обучающихся по направлению 38.03.02 «Менеджмент» - «Проблемы правового регулирования управленческих отношений», «Конфликты интересов», для обучающихся по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика» - «Патенты. Защита авторских прав и информационная безопасность» и др. Факультативы, как правило, посвящены самым разным навыкам, которые необходимы, чтобы студенты могли использовать их на практике.
Четвертая и одна из самых перспективных моделей - это соревнование или конкурс. Например, это может быть конкурс «На самую лучшую модель ведения переговоров». Конкурсы по общему правилу подразумевают подготовку командой студентов письменных меморандумов истца и ответчика, а также последующее устное выступление перед жюри с защитой соответствующей правовой позиции. Подобная «игровая» форма обучения студентов очень быстро стала популярной, поскольку позволяет им получить необходимые практические навыки составления письменных состязательных документов, потренировать навыки публичных выступлений, научиться работать в команде.
Выводы. На основании вышеизложенного можно сделать выводы о том, что модельные процессы в педагогической среде позволяют вплотную подойти к алгоритму индивидуальной траектории получения правовых знаний студентами экономического вуза, что обусловлено изменением не только педагогического дизайна и глобальной цифровизацией высшего образования, но и запросом на соединение контента, технологий и педагогического мастерства, чтобы увлечь обучающихся и удержать их интерес в мотивационном векторе получения знаний, умений и навыков. Это позволит также учитывать конкуренцию на рынке труда, статистику исков и споров в экономике, менеджменте и бизнес-информатике. Также приоритетным направлением работы по поиску оптимальных моделей является междисциплинарный подход к обучению, предполагающий комплексное изучение исследуемых вопросов в контексте интеграции права и профессиональной деятельности экономистов, менеджеров, бизнес-информатиков [6].
Литература:
1. Материалы Зимней школы педагогического мастерства 2021 «Не цифрой единой...» // https://www.youtube.com/watch?v=DuafmeJh6rw&feature=youtu.be
2. Августова Ю.В. Применение практико-ориентированного подхода к обучению будущих юристов // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru / (дата обращения: 16.02.2021).
3. Кузнецова С.П. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации // Территория науки. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 16.02.2021).
4. Жадан В.Н. Опыт применения интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин // БГЖ. 2018. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru obucheniya- (дата обращения: 16.02.2021).
5. Алямкин С.Н. Применение кейс-метода в преподавании правовых дисциплин // Мир науки и образования. - 2017. - № 1 (9). - С. 13-14.
6. Kuz'mina E.V., P'yankova N.G., Tret'yakova N.V., Botsoeva A.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians // European Journal of Contemporary Education. 2020. Т. 9. № 1. С. 54-66.
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель межфакультетской языковой кафедры Идигова Жанна Руслановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Сельмурзаева Хеди Рамзановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Мусаева Лиана Селимсолдовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В статье описана кейс-технология как средство формирования учебно-познавательной деятельности студентов в условиях иноязычного образования. Автор показывает роль использования технологий кейс-стади на занятиях по иностранному языку в вузе, который обусловливается переходом на новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования, реализующийся в рамках компетентностного подхода, и предполагает разнообразное использование в учебном процессе интерактивных и активных форм и методов обучения, эффективных образовательных технологий. Автором актуализируется проблема поиска новых методик, технологий, методов, средств и приемов, которые в большей или меньшей степени были бы направлены на активизацию познавательной деятельности студентов.
Ключевые слова: кейс-технология, средство, формирование, учебно-познавательная деятельность, студенты, условия, иноязычное образование.
Annotation. The article describes the case-technology as a means of forming the educational and cognitive activity of students in the conditions of foreign language education. The author shows the role of the use of case-study technologies in foreign language classes at the university, which is conditioned by the transition to a new Federal state standard of basic general education, implemented within the framework of the competence approach, and involves the diverse use of interactive and active forms and methods of teaching, effective educational
technologies in the educational process. The author actualizes the problem of finding new methods, technologies, methods, tools and techniques that would be more or less aimed at activating the cognitive activity of students.
Keywords: case-technology, means, formation, educational and cognitive activity, students, conditions, foreign language education.
Введение. Актуальность использования технологий кейс-стади на занятиях по иностранному языку в вузе обусловливается переходом на новый Федеральный государственный стандарт высшего образования, реализующийся в рамках компетентностного подхода, который предполагает разнообразное использование в учебном процессе интерактивных и активных форм и методов обучения, эффективных образовательных технологий.
В условиях модернизации образования в России позиция преподавателя значительно меняется. Его главной задачей становится мотивация студентов и организация их самостоятельной деятельности, где каждый воплотил бы в жизнь свои интересы и способности. На первое место перед учеными встал вопрос «как учить результативно?», что натолкнули ученых и практиков на попытку "технологизировать" процесс обучения, а именно преобразовать обучение в своеобразный производственно-технологический процесс с гарантированным результатом.
В наше время нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего многообразия образовательных технологий. Кейс-технология (case study) как раз становится одной из перспективных технологий в обучении иностранному языку.
Изложение основного материала статьи. Требования нового образовательного стандарта включают умение обучающихся осуществлять полученные практические навыки и знания для разрешения разных жизненных ситуаций и проблем при выполнении актуальных социальных ролей при помощи средств иностранного языка. Такие умения можно развивать, реализуя технологию кейс-стади при обучении иностранным языкам в вузе.
Использование кейсов виделось актуальным, так как механическое повторение за преподавателем, заученный пересказ текста, ответы на вопросы преподавателя являются так называемым образовательным «тупиком», а также представляют собой серьезную методологическую проблему, игнорирование которой отражалось на снижении образовательного уровня в целом.
В научно-методической литературе обозначены различные определения кейс-стади.
В работах в целом принципиальное различие при использовании терминов метод и технология в контексте кейс-стади не прослеживается, но, чтобы избежать неопределенности и не провоцировать синонимию в терминологии, в нашей работе будет использоваться термин технология.
Перед тем как непосредственно рассматривать признаки технологии кейс-стади, необходимо дать определение некоторым, рассмотренным ниже понятиям.
В эпоху качественных изменений сложившийся традиционной системы образования, переоценки ее целей и ценностей и перехода к непрерывному обучению на протяжении всей жизни, подразумевающему непременное развитие таких качеств личности как активность, самостоятельность и инициативность, на первый план выдвигается проблема активизации познавательной деятельности, формирование которой должно начинаться в вузе.
Развивается новая модель высшей школы, основным результатом в обучении которой становится не система знаний, умений и навыков, а способность использовать совокупность всего полученного в период обучения в вузе на практике, то есть в реальных ситуациях. Все это находит отражение в проектах новых федеральных государственных стандартов начального и основного общего образования, в метапредметных и предметных результатах которых особое внимание уделяется самостоятельной познавательной деятельности студентов в виде овладения познавательными универсальными учебными действиями [2].
Основная задача вуза не учить студентов, а научить их учиться, то есть научить студентов самостоятельно добывать знания для решения различных видов задач.
Сегодня иностранный язык как дисциплина, изучаемый в вузе, выступает не только в качестве основного средства приобщения студентов к культуре других народов, но и воспитывает личность, прививая любовь и уважение к своему народу и Родине. В данном случае именно познавательная деятельность на занятиях по иностранному языку - наиболее действенная сила формирования личности будущего выпускника, ведь именно она способствует возникновению мыслительно-эмоционального отклика на процесс познания. Как невозможно постоянно заставлять человека усваивать знания и умения в готовом виде, так и невозможно научить студентов самостоятельно организовывать свою работу, не ставя его при этом в активную позицию.
Таким образом, актуализируется проблема поиска новых методик, технологий, методов, средств и приемов, которые в большей или меньшей степени были бы направлены на активизацию познавательной деятельности студентов. Если говорить о педагогической технологии, то необходимо отметить, что в контексте сегодняшнего дня она должна быть направлена на достижение конкретной цели, максимально исключать экспромты и представлять детально разработанную модель совместной комфортной деятельности преподавателя и студентов.
Сегодня ответом на запрос повышения качества иноязычного образования может стать использование кейс-технологии [3, с. 45]. Занимаясь исследованием процесса формирования учебно-познавательной компетенции студентов, мы считаем, что данная педагогическая технология в совокупности с множеством уже ранее известных методов обучения, способна достигнуть требуемых результатов образования.
История развития кейс-технологии в образовании условно насчитывает 3 этапа и свое начало берет в двадцатых годах прошлого века в Гарвардской бизнес-школе. Христофор Колумб Лэнгделл, которого можно считать родоначальником данной технологии, в те годы занимал пост декана в Гарвардском университете. Его недовольство уже имеющимися лекционными методами, не имевших особого успеха в обучении, привели ученого к поиску новых методов активизации умственной активности студентов и созданию первого сборника материалов с заданиями, содержащими кейсы. Студентам предлагалось решить различные реальные проблемные ситуации путем групповой работы, включающей коллективное обсуждение имеющихся фактов, спорных моментов и точек зрения, выработку аргументов и доказательство своей правоты. Таким образом Лэнгделл смог обеспечить овладение студентами всеми необходимыми профессиональными умениями для работы в юридической сфере, а кейсы стали применяться в обучении как метод формирования навыков принятия решений в проблемных ситуациях.
Второй этап утверждения применения кейс-технологии в образовании связан с разработкой первого сборника бизнес-кейсов и методических рекомендаций по их написанию, автором которых стал профессор Гарвардского университета Мелвин Копленд. Особенностью кейсов, входивших в данный сборник, стало отсутствие правильных ответов или готового решения проблемы, теперь студентам приходилось полностью полагаться на себя и работать в условиях недостатка информации и неопределенности.
Второй этап становления кейс-технологии связан с ее развитием в Российском образовании в 70-х годах прошлого века. Промышленный прогресс, изменения в общественном укладе жизни, смена системы ценностей - все это стало предпосылками появления описания и активного внедрения кейсов в отечественную педагогику, а также обусловило поиск новых подходов к обучению и внедрению активных методов обучения (ярко напоминающих кейс-технологию).
Третий этап становления кейс-технологии в образовании приходится на 90-е годы и продолжается по сей день.
Несмотря на то, что большинство исследований направлено на внедрение кейс-технологии в сферу высшего образования, а использование кейсов в образовательном процессе изучено менее подробно, данная технология сегодня постепенно, но очень активно внедряется в сферу образования [4, с. 401]. Объясняется это универсальностью и комплексностью данной технологии, позволяющей применить ранее полученные теоретические знания.
Кейс-технология входит в систему практико-ориентированных технологий и представляет собой своеобразный инструмент развития самостоятельного познавательного мышления.
Длительный период времени в педагогических трудах можно было встретить определения «кейс-метод», «кейс-стади», «метод кейсов», но сегодня все шире употребляется термин «кейс-технология», что свидетельствует о стремительном внедрении технологии в процесс иноязычного образования.
Стрелкова А.В. трактует кейс-технологию как группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач [3, с. 33].
Существует несколько отличительных черт данной технологии от других:
1. Технология предназначена для получения знаний по дисциплинам, суть которых плюралистична, то есть не существует единственно возможного способа анализа ситуации и однозначного ответа, что обуславливает вовлечение студентов в творческий процесс поиска решения проблемной ситуации;
2. Акцент обучения на основе кейс-технологии переносится не на овладение готовыми знаниями, а на их выработку, основанную на сотрудничестве преподавателя и студентов;
3. Несомненным достоинством кейс-технологии является ее ориентация на межличностное общение, которое оказывает немалое воздействие на психическую и социальную структуру личности тем самым развивая ее систему ценностей, жизненных позиций и установок мироощущения и миропреобразования;
4. Кейс-технология не обладает такими дефектами традиционного обучения как «сухость» и неэмоциональность изложения материала, а ее межкультурная направленность и приближенность к реальной жизненной ситуации создает высокую степень заинтересованности студентов в процессе обучения иностранному языку, что способствует общему повышению мотивации;
5. Кейс-технология выступает особой парадигмой педагога, работающего над созданием и применение кейсов на занятии, и позволяет ему изменить свой образ мышления, начать думать иначе и обновить свой творческий потенциал.
Главным преимуществом кейс-технологии для формирования учебно- познавательной деятельности считается ее практико-ориентированная направленность, которая помогает студентам сразу применить теоретические знания в практической проблемной и даже межкультурной ситуации.
Обучение на основе кейсов представляет собой закономерный процесс, включающий в себя разработку по определенным алгоритмам проблемной ситуации, постановки необходимых для ее решения задач, коллективной или индивидуальной работы студентов в процессе поиска решения проблемы, а также презентации данных решений. Таким образом, кейсы выступают как одно из самых эффективных средств повышения мотивации, активизации познавательного интереса и общего интереса к процессу обучения иностранным языкам.
Анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что кейс-стади как технология обучения достаточно широко применяется в высших учебных заведениях, в основном, - в сфере обучения студентов по экономическим и техническим специальностям. В то время как в средних общеобразовательных учреждениях данная методика недостаточно проработана и требует особого изучения (Полат, 2008).
Слишком медленное внедрение кейс-технологии в систему высшего образования вызвано рядом факторов, таких как: значительная часть учителей не владеет современной методикой проведения занятий на базе технологии кейс-стади; не всех учителей есть желание использовать интерактивные технологии, они зачастую отдают предпочтение традиционному обучению; для применения технологии кейс-стади требуются больших временные затраты, что проблематично осуществить на практике ввиду строго нормированного учебного процесса; методические рекомендации по составлению и работе с кейсами отсутствуют, а, следовательно, для их применения требуется личное время преподавателя (Полат, 2008).
В научно-методической литературе, посвященной кейс-технологии, существуют различные классификации типов кейсов.
Предлагаемые классификации кейсов обеспечивают педагога пониманием, какой вид кейсов использовать для достижения определенных поставленных целей. По сути, определенного стандарта представления кейса не существует. Но все кейсы, вне зависимости от их вида, определенно должны иметь следующие отличительные черты:
- соответствовать четко поставленной цели создания;
- соответствовать определенному уровню сложности и имеющимся знаниям студентов на данный момент;
- быть поливариантны, то есть не должны иметь единого верного решения;
- иллюстрировать реальные актуальные жизненные ситуации и не устаревать длительный период времени;
- быть написаны интересно, но простым и понятным языком, отличаться проблемностью;
- развивать аналитическое, логическое и креативное мышление;
- провоцировать развитие дискуссии и способствовать развитию навыков сотрудничества.
«Проблема - конфликт - событие» - время разыгрывания ситуации ограничено, главная цель представляется в поиске решения разрешения конфликта и самой проблемной ситуации в целом. Решение принимается на основе установленной заранее в условии решения роли;
«Конфликт - проблема - событие» - развернутый конфликт определяет возникновение проблемной ситуации, что обуславливает необходимость разработки стратегии поведения, которая сможет привести к положительному результату и, вследствие, разрешению проблемы;
«Деятельность - проблема - конфликт» - проблема актуализируется последствиями деятельности. Решение необходимо строить на поиске иного вида деятельности или модели уже использующейся;
«Событие - конфликт - проблема» - развитие ситуации приводит к возникновению дисбаланса, а затем к конфликту, который порождает проблему.
Занятия на основе кейс-технологии чередуют групповую и индивидуальную формы работы. И здесь очень важно познакомить студентов с четким алгоритмом работы с кейсом и научить их направлять активность непосредственно на поиск актуальных решений.
Работая с кейсом, студенты по итогам такого занятия получают анализ обычной ситуации и решение затронутых проблем. Проработка кейсов дает студентам возможность использования готовой схемы решения в определенной ситуации, формирует навыки решения более глубоких проблем, соответственно студенты смогут применить данный опыт в аналогичных случаях в процессе будущей межкультурной деятельности.
Обучение иностранному языку с применением кейс-технологии - не только эффективное средство формирования учебно-познавательной компетенции, но и огромный труд и ответственность для того, кто данные кейсы создает, то есть для педагога. Материалы для создания кейсов должны быть реальными фактами, либо максимально приближенной к реальной информации. Педагог в процессе создания кейса может использовать материалы из:
1. Использование реальных жизненных ситуаций, так называемого «местного» материала, который основывается и освещает опыт самих студентов;
2. Поиск проблемных ситуаций в художественной или публицистической литературе. В первом случае найденный материал придаст разработанному кейсу функцию культурологического развития личности студента. А во втором актуализирует и повысит интерес со стороны студентов;
3. Самым неисчерпаемым источником для создания кейсов является Интернет, который отличается своей гибкостью, масштабностью, а также удобством и скоростью использования.
Но важно помнить, что хорошо подготовленного кейса недостаточно. Помимо подготовки собственных разработанных материалов (кейсов) на педагога ложится огромная ответственность в выборе методического обеспечения, как для самостоятельной работы учащихся, так и для проведения предстоящего занятия и осуществления контроля результатов урока.
Особенностью работы педагога, использующего кейс-технологию, в этом случае будет одновременное выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что результативность преобразований, происходящих в современной высшей школе, в том числе в иноязычном образовании, находится в прямой зависимости от уровня активизации познавательной деятельности студентов. Именно познавательная деятельность, обеспечивая активную жизненную позицию, формирует целостную личность будущего выпускника, готового и способного в будущем решать любой вид проблемных ситуаций, а значит, и готового к самостоятельной жизни и постоянному развитию и самосовершенствованию.
Именно такие технологии сопутствуют наиболее качественному и быстрому развитию учебно-познавательной компетенции у студентов в процессе обучения иностранному языку, что подразумевает появление и развитие интереса и мотивации к процессу обучения, повышению уровня качества знаний и умений, а также способности и готовности применять данные знания и умения на практике. Кейс-технология как инновационная педагогическая технология выступает как одно из самых эффективных средств формирования учебно-познавательной деятельности.
Литература:
1. Полат ЕС. Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы: на примере английского языка: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02. - Москва, 1988. - 426 с.
2. Проект ФГОС ООО 2019: https://fgos.ru/
3. Стрелкова А.В. Формирование социальных компетенций старших подростков методом кейсов [Текст]: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Стрелкова Анастасия Владимировна; [Место защиты: ГАОУВОМ Московский городской педагогический университет], - 2016. - 183 с.
4. Тарева Е.Г. Инновационное моделирование кейсов по межкультурной коммуникации [Текст] / Е.Г. Тарева, Л.Г. Викулова, И.В. Макарова // Бизнес. Образование. Право. - 2018. - N0 4 (45). - С. 398-404.