Научная статья на тему 'Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода)'

Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1360
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / ПЕДАГОГИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВНЕДРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕТОДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрицкая Елена Витальевна, Ядрышников Константин Сергеевич

В статье рассматривает необходимость и возможности применения в образовательном процессе инновационных технологий на примере кейс-метода. Авторами проанализирована сущность кейс-метода, его инновационная составляющая, причины внедрения кейс-метода в педагогическую практику. Отдельно отмечены трудности, с которыми сталкиваются педагоги при внедрении кейс-метода в практику работы организаций среднего и высшего профессионального образования. Определены ориентиры применения кейс-метода в качестве инструментария информационных технологий. Даны рекомендации по внедрению кейс-технологии в систему профессионального образования. Рассмотрены теоретико-методические основы разработки и реализации технологии диалоговых комментируемых ученых ситуаций (ДУС) в организации как внеаудиторной, так и аудиторной форм самостоятельной учебной деятельности студентов по правовым дисциплинам в организациях среднего профессионального образования. Авторы приводят аргументы в пользу применения кейс-технологии в целях формирования профессионально значимых качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрицкая Елена Витальевна, Ядрышников Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL TOOLS OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION (ON THE EXAMPLE THE CASE METHOD)

In article considers need and possibilities of application for educational process of innovative technologies on an example a case method. Authors analysed essence a case method, its innovative component, the introduction reasons a case method in student teaching. Difficulties with which teachers meet with introduction in a case method in practice of work of the organizations of an average and higher education are separately noted. Application reference points a case method as tools of information technologies are defined. Recommendations about introduction a case technology in system of professional education are made. Teoretiko-methodical basics of development and realization of technology of the dialogue commented scientific situations (DUS) in the organization of both out-of-class, and classroom forms of independent educational activity of students for legal disciplines in the organizations of secondary professional education are covered.

Текст научной работы на тему «Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода)»

УДК 378

Е.В.БЫСТРИЦКАЯ, доктор педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, НГПУ им. Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, email: oldlady@mail.ru

К.С.ЯДРЫШНИКОВ, магистрант 2 курса, специальность «Педагогическая инноватика», НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), e-mail: konstantin-y@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ КЕЙС-МЕТОДА)

E.V.Bystritskaya, K.S.Yadryshnikov

METHODICAL TOOLS OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION (ON THE EXAMPLE THE CASE METHOD)

В статье рассматривает необходимость и возможности применения в образовательном процессе инновационных технологий на примере кейс-метода. Авторами проанализирована сущность кейс-метода, его инновационная составляющая, причины внедрения кейс-метода в педагогическую практику. Отдельно отмечены трудности, с которыми сталкиваются педагоги при внедрении кейс-метода в практику работы организаций среднего и высшего профессионального образования. Определены ориентиры применения кейс-метода в качестве инструментария информационных технологий. Даны рекомендации по внедрению кейс-технологии в систему профессионального образования. Рассмотрены теоретико-методические основы разработки и реализации технологии диалоговых комментируемых ученых ситуаций (ДУС) в организации как внеаудиторной, так и аудиторной форм самостоятельной учебной деятельности студентов по правовым дисциплинам в организациях среднего профессионального образования. Авторы приводят аргументы в пользу применения кейс-технологии в целях формирования профессионально значимых качеств личности. Ключевые слова: кейс-метод, педагогика, инновационные педагогические технологии, образовательный процесс, внедрение педагогического метода, профессиональная образовательная организация.

In article considers need and possibilities of application for educational process of innovative technologies on an example a case method. Authors analysed essence a case method, its innovative component, the introduction reasons a case method in student teaching. Difficulties with which teachers meet with introduction in a case method in practice of work of the organizations of an average and higher education are separately noted. Application reference points a case method as tools of information technologies are defined. Recommendations about introduction a case technology in system of professional education are made. Teoretiko-methodical basics of development and realization of technology of the dialogue commented scientific situations (DUS) in the organization of both out-of-class, and classroom forms of independent educational activity of students for legal disciplines in the organizations of secondary professional education are covered. Keywords: case method, pedagogics, innovative pedagogical technologies, educational process, introduction of a pedagogical method, professional educational organization.

Задача учителя - привести пример, объяснить и показать, как ему подражать, задача учащегося -сосредоточить внимание, понимать и подражать[4].

Я.А.Коменский.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой реакцию государства на качественную составляющую системы образования, которая должна соответствовать потребностям общества и в котором наряду с технологизацией социально значимых видов деятельности осуществляется процесс их гуманизации[1]. Вводя ФГОС, государство предъявляет определенные требования к образованию определенного уровня, к профессии, специальности и направлению подготовки, однако педагогический методический инструментарий, помогающий реализовать предъявляемые требования, образовательные организации и педагоги вольны выбирать самостоятельно (ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации») [1]. Безусловный приоритет отдается инновационным педагогическим методикам и технологиям. Термин «педагогическая инноватика» достаточно точно определен в работе В.С.Лазарева и Б.П. Мартиросяна [8]. Указанные исследователи определяют «педагогическую инноватику» как науку, изучающую процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные.

Исходя из указанного выше определения, в данной работе нам хотелось бы рассмотреть такой методический инструментарий педагогической инноватики, как кейс-метод, его преимущества и перспективы применения в качестве методического инструментария в профессиональной деятельности педагогов системы профессионального образования, а также проблемы внедрения в практику педагогических работников большинства типов образовательных организаций.

Инновационные технологии в профессиональном образовании следует рассматривать как инструмент реализации новой образовательной парадигмы постиндустриального общества, которая заключается в необходимости подготовки будущего профессионала к жизни в постоянно меняющемся мире с опорой на потенциальные возможности человека и их реализацию [6,8,9]. В данном контексте они призваны решить ряд важных задач, среди которых [2,3,4,5,9,11]:

- обновление целей, содержания, методов совместной деятельности педагогов образовательных организаций профессионального образования и обучающихся, студентов;

- развитие у обучающихся, студентов умения мотивировать свою деятельность, осуществлять рефлексию, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации;

- формирование творческого нешаблонного ширококонтекстного мышления профессионала;

- развитие личности студента за счет максимального раскрытия их природных способностей;

- обеспечение возможности творческой личностной и профессиональной самореализации обучающихся и студентов в профессиональной среде и поликультурном пространстве;

- обучение применению в своей будущей профессиональной деятельности современных инновационных технологий, направленных на успешную социализацию в обществе.

В решении этих задач модернизации современного профессионального образования значительная роль должна быть отведена кейс-методу. Кейс представляет собой описание

конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями [9]. Кейс-технология (метод) обучения - это обучение действием [11]. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [12].

Цель применения данного метода в структуре профессионального образования состоит в возможности разрешения двух важнейших проблем профессионального образования, а именно [10]:

- проблемы изучения, обобщения и распространения передового педагогического

опыта;

- проблемы внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики может быть успешно реализован в применении кейс-метода. Особенностями кейс-метода в системе активных методов обучения являются [9] технологизация и оптимизация, методологическое насыщение, интерактивность, а также позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала, способствуя осознанию ими процесса своего образования.

Сразу скажем - понятие «инновационный», применимо для кейс-метода с известной оговоркой, он хорошо известен в теории педагогики, но широкое распространение получил только в последнее время, очевидно в связи с тем, что он достаточно сложен в проектировании, реализации и оценивании. Этот метод интегративен, педагог должен уметь создать творческую атмосферу поиска истины при осмыслении конкретной практической ситуации, упражнения, задачи, события, что при современной загруженности преподавателей представляет проблему.

Существует достаточно большое количество определений кейс-метода. Так, исследователь М.В. Гончарова видит суть кейс-метода «в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить для разрешения данной проблемы [5].

Исследователи Т.С. Панина и Л.Н.Вавилова также определяют кейс-метод как «технику обучения, использующую описание реальных экономических и социальных ситуаций» [9]. Однако, рассматривая данную методику более глубоко, определяют кейс-метод как «довольно сложную многоаспектную технологию обучения, которая представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры», видят в кейс-методе «синергетическую технологию», суть которой заключается в погружении группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п. [9].

Мы же, в данной работе, руководствуемся определением кейс-метода, данным исследователем О.Г. Смоляниновой: «Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это «кусочек» реальной жизни. Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные автором для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» обучающихся к обсуждению и анализу ситуации и принятия решения. Кейс - это «моментальный снимок реальности», фотография действительности» [11]. Данное определение кейс-метода своей образностью точно определяет суть методики и причины выбора именно этого педагогического метода в качестве инновационного педагогического инструментария, поскольку декларирует получение практико-

ориентированного образовательного продукта, направленного на формирование личностных и профессиональных результатов деятельности, что полностью согласуется с современной парадигмой профессионального образования.

Исторически, использование кейс-метода в педагогике, либо его элементов известно довольно давно. Так, ряд исследователей кейс-метода [7], одними из первых «кейсологов» называют Сократа - его беседы с учениками, споры с оппонентами [6], царя Соломона и Иисуса Христа, притчи, которых конструировались по принципам анализа ситуаций.

Собственно в педагогике и как самостоятельная методика кейс-метод был применен в 1870 году деканом юридического факультета Гарвардского университета, профессором права Христофором Колумбом Лэнгделлом, заменившим проведение традиционных лекций обсуждением реальных ситуаций из юридической практики (кейсов). Впоследствии методика преподавания посредством кейс-метода была перенята Гарвардской школой бизнеса, откуда затем, как передовой опыт, стал востребован в ряде университетов Северной Америке и Европы, как правило, в бизнес-образовании.

В России кейс-метод приобрел известность под названием «американский метод казусов» (так кейс-метод был переведен на русский язык в начале прошлого столетия), однако массового применения не нашел [9].

На сегодняшний день, обучение и воспитание в России продолжает оставаться одними из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций всех типов, а образовательные стандарты содержат те обязательные требования к минимуму содержания, структуре образовательных программ, реализация которых является гарантом конкурентоспособности выпускников образовательных организаций как внутри страны, так и за ее пределами.

На примере ГБОУ СПО «Нижегородский колледж малого бизнеса», НГПУ им. Козьмы Минина были выделены следующие причины внедрения кейс-метода в практику педагога:

1. Необходимость повышения качества оказываемых образовательных услуг и общей конкурентоспособности профессий.

2.Необходимость реализации ФГОС и подготовки перспективного специалиста.

3.Получение конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг.

4.Реализация потребности педагогов в постоянном профессиональном совершенствовании.

5.Реализация запросов обучающихся и их родителей, относительно содержательной части оказываемой образовательной услуги.

6. Мотивация обучающихся к получению образования.

Требования к выпускникам профессиональных образовательных организаций, наличие сформированных общих и профессиональных компетенций заказчики профессионального образования напрямую связывают с применяемыми в образовательной организации методиками обучения. И, как показали исследования ряда ученых [9,11,12], применение кейс-технологии при обучении в любой образовательной организации свидетельствует для работодателей, обучающихся и их родителей о довольно высоком качественном уровне образовательного процесса в данном учреждении профессионального образования.

Стоит отметить, что в настоящее время образовательных организаций, осуществляющих обучение исключительно посредством кейс-технологии, в России нет, что является вполне оправданным. Однако педагоги образовательных организаций высшего профессионального образования проявляют явную заинтересованность в применении данной методики в образовательном процессе.

В чем же состоит педагогическая инновационность кейс-метода? Исходя из определения педагогической инноватики, приведенного выше, можно выделить его инновационные компоненты.

Во-первых, кейс-метод является более совершенным (на определенном этапе), с точки зрения эффективности преподавания учебных дисциплин, по сравнению, например с традиционной лекцией. Применяя в качестве метода организации взаимодействия с обучающимися в ходе лекции образовательный кейс, педагог получает дополнительную информацию о прохождении обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, а студенты осваивают теоретические знания в практическом ключе, и при этом, индивидуализированном режиме, включающем личностную и профессиональную самореализацию в условиях профессионально значимой ситуации.

Во-вторых, кейс-метод, в отличие от большинства педагогических методик, учит способности анализировать различные объемы информации, строить логические цепочки причинно-следственных связей, делать выводы.

В-третьих, кейс-метод формирует умение обучающихся принимать решения, развивая такие профессионально значимые качества, как инициативность, целеустремленность, настойчивость, ответственность за свои поступки.

В-четвертых, анализ информации и принятие решения требует от обучающихся метапредметных знаний в своей профессиональной области.

Кроме того, коллективное обсуждение способствует формированию коммуникативных навыков у обучающихся, положительно влияет на их дальнейшую социализацию.

Так же, немаловажно то, что кейс-метод формирует способности к эмпатии, рефлексии, содействует развитию креативности личности - тех качеств личности, которые необходимы для совершенствования навыков принятия решений.

В процессе накопления опыта принятия решений у обучающихся, формируются индивидуальные когнитивные схемы, которые позволяют существенно сократить время принятия решений в дальнейшей профессиональной деятельности [9].

Безусловно, кейс-метод может нести в себе, помимо профессиональной информации для обучающихся, еще и воспитательную нагрузку, являясь (если составитель кейс ставит такую задачу) еще и источником духовно-нравственных ценностей, создающих фундамент для развития и воспитания обучающегося как личности. Преподаватель при разработке кейсов (ситуационных задач) может включать в текст кейса определенные положительные нравственные ориентиры для обучающихся, аксиологический компонент, ориентирующий на ценности семьи и брака, уважения к личности, любви к Родине, недопустимости асоциального поведения и неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и т.д.

Конечно, нельзя не сказать и о проблемах при внедрении кейс-метода. Среди них можно отметить:

1.Недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов.

2.Отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций.

З.Необходимость поиска принципиально новых форм взаимодействия обучающихся и преподавателей.

С учетом вышеуказанных проблем нами были разработаны кейсы по правовым дисциплинам для обучающихся ГБОУ СПО «Нижегородский колледж малого бизнеса». Особенностью их является то, что формируемые эскиз-проекты и ситуации обсуждаются в режиме учебного полилога. Это технология ДУС - диалоговых комментируемых ученых ситуаций реализуется при организации как внеаудиторной, так и аудиторной форм самостоятельной учебной деятельности. Решение таких задач организуется нами в группах студентов численностью от трех до пяти человек.

В группе выделяется референт, который протоколирует ход обсуждения ситуации или записывает этот процесс на магнитный носитель, а после завершения обсуждения при прослушивании записи формирует протокол. Все остальные участники группы «думают вслух», осуществляя рефлексивно организованный поиск и выработку решения предложенной учебной задачи.

Также в группе выделяется комментатор, который ведет обсуждение и комментирует диалог (полилог) участников группы по обсуждению ситуации. Это один студент в случае внеаудиторной самостоятельной учебной деятельности студентов (СУДС) или преподаватель в случае аудиторной СУДС. Протокол (в письменном виде или в форме аудиозаписи на электронном носителе) пересылается педагогу или сдается комментатором во время аудиторного занятия.

Педагог формирует триумвират студентов для данной формы СУДС. Выбор педагогом группы и распределение ролей в ней выполняются им по своему усмотрению или с учетом пожеланий студентов исходя их образовательных целей. Во время внеаудиторной СУДС студенты сами назначают в группе оппонентов и комментатора. Аналогично широкий выбор предоставлен в данном виде СУДС и для оценки данной деятельности. Наилучшие результаты получаются в случае совокупности различных оценок - самооценки, взаимооценки членами группы деятельности друг друга, абсолютной и сравнительной (соревновательной) оценки педагогом деятельности отдельных студентов и студенческих групп.

Примерный план обсуждения ситуации предлагается педагогом на учебном занятии, однако в ходе СУДС студенты естественным образом отклоняются от предложенного примерного алгоритма, вслед за своим индивидуальным учебным, спортивным и профессиональным опытом. Как показало наше исследование, студенты младших курсов дневного отделения чаще стараются уйти от предложенного педагогом алгоритма (в 46 % случаев), чем студенты младших курсов заочного отделения (в 17 % случаев). Это объясняется тем, что студенты дневного отделения имеют завышенную самооценку и стараются проявить свою индивидуальность в новом коллективе.

Студенты заочного отделения имеют иную мотивацию учебной деятельности, по их собственным словам, они «почувствовали нехватку знаний и пришли в вуз за знаниями». Их самооценка в большинстве случаев адекватна, она скорректирована в ходе их работы по специальности, поэтому они «позволяют педагогам вуза себя научить». И только в тех ситуациях, которые известны им из педагогической практики, они меняют ход рассуждения, предложенный педагогом.

Иная ситуация в случае со студентами старших курсов как на дневном, так и на заочном отделении. Здесь тип их работы по ДУС зависит в большей степени не от их самооценки и учебной мотивации, а от предметного содержания решаемой задачи. Они, как правило, довольно легко решают учебные задачи со знакомыми условиями и требованиями, в противном случае, когда ситуация является совершенно новой, они предпочитают четко следовать пошаговой инструкции.

В заключении следует сказать, что кейс-метод является универсальным методическим инструментарием в образовательном процессе, использование данной методики при преподавании служит безусловным показателем инновационной деятельности как педагога, так и образовательной организации в целом. Элементы педагогической инноватики, содержащиеся в кейс-методе, безусловно, могут и должны быть использованы для трансформации педагогических методов и содержательной стороны практической образовательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Андреева, А.Д. Школьный психолог в условиях модернизации российского образования / А.Д. Андреева // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 4.- URL: http://http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no4; Андреева А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А.Д. Андреева // Вестник Мининского университета. - 2013. -№ 2.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no2

3. Баранова, Э.А. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников / Э.А. Баранова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3.- URL: http://

http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014; Дубровина, И. В. Психологическая культура личности как феномен / И. В. Дубровина // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 1.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no1

4. Егоршин, А.П. Анализ экономических факторов кризиса, влияющих на деятельность реального сектора экономики в России / А.П.Егоршин, Р.Я.Вакуленко // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 3.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no3

5. Гончарова, М.В. Разумное научение: анализ ситуаций и моделирование действий /М.В.Гончарова// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, - 2005. - № 2. - С.111-122.

6. Диоген, Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / АН СССР, Ин-т философии; Общ. Ред. И вступит. Статья А.Ф.Лосева. - М.: Мысль, 1979.

7. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1982.

8. Лазарев, В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В.С.Лазарев, Б.П. Мартиросян // Педагогика. - 2004. - № 4. - С.11-21.

9. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /Т.С.Панина, Л.Н.Воронцова; под ред. Т.С.Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

10. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. Д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

11. Смолянинова, О.Г. Кейс-метод в обучении экономике / О.Г.Смолянинова // Образовательные технологии. - 2004. - №3-4. - С.124-127.

12. Темина, С.Ю. Кейс-метод в педагогическом образовании: теория и технология реализации. Тематический сборник кейсов / С.Ю.Темина, И.П.Андриади. - НОУ ВПО «МПСУ», 2014.

© Быстрицкая Е.В., Ядрышников К.С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.