Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / старшие школьники / мотивация / обучение / общеобразовательная организация / средство обучения / information and communication technologies / high school students / motivation / learning / general educational organisation / learning tool

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джегистаева Лариса Исаевна, Арсакаева Хаита Салтмуратовна, Бекова Марина Руслановна

В статье раскрывается ретроспективное применение информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных организациях, а также роль старших школьников в их адаптации, как источника и средства обучения. Показана роль ИКТ в формировании мотивации учащихся к обучению. Акцентируется внимание на различиях в подходах интеллектуальных и традиционных информационных технологиях. Определяется специфика развития форм информационных технологий и их целевого назначения в сфере образования. Приводятся примеры участия старшими школьниками в использовании определенных информационно-коммуникационных технологий и создании технологий нового поколения. Описываются примеры внедрения информационных технологий различными ведомствами РФ. На примере общеобразовательных организаций ЧР, а также двух ведущих университетов рассматривается процесс внедрения информационных технологий в учебную деятельность общеобразовательных организаций с целью формирования единой образовательной системы, предоставляющей расширенные интеллектуальные возможности, в том числе учащимся в старших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джегистаева Лариса Исаевна, Арсакаева Хаита Салтмуратовна, Бекова Марина Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the retrospective application of information and communication technologies in general educational organisations, as well as the role of high school students in their adaptation as a source and means of learning. The role of ICT in the formation of students' motivation for learning is shown. Attention is emphasised on the differences in the approaches of intellectual and traditional information technologies. The specifics of the development of forms of information technologies and their purpose in the sphere of education are defined. Examples of participation of senior pupils in the use of certain information and communication technologies and creation of new generation technologies are given. Examples of introduction of information technologies by various departments of the Russian Federation are described. On the example of general education organisations of the Czech Republic as well as two leading universities, the process of introducing information technologies into the educational activities of general education organisations is examined in order to form a unified educational system that provides enhanced intellectual opportunities, including for students in senior grades.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБЕ»

Педагогика

УДК371.2

старший преподаватель кафедры педагогики и дошкольной психологии Джегистаева Лариса Исаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); старший преподаватель кафедры русского языка Арсакаева Хапта Салтмуратовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Бекова Марина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ДЛЯ

РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБЕ

Аннотация. В статье раскрывается ретроспективное применение информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных организациях, а также роль старших школьников в их адаптации, как источника и средства обучения. Показана роль ИКТ в формировании мотивации учащихся к обучению. Акцентируется внимание на различиях в подходах интеллектуальных и традиционных информационных технологиях. Определяется специфика развития форм информационных технологий и их целевого назначения в сфере образования. Приводятся примеры участия старшими школьниками в использовании определенных информационно-коммуникационных технологий и создании технологий нового поколения. Описываются примеры внедрения информационных технологий различными ведомствами РФ. На примере общеобразовательных организаций 4P, а также двух ведущих университетов рассматривается процесс внедрения информационных технологий в учебную деятельность общеобразовательных организаций с целью формирования единой образовательной системы, предоставляющей расширенные интеллектуальные возможности, в том числе учащимся в старших классах.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, старшие школьники, мотивация, обучение, общеобразовательная организация, средство обучения.

Annotation. The article reveals the retrospective application of information and communication technologies in general educational organisations, as well as the role of high school students in their adaptation as a source and means of learning. The role of ICT in the formation of students' motivation for learning is shown. Attention is emphasised on the differences in the approaches of intellectual and traditional information technologies. The specifics of the development of forms of information technologies and their purpose in the sphere of education are defined. Bxamples of participation of senior pupils in the use of certain information and communication technologies and creation of new generation technologies are given. Txamples of introduction of information technologies by various departments of the Russian Federation are described. On the example of general education organisations of the Czech Republic as well as two leading universities, the process of introducing information technologies into the educational activities of general education organisations is examined in order to form a unified educational system that provides enhanced intellectual opportunities, including for students in senior grades.

Key words: information and communication technologies, high school students, motivation, learning, general educational organisation, learning tool.

Введение. Применение информационно-коммуникационных технологий достаточно продолжительное время осуществляется в образовательных организациях. Гели другие средства обучения, такие как учебники или учебные пособия, преимущественно имеют одностороннее целевое назначение, связанное с уточненным школьным предметом, то компьютерное оборудование и программное обеспечение имеют многоцелевое назначение. Одним из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс и оптимизировать его, повысить заинтересованность младших школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения является внедрение новых компьютерных технологий.

Использование средств интерактивных технологий школе позволяет усилить мотивацию учения у младших школьников. Компьютерные технологии дают возможность контролировать результат обучения, а также обеспечивают условия самоконтроля. Потому положительная мотивация учения оказывает большое влияние на эффективность процесса обучения и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

Изложение основного материала статьи. Приоритетным направлением в обновлении системы образования является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, которые обеспечивают дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовку молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе.

Следует согласиться с мнением C.B. Морозовой, которая отмечает, что «с точки зрения дидактики компьютерные технологии позволяют обеспечить обратную связь в процессе обучения, сделать обучение более интенсивным, главное, эффективным за счет реализации возможностей мультимедиа обучающих систем к действенному и наглядному представлению учебного материала, повысить наглядность учебного процесса, обеспечить поиск информации из разнообразных источников, индивидуализировать обучение для максимального количества детей с различными стилями обучения и различными возможностями восприятия, моделировать изучаемые процессы или явления, организовать коллективную и групповую работы, осуществлять контроль учебных достижений, создавать благоприятную атмосферу для общения» [4, С. 74].

В настоящее время обозначенные электронные устройства и результаты IT-деятельности в общеобразовательной организации применяются повсеместно, начиная с применения на учебных занятиях и завершая организацией всего образовательного процесса. При этом следует отметить, что компьютеризацию обучения необходимо рассматривать также в рамках группы классов, так как применение электронных устройств и информационных технологий определяется во многом образовательной программой, предусмотренной для определенного класса или группы классов, к примеру, для 1-4 классов, 5-8 классов и 9-11 классов [7, С. 18].

Основная цель применения компьютерных и информационных технологий состоит в качественной подготовке подрастающего поколения к повседневной жизни в цифровом обществе. Усиленное значение обозначенной подготовки прослеживается среди школьников в старших классах, что объясняется расширенной информатизацией и сложностью их

образовательного процесса. В частности, в старших классах прослеживаются два выраженных направления использования информационных и компьютерных технологий, которые подразделяются на овладение непосредственно техническими устройствами и применение компьютерного оборудования в учебных целях.

Особое широкое распространение в старшей школе общеобразовательной организации получили информационные технологии игровой направленности, которые, получив распространение в старших классах, затем стали практиковаться в средних и начальных классах школы [3, С. 423].

Рассматривая отдельно информационные технологии в процессе обучения, следует отметить, что они изначально подразделяются на две категории, а именно на интеллектуальные и традиционные. Последняя категория относится к результативному управлению образовательным процессом, начиная с решения определенной учебной задачи и заканчивая обеспечением диалогового взаимодействия. Информационные технологии интеллектуальной направленности в учебном процессе предполагают определение условий задачи, затем нахождение оптимального способа ее решения и последующей оценки степени найденного решения. Ввиду того, что данный подход предполагает наличие алгоритмического типа мышления, то интеллектуальные технологии изначально нацелены на обучение в старших классах.

При помощи интеллектуальных информационных технологий можно организовать процесс обучения в старших классах на индивидуализированной основе, когда фиксируются исходные результаты освоения изучаемого явления, а затем данные результаты сопоставляются с получаемыми сведениями относительно развития учащегося в динамике. Таким образом, педагог получает возможность при помощи информационных технологий управлять знаниями учащихся в старших классах. Традиционные информационные технологии, которые преимущественно использовались в образовательном процессе ранее, отличались достаточно формальным подходом к развитию учащихся в старших классах. Обозначенные технологии предполагали заранее встроенный алгоритм, что побуждало старших школьников приводить имеющиеся знания и навыки в соответствии с заранее заданным алгоритмом [1, С. 272].

Информационные технологии существенно воздействуют на все компоненты образовательного процесса, в том числе в старших классах. Одним из проявлений данного воздействия прослеживается в содержательной части процесса обучения. Таким образом, в старших классах часть учебной информации постепенно трансформируется в электронный формат, что отражается, к примеру, на освоении истории Отечества, информатики, географии, иностранных языков и других школьных предметов. В тоже время информационные технологии постепенно привели к образовательным условиям, при которых старшие школьники выступают прямыми потребителями информации и возможностей различных 1Т-технологий. Это стало возможным во многом за счет обновляющихся технических возможностей компьютерных технологий, которые с течением времени стали расширяться возможностями искусственного интеллекта.

В настоящее время, старшие школьники в состоянии не только пользоваться возможностями искусственного интеллекта, но также создавать собственные нейронные сети. Данному аспекту во многом способствует возможность искусственного интеллекта трансформировать различные знания из дифференциальных научных направлений в разнообразные 1Т-продукты. Стоит отметить, что ранее компьютеризация обучения в общеобразовательных организациях предполагала постепенное внедрение новых компьютерных устройств и систем, которые являлись отражением технического прогресса. Каждое последующее внедряемое в образовательный процесс устройство по техническим характеристикам в значительной степени превосходило предыдущее. Однако в последние годы сфера образования, как направление экономики социального и стратегического значения, также стало нуждаться преимущественно в решениях определенных учебных задач. Таким образом, для образовательного процесса в настоящее время уже не является принципиальным аспектом, каким оборудованием обладает общеобразовательная организация в целях обеспечения процесса обучения в старших классах. Главенствующим является целевое назначение искомой информационной технологии, нежели геометрическая форма оформления технологичного решения и технические свойства определенного компьютерного оборудования.

Информационные предоставляют возможность развить искомые компетенции, которые достигаются преимущественно эвристическими средствами, а именно возможностью найти решение учащемуся в старших классах при помощи 1Т-возможностей. Преимущественным проявлением учебного процесса с использованием информационных технологий является фундаментальное развитие компетенций познавательной направленности, что превращает достижение других компетенций, в частности, рефлексивной, как сопутствующей и в целом достижимой [9, С. 189].

Во многих случаях старший школьник общеобразовательной организации освобождается от необходимости осуществления рутинных операций, а также получает доступную возможность владеть искомой информацией без обращения к педагогу. Информационные технологии позволяют старшему школьнику решить различные учебные задачи, в том числе проектного характера, используя технические возможности, которые могут быть как частью образовательного процесса, так и носить дополнительный индивидуальный характер. Таким образом, расширяются, в существенной степени, познавательные возможности старшего школьника, который одновременно получает универсальные возможности для осуществления исследовательской деятельности.

Прослеживаемая в настоящем времени тенденция к акцентированию внимания к компьютерному оборудованию, как объекту изучения, стало означать для старших школьников, что они могут реализовать себя путем самостоятельного создания информационных технологий нового поколения[2, С. 48].

Применение информационно-коммуникационных технологий, в качестве источника мотивации обучения выявило необходимость пересмотра ряда теоретических положений дидактики и педагогической психологии. В частности, некоторые информационные технологии, которые позволяют довести старших школьников до искомого решения учебной задачи любой сложности, а также обучающие технологии, которые предоставляют старшим школьникам существенные расширенные возможности при выборе оптимальной последовательности изучения определенного учебного материала, -все обозначенные аспекты требуют внесения некоторых корректив в отношении принципов обучения.

Непосредственно информационно-коммуникационные технологии не решают все существующие проблемы, возникающие в процессе обучения. Они не могут вытеснить из образовательного процесса педагога, так как он является неотъемлемым источником реализации традиционных педагогических технологий.

Обозначенный проект реализуется совместно с ведущими российскими университетами и предполагает полное совпадение учебных занятий с содержательной частью образовательных программ по школьным предметам в соответствии с ФГОС. Данный проект реализуется на безвозмездной основе и аккумулирует информационные технологии, разработанные российскими 1Т-организациями. В приведенном примере в отношении старших школьников осуществляется принцип открытого образования и адаптации 1Т-возможностей для сохранения русского языка и русской культуры среди подрастающего поколения российских граждан, проживающих за пределами РФ.

На территории ЧР с 2022 года внедряются компоненты комплексной информационной системы на основе отдельных технологических решений, которые были ранее апробированы в рамках проекта «Московская электронная школа» (МЭШ) [8]. Кураторами данного проекта являются: Министерство науки и просвещения РФ, Правительство Москвы, Министерство

цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. В рамках соглашений 4P с обозначенными ведомствами в школах Республики постепенно появятся электронный журнал и электронные дневники. В первую очередь, данное новшество будет затрагивать старшие классы общеобразовательных организаций, а затем новация перейдет к средним и начальным классам. Впоследствии, в чеченских школах появится доступ к цифровому образовательному контенту в рамках федеральной системы «Моя школа».

Успешное формирование мотивации учения школьников требует обеспечения определенных педагогических условий, рациональной организации учебно-воспитательного процесса, при которой школьники выступали бы активными участниками познавательного процесса. Формирование мотивации учения школьников средствами информационно-коммуникативных технологий будет эффективным при следующих условиях: формирование у учащихся умения осознавать свои мотивы в учебной работе; органическое включение компьютерных технологий в структуру урока; умелое руководство учителем процесса формирования положительной мотивации средствами информационно-коммуникационных технологий; систематическое использование ИКТ на уроках в школе.

Необходимость соблюдения данного педагогического условия обусловлена тем, что эффективность обучения напрямую зависит от мотивов, которые побуждают ученика к активности и определяющих ее направленность. Мотивы учения проявляются в направленности школьника на овладение содержанием учебного предмета. Они тесно связаны с потребностью познания, интеллектуальным поиском и удовлетворением любознательности. Детей привлекает сам процесс обучения, в результате которого углубляются знания, развивается сообразительность и находчивость. Они получают удовольствие от появления интеллектуальных усилий во время выполнения учебных задач.

При формировании мотивов обучения необходима рациональная организация учебно-воспитательного процесса, в которой дети смогли бы выступать в роли активных участников познавательного процесса. У школьников появится внутренняя потребность к получению знаний и положительное отношение к школе в том случае, если у них появится возможность занять активную позицию в учебно-познавательной деятельности. Второе условие - органичное включение информационно-коммуникационных технологий в структуру урока.

Мотивация учения как психологический феномен является чрезвычайно сложным образованием. Каждый учитель ставит себе целью дать ребенку глубокие и прочные знания, его главной задачей должно быть не просто изложение материала, но и привлечение учащихся к активному участию в разработке темы, которая изучается, через применение современных инновационных технологий.

Методической разработкой реализации обозначенной цифровой образовательной системы на территории 4P в последующие годы будут заниматься профильные кафедры ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А.Кадырова», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»[5], [6]. Предполагаемые методические разработки будут включать соответствующие руководства для педагогов старших классов образовательных учреждений, которые предварительно могут пройти обучающий курс повышения квалификации, позволяющей адаптировать новые информационные технологии в педагогической деятельности по каждому школьному предмету. Предполагается, что повышение квалификации может осуществляться как непосредственно, так и в дистанционном формате. В настоящее время два обозначенных вуза 4P уже проводят предварительную методическую работу, которая впоследствии будет учитывать присутствие цифровизации в содержательной части учебной деятельности в общеобразовательных организациях.

Выводы. В заключении, необходимо обозначить ретроспективную и перспективную составляющие применения информационно-коммуникативных технологий в общеобразовательных организациях. Многие специалисты в области педагогики утверждают, что интеграция информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс является полезной, значимой и необходимой для успешного обучения. Чтобы создать эффективный урок, отвечающий потребностям учащихся, современный учитель должен учитывать мотивацию учащегося к обучению и влияние информационно-коммуникативных технологий на качество образования. Грамотное включение современных информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения помогает сформировать у школьника положительное отношение к учебным предметам и развивать важные психические процессы в растущем организме.

Литература:

1. Богдановская, И.М. Роль личностных особенностей в формировании проблемного использования интернета у учащихся старших классов / И.М. Богдановская, H.H. Королева, А.Б. Углова, Ю.В. Петрова // ПНиО. - 2021. - №6 (54). -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rol-lichnostnyh-osobennostey-v-formirovanii-problemnogo-ispolzovaniya-interneta-U" uchaschihsya-starshih-klassov (дата обращения: 01.10.2023)

2. Жумабаева, Д.А. Организация самостоятельной деятельности учащихся с использованием ИКТ / Д.А. Жумабаева // Проблемы педагогики. - 2021. - №3 (54). - С. 47-51

3. Исмаилова, H.H. Информационные технологии в управлении общеобразовательной школой / H.H. Исмаилова // Бюллетень науки и практики. - 2021. - №4. - С. 422-425

4. Морозова, C.B. Информационные технологии в дидактических играх на уроках информатики в младших классах / C.B. Морозова // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2019. - №1. - С. 73-80. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-didakticheskih-igrah-na-urokah-informatiki-v-mladshih-klassah (дата обращения: 14.09.2023)

5. Официальный портал Чеченского государственного педагогического университета // ЧГПУ. - URL: https://chspu.ru/ (дата обращения: 12.08.2023)

6. Официальный портал Чеченского государственного университета им. A.A. Кадырова // ЧГУ им. A.A. Кадырова. -URL: https://www.chesu.ru/7ysclid4nghlnuzzb937316101 (дата обращения: 12.08.2023)

7. Пронина, H.A. Использование информационно-коммуникационных технологий в современной школе / H.A. Пронина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2022. - №3. - С. 17-21

8. Технологии «МЭШ» внедрят в школах и колледжах Чеченской Республики // Учительская газета. - URL: https://ug.ru/tehnologii-mesh-vnedryat-v-shkolah-i-kolledzhah-chechenskoj-respubliki / (дата обращения: 02.04.2023)

9. Штырбу, O.A. Критерии сформированности компетенций учащихся основной школы в сфере пользования информационно-коммуникационными технологиями / O.A. Штырбу // Скиф. 2022. - №4 (68). - С. 188-193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.