3. Keyton J. Communicating in groups: Building relationships for effective decision making (2nd ed.). Boston: McGraw-Hill. 2002.
4. Anseel F.Lievens F.Levy PE. A self-motives perspective on feedback-seeking behaviour: linking organizational behaviour and social psychology research. Int J Manag Rev 2007; 9 (3): 211-36.
5. McGregor J. Study finds that basically every single person hates performance reviews. 2014.
6. Pace A. Performance management: Feedback is a two-way street. Knowledge W.P. Carey 2011.
7. ДжуэллЛ. Индустриально-организационная психология / Л. Джуэлл. —СПб.: Питер, 2001. — 720 с.
8. Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. — СПб.: Питер, 2002. — 176 с.
9. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. —М.: МГУ 1992. — 112 с.
влияние информационно-коммуникационных технологий на эффективность учебно-познавательной деятельности
школьников
Яковлева А.А.
Влияние информационных технологий на учебно-воспитательный процесс значительно усилилось за последние несколько лет. Образование двадцать первого века выдвинуло новые требования к системе обучения, перед учителями открылись новые перспективы в образовательной и воспитательной деятельности. Прежде всего, это связано с современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), компьютерной техникой, разнообразными мобильными устройствами, используемыми как средство приобретения компьютерной грамотности, изучения школьных предметов, приобретения знаний и опыта. Современная информационно-образовательная среда предоставила школам широкие возможности, предполагающие кардинальные изменения в подготовке учащихся, способных творчески и самостоятельно работать в условиях массовой компьютеризации общества. Электронная среда наряду с квалифицированным руководством учителей стали важными условиями развития творческого потенциала школьников.
Кроме того, существует необходимость выявить условия и специфику использования информационно-коммуникационных технологий именно в организации самостоятельной учебной деятельности школьников. Такого рода самоорганизация дает возможность учащемуся ускорить, усовершенствовать и облегчить процесс изучения различных школьных дисциплин, а преподавателю — эффективно, быстро и беспристрастно провести тестовый контроль качества знаний учащихся.
Цель статьи: раскрыть условия и специфику использования информационно-коммуникационных технологий в организации как совместной с учителем, так и само-
© Яковлева А.А., 2014
8о
Педагогика и психология
стоятельной учебной деятельности школьников общеобразовательных средних школ, а также рассмотреть факторы улучшения качества знаний школьников в процессе изучения школьных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий.
«Информационные и коммуникационные технологии, или ИКТ, определяются как комбинация технологии информатики с другими родственными ей технологиями, в особенности коммуникационной» [4, с. 15]. Именно поэтому компьютерное обучение является мощным средством интенсификации учебного процесса. Но любые учебные компьютерные программы, даже исключительно информационно-справочного характера, должны в обязательном порядке проверяться на их собственную педагогическую целесообразность, т.к. в условиях диалога с компьютером ребенок формирует такое общение, образы, модели, на которые не способен в условиях взаимодействия с другими людьми или индивидуально [3]. Кроме того, оказавшись в новой информационной среде, ученик может ставить более оригинальные, творческие, содержательные цели и задачи. Использование информационно-коммуникационных технологий во время самостоятельного изучения школьных дисциплин вызвано способствовать продуктивности учебно-познавательной деятельности.
Процесс самостоятельного изучения школьных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий в сравнении с традиционным обучением имеет множество преимуществ: сокращается время на усвоение учебного материала; благодаря использованию компьютерных технологий возникает принципиально новая организация учебных часов; компьютер обеспечивает обучение, которое является адаптированным к потребностям, способностям и возможностям конкретного ученика.
Добиться значительного повышения эффективности учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий возможно только при наличии качественных, специально разработанных учебно-контролирующих компьютерных программ. Характерной особенностью учебно-контролирующих программ является интеграция в одном программном продукте многообразных видов информации, как традиционных (текст, таблицы, иллюстрации), так и нетрадиционных (речь, музыка, видео, анимация). Наиболее эффективным является такой вариант учебно-контролирующей программы, которая представляет собой комплекс двух основных видов программ: компьютерный учебник для самостоятельного усвоения дисциплины, и тестовая контролирующая программа для оценки знаний школьников. Тестовая система побуждает ученика работать более регулярно и интенсивно, позволяет качественно изменять контроль знаний школьников, которые могут самостоятельно выбрать необходимую помощь электронного учебника в случае возникновения необходимости или потребности [5].
Эффективность учебной деятельности зависит, прежде всего, от ее мотивации. «К слагаемым особенностей мотивации относятся направленность и локализация эмоций и ведущих мотивов; потребность в самоактуализации» [2, с 37]. Мотивы самоутверждения связаны с потребностью в самоуважении, которая может быть реализована через достижения в обучении, когда ученик стремится к успеху, в постоянном соревновании с самим собой; мотивы социального сотрудничества связаны с желанием
поддерживать хорошие отношения с учителем и учащимися в ходе обучения. К внутренним мотивам относятся побуждения, в основе которых лежит удовлетворение от процесса и непосредственных результатов учебно-познавательной деятельности. Внутренние мотивы никогда не существуют до и вне самой деятельности, они возникают, если учебная деятельность вызывает у учащихся положительные эмоциональные реагирования.
Особую роль в мотивации школьников играет такой внутренний мотив, как познавательный интерес. Наличие интереса является одним из главных условий эффективности процесса обучения и свидетельством его правильной организации. Можно выделить несколько основных условий, которые способствуют его появлению и развитию.
1. Включение учащихся в самостоятельный поиск новых знаний, решений проблемных задач.
2. Разнообразность учебной деятельности как и в материале урока, так и в способе его проведения.
3. Понимание полезности, важности знаний.
4. Включение ранее усвоенных знаний в новый материал: выявление аналогичных ситуаций, сравнение, противопоставление, определение общих закономерностей, выделение новых граней в известном, использование старых знаний в новых условиях, с новой целью.
5. Трудное, но посильное обучение.
6. Своевременный контроль и оценка знаний.
7. Яркость, эмоциональность учебного материала, т.к. эмоциональное воздействие один из мощных путей стимулирования познавательного интереса [6].
Поскольку обучение это организованное взаимодействие учителя и учащихся, направленное на познавательное развитие учеников, усвоение ими определенных знаний, умений и навыков, то основная функция учителя в обучении заключается в организации именно познавательной деятельности учащихся. Поэтому обучение можно определить также как управление познавательной деятельностью учащихся, в результате которой у них формируются определенные знания, умения и навыки, развиваются способности [7]. В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определенные знания, при использовании компьютерных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Задача учителя состоит в том, чтобы создать такие условия для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволяли бы каждому ученику проявлять активность, а также раскрывать свой творческий потенциал.
Следует отметить, что средства ИКТ вызывают стабильный интерес у учащихся и учителей и, значит, положительно влияют на основные компоненты обучения: деятельность учителя, деятельность ученика, методы, средства, цель и содержание обучения, организационные формы, учебный процесс. Использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации. Обучение на основе компьютерных программ позволяет более
82
Педагогика и психология
полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого.
Применение ИКТ в учебном процессе дает возможность учителю справиться с серьезной на сегодняшний день педагогической задачей — повышением уровня знаний. Необходимо учитывать тот факт, что в зависимости от активности учащихся в обучении знания могут усваиваться на разных уровнях. В целом, можно выделить пять уровней усвоения знаний:
1) уровень понимания: проявляется в способности объяснить сущность понятий, законов, правил, принципов деятельности;
2) уровень узнавания: предполагает умение воспринимать ранее усвоенную информацию или действия;
3) уровень воспроизведения: проявляется в точном или близком к точному воспроизведению усвоенной информации;
4) уровень применения: использование знаний, умений, навыков по образцу или в сходной ситуации;
5) уровень творческой деятельности заключается в способности создавать новую информацию [1].
Использование информационно-коммуникационных технологий в системе школьного образования обеспечивает достижение качественной учебной деятельности и высокого уровня усвоения знаний в сравнении с традиционными методами обучения, т.к. меняется мотивационный компонент. Познавательная активность школьников приобретают личностный, индивидуализированный характера, свободный от влияний различных психологических зажимов и барьеров. Специфика школьного учебного процесса заключается в том, что программно-методическое обеспечение на основе информационно-коммуникационных технологий должно включать, как программные средства для поддержки преподавателя, так и программные средства, позволяющие преподавателю управлять учебным процессом, его рациональной организацией.
Таким образом, главными задачами информатизации образования являются:
1. Создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального и творческого потенциала ученика.
2. Формирование умения самостоятельно добывать знания, использовать разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.
3. Создание и использование компьютерных тестовых и диагностических методик контроля и оценки уровня знаний школьников [5].
На сегодняшний день общеобразовательные школы имеют необходимое материально-техническое обеспечения для реализации задач информатизации образования. Но внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс нуждается в серьезной исследовательской работе, от которой зависит успех их успешного использования. Необходимо производить тщательный отбор содержания обучения, согласно направлению образования, с учетом дидактических свойств и функций имеющихся технических средств и специфики учебного предмета. Важно учитывать влияние систем искусственного интеллекта на характер мышления учащихся и учите-
лей, комбинировать способы сочетания ИКТ с традиционными средствами обучения, а также уточнять способы управления самостоятельной познавательной деятельностью школьников в условиях стремительно расширяющегося информационно-коммуникационного пространства.
Литература
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
2. Грохольская О.Г. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие для вузов / О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. — М. Дрофа, 2011. — 191 с.
3. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам / А.В. Зубов, И.И. Зубова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 144 с.
4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебные планы для средней школы и программы подготовки преподавателей. — М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. — 165 с.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, — 2008. — 348 с.
6. Психология и педагогика: учебник для вузов / под ред. П.И Пидкасистого. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. — 713 с.
7. Столяренко А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А.М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 479 с.