Практика показывает, что дети мигрантов нуждаются в специальной поддержке со стороны педагогов. Проведённое анкетирование показывает, что педагоги испытывают существенные затруднения в этом сегменте деятельности. Для подготовки педагогов авторы доказывают

целесообразность использования ресурсов внутриорганизационного обучения. Предложен комплекс способов: освоение ситуационного анализа; прохождение тренинга развития готовности к взаимодействию с детьми мигрантов; участие в разработке и реализации индивидуальных маршрутов. Содержание этого комплекса составляет научную новизну исследования. Практическая значимость заключается в разработанной авторской технологической карте диагностики готовности к образовательной и социальной интеграции обучающегося, находящегося в ситуации вынужденного билингвизма. Ценными для использования в практике являются выделенные уровни готовности обучающихся к образовательной и социальной интеграции, содержательные аспекты внутриорганизационного обучения.

Ключевые слова: дети мигрантов, педагоги, педагогическое взаимодействие с детьми мигрантов, внутриорганизационное обучение, ситуационный анализ, тренинг развития готовности к взаимодействию с детьми мигрантов, индивидуальный маршрут.

Интеграция детей из семей мигрантов в образовательное и социокультурное пространство как социальная проблема существует достаточно давно. Причины её возникновения - это процессы и явления, характеризующие особенности социального развития. Проблемы организации обучения детей этой категории, связанные с учётом фактора многоязычия, известны и характерны для многих мировых образовательных систем. Так, например, по оценкам специалистов: в Австралии, как полиэтническом государстве до 70% учащихся многоязычны; в США - до 40% учащихся не владеют в необходимой мере английским языком; во Франции и Германии - до 30% учащихся из семей мигрантов [1].

Такая проблема в последнее время обострилась и в России в связи с особенностями социальных процессов. Процессы трудовой и социальной миграции иностранных граждан привели к широкой представленности в российских школах такой категории обучающихся как дети из семей мигрантов. Большинство детей мигрантов слабо владеют русским языком, на котором осуществляется образовательный процесс. Часть таких детей хорошо владеют русским языком, однако и для них он является для них вторым (неродным) языком. Таким образом, можно констатировать наличие противоречия между необходимостью освоения содержания образования учащимися, для которых русский язык не является родным, и отсутствием у них соответствующих языковых и социальных компетенций.

Если посмотреть на результаты тестирования обучающихся мигрантов по степени овладения русским языком, то можно утверждать, что эти дети представляют собой неоднородную по своему социокультурному, языковому уровню группу, в которую входят как дети с практически полным незнанием русского языка (языковым барьером), начавшие изучать его только в школе; дети, чьи семьи недавно мигрировали, русским же языком они владеют лишь на пороговом (бытовом) уровне, так и те дети, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке (минимальный языковой барьер).

Говоря о педагогической характеристике детей с билингвизмом, можно выделить следующие их особенности: нахождение в среде, в которой говорят как на своем родном языке, так и на русском языке; употребление в общении неродного языка; недостаточное владение вторым языком в разной степени (ограниченность словарного запаса, нарушения речи и письма, различия в выразительности); затруднения в получении образования на неродном языке; затруднения в социальной коммуникации. Таким образом, перед нами возникает довольно обширный круг задач педагогического сопровождения таких учащихся в рамках образовательного процесса: изучение и совершенствование владения русским языком, возможно коррекционная работа в овладении речевыми навыками, вопросы образовательной и социальной интеграции.

В России только начинает складываться педагогический взгляд на проблему социальной и образовательной интеграции мигрантов в русле таких педагогических идей, как: идеи поликультурности; идея обеспечение равного доступа к образованию; теория гуманно ориентированного образования; теория инклюзивного образования; идеи образовательной и социокультурной интеграции и т. д.

Всё это приводит нас к необходимости научного обоснования образовательной интеграции детей мигрантов в образовательное и социокультурное пространство. Для этого важно, чтобы педагоги умели обеспечить успешность этого процесса. Однако практика показывает, что педагоги испытывают затруднения при взаимодействии с обучающимися из семей мигрантов.

Нами проведено исследование затруднений педагогов в этом сегменте деятельности. В опросе приняли участие 327 педагогов общеобразовательных организаций Челябинской области. Содержание вопросов и полученные результаты отражены в таблице 1.

Данные высвечивают затруднения, которые испытывают педагоги во взаимодействии с детьми-мигрантами. Большинство опрошенных указали, что взаимодействие с обучающимися из семей мигрантов отличается от такового с

другими учащимися. Сложности, которые испытывают педагоги, разного рода: коммуникация, поведение таких обучающихся и непосредственно образовательные результаты. Это говорит о том, что педагоги нуждаются в освоении способов взаимодействия с детьми мигрантов.

Выявлено, что проблема освоения педагогами способов взаимодействия с детьми мигрантов остаётся весьма актуальной. Существуют разные пути развития профессионализма учителей: самообразование, курсовая подготовка, участие в конференциях, форумах и др. Для решения обозначенной проблемы авторы предлагают использовать внутриорганизационное обучение, обладающее несомненными преимуществами, среди которых:

- учёт желаемой конечной цели обучения, определяемой кадровой политикой организации, направленной на поддержания её функционирования и развития (И.О. Темнова) [2];

- использование личного опыта обучающегося (О.С. Ярилова) [3];

- понимание интересов и затруднений учителей, наличие особой рефлексивной среды (А.С. Кахаров, Н.У. Ярычев) [4].

- организация работы над реальными задачами, взаимообучение, развитие по-тенциала педагогов за счёт преобладания активных и интерактивных методов образо-вания, расширение сфер деятельности, внедрение полученных результатов в практику (С.И. Змеёв, Ю.Н. Кулюткин, И.А. Колесников, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая) [5; 6; 7].

Данные выводы исследователей относительно исключительности ресурсов внутриорганизационного обучения могут быть положены и в основу процесса обучения педагогов способам взаимодействия со школьниками из семей, прибывших из других стран. Важно подчеркнуть, что внутриорганизационное обучение позволяет:

- учитывать реальную ситуацию с миграционными процессами, складывающимися в конкретном регионе и отражающимися в образовательной организации;

- базироваться на изученных потребностях, возможностях, как самих детей из семей мигрантов, так и педагогов, испытывающих дефицит профессиональных компетенций в этом сегменте деятельности;

- применять методы, наиболее подходящие для активизации потенциала участников повышения профессионализма, оперативно изменять способы работы с учителями;

- легко сочетать теорию с немедленной практической деятельностью со школьниками, поступившими на обучение из других государств, гибко реагировать на ситуации, возникающие в образовательном процессе.

На основе положений внутриорганизационного обучения разработан комплекс способов подготовки педагогов к работе со школьниками из семей мигрантов.

Авторы статьи в качестве первого способа успешного взаимодействия со школьниками из семей мигрантов предлагают освоение учителями ситуационного анализа в рамках внутриорганизационного обучения. В ситуационном анализе сначала происходит сбор имеющейся информации, даётся её оценка, производятся анализ и переработка данных. В результате рождается вторичная производная информация, дающая толчок к действиям. Метод ситуационного анализа предоставляет возможность тщательно исследовать новую ситуацию и принять адекватное решение для её изменения в положительную строну.

В качестве примера приведём часто проявляющийся в образовательном пространстве конфликт культур. Так, девочки из семей мигрантов-мусульман отказываются переодеваться в спортивную форму на уроках физической культуры, так как ислам предписывает женщинам носить платья, не подчёркивающие изгибы фигур. Что делать учителю? В данном случае без ситуационного анализа невозможно обойтись. Для принятия взвешенного решения можно обратиться к мнению экспертов, обсудить ситуацию с коллегами в малых группах с примене-

Таблица 1

Результаты опроса по теме «Взаимодействие педагогов с детьми мигрантов»

Вопрос Варианты ответов

Испытываете ли вы затруднения во взаимодействии с детьми мигрантов Да Частично Нет

68% 24% 8%

Отличается ли характер взаимодействия с детьми мигрантов от такового с другими детьми Да Частично Нет

82% 18% 0%

Какого рода трудности Вы испытываете во взаимодействии с детьми мигрантов Коммуникация Поведение Обучение

54% 76% 69%

нием метода «мозговой атаки», затем в коллективе для принятия общего решения. Целесообразным будет обращение к кейс-методу (пошаговый разбор ситуации с вариантами решений).

В процессе внутриорганизационного обучения педагоги обсуждают реальные жизненные ситуация, возникающие в обучении детей мигрантов, осваивая при этом различные методы ситуационного анализа: двухтуровое анкетирование, факторный анализ, многомерное шкалирование, методы моделирования. Все занятия организуются в интерактивной форме, где педагоги могут выбирать, в какой роли они будут участвовать, что и когда осваивать в какой из групп. Такой гибкий подход мотивирует учителей, направляет их на поиск оптимальных решений проблем, возникающих во взаимодействии с обучающимися, прибывшими из других государств.

Вторым способом повышения профессионализма педагогов будет являться тренинг развития готовности педагогов к взаимодействию с детьми мигрантов. Он направлен на развитие коммуникативной компетентности педагогов и их эмоционального интеллекта. Развитие коммуникативной компетентности включает в себя в первую очередь формирование навыков бесконфликтного поведения с обучающимся. Акцент целесообразно делать на учете возрастных, индивидуальных и национальных особенностей школьников. За основу принимаются упражнения тренинга С.В. Кривцовой «Учитель и проблемы дисциплины» [8]. Кроме прочего используются материалы с интернет-портала «Азбука буллин-га» данного автора [9]. Педагоги знакомятся с условиями профилактики буллинга в школе, который часто осуществляется, как со стороны детей мигрантов, так и в их адрес. Профилактика насилия в школе со стороны педагога кроме прочего заключается в освоении методических рекомендаций Л. Петрановской [10]. Для того, чтобы учесть национальный контекст, с педагогами осваиваются упражнения по межкультурной коммуникации [11].

Развитие эмоционального интеллекта включает в себя техники саморегуляции эмоционального состояния педагога. Это в первую очередь умение регулировать такие состояния как агрессивность, раздражительность, тревожность, страхи, обиды. Причём педагогами отрабатываются упражнения как на саморегуляцию, так и на регуляцию таких состояний у обучающихся. Это упражнения на релаксацию, переключение, абстрагирование, рефлексию, переосмысливание ситуаций. Упражнения включают в себя как двигательные техники, так и визуализации. Основная цель состоит в профилактике эмоционального выгорания педагогов, работающих в условиях повышенного стресса. Параллельно решается задача освоения навыков регуляции состояния обучающихся. Принимаются во внимание культурные ценности детей мигрантов, их менталитет и, соответственно, поведение.

Таким образом, тренинг развития коммуникативной компетентности и эмоционального интеллекта включает развитие готовности педагогов в работе с детьми мигрантов.

Третьим способом, реализуемым в практике образования детей из семей мигрантов, будет разработка и реализация индивидуальных маршрутов. Поэтому во внутриорганизационном обучении предусмотрено освоение педагогами специального алгоритма, позволяющего поддержать учителя в этой пока ещё не получившей широкого распространения в современной отечественной школе деятельности. Ориентировочной содержательной основой для педагогов будут следующие этапы:

Этап 1. Диагностика готовности к образовательной и социальной интеграции обучающегося, находящегося в ситуации вынужденного билингвизма с помощью технологической карты (таблица 2).

Этап 2. Анализ результатов, выявление «сильных сторон», «проблемных зон» и согласование позиций с обучающимися и их родителями. Результаты диагностики позволяют определить уровни готовности обучающихся к образовательной и социальной интеграции:

- Высокая степень готовности: готов к образовательной и социальной деятельности в составе образовательного коллектива по всем критериям, обладает

достаточным уровнем владения языком, отсутствуют нарушения речи, отсутствуют психологические проблемы, проблемы социальной коммуникации, показывает высокие образовательные результаты.

- Средняя степень готовности: готов к образовательной и социальной деятельности в составе образовательного коллектива: обладает пороговым или достаточным уровнем владения языком, отсутствуют нарушения речи, могут присутствовать отдельные проявления психологических и коммуникационных проблем, справляется с освоением основной образовательной программы.

- Низкая степень готовности: не готов к образовательной и социальной деятельности в составе образовательного коллектива, не обладает пороговым или достаточным уровнем владения языком, имеются нарушения речи, присутствуют отдельные проявления психологических и коммуникационных проблем, имеет затруднения в освоении основной образовательной программы.

Этап 3. Комплектование групп школьников из семей мигрантов, имеющих аналогичные «проблемные зоны», либо одинаковые образовательные потребности.

Этап 4. Оценка потенциала образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Составление карты ресурсного обеспечения.

Этап 5. Привлечение обучающихся к выбору стратегии преодоления трудностей с помощью карты ресурсного обучения.

Этап 6. Поддержка обучающихся в создании индивидуальных образовательных маршрутов.

Этап 7. Закрепление индивидуальных образовательных маршрутов в локальных актах образовательной организации.

Этап 8. Педагогическое сопровождение школьников в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов: выстраивание доверительных отношений, мотивация обучающихся на выход из негативных сценариев, консультирование, координация взаимодействия субъектов образовательных отношений.

Этап 9. Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, презентация достижений обучающихся.

Этап 10. Педагогический анализ эффективности индивидуальных образовательных маршрутов, выявление проблем обучающихся, проектирование дальнейшей работы с обучающимися из семей мигрантов.

Данный алгоритм тщательно проигрывается в процессе внутриорганизаци-онного обучения, педагоги могут выступать в различных ролях, в том числе, в роли обучающихся из семей мигрантов, их родителей, одноклассников, социальных партнёров. Стоит добавить, что индивидуальные образовательные маршруты должны стать объектом пристального внимания и обсуждения в рамках заседаний совета школы, педагогических консилиумов, методических совещаний. Представленный авторами алгоритм может быть изменён, творчески применён в конкретной образовательной организации.

Научная новизна исследования состоит в разработке комплекса способов внутриорганизационного обучения педагогов для их успешного взаимодействия с детьми мигрантов. Для педагогов-практиков предложены авторская технологическая карта диагностики готовности к образовательной и социальной интеграции обучающегося, находящегося в ситуации вынужденного билингвизма; уровни готовности обучающихся к образовательной и социальной интеграции: содержательные аспекты внутриорганизационного обучения. Дальнейшая работа предполагается в проведении апробации разработанного комплекса способов внутриорганизационного обучения педагогов взаимодействию с обучающимися из семьи мигрантов. Педагогам школ Челябинской области будет предложено освоить ситуационный анализ; пройти тренинг развития готовности к взаимодействию с детьми мигрантов; поучаствовать в разработке и реализации индивидуальных маршрутов.

Таблица 2

Критерий Показатель Средство диагностики (рекомендуемое) Ответственный за диагностику

Лингвистический статус Достаточность уровня владения русским языком для общения и обучения. Средства оценки предметных результатов по русскому языку Учитель русского языка

Логопедический статус Наличие/отсутствие нарушений речи Индивидуальная карта логопедического обследования (методика ГВ. Чиркиной). Логопед

Психологический статус Степень выраженности негативных психологических состояний Самооценка психических состояний Г Айзенка, Педагог-психолог

Образовательный статус Сведения об успеваемости (средний балл, по образовательным областям) Журнал успеваемости Классный руководитель

Социальный статус Наличие/отсутствие коммуникационных проблем, степень выраженности социальных компетенций Социометрия, Методика оценивания социализации Классный руководитель

Технологическая карта диагностики готовности к образовательной и социальной интеграции обучающегося, находящегося в ситуации вынужденного билингвизма

Библиографический список

1. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): учебное пособие для преподавателей и студентов. Москва: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.

2. Темнова И.О. Методы обучения работников в современных организациях. Проблемы науки. 2018; 9 (33). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-obucheniya-rabotnikov-v-sovremennyh-organizatsiyah

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ярилова О.С. Развитие системы повышения квалификации управленческих кадров вуза на основе личностно ориентированного подхода. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010.

4. Кахаров А.С., Ярычев Н.У. Возможности внутриорганизационного обучения в обеспечении подготовки молодого преподавателя колледжа к проектированию индивидуальной методической системы. Современные проблемы науки и образования. 2012; 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6874

5. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. Москва: ПЕР СЭ, 2007.

6. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. Москва: Просвещение, 1985.

7. Колесников И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. Основы андрагогики: учебное пособие. Москва: Академия, 2003.

8. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. Москва: «Генезис», 2004. (Серия «Психолог в школе»).

9. Кривцова С.В. Азбука буллинга. Available at: http://www.psychologia.edu.ru/azbuka-bullinga/start.html

10. Петрановская Л. ^^uNET. Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов. Available at: http://14gimnazia.com/stella/18-19/metodichka_dlja_ uchitelej_travli_net.pdf

11. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учебно-методическое пособие. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

References

1. Balyhina T.M. Metodika prepodavaniya russkogoyazyka kaknerodnogo (novogo): uchebnoe posobie dlya prepodavatelej i studentov. Moskva: Izdatel'stvo Rossijskogo universiteta druzhby narodov, 2007.

2. Temnova I.O. Metody obucheniya rabotnikov v sovremennyh organizaciyah. Problemy nauki. 2018; 9 (33). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-obucheniya-rabotnikov-v-sovremennyh-organizatsiyah

3. Yarilova O.S. Razvitie sistemy povysheniya kvalifikacii upravlencheskih kadrov vuza na osnove lichnostno orientirovannogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

4. Kaharov A.S., Yarychev N.U. Vozmozhnosti vnutriorganizacionnogo obucheniya v obespechenii podgotovki molodogo prepodavatelya kolledzha k proektirovaniyu individual'noj metodicheskoj sistemy. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6874

5. Zmeev S.I. Andragogika: osnovy teorii, istorii i tehnologii obucheniya vzroslyh. Moskva: PER S'E, 2007.

6. Kulyutkin Yu.N. Psihologiya obucheniya vzroslyh. Moskva: Prosveschenie, 1985.

7. Kolesnikov I.A., Maron A.E., Tonkonogaya E.P. Osnovy andragogiki: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2003.

8. Krivcova S.V. Uchitel' i problemy discipliny. Moskva: «Genezis», 2004. (Seriya "Psiholog v shkole").

9. Krivcova S.V. Azbuka bullinga. Available at: http://www.psychologia.edu.ru/azbuka-bullinga/start.html

10. Petranovskaya L. TravliNET. Metodicheskoe posobie dlya pedagogov shkol i shkol'nyh psihologov. Available at: http://14gimnazia.com/stella/18-19/metodichka_dlja_uchitelej_ travli_net.pdf

11. Rot Yu., Koptel'ceva G. Mezhkul'turnaya kommunikaciya. Teoriya i trening: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: YuNITI-DANA, 2006.

Статья поступила в редакцию 14.07.19

УДК 379.81

Wang Bo (China), postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: 1617465160@qq.com

CULTURATIVE TECHNOLOGIES IN THE SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY OF THE EDUCATIONAL SUBJECT. The article is dedicated to a topical problem of the usage of cultural technologies in socio-cultural activities for teaching subjects at school. The author substantiates the place of cultural technologies in the system of educational technologies, provides a historical overview of the formation and development of technologization of education. Cultural technologies are considered by the author in the educational process, which takes place in a socio-cultural environment. The author emphasizes that there is a new approach to the organization of socio-cultural activities, which is based on the development of individuality, identity, self-realization and self-value. The work reveals features and the role of cultural technologies in the organization of socio-cultural activities, designed to meet the cultural and educational needs of the individual.

Key words: socio-cultural activities, cultural technology, process of education.

Ван Бо, аспирантка, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург,

E-mail: 1617465160@qq.com

КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА ВОСПИТАНИЯ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме реализации культуротворческих технологий в социально-культурной деятельности субъектов воспитания. Автором обосновывается место культуротворческих технологий в системе педагогических технологий, дается исторический обзор становления и развития технологизации образования. Культуротворческие технологии рассматриваются автором в воспитательном процессе, который протекает в социокультурной среде. Автор подчёркивает, что сегодня формируется новый подход к организации социально-культурной деятельности, в основе которого лежит развитие таких качеств, как индивидуальность, самобытность, самореализация и самоценность. Выделены особенности и роль культуротворческих технологий в организации социально-культурной деятельности, призванной удовлетворять культурно-образовательные потребности личности.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культуротворческие технологии, процесс воспитания.

Педагогическими технологиями в науке занимаются уже давно. Вопросами технологизации обучения активно занимались зарубежные авторы: А. Ламсдейн, П. Митчелл, Ф. Персиваль, Д. Финн, Г Эллингтон и др., которые так или иначе привязывали их к информационным технологиям, под которыми первоначально понималась работа с информацией, затем в процесс стали включать так называемые «сопутствующие средства», в том числе электронно-вычислительные машины и компьютеры.

Несколько позже по вопросам технологий обучения появились труды отечественных авторов, среди основных хотелось бы отметить работы последних лет: В.С. Кукушкина, Е.С. Полат, Е.С. Романова, ГК. Селевко, Н.Н. Суртаева, А.А. Факторович и многие др. Сегодня проблемам использования педагогических технологий в педагогической практике уделяется огромное внимание. В методической литературе можно найти различные подходы к пониманию педагогических технологий, так, Н.Н. Суртаева в своей работе отмечает: «О гуманитарных тех-

нологиях, в том числе и педагогических, в последнее время сказано немало. К сожалению, на практике образования возможности их применения остаются далеко не реализованными» [1, с. 6], автор подчёркивает, что «в условиях куль-туротворческой педагогики центральной составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками (субъект-субъектные отношения)» [1, с. 32].

Различные авторы по-своему подходят к трактовке определения педагогических технологий, предлагаются различные подходы к их классификации, нам показалась интересной система классификации, которую предлагает Н.Н. Сур-таевой (рисунок 1).

В системе педагогических технологий выделяют большую группу воспитательных технологий. Классификацию технологий, которые применяют в процессе воспитания, приведенных Н.Н. Суртаевой в другой своей работе (2017) [2], представим схемой (рисунок 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.