тва и применения прогрессивных технологий в учебной деятельности может помочь адаптировать уроки к индивидуальным потребностям школьников, и они могут также предоставить учащимся жизненно важные компетенции, необходимые в будущем.
Литература
1. Грохольская О.Г., Никандров И.Д. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие. — М.: Дрофа, 2011. — 191 с.
2. Дик Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменах: мир игры в 3-4 классах / Н.Ф. Дик. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 315с.
3. Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В.Н. Иванченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 341с.
4. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего школьного возраста: Конспекты занятий. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. — 80 с.
5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 320с.
возможности использования икт и мобильных устройств в структуре школьного урока
Яковлева А.А.
В течение многих веков школа накопила колоссальный опыт обучения различным дисциплинам. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий в значительной мере повлияли как на сам учебный процесс, так и на требования к результатам. Все чаще и чаще стали появляться альтернативные формы обучения, предполагающие органичное сочетание образования, развития и воспитания.
Информационные технологии, стремительно вливаясь в учебно-воспитательный процесс, являются, своего рода, связующим звеном, электронным посредником между учителем и учеником, которые позволяют усилить интенсивность протекания процесса обучения, делая его ярче и нагляднее. Возникшая необходимость пересмотра традиционных форм обучения и разработки новых форм, содержания и методов управления учебно-познавательной деятельностью школьников предоставила возможность усовершенствовать, облегчить работу учителей и учащихся, и, как следствие, получить качественно новый, лучший уровень знаний. Кроме того, внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений оказало положительное влияние на учебную деятельность, поскольку компьютер и мобильные устройства вызывают стабильный интерес у школьников.
Педагогическая деятельность как особый вид социальной деятельности, предполагает передачу от старших поколений младшим накопленные человечеством опыт
© Яковлева А.А., 2015
и культуру, а также создание условий для личностного развития подрастающего человека. Основными видами педагогической деятельности, которая осуществляется в целостном педагогическом процессе, являются образовательная и воспитательная работа. Существенной особенностью педагогического труда является и то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. Это усиливает роль личностных взаимоотношений в педагогической работе и подчеркивает важность моральных аспектов. Специфическим является и результат педагогической деятельности — человек, овладевший определенной частью общественной культуры и опыта, способный к дальнейшему саморазвитию и выполнению определенных социальных ролей в обществе [1].
Целью статьи является освещение вопросов формирования готовности школьников и учителей к использованию компьютерных технологий на уроках в современной общеобразовательной школе.
Информатизация образования становится одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества. Этот процесс формирует и обеспечивает сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения. Компьютерные технологии являются мощным инструментом для получения различной информации, эффективным средством повышения интереса и мотивации к обучению [2]. Компьютерные средства обучения открывают новые технологические возможности как для учащихся, так и для учителей, поликультурного воспитания школьников, имеют множество преимуществ по сравнению с традиционным обучением. Применение таких технологий позволяет усовершенствовать весь процесс обучения. В отличие от обычных технических средств обучения компьютерные технологии позволяют развивать интеллектуальные способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Средства компьютерных технологий не могут быть введены в структуру урока как альтернатива традиционных средств обучения. Тем не менее, они способны оказать существенное влияние на технологический процесс: организацию учебного процесса; методы и формы учебной деятельности; методы и формы работы преподавателя; деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения знаний; создать объективные возможности для разработки принципиально новых технологий, соответствующих целям обучения. Важным этапом включения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс должна быть разработка и внедрение учебно-контролирующих программ, на уровне с другими формами и методами обучения и контроля знаний учеников.
Систематический контроль за ходом учебной деятельности, ее рефлексия и своевременная коррекция являются условиями повышения качества обучения. Средства ИКТ обладают достаточно широкими возможностями для этого. Они помогают осуществлять текущую, тематическую и итоговую проверку, постоянно накапливать информацию о результатах учебной деятельности, в частности, результатах решения учебных задач и создания проектов. При этом компьютер позволяет представлять лю-
бое действие в развернутой последовательности операций, показывать его результат, условия выполнения; фиксирует промежуточные операционные результаты, обеспечивает интерпретацию каждого шага в построении и преобразовании объекта, выбор стратегии решения задачи и т.д. Средства контроля на основе ИКТ могут выступать как средство формирования самооценки и самоконтроля учащихся.
Новые подходы к организации процесса обучения в современной общеобразовательной школе призваны содействовать эффективному развитию личности в новой парадигме учебного пространства. Реализация дидактических принципов сознательности обучения, активности и самостоятельности является важным моментом образовательной деятельности и индивидуализации образования. Перед современным педагогом встают задачи обеспечения всестороннего развития, гармоничного и целостного воспитания индивидуальности, развитие ее способностей и дарований, обогащение на этой основе интеллектуального богатства людей, их духовности и культуры. При решении такого рода задач особая роль отводится школе, где закладывается фундамент подготовки к жизни, обеспечивается интеллектуальное, духовное и физическое становление человека, формируется целостное мировосприятие и мироощущение, серьезное значение приобретает информационная культура личности [5, с. 241-242].
«Структура учебной деятельности с точки зрения ее состава должна включать в себя содержательный, операционный и мотивационный компоненты» [4, с. 344]. Таким образом, в структуре обучения выделяются следующие элементы: определение цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом; формирование у учащихся мотивов учения, побуждение к активной познавательной деятельности; развитие знаний, умений и навыков, которые применяются в ходе обучения; поиск методов, приемов, средств и организационных форм обучения; организация своевременного контроля со стороны учителя и самоконтроля учащихся по достижению учебных целей; получение обратной связи с целью коррекции учебно-воспитательного процесса, его совершенствования; выявление и оценка учителем и самооценка учащимися результатов обучения, уровня усвоения знаний.
В компьютерной лингводидактике не существует единых общепринятых подходов к классификации компьютерных методов обучения, однако они должны удовлетворять следующие основные требования:
1) совмещать в себе обучающую, контрольную и поисковую функции;
2) опираться на обучающие сценарии, приближенные к традиционному обучению;
3) быть мультимедийными, т.е. использовать текст, звук, видео, иллюстрации;
4) иметь интеллектуальные и объективные средства оценки знаний;
5) содержать возможность настройки программы для конкретного обучаемого (выбор способа подачи нового материала, типа упражнений, скорости ответа и т.п.) [3].
Особое внимание следует уделять внешним и внутренним условиям, провоцирующим познавательную деятельность и заинтересованность учеников средствами ИКТ и мобильными устройствами. Активность школьника на уроке — важнейшая составляющая его сознательного отношения к учебе и прочных, глубоких знаний. Информационные средства обучения активизируют индивидуальные, личностные мотивы усвоение материала учеником. Познавательная активность школьников существенно
возрастает при грамотном сочетании традиционных и альтернативных форм и методов обучения: углубляется познавательная работа на уроках, улучшается качество знаний, формируются положительных мотивы учения, активная жизненная позиция, и, как следствие, повышается эффективность процесса обучения.
Сегодня значительная часть образовательных, информационно-справочных и развлекательных программ функционируют на основе мультимедиа-технологий. Энциклопедии, альманахи, электронные библиотеки, интерактивные игры, программы, кинофильмы, электронные учебники делают мультимедиа наиболее увлекательной и творческой сферой компьютерного мира. Невозможно оставить без внимания эту отрасль знаний, которая стремительно развивается и становится все более интересной и необходимой для изучения и применения в учебно-воспитательном процессе. Современные мультимедиа-технологии позволяют создавать электронные учебники, которые способны решить проблему индивидуализации образования, а также проблему методического и дидактического обеспечения учащихся в рамках школьного урока.
Содержательная основа массовой компьютеризации в образовании, безусловно, связанна с тем, что современный компьютер является эффективным средством оптимизации условий умственного труда. Сложность содержания учебного материала компенсируется особого рода изложением теоретического материала, выбором посильных, индивидуально подобранных задач и упражнений. Современные средства представления информации на электронном экране позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам: можно выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или киноклипы. «Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала» [3, с. 157].
Основными трудностями, связанными с использованием ИКТ в современных школах, являются слабое техническое оснащение, невысокий уровень информационной компетентности учителей, фрагментарное решение многих проблем информатизации. Однако, распространение образовательных компьютерных технологий неизбежно, поскольку информационная культура является частью культуры человека и общества. Интеграция ИКТ в учебный процесс позволяет, с одной стороны, учащимся получить навыки, необходимые для жизни и работы в современном обществе, и, с другой стороны, создает предпосылки для коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности.
Становление нового стиля педагогического мышления, важным элементом которого являются информационно-коммуникационные технологии, следует ориентировать на обучение детей умению максимальным образом реализовывать свой потенциал. Школьник XXI века должен быть готов к продуктивному использованию своих способностей, применять свои знания и умения в нестандартных условиях, быть в состоянии быстро и качественно реагировать на все изменения, происходящие в мире, науке и технике, быть полноценным участником собственных учебно-познавательных действий. Современная информационная среда в полной мере способствует эффективному обучению и общему развитию учащихся, что, в свою очередь, влияет не только на активизацию
самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, но и на усовершенствование структуры школьного урока.
Литература
1. Грохольская О.Г. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие для вузов / О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. — М. Дрофа, 2011. — 191 с.
2. Инновационный подход к обучению и воспитанию: материалы II Всероссийского (с международным участием) фестиваля методических идей. 14 декабря 2011 г. / Гл. ред. А.Н. Ярутова. — Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011. — 652 с. (С. 14-17)
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
4. Психология и педагогика: учебник для вузов / под ред. П.И Пидкасистого. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. — 713 с.
5. Электронная среда в образовании: движение в будущее: материалы Международной заочной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 17 марта 2013 года); отв. ред. Ю.С. Мануйлов. — Нижний Новгород: Центр научных инвестиций, 2013. — 288 с.
особенности развития образовательных организаций в инновационной среде
Савчук Е.И.
В контексте интенсивных изменений в политико-экономической и социокультурной жизни российского общества сегодня, на первый план выходят новые требования образовательной сфере в целом и к общеобразовательной школе, в частности. Ведь образование сегодня, в соответствии с принципом человекосообразности, должно выявлять и способствовать реализации возможностей человека по отношению к освоению окружающего мира.
В связи с этим сегодня каждая образовательная организация оказалась в ситуации самостоятельного выбора. Некоторые школы переходят на путь автономизации, делая ставку на финансовую независимость и формирование собственного конкурентоспособного образовательного имиджа. В результате активизировался процесс разработки и обновления программ, методик, технологий, учитывающих альтернативные варианты индивидуальных и общественных запросов, появилась возможность решения разнообразных образовательных вопросов.
Другая часть общеобразовательных школ выбрала путь выжидания, ориентированный на минимизацию затрат, а также сокращение образовательных программ с целью оптимизации деятельности.
© Савчук Е.И., 2015