Научная статья на тему 'Практика дистанционного обучения старших школьников: проблемы и перспективы'

Практика дистанционного обучения старших школьников: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1036
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
дистанционное обучение / модель организации дистанционного обучения / форма дистанционного обучения / онлайновая учебная среда / учебная дисциплина / distance learning / distance learning organization model / distance learning form / online learning environment / academic discipline

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Александра Петровна

На современном этапе развития школьного образования широко внедряются в учебный процесс информационно-коммуникационные технологии. Необходимость такого внедрения обусловлена бурным распространением компьютерных технологий, которые влияют на воспитание ребенка и на восприятие ею мира, а также изменяют характер ее практической деятельности. Статья посвящена проблемам и перспективам практики дистанционного обучения старших школьников. В работе приведены показатели эффективности дистанционного обучения учащихся, модели организации дистанционного обучения старших школьников, особенности онлайновой учебной среды, а также рассмотрена практика дистанционной формы обучения в образовательном процессе средних учебных заведений США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Александра Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF DISTANCE LEARNING FOR SENIOR STUDENTS: PROBLEMS AND PROSPECTS

At the present stage of development of school education, information and communication technologies are widely introduced into the educational process. The need for such an introduction is due to the rapid spread of computer technologies that affect the upbringing of the child and her perception of the world, as well as change the nature of her practical activities. The article is devoted to the problems and prospects of the practice of distance learning for senior students. The paper presents indicators of the effectiveness of distance learning for students, models for organizing distance learning for high school students, features of the online learning environment, and also considers the practice of distance learning in the educational process of secondary schools in the USA.

Текст научной работы на тему «Практика дистанционного обучения старших школьников: проблемы и перспективы»

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ62)),2©2© / PEDAGOGICAL sciences

159

Кузьмина Александра Петровна Кандидат пед. наук, доцент кафедры иностранных языков СамГТУ (Самарский Государственный технический университет) DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11649 ПРАКТИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

Kuzmina Alexandra Petrovna

candidate ped. in Economics, Associate Professor, Chair of Foreign Languages, Samara State Technical University

(Samara State Technical University).

THE PRACTICE OF DISTANCE LEARNING FOR SENIOR STUDENTS: PROBLEMS AND

PROSPECTS

На современном этапе развития школьного образования широко внедряются в учебный процесс информационно-коммуникационные технологии. Необходимость такого внедрения обусловлена бурным распространением компьютерных технологий, которые влияют на воспитание ребенка и на восприятие ею мира, а также изменяют характер ее практической деятельности.

Статья посвящена проблемам и перспективам практики дистанционного обучения старших школьников. В работе приведены показатели эффективности дистанционного обучения учащихся, модели организации дистанционного обучения старших школьников, особенности онлайновой учебной среды, а также рассмотрена практика дистанционной формы обучения в образовательном процессе средних учебных заведений США.

At the present stage of development of school education, information and communication technologies are widely introduced into the educational process. The need for such an introduction is due to the rapid spread of computer technologies that affect the upbringing of the child and her perception of the world, as well as change the nature of her practical activities.

The article is devoted to the problems and prospects of the practice of distance learning for senior students. The paper presents indicators of the effectiveness of distance learning for students, models for organizing distance learning for high school students, features of the online learning environment, and also considers the practice of distance learning in the educational process of secondary schools in the USA.

Ключевые слова: дистанционное обучение, модель организации дистанционного обучения, форма дистанционного обучения, онлайновая учебная среда, учебная дисциплина

Keywords: distance learning, distance learning organization model, distance learning form, online learning environment, academic discipline

Современную информатизацию образования можно определить, как ведущее направление повышения результативности учебного процесса, один из основных факторов повышения качества обучения. В этих условиях сам процесс обучения школьников существенно не меняется, поскольку любая педагогическая технология является информационной, так как ее основу составляет процесс представления информации учителем, преобразования и усвоения ребенком новых знаний. Использование же компьютера делает этот процесс мобильным, дифференцированным, индивидуальным. Интеграция информационных технологий в учебную деятельность позволяет педагогу повышать социальную мобильность школьника, адаптировать его к внешней информационной среды, перевести ребенка в режим саморазвития, превращая его из объекта педагогического влияния в полноправный субъект учебного процесса. [1]

При проведении современного урока преподаватель использует технические средства обучение -аудио-и видеозаписи, презентации, учебные программы, электронные учебники. Но при этом возникают трудности и недостатки - сложность инте-

грирования компьютера в поурочную структуру занятий, недостаточный контакт с детьми. Существует вероятность перехода от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. Огромный выбор наглядности в Интернете в ходе подготовки к уроку приводит к необоснованному увеличению ее количества, теряется время, отведенное на развивающие формы работы.

Возникает противоречие - современное образование невозможно без компьютера и Интернета, но и Интернет не может заменить существующий процесс обучения. Решением этой проблемы является сочетание традиционных и дистанционных форм, и методов обучения для развития непрерывного образования, его доступности и личностной информации.

Анализ педагогической литературы свидетельствует о значительном внимании ученых к проблеме внедрения дистанционных технологий в учебный процесс образовательных учреждений разных типов. Не все концепции, предложенные учеными, могут быть использованы при организации дистанционного обучения в школах.

Согласно А. Шулману и Л. Симсу [2], система дистанционного обучения будет эффективной, если

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШМиМ~^©У©Ма1>#Щ62)),2©2©

160

предлагает больше возможностей в работе с курсами, их форматом и методологиями; использует все учебные медиа-средства; улучшает возможности для адаптации курсов к индивидуальным особенностям школьника; оценивает достижения, не воздвигая барьеров относительно места, скорости или последовательности обучения учащихся.

Итак, дистанционное образование школьника должно быть организовано таким образом, чтобы позволяло максимально удобно для ребенка создать индивидуальную траекторию обучения. Ученик сам определяет время и последовательность изучения учебной дисциплины. Должна существовать возможность неоднократно проводить опыты, эксперименты, лабораторные работы. В школьном дистанционном образовании необходимо четко разработать взаимосвязь между учеником и преподавателем. [3] Учитель помогает в формулировании учебных целей, в работе с источниками информации и оценке достигнутых результатов, постоянно обновляет содержание образования. Ученик контактирует с преподавателем в удобное для себя время, используя форум, чат, электронную почту. [4]

Дистанционное обучение педагогами разных стран традиционно определяется как образовательный процесс, в котором значительная часть преподавания проводится преподавателем (или группой преподавателей), удаленным в пространстве и/или времени от ученика (или группы учеников), то есть не предусматривает непосредственного учебного взаимодействия участников глазу на глаз. Основными формами дистанционного обучения являются корреспондентская и на основе компьютерных коммуникаций (онлайновая). Учась на корреспондентских курсах, ученик получает задание, инструкции и учебники в печатном виде по почте; по выполнении задания он отправляет на проверку по почте, факсу или электронной почте. На онлайновых курсах ученик учится при помощи компьютера в режиме реального или задержанного времени по методике соответствующей учебной организации в сети Интернет. [5]

По мнению А. Хуторского [6], можно выделить пять моделей организации дистанционного обучения учащихся: «школа - Интернет», «школа -Интернет - школа», «обучающийся - Интернет -преподаватель», «обучающийся - Интернет - дистанционный центр», «обучающийся - Интернет». Последние две модели используются старшеклассниками маленьких городов и поселков в период подготовки для поступления в высшее учебное заведение. Школьный учитель в этих моделях дистанционного образования может выступать в роли советчика, а не руководителя или контролера. Первые две модели - «школа - Интернет» и «школа -Интернет - школа» - это сплав традиционных форм обучения и дистанционного образования, когда на внеурочное время выносится решение дополнительных задач, проведение экспериментов и вне-програмных лабораторных работ, подготовка к олимпиадам, проведение факультативных курсов. Модель «обучающийся - Интернет - преподаватель» используется для работы с одаренными уча-

щимися и детьми с ограниченными возможностями, а также в работе с классом во время карантина.

Американский ученый Т. Мерфи определил ключевые особенности онлайновой учебной среды: «Интерактивность, мультимедийность, открытая система, онлайновый поиск, независимость от времени, дистанции и устройств, глобальная доступность, электронные печатные издания, многократная экспертиза, контроль за обучением, удобство, самостоятельность, легкость в использовании, онлайновая поддержка, подлинность, защищенность курса, дружественная среда, отсутствие дискриминации, приемлемая цена, легкость в работе во время изучения курса, совместное обучение, онлайновое оценивание и т. д.» [6].

Для эффективной реализации дистанционного образования очень важен выбор онлайновой учебной среды. Работа в онлайновой учебной среде требует от учителя выполнения многих различных ролей:

- разработчик учебных программ. Педагог разрабатывает программу таким образом, чтобы учебные задачи, необходимые ресурсы и время приводили к достижению ожидаемых результатов, которые были поставлены в начале работы;

- презентатор. Презентация - это односторонняя связь, которая предусматривает передачу информации от педагога к аудитории и подкрепляется визуальными средствами;

- фасилитатор. В отличие от презентатора, он предлагает процесс, который помогает ученикам усвоить знания. Кроме того, фасилитатор способствует тому, чтобы звучали разные мнения, точки зрения в группе;

- наставник. Помогает учащимся переносить полученные знания в практику, поощряет рефлективную практику;

- менеджер. Вносит изменения в учебный процесс, обеспечивает необходимыми ресурсами.

- агент изменений. Поощряет и проводит постоянный анализ и рефлексию. [8]

Рассмотрим, каким образом на практике дистанционная форма обучения используется в образовательном процессе средних учебных заведений США. Заметим, что система среднего общего образования в США включает в себя три уровня: начальная школа, где учатся дети с первого по пятый классы; средняя школа включает в себя обучение с шестого по восьмой классы; высшая (старшая) школа (high school) является последним этапом среднего образования с девятого по двенадцатый классы. Образовательные стандарты штатов различаются, но последние десять лет наблюдается тенденция к выработке единых образовательных стандартов.

Дистанционное образование в США очень популярно среди учеников и их родителей. Услуги дистанционного образования учащимся предоставляются через государственные и негосударственные образовательные организации, услуги последних являются платными. Рассмотрим принципы работы некоторых из них.

Государственная онлайновая (виртуальная) школа «iQ Academies» является бесплатной и работает в четырех штатах - Калифорнии, Канзасе,

<<ШУШетУМ~^©У©Ма1>#Щ62)),2©2© / PEDAGOGICAL sciences

Миннесоте и Вашингтоне [9]. Школа работает с 2004 г. и за это время ее услугами воспользовались более 5000 учащихся средней и высшей школы. Выпускникам выдается диплом об окончании школы, который признается в колледжах и университетах по всей стране. В школе работают аккредитованные учителя и администраторы с высокой квалификацией. Каждый ученик имеет гибкий, индивидуальный, недельный график, который задает темп выполнения заданий. Ученики 7-12 классов работают самостоятельно и выполняют запланированные задания до конца семестра. Они пользуются инструкцией от учителей, которую получают раз в неделю через интерактивные сессии в системе Elluminate, а также поддерживают связь с учителями по телефону, электронной почте и в чате. Онлайновая учебная среда обеспечивает защищенный паролем доступ ко всем необходимым материалам. Техническая поддержка доступна 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, особое внимание уделяется электронной почте. Ученики, которые учатся только в онлайновой школе, могут получить взаймы ноутбук с новейшим программным обеспечением. Родители имеют возможность наблюдать за прогрессом ребенка и производительностью обучения благодаря доступу в качестве наблюдателя и ежемесячным отчетам о ходе работ. iQ Academies онлайновые школы работают в партнерстве с государственными школьными округами или со школьными советами, которые отвечают за менеджмент школы.

Дистанционное образование ученики также могут получить в чартерных школах дистанционного обучения (distance learning charter school). Чартерные школы финансируются государством, они имеют большую автономию и самостоятельность по сравнению с традиционными школами в обмен на повышенный уровень ответственности. В 1991 г. Миннесота стала первым штатом, который принял закон о чартерных школах. Сегодня 41 штат и округ Колумбия имеют аналогичные законы. Создан Национальный ресурсный центр чартерной школы (National Charter School Resource Center), который обеспечивает качественные и сбалансированные ресурсы для сообщества уставных школ [10, 11]. Эти школы во многих штатах предлагают дистанционные учебные программы для начальной, средней и старшей (высшей) школы. Но не все чартерные школы предоставляют услуги дистанционного образования, а лишь те, которые включают в свое название слова «онлайн», «дистанционное обучение», «виртуальные» и «корреспондентские». Штаты выдвигают требования относительно условий принятия учащихся на дистанционное обучение в определенной школе. Школа может принять ученика к себе лишь при условии, что он проживает в районе или округе, где расположена чартерная школа. Дистанционное обучение в этих школах проводится с помощью интернета или почты. Обычно ученик получает задание от учителя на неделю или месяц. Благодаря тому, что чартерные школы являются государственными, штат платит за все учебники и учебные материалы, даже может покрыть стоимость компьютерного оборудования

161

программного обеспечения и подключения к Интернету.

Итак, дистанционное образование, внедряя информационно-коммуникационные технологии в обучение школьников, имеет следующие преимущества над другими формами образования:

- повышение качества знаний учащихся за счет использования активных методов обучения, которые характеризуются высокой вовлеченностью в учебный процесс школьников;

- возможность обеспечения дифференциального подхода к ученикам, так как существует выбор сложности выполняемых задач, контролируется уровень полученных знаний;

- обеспечиваются условия для адаптации ребенка в современном информационном обществе, происходит воспитание личности, способной самореализоваться в условиях социальных требований;

- расширяются возможности использования интернет-ресурсов.

В сегодняшних условиях ограничения мобильности населения внедрение дистанционного обучения - одно из главных направлений в современном образовании, которое расширяет рамки его получения всеми без исключения учениками. Школьный учитель, включая в свою работу элементы дистанционного образования, пытается научить ребенка жить в информационном обществе и использовать все возможности современного мира.

Список литературы

1. Авдулова Т.П. Социализация подростков в информационном пространстве// Мир психологии. 2011. № 3. С. 196-205.

2. Schulman A. H., Sims R. L.. Learning in an online format versus an in-class format: An experimental study// Technological Horizons in Education Journal. 1999. Vol. 26. pp. 54-56.

3. Лузанова Н.Н. Создание условий самореализации школьников в дистанционном обучении //Непрерывное образование. 2017. №2 (20). С. 76-79.

4. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практическое пособие. - М.: Федеральный институт развития образования, 2016. - 72 с.

5. Свечников В.Г. Внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий: пособие для начинающих пользователей ДОТ. - Челябинск: ЧГАА, 2010. - 124 с

6. Хуторской А.В. Дидактика: учебник для вузов. - СПб. Питер, 2017. - 720 с

7. Murphy T. H. An evaluation of a distance education course design for general soils// Journal of Agricultural Education. 2000. Vol. 41. pp. 103-113.

8. Stadtlander L. M.. Virtual instruction: Teaching an online graduate seminar//Teaching of Psychology. 1998. Vol. 25. pp. 146-148.

9. iQ Academy. URL: http://iqacademy.com/

10. United States Distance Learning Association (USDLA). URL: https://usdla.org/

11. National Charter School Resource Center (NCSRC). URL: https://charterschoolcenter.ed.gov/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.