Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьник / учебно-познавательная компетенция / кейс-технология / образовательная организация / коммуникация / student / educational and cognitive competence / case technology / educational organization / communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачароева Асет Хамзатовна, Ахмадова Тамуса Хамидовна, Мамиева Зарема Мурцаловна

Выявление предпосылок к формированию учебно-познавательной компетенции школьников с применением кейс-технологии как инструмента повышения познавательной активности в образовательном процессе. Широкое распространение некоторых технологий, в частности, кейс-технологии, определяет значительную востребованность и положительную обратную связь со стороны школьников. В качестве полученных результатов приводится пример педагогического сотрудничества между педагогами образовательных организаций Чеченской Республики и ФГБОУ ВО ЧГПУ, ИнГУ и ЧГУ. Акцентируется внимание на возможности реализации подобного сотрудничества при совершенствовании учебно-познавательной компетенции. Приводятся аргументы в пользу перспективности объединения усилий образовательной организации и университета для формирования функциональной грамотности посредством кейс-технологии как средства активной познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хачароева Асет Хамзатовна, Ахмадова Тамуса Хамидовна, Мамиева Зарема Мурцаловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification of prerequisites for the formation of educational and cognitive competence of schoolchildren with the use of case technology as a tool for increasing cognitive activity in the educational process. Widespread use of some technologies, in particular, case-technology, determines significant demand and positive feedback from schoolchildren. An example of pedagogical cooperation between teachers of educational organisations of the Chechen Republic and FSBEI VO CHSPU, InSU and CHSU is presented as the results obtained. Attention is paid to the possibility of implementing such co-operation in improving learning and cognitive competence. Arguments are given in favour of the prospects of combining the efforts of an educational organisation and a university to develop functional literacy through case technology as a means of active cognitive activity.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ»

Просвещение, 2010. - 31с.

9. Чернов, И.А. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения / И.А. Чернов // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - №8. - С. 128-132

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и дошкольной психологии Хачароева Асет Хамзатовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ахмадова Тамуса Хамидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); доцент кафедры иностранных языков Мамиева Зарема Мурцаловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Выявление предпосылок к формированию учебно-познавательной компетенции школьников с применением кейс-технологии как инструмента повышения познавательной активности в образовательном процессе. Широкое распространение некоторых технологий, в частности, кейс-технологии, определяет значительную востребованность и положительную обратную связь со стороны школьников. В качестве полученных результатов приводится пример педагогического сотрудничества между педагогами образовательных организаций Чеченской Республики и ФГБОУ ВО ЧГПУ, ИнГУ и ЧГУ. Акцентируется внимание на возможности реализации подобного сотрудничества при совершенствовании учебно-познавательной компетенции. Приводятся аргументы в пользу перспективности объединения усилий образовательной организации и университета для формирования функциональной грамотности посредством кейс-технологии как средства активной познавательной деятельности.

Ключевые слова: школьник, учебно-познавательная компетенция, кейс-технология, образовательная организация, коммуникация.

Annotation. Identification of prerequisites for the formation of educational and cognitive competence of schoolchildren with the use of case technology as a tool for increasing cognitive activity in the educational process. Widespread use of some technologies, in particular, case-technology, determines significant demand and positive feedback from schoolchildren. An example of pedagogical cooperation between teachers of educational organisations of the Chechen Republic and FSBBI VO CHSPU, InSU and CHSU is presented as the results obtained. Attention is paid to the possibility of implementing such co-operation in improving learning and cognitive competence. Arguments are given in favour of the prospects of combining the efforts of an educational organisation and a university to develop functional literacy through case technology as a means of active cognitive activity.

Key words: student, educational and cognitive competence, case technology, educational organization, communication.

Введение. Педагог в процессе профессиональной активности при взаимодействии со школьниками зачастую использует различные приемы и технологии. Подобный подход призван повышению интереса со стороны школьников к познавательной деятельности. Некоторые приемы в настоящее время в образовательной системе по различным причинам используются значительно реже. В связи с этим ключевую позицию в школьном образовании занимает формирование учебно-познавательной компетенции (далее - УПК), ведь именно она обуславливает пробуждение мотивации, возникновение интереса к процессу обучения, появление желания самосовершенствования, а также развитие всех коммуникативных, когнитивных, личностных качеств, то есть всему тому, что является главной целью современного отечественного образования. Однако на их смену приходят новые технологии, которые зарекомендовали себя в иных сферах обучающего характера, к примеру, в тренинговой деятельности. Широкое распространение некоторых технологий, в частности, кейс-технологий определяет значительную востребованность и положительную обратную связь со стороны школьников, что указывает на актуальность настоящего исследования.

Изложение основного материала статьи. Современная образовательная система обязывает педагога применять интерактивные педагогические приемы, которые позволяют школьникам в расширенном и интенсивном формате осваивать новые знания и навыки. Обозначенной интенсификации во многом способствует система компетенций, которые взаимодополняют друг друга. Все компетенции охватывают базовые личностные качества школьника как будущего самостоятельного гражданина. Перед педагогом стоит основная задача - научить учащегося получать самостоятельно новые знания и применять их в повседневной жизни [4,С. 116].

Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, а также способность и, главное, готовность обучающихся к эффективному осуществлению учебной деятельности и применению полученных знаний и навыков на практике. Сегодня ученые-педагоги находятся в постоянных поисках новых технологий и методов для наиболее эффективного овладения УПК, но главным в этом деле по-прежнему остается опора на индивидуальные качества каждого обучающегося, которые служат критерием результативности обучения и в процессе формирования УПК характеризуются как уровни владения данной компетенцией.

Задача служит ориентиром для формирования учебного процесса таким образом, чтобы природные задатки и способности каждого учащегося актуализировались в процессе познавательной деятельности. При этом познавательная деятельность не является конечной целью педагогической активности, так как такой вид познания всегда выступает исключительно как средство исследовательской активности учащегося. Познавательную деятельность можно применять в учебной практике в соответствии с различными целевыми назначениями. Однако доя педагога должно оставаться важным применение грамотного подхода к педагогической деятельности, который во многом зависит от выбранной технологии образовательной направленности.

Одной из технологий, как инструмента педагога, является кейс-технология, которая на практике в значительной степени развивает способность каждого школьника изучать различные учебные проблемы или ситуации, а затем находить приемлемое решение в целях разрешения обозначенной проблемы. Актуализируется проблема поиска новых методик,

технологий, методов, средств и приемов, которые в большей или меньшей степени были бы направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся.

Таким образом, кейс-технология призвана сформировать учебно-познавательную компетенцию школьников, так как основные действия осуществляются при непосредственном взаимодействии с различной информацией. Каждый школьник учится работать с имеющейся информацией и добывать дополнительную информацию, если имеющихся сведений для решения проблемы недостаточно [2, С. 47].

Кейс-технология тесно связана с источниками информации, что наводит школьника на мысль о возможном наличии искомых сведений не только в учебнике или дидактическом пособии. Рассматриваемая технология приучает каждого школьника к беспрепятственной коммуникации в целях получения искомой информации. При разборе проблемной ситуации, которая иначе обозначается как кейс, школьник вынужден дискутировать с одноклассниками, учиться обмениваться с ними мнением, а также интенсивно вспоминать различные источники фактической информации, которая на момент решения проблемной ситуации запечатлена в его памяти. Кейс-технология предполагает работу в малых группах в течение определенного количества времени. Как правило, применение кейс-технологии рассчитывается педагогом, исходя из продолжительности урока [3, С. 107]. Работа в малых группах при решении школьниками проблемной ситуации заставляет каждого учащегося учиться аргументировать собственную точку зрения и приводить доказательства относительно достоверности имеющихся у данного учащегося сведений. При этом особая ценность применения кейс-технологии состоит в том, что школьники могут по-настоящему формулировать вопросы, которые призваны приближать коллектив к искомому решению проблемной ситуации. Такие вопросы могут развивать мыслительный процесс или же менять траекторию дискуссии. Однако в педагогическом смысле важным приоритетом остается не нахождение искомого решения, как правильного, а формирование навыков для исследовательской деятельности, которые впоследствии станут стратегически важными ресурсами школьников.

При использовании кейс-технологии школьникам выдаётся проблемная ситуация, противоречие или вопрос, которые способны побудить участников к дискуссии или активному обсуждению. Им представляется возможность самим изучить дополнительные источники или, используя полученные раннее знания, разобраться в предлагаемой проблеме. Так же необходимо вычленить суть проблемы и предложить альтернативные решения. В дальнейшем необходимо выбрать один из предложенных вариантов и аргументированно доказать его.

Считается, что оптимальное решение бывает лишь одно, а все остальные являются побочными. Использование данного метода позволяет обучающимся достичь следующих результатов: креативно мыслить, высказывать своё мнение и отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию, а также прогнозировать последствия принятого решения и нести ответственность за него.

Сущность рассматриваемой проблемной ситуации может затрагивать любой аспект познавательной деятельности. Школьники могут решать учебные задачи исключительно посредством мыслительного процесса, но также, если того требуют условия решения проблемной ситуации, прибегать к проведению небольших опытов или экспериментов. Практическая составляющая значительно расширяет содержательную сущность учебно-познавательной компетенции, так как в процессе опыта или эксперимента школьники развивают навыки наблюдательности и анализа. Указанные навыки также являются для школьников источниками получения информации [5, С. 68].

Любая технология имеет свою структуру и алгоритм работы, которые помогают получить более точные, корректные и эффективные результаты.

Формирование кейсов, в большинстве случаев, происходит по одной структуре.

- Создание проблемной ситуации - основа любого кейса. История или случай, которые легли в основа кейсового задания.

- Контекст - место и время, исторические события или значимость места, главные герои, их особенности поведения, характеристики, комментарии со стороны автора, для более детального и точного понимания сюжета истории. Эта часть является базисной для формирования кейса.

- Задания - это может быть, как тест, так и вопросы разных типов сложности. Задания должны основываться на сюжете кейса, подчёркивать главную проблему. Они должны быть понятными, логично сформулированными, доступными и посильными для решения.

- Приложения - в этой части могут быть дополнительные источники, сноски, данные, схемы, картинки, таблицы и прочее. Они должны помогать в решении кейса.

Практическая составляющая при реализации кейс-технологии необязательно затрагивает лишь школьные предметы об окружающем мире, к примеру, природоведение. Эксперименты представляется возможным проводить в отношении этимологии слова или измерения идентичных по габаритам предметов. При этом рассматриваемая технология предполагает, что педагог совместно со школьниками разрабатывает общие правила познавательной деятельности при решении проблемной ситуации. Подобный подход способствует доверительным отношениям между педагогом и школьниками, а также непосредственно между школьниками [7, С. 36]. Осознавая равные права во время решения проблемных ситуаций, каждый школьник склонен воспринимать кейс-технологию как средство достижения искомой цели в условиях знакомой атмосферы обучающего характера. Таким образом, каждый школьник может не замечать, что участвуя в работе малой группы, в соответствии с общими для всех правилами, он в действительности обучается новому, обретает бесценный опыт, получает новые знания, совершенствует навыки работы с информацией.

Кейс-технология относится к интерактивным методам обучения, от чего позволяет формировать позитивное отношение от всех участников образовательного процесса. Наряду с формированием учебно-познавательной компетенции, применение кейс-технологии также предполагает совершенствование коммуникативной компетенции. Однако указанная коммуникативная компетенция несколько отличается от классического ее понимания. Ключевым отличием обозначенной компетенции при реализации кейс-технологии является познавательная направленность осуществляемых коммуникаций. В процессе дискуссии и поиска решения проблемной ситуации школьники учатся результативной коммуникации, не замечая совершенствования данного навыка. Для них коммуникация выступает таким же средством познания, как и непосредственно кейс-технология. Этому способствует смещение фокуса внимания школьников с потенциально проблемных аспектов их функциональности в обществе на общее коллективное дело.

Под потенциально проблемными аспектами подразумеваются сложности в процессе коммуникаций, с которым школьники могут сталкиваться по причине своих индивидуальных особенностей или фобий при взаимодействии с внешним миром. Кейс-технология зачастую устраняет многие сложности коммуникации за счет проявления интереса со стороны школьников к проблемной ситуации и любопытства при поиске решения. Однако существует риск для педагога, что сущность предлагаемой проблемной ситуации может не заинтересовать школьников. Причина подобной обратной реакции может состоять в тематическом направлении проблемной ситуации, которая находится вне круга потенциального интереса школьников.

Дополнительным фактором отсутствия интереса среди школьников может стать не соответствие степени сложности проблемной ситуации возрастным особенностям школьников. Поэтому от педагога требуется знание психологических особенностей школьников, их возрастных ожиданий от окружающего мира, а также педагогических приемов, позволяющих подбирать проблемные ситуации в соответствии с образовательной программой и спецификой восприятия школьников [1,С.2].

Кейс-технология, при кажущейся простоте реализации, предполагает подготовительную работу накануне учебного занятия. Установлено, что качественная подготовка на 50% облегчает проведение мероприятия и обеспечивает положительный результат. Педагог может осуществить подготовку как централизованно при формировании учебного плана на предполагаемый учебный год для всех запланированных тематических занятий, так и для каждого отдельного занятия в индивидуальном порядке [6, С. 258].

Качественной подготовке к реализации кейс-технологии могут также способствовать условия образовательной организации, которые выступают в виде помещения, инвентаря, компьютерного оборудования, бумажных носителей, волонтеров из числа учащихся других классов и др. Соответственно, рассматриваемая технология представляет собой потенциально расширенный перечень активных действий, как со стороны педагога, так и со стороны школьников.

Педагог общеобразовательной организации в качестве ресурса может рассчитывать на профильные кафедры местных университетов. К примеру, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ЧГПУ) активно сотрудничает со школами региона и участвует в познавательной деятельности школьников в гуманитарном и естественнонаучном направлениях [8]. Педагоги по химии, биологии, физике, русскому языку и другим предметам совместно с преподавателями ФГБОУ ВО ЧГПУ проводят учебные мероприятия с применением кейс-технологий. Одновременно с реализацией рассматриваемой педагогической технологии педагогами образовательных организаций и преподавателями ФГБОУ ВО ЧГПУ, ИнГУ и ЧГУ проводятся соответствующие исследования, по результатам которых предполагается создание банка кейсов с учетом регионального компонента.

Обозначенное педагогическое сотрудничество, в целях реализации кейс-технологии, призвано создать учебно-методический комплекс для педагогов общеобразовательных организаций, функционирующих на всей территории Российской Федерации. Одним из ожиданий является создание системы, формирующей среди школьников навыки функциональной грамотности посредством совершенствования учебно-познавательной компетенции. Именно такие технологии сопутствуют наиболее качественному и быстрому развитию учебно-познавательной компетенции у обучающихся в процессе обучения, что подразумевает появление и развитие интереса и мотивации к процессу обучения, повышению уровня качества знаний и умений, а также способности и готовности применять данные знания и умения на практике.

Выводы. Таким образом, реализация кейс-технологии в образовательной организации является достаточно перспективным направлением. Данный аспект заслуживает приоритетного внимания при обучении будущих педагогов, так как рассматриваемая технология способна существенно раскрыть способности и таланты школьников, в том числе испытывающих определенные трудности познавательного или коммуникативного характера. Несмотря на то, что кейс-технология является не единственным инструментом, совершенствующим искомую компетенцию, тем не менее, исследуемый инструмент охватывает все психологические аспекты взаимодействия со школьниками в процессе их познавательной активности. В этом случае педагогу следует акцентировать внимание на тех тематических занятиях, которые способствуют освоению теоретического материала посредством кейс-технологии. Очевидно, что подобных мероприятий в течение учебного года должно быть достаточное количество в целях достижения искомого результата при формировании учебно-познавательной компетенции школьников. Кейс-технология как инновационная педагогическая технология выступает как одно из самых эффективных средств формирования учебно-познавательной деятельности.

Литература:

1. Андриади, И.П. Основные направления применения кейс-технологий в профессиональной подготовке учителя / И.П. Андриади, С.Ю. Темина // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. -№ 3. - С. 2-4

2. Андюсев, Б.Г. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей / Б.Г. Андюсев. - М., 2010. - 261с.

3. Барнс, Л.Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций: (конкретные ситуации и дополнительная литература) / Л.Б. Барнс, K.P. Кристенсен, Э. Дж. Хансен; Пер. с англ. И.А. Петровской, C.B. Костюк; Под ред. А.И. Наумова. - М.: Гардарики, 2000. - 501 с.

4. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2000. - 240 с.

5. Гремин, A.C. Кейс-метод: наиболее распространенная форма реализации компетентностного подхода / A.C. Гремин // Инновации в образовании. - 2010. - № 2. - С. 67-81

6. Игна, О.Н. Методика и технология обучения: понятийно-функциональное соотношение / О.Н. Игна // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №3 (22). - С. 257-260

7. Черкасова, И.И. Возможности кейс-метода в развитии панорамно-педагогического мышления / И.И. Черкасова // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 6. - С. 35-38

8. ЧГПУ будет повышать естественно-научную грамотность обучающихся // ЧГПУ. - URP: clck.ru/35zyaa (дата обращения: 06.08.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.