МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X
5. Kudrjavcev, I.K., & Lebedev, S.A. (2002). Sinergetika kak paradigma nelinejnosti [Synergetics as paradigm nonlinearity]. Voprosyfilosofii, 12, 55-63. [in Russian]).
6. Kurdjumov, S.P., & Knjazeva, E.N. Osnovanija sinergetiki. Chelovek, konstruirujushhij sebja i svoe budushhee. izd. 3rd, Moscow: KomKniga, 2010, 232 p. [in Russian].
© I.D. Nyshchak, 2015
УДК 378
Алексанян Арпине Володяевна
Магистрант Армянского государственного педагогического университета им.Х.Абовяна E-mail: [email protected] Арустамян Астхик Владиславовна Магистрант Армянского государственного педагогического университета им.Х.Абовяна E-mail: [email protected] г. Ереван, Армения
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ РКИ НА ОСНОВЕ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ
Аннотация
В настоящее время методисты-русисты Республики Армения находятся в состоянии поиска новых методов и премов обучения русскому языку как иностранному. На современном этапе одним из возможных способов модернизации учебного процесса является использование кейс-метода (метода кейс-стади), который среди современных технологий и методов обучения в последнее время занимает особое место в профессиональном образовании. Метод кейс-стади предоставляет учащимся реальную возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет студентам адаптироваться к реальным и потенциально возможным профессиональным ситуациям.
Ключевые слова и словосочетания
Модернизация учебного процесса, инновационные технологии, кей-метод, обучение РКИ с
профессиональной направленностью.
В настоящее время методисты-русисты Республики Армения находятся в состоянии поиска новых методов и премов обучения русскому языку как иностранному. При этом, естественно, никто не ставит условия отмены старых традиционных методов обучения. Отнюдь нет. Наоборот, используется весь имеющийся позитив, который является фундаментом традиционного обучения, которое, однако, нуждается в серьезной реконструкции и модернизации. Как справедливо отмечает И.Р.Саркисян, в настоящее время перед методической наукой встала насущная проблема поиска новых нестандартных форм и методов активизации самостоятельной деятельности студентов [1, с. 5].
На современном этапе одним из возможных способов модернизации учебного процесса является использование кейс-метода (метода кейс-стади), который среди современных технологий и методов обучения в последнее время занимает особое место в профессиональном образовании. Он ориентирован главным образом на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в которых учащимися приобретаются стойкие коммуникативные профессиональные умения.
При решении общей проблемы на занятиях по русскому языку как иностранному полезным оказывается сотрудничество, позволяющее учащимся четко осмыслить и усвоить учебный
178
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
профессиональный языковой материал, дополнительную информацию и научиться работать как совместно, так и самостоятельно, что представляется чрезвычайно актуальным в рамках антропоцентризма.
Процесс обучения РКИ с использованием кейс-метода представляет собой имитацию реального профессионального события. Имитация должна сочетать в себе адекватное отражение профессиональной действительности и вариативность обучения.
Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается студентам виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы:
■ самостоятельного осуществления целеполагания,
■ сбора необходимой информации,
■ ее анализа с разных точек зрения,
■ выдвижения гипотезы, выводов, заключения,
■ самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
Проблемные ситуации, разрабатываемые преподавателем, формируются на основе противоречий. Это главное условие использования метода кейс-стади в учебном процессе.
На основе противоречий формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения студентами. В результате происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Таким образом, получается, что кейс-метод заключается в том, что усвоение знаний и формирование умений являют собой результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий.
В профессионально-ориентированном обучении РКИ с применением кейс-метода зона ближайшего развития студентов расширяется до области проблемных профессиональных ситуаций - области, при которой переход от незнания к знанию перестает быть для студентов основным, он становится естественным звеном, зоной его активного развития.
Метод кейс-стади имеет большие преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. Его метод можно рассматривать в аспекте антропоцентрического подхода к учебному процессу в рамках проблемного профессионально-ориентированного обучения.
Сущность востребованного на сегодняшний день метода кейс-стади заключается в самостоятельной иноязычной (русскоязычной) деятельности обучаемых в искусственно созданной учебной профессиональной среде. Это даёт реальную возможность эффективно сочетать на уроках РКИ теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для будущей творческой деятельности в профессиональной сфере.
Студентам предлагаются ситуации профессиональной деятельности на иностранном (русском) языке, которые нужно осмыслить и предложить способы решения профессиональной проблемы, в процессе чего обучаемые вынужденно актуализируют необходимый для этого комплекс усвоенных знаний, к которым студенты, в конечном итоге, приходят самостоятельно, решая поставленные перед ними задачи.
Кейс-метод подразумевает обязательный учет уровня профессиональной и языковой подготовки студентов, их интересов, стиля мышления и поведения. Это даёт реальную возможность широко использовать его для обучения иностранному языку специальности (профессионально направленное изучение РКИ). Для студентов Армении освоение языка науки по профилю избранной специальности представляется чрезвычайно актуальным, ибо значительная часть научной литературы в настоящее время представлена на русском языке. Это создает дополнительную мотивацию обучения.
В настоящее время методисты-русисты нашей республики характеризуют метод кейс-стади как инновационный, модернизирующий и реконструирующий учебный процесс. Однако данный метод был предложен не сейчас. Официально техника кейс-метода была представлена в начале 20-х годов прошлого века в Гарвардской бизнес-школе, хотя ее основы были разработаны уже в глубокой древности, еще в античном мире.
Первым “методистом-кейсологом можно считать Сократа, ибо именно он десятки веков назад осознал, что знания, полученные в готовом виде, менее долговечны, нежели продукт собственного мышления. Предназначение учителя великий мыслитель древности видел в том, чтобы помочь своим учащимся самостоятельно “постигнуть истину”, которая в каком-то смысле уже содержатся в их головах, как ребёнок во чреве матери [2, с. 95-100].
179
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X
Тысячелетия спустя метод, предложенный античным мыслителем, будет представлен как нововведение. Справедливости ради следует отметить, что уже апробированный веками назад кейс-метод будет рассмотрен через призму современной пародигмы образования в аспекте инновационных методов обучения.
Кейс метод являет собой активное обучение на основе реальных ситуаций. Он направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студентов и преподавателей.
Цели кейс- метода заключаются в:
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
активизации студентов;
повышении эффективности профессионально-ориентированного обучения РКИ; повышении мотивации к изучению русского языка; отработке умений работы с научной информацией;
отработке умения получения дополнительной информации, необходимой для решения проблемы; моделировании решений данных проблем;
представлении различных подходов к разработке планов действий, ориентированных на конечный результат;
✓ принятии правильного грамотного решения на основе группового анализа ситуации;
✓ приобретении навыков четкого и точного изложения на русском языке собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
✓ выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Благодаря кейсам можно получить информацию и одновременно погрузиться в атмосферу происходящего. В аспекте профессионально-ориентированного обучения - это атмосфера профессионального общения по профилю будущей специальности студентов, что помогает им “апробировать” себя в реальной жизненной профессиональной ситуации, решая сложную учебную задачу.
Проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено следующими тенденциями:
• ориентация образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности. (здесь особое внимание уделяется способности к обучению в аспекте антропоцентрического подхода, смене парадигмы мышления, умению грамотно и адекватно перерабатывать огромные массивы постоянно поступающей информации);
• развитие строгих требований к качеству специалиста, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и реальной эффективностью действий в условиях кризиса.
Метод кейс-стади можно считать интегрированным, ибо в него вошли элементы: моделирования; системного анализа; мысленного эксперимента; метода описания; проблемного метода; метода классификации; игровых методов;
«мозговой атаки»; дискуссии.
Роли элементов представленных методов в кейс-стади следующие:
■ построение модели ситуации
■ системное представление и анализ ситуации
■ способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования
■ создание описания ситуации
180
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
■ представление проблемы, лежащей в основе ситуации
■ создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации
■ представление вариантов поведения
■ генерирование идей относительно ситуации
■ обмен мнениями по поводу проблемы и путей её решения
Российский исследователь-методист М. Долгоруков относит метод «case study» к «продвинутым» активным методам обучения, выедяя его сильные стороны:
V возможность работы в группах на едином проблемном поле;
V использование краткой информации, снижающей степень неопределенности в условиях
лимита времени;
V использование принципов проблемного обучения;
V возможность получения студентами не только знания, но и глубокое осмысление
теоретических концепций;
V возможность создания новых моделей деятельности;
V выработки навыков простейшего обобщения информации [3, с. 21-44].
Представляется совершенно естественным, что метод кейс-стади требует определенного уровня
профессиональной и языковой подготовленности учащихся, наличия у них навыков самостоятельного мышления, самостоятельной работы. Неподготовленность студентов, а также отсутствие мотивации может привести к поверхностному обсуждению проблемы, поэтому кейс-метод на занятиях РКИ рекомендуется применять на продвинутых этапах обучения, поскольку в данном случае необходим определённый запас знаний студентов по профилю будущей специальности и достаточный уровень владения русским языком.
Следует оговорить, что будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-метод, естественно, не может являться универсальным. Наиболее успешно он используется в сочетании с другими традиционными/нетрадиционными методами обучения иностранным языкам.
Сами по себе кейсы не закладывают нормативного знания иностранного языка. Возникает правомерный вопрос: для чего в таком случае следует использовать кейс-метод в системе обучения РКИ? [4, с. 112].
На наш взгляд, обосновано выделение следующих позитивных моментов:
V метод кейс-стади повышает уровень знания иностранного языка в целом.
V использование терминов и их понимание более эффективно, чем простое их заучивание, так как требует профессионального умения умения их использовать в соответствующей ситуации;
V развивает творческое мышление;
V обучает креативному подходу к профессиональной деятельности;
V развивает навыки проведения презентации на иностранном (русском) языке, навыки публичного выступления;
V учит формулировать различные типы профессиональных вопросов, а также отвечать на них;
V развивает умение вести дискуссию, аргументировать ответы, что способствует развитию речи без опоры на готовый текст;
V совершенствует навыки чтения научной и научно-популярной литературы по профилю избранной специальности на иностранном языке;
V совершенствует навыки обработки информации;
V учит работать в команде и вырабатывать коллективное решение;
V позволяет полноценно решить индивидуальную и групповую самостоятельную работу студентов. Подробно разбирая профессиональный кейс (проблему) на укроке РКИ, студенты фактически
получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах средствами русского языка. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем, используя профессиональную русскую лексику и терминологию.
Следует отметить, что процесс создания кейса (проблемы) для уроков РКИ представляет собой сложную педагогическую систему и осуществляется в несколько этапов, из которых особо следует выделить формирование дидактических целей.
181
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
Методистам-русистам необходимо определить место кейса в структуре учебного курса РКИ. Методической целью может стать либо иллюстрация к теории, либо чисто практическая ситуация, либо их совмещение. При этом следует грамотно выделить основную проблему. Цель должна быть весомой, чтобы заинтересовать студентов и повысить мотивацию обучения РКИ.
Таким образом, метод кейс-стади предоставляет учащимся реальную возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет студентам адаптироваться к реальным и потенциально возможным профессиональным ситуациям.
Будучи интерактивным методом обучения, на уроках РКИ кейс-метод все больше и больше завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.
Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
Список использованной литературы
1. Саркисян И.Р. Использование кейс-метода для приобретения профессиональных коммуникативных умений на уроках русского языка Рус.яз.в Армении, 2014, N 3.
2. Гончарова М.В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров // Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе. Сборник научных статей / Под ред. Ю.Б. Кузьменковой. - М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. Дискуссионный клуб БЬТ:современные тенденции и опыт профессионалов. Вып. №5.
3. Долгоруков А.М. Case stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002.
4. Колесник Н. П. Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике /Методические рекомендации - в 2-х частях /41 - СПб НП «Стратегия будущего», 2006.
© А.В. Алексанян, А.В. Арустамян, 2015
УДК 621
Ананченко Игорь Викторович
канд. техн. наук, доцент НИУ ИТМО, г.Санкт-Петербург, РФ
E-mail :[email protected] Смирнов Павел Игоревич канд. техн. наук, доцент НИУ ИТМО, г.Санкт-Петербург, РФ
E-mail: p. smirnov@mashtab. org Шапаренко Юрий Михайлович канд. техн. наук, доцент НИУ ИТМО, г.Санкт-Петербург, РФ
E-mail:[email protected]
СОЗДАНИЕ БАЗОВОЙ МАГИСТЕРСКОЙ КАФЕДРЫ «ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ»
Аннотация
Приводится информация о вновь образованной базовой магистерской кафедре «Высокопроизводительные телекоммуникационные сети» НИУ ИТМО при ОАО «НИИ «Масштаб», особенности программы обучения.
182