Научная статья на тему 'Возможности использования ИКТ и мобильных устройств в структуре школьного урока'

Возможности использования ИКТ и мобильных устройств в структуре школьного урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) / СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО УРОКА / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / COMPUTER SCHOOL EDUCATION / LESSON PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Анна Александровна

В статье рассматриваются вопросы формирования готовности школьников и учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential use of ICT and mobile devices in the structure of school lesson

The paper is concerned with training of school students and teachers' availability for use of Information and Communication Technologies in present-day school classes.

Текст научной работы на тему «Возможности использования ИКТ и мобильных устройств в структуре школьного урока»

тва и применения прогрессивных технологий в учебной деятельности может помочь адаптировать уроки к индивидуальным потребностям школьников, и они могут также предоставить учащимся жизненно важные компетенции, необходимые в будущем.

Литература

1. Грохольская О.Г., Никандров И.Д. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие. — М.: Дрофа, 2011. — 191 с.

2. Дик Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменах: мир игры в 3-4 классах / Н.Ф. Дик. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 315с.

3. Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В.Н. Иванченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 341с.

4. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего школьного возраста: Конспекты занятий. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. — 80 с.

5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 320с.

возможности использования икт и мобильных устройств в структуре школьного урока

Яковлева А.А.

В течение многих веков школа накопила колоссальный опыт обучения различным дисциплинам. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий в значительной мере повлияли как на сам учебный процесс, так и на требования к результатам. Все чаще и чаще стали появляться альтернативные формы обучения, предполагающие органичное сочетание образования, развития и воспитания.

Информационные технологии, стремительно вливаясь в учебно-воспитательный процесс, являются, своего рода, связующим звеном, электронным посредником между учителем и учеником, которые позволяют усилить интенсивность протекания процесса обучения, делая его ярче и нагляднее. Возникшая необходимость пересмотра традиционных форм обучения и разработки новых форм, содержания и методов управления учебно-познавательной деятельностью школьников предоставила возможность усовершенствовать, облегчить работу учителей и учащихся, и, как следствие, получить качественно новый, лучший уровень знаний. Кроме того, внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений оказало положительное влияние на учебную деятельность, поскольку компьютер и мобильные устройства вызывают стабильный интерес у школьников.

Педагогическая деятельность как особый вид социальной деятельности, предполагает передачу от старших поколений младшим накопленные человечеством опыт

© Яковлева А.А., 2015

и культуру, а также создание условий для личностного развития подрастающего человека. Основными видами педагогической деятельности, которая осуществляется в целостном педагогическом процессе, являются образовательная и воспитательная работа. Существенной особенностью педагогического труда является и то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. Это усиливает роль личностных взаимоотношений в педагогической работе и подчеркивает важность моральных аспектов. Специфическим является и результат педагогической деятельности — человек, овладевший определенной частью общественной культуры и опыта, способный к дальнейшему саморазвитию и выполнению определенных социальных ролей в обществе [1].

Целью статьи является освещение вопросов формирования готовности школьников и учителей к использованию компьютерных технологий на уроках в современной общеобразовательной школе.

Информатизация образования становится одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества. Этот процесс формирует и обеспечивает сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения. Компьютерные технологии являются мощным инструментом для получения различной информации, эффективным средством повышения интереса и мотивации к обучению [2]. Компьютерные средства обучения открывают новые технологические возможности как для учащихся, так и для учителей, поликультурного воспитания школьников, имеют множество преимуществ по сравнению с традиционным обучением. Применение таких технологий позволяет усовершенствовать весь процесс обучения. В отличие от обычных технических средств обучения компьютерные технологии позволяют развивать интеллектуальные способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Средства компьютерных технологий не могут быть введены в структуру урока как альтернатива традиционных средств обучения. Тем не менее, они способны оказать существенное влияние на технологический процесс: организацию учебного процесса; методы и формы учебной деятельности; методы и формы работы преподавателя; деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения знаний; создать объективные возможности для разработки принципиально новых технологий, соответствующих целям обучения. Важным этапом включения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс должна быть разработка и внедрение учебно-контролирующих программ, на уровне с другими формами и методами обучения и контроля знаний учеников.

Систематический контроль за ходом учебной деятельности, ее рефлексия и своевременная коррекция являются условиями повышения качества обучения. Средства ИКТ обладают достаточно широкими возможностями для этого. Они помогают осуществлять текущую, тематическую и итоговую проверку, постоянно накапливать информацию о результатах учебной деятельности, в частности, результатах решения учебных задач и создания проектов. При этом компьютер позволяет представлять лю-

бое действие в развернутой последовательности операций, показывать его результат, условия выполнения; фиксирует промежуточные операционные результаты, обеспечивает интерпретацию каждого шага в построении и преобразовании объекта, выбор стратегии решения задачи и т.д. Средства контроля на основе ИКТ могут выступать как средство формирования самооценки и самоконтроля учащихся.

Новые подходы к организации процесса обучения в современной общеобразовательной школе призваны содействовать эффективному развитию личности в новой парадигме учебного пространства. Реализация дидактических принципов сознательности обучения, активности и самостоятельности является важным моментом образовательной деятельности и индивидуализации образования. Перед современным педагогом встают задачи обеспечения всестороннего развития, гармоничного и целостного воспитания индивидуальности, развитие ее способностей и дарований, обогащение на этой основе интеллектуального богатства людей, их духовности и культуры. При решении такого рода задач особая роль отводится школе, где закладывается фундамент подготовки к жизни, обеспечивается интеллектуальное, духовное и физическое становление человека, формируется целостное мировосприятие и мироощущение, серьезное значение приобретает информационная культура личности [5, с. 241-242].

«Структура учебной деятельности с точки зрения ее состава должна включать в себя содержательный, операционный и мотивационный компоненты» [4, с. 344]. Таким образом, в структуре обучения выделяются следующие элементы: определение цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом; формирование у учащихся мотивов учения, побуждение к активной познавательной деятельности; развитие знаний, умений и навыков, которые применяются в ходе обучения; поиск методов, приемов, средств и организационных форм обучения; организация своевременного контроля со стороны учителя и самоконтроля учащихся по достижению учебных целей; получение обратной связи с целью коррекции учебно-воспитательного процесса, его совершенствования; выявление и оценка учителем и самооценка учащимися результатов обучения, уровня усвоения знаний.

В компьютерной лингводидактике не существует единых общепринятых подходов к классификации компьютерных методов обучения, однако они должны удовлетворять следующие основные требования:

1) совмещать в себе обучающую, контрольную и поисковую функции;

2) опираться на обучающие сценарии, приближенные к традиционному обучению;

3) быть мультимедийными, т.е. использовать текст, звук, видео, иллюстрации;

4) иметь интеллектуальные и объективные средства оценки знаний;

5) содержать возможность настройки программы для конкретного обучаемого (выбор способа подачи нового материала, типа упражнений, скорости ответа и т.п.) [3].

Особое внимание следует уделять внешним и внутренним условиям, провоцирующим познавательную деятельность и заинтересованность учеников средствами ИКТ и мобильными устройствами. Активность школьника на уроке — важнейшая составляющая его сознательного отношения к учебе и прочных, глубоких знаний. Информационные средства обучения активизируют индивидуальные, личностные мотивы усвоение материала учеником. Познавательная активность школьников существенно

возрастает при грамотном сочетании традиционных и альтернативных форм и методов обучения: углубляется познавательная работа на уроках, улучшается качество знаний, формируются положительных мотивы учения, активная жизненная позиция, и, как следствие, повышается эффективность процесса обучения.

Сегодня значительная часть образовательных, информационно-справочных и развлекательных программ функционируют на основе мультимедиа-технологий. Энциклопедии, альманахи, электронные библиотеки, интерактивные игры, программы, кинофильмы, электронные учебники делают мультимедиа наиболее увлекательной и творческой сферой компьютерного мира. Невозможно оставить без внимания эту отрасль знаний, которая стремительно развивается и становится все более интересной и необходимой для изучения и применения в учебно-воспитательном процессе. Современные мультимедиа-технологии позволяют создавать электронные учебники, которые способны решить проблему индивидуализации образования, а также проблему методического и дидактического обеспечения учащихся в рамках школьного урока.

Содержательная основа массовой компьютеризации в образовании, безусловно, связанна с тем, что современный компьютер является эффективным средством оптимизации условий умственного труда. Сложность содержания учебного материала компенсируется особого рода изложением теоретического материала, выбором посильных, индивидуально подобранных задач и упражнений. Современные средства представления информации на электронном экране позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам: можно выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или киноклипы. «Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала» [3, с. 157].

Основными трудностями, связанными с использованием ИКТ в современных школах, являются слабое техническое оснащение, невысокий уровень информационной компетентности учителей, фрагментарное решение многих проблем информатизации. Однако, распространение образовательных компьютерных технологий неизбежно, поскольку информационная культура является частью культуры человека и общества. Интеграция ИКТ в учебный процесс позволяет, с одной стороны, учащимся получить навыки, необходимые для жизни и работы в современном обществе, и, с другой стороны, создает предпосылки для коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности.

Становление нового стиля педагогического мышления, важным элементом которого являются информационно-коммуникационные технологии, следует ориентировать на обучение детей умению максимальным образом реализовывать свой потенциал. Школьник XXI века должен быть готов к продуктивному использованию своих способностей, применять свои знания и умения в нестандартных условиях, быть в состоянии быстро и качественно реагировать на все изменения, происходящие в мире, науке и технике, быть полноценным участником собственных учебно-познавательных действий. Современная информационная среда в полной мере способствует эффективному обучению и общему развитию учащихся, что, в свою очередь, влияет не только на активизацию

самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, но и на усовершенствование структуры школьного урока.

Литература

1. Грохольская О.Г. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие для вузов / О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. — М. Дрофа, 2011. — 191 с.

2. Инновационный подход к обучению и воспитанию: материалы II Всероссийского (с международным участием) фестиваля методических идей. 14 декабря 2011 г. / Гл. ред. А.Н. Ярутова. — Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011. — 652 с. (С. 14-17)

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

4. Психология и педагогика: учебник для вузов / под ред. П.И Пидкасистого. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. — 713 с.

5. Электронная среда в образовании: движение в будущее: материалы Международной заочной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 17 марта 2013 года); отв. ред. Ю.С. Мануйлов. — Нижний Новгород: Центр научных инвестиций, 2013. — 288 с.

особенности развития образовательных организаций в инновационной среде

Савчук Е.И.

В контексте интенсивных изменений в политико-экономической и социокультурной жизни российского общества сегодня, на первый план выходят новые требования образовательной сфере в целом и к общеобразовательной школе, в частности. Ведь образование сегодня, в соответствии с принципом человекосообразности, должно выявлять и способствовать реализации возможностей человека по отношению к освоению окружающего мира.

В связи с этим сегодня каждая образовательная организация оказалась в ситуации самостоятельного выбора. Некоторые школы переходят на путь автономизации, делая ставку на финансовую независимость и формирование собственного конкурентоспособного образовательного имиджа. В результате активизировался процесс разработки и обновления программ, методик, технологий, учитывающих альтернативные варианты индивидуальных и общественных запросов, появилась возможность решения разнообразных образовательных вопросов.

Другая часть общеобразовательных школ выбрала путь выжидания, ориентированный на минимизацию затрат, а также сокращение образовательных программ с целью оптимизации деятельности.

© Савчук Е.И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.