Литература
1. Мухина С.Н. Способы развития выразительности движений у старших дошкольников в специально организованной деятельности: дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Н. Мухина. — Москва, 2009. — 168 с.
2. http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5% D0%BD%D1%82%D1%8B/2010
3. ФГОС Дошкольного образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. — М.:УЦ Перспектива, 2014. С. 29.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАК уСЛОВИЕ ПОЛОжИТЕЛьНОй мотивации в начальной школе
Никулочкина В.Я.
Цель образования в средних школах состоит в том, чтобы обеспечить интеллектуальное, моральное, эмоциональное и физическое развитие учащихся, раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей — чтобы создать условия для образования и последующей реализации учеников, как полноправных и востребованных членов общества.
Сегодня научно-техническая революция знаменует собой переход на новые технологии [1]. Инновационные технологии востребованы в образовании именно сейчас в соответствии с новыми целями, которые диктуют социальные изменения в обществе. Заказ общества определяет требования к современному образованию и ведет к объективным условиям для обновления. Организация обучения с использованием инновационных технических средств создает необходимые предпосылки для подъема образовательного уровня учащихся, что способствует творческому, социальному, интеллектуальному и эмоциональному развитию учащихся и активизации познавательной активности, росту положительной мотивации и индивидуальности учащихся, их способности к творческому поиску, а так же удовлетворяет требованиям государственным стандартам образования. Важнейшей проблемой является укрепление системы образования и ее информатизация, чтобы каждый ученик мог развить свой личностный потенциал в полном объеме, в соответствии и его индивидуальными способностями.
С каждым днем компьютеры все интенсивнее используются в школе для обучения и контроля учащихся, что напрямую влияет на мотивацию к обучению [5].
Использование компьютеров учителями в школе могут иметь различные преимущества, которые могут быть даже увеличены, если школьники сами имеют возможность использовать ИКТ в учебном процессе. Исследования показали, что использование контроля с помощью новых технологий может стимулировать у учеников мотивацию к обучению и способствовать самоконтролю в процессе обучения. Использование ИКТ также может способствовать индивидуализированному обучения, отвечающе-
© Никулочкина В.Я., 2015
му индивидуальным потребностям каждого ученика. Компьютеры на современном этапе развития образования предоставляет широкий спектр инновационных методов обучения, основанных на активном и экспериментальном обучении, повышающим активность учащихся, способствуя значительному улучшению результатов не только в образовании, но и в раскрытии личностного потенциала учеников.
Компьютеризация обучения и контроля знаний учащихся относится к числу крупномасштабных инноваций современного образования и имеет ряд преимуществ:
✓ удобство в проведении коррекции, тестирования и проверки успеваемости учеников;
✓ организация интеллектуального досуга, усиливающего мотивацию к обучению.
✓ совершенствуется процесс преподавания, повышающего качество и эффективность контроля за знаниями учащихся;
✓ расширяется техническая и компьютерная грамотность учащихся усиливается формирование творческого развития обучаемых;
✓ автоматизация процессов контроля.
Современные педагоги считают, что в настоящее время лишь информатизация учебного пространства дает возможность прогрессировать системе образования и позволяет воспитывать разносторонне развитую личность. Широкое использование компьютеров на всех уровнях образования и повседневной жизни поднимает вопрос о компьютерной грамотности (ИКТ-компетентности). В настоящее время компьютерная грамотность является составной частью общечеловеческой культуры. Информатизация учебного пространства в целом и проведение контроля с помощью компьютеров, имеет много преимуществ:
✓ контроль, проводимый с помощью компьютера не вызывает у учащихся психологического дискомфорта, дети чувствуют себя более уверенно;
✓ наибольшая объективность в оценке знаний и умений;
✓ возможность отмены учащимся ошибочно выполненного действия, таким образом работа не будет содержать помарок;
✓ контроль с применением компьютера вносит элемент игры, интерактивности, что усиливает мотивацию учащихся;
✓ контроль проводиться конкретно каждого ученика и ведется учет его достижений, в связи с этим можно отследить динамику каждого ученика в отдельности;
✓ процесс контроля более экономичный, при эффективном использовании материалов с меньшим количеством усилий учителя;
✓ положительный эмоциональный климат;
✓ образовательное партнерство, ориентированное на формирование коммуникативных и познавательных задач;
✓ принимаются во внимание психологические особенности учеников;
✓ образовательный процесс быстрее достигает поставленной цели обучения;
✓ быстрый анализ и определение для педагога полученных результатов.
Сфера использования компьютера в обучении английскому языку обширна
и включает в себя различные аспекты (чтение, письмо, говорение, аудирование), а так же проверка успеваемости. Применение информационных технологий особенно
ценно при изучении иностранных языков, потому что учащиеся имеют возможность смотреть фильмы, слушать диалоги, и даже вступать в дискуссии с носителями языка, что напрямую влияет на формирование коммуникативной компетенции учащихся и на рост положительной мотивации в изучении английского языка. Компьютер значительно расширяет возможности представления учебной информации, в обучении и контроле можно использовать тексты, графики, чертежи, рисунки, подвижные изображения [3].
Специалисты отмечают, что так же имеются отрицательные моменты информатизации обучения:
✓ дегуманизация — компьютер вытесняет педагога из процесса обучения;
✓ увеличение отдаленности людей — общение все чаще происходит посредством электронных средств;
✓ избыточное увлечение электронными играми деформирует восприятие действительности и человеческую систему ценностей [2].
Важным фактором является расположение оборудования на базе ИКТ в школах. В ряде областей, особенно в сельских школах, компьютеры по-прежнему не доступны для учеников в классе, а расположены в компьютерных классах, где они могут быть использованы только под контролем преподавателя, и только в определенные часы.
Контроль, реализованный на занятиях с применением компьютера, учитывает большое количество показателей обучения и обеспечивает благодаря этому индивидуализацию обучения, а так же наибольшую объективность. Наряду с этим преимуществом является скорость проверки, высокая степень формализации и унификации процедур контроля (например таких как тестирование). Именно применение компьютера в обучении позволяет наиболее рационально управлять деятельностью учеников с учетом их индивидуальных особенностей. Компьютеризация контроля дает возможность осуществлять диалоговое обучение.
Можно выделить три уровня информатизации контроля при изучении английского языка в начальной школе:
✓ Первым уровнем информатизации контроля можно считать использование компьютера в текущем контроле, например тестирования. Так же наряду с этим компьютеры могут использоваться и при проведении рубежного контроля, но в этом случае педагогу следует провести собеседование с учащимся, чтобы иметь полную картину качества усвоения темы или раздела.
✓ На втором уровне предполагается использование компьютера при чтении лекций, для помощи в объяснении нового материала, грамматики, лексики, фонетики, показа обучающих фильмов с носителями языка, а также как вспомогательное средство при составлении диалогов и тренировке разговорных навыков. В самостоятельной работе, компьютер может занимать место настольной книги для студента.
✓ Третий уровень информатизации предполагает совместную работу в паре «ученик — преподаватель» или «ученик — ученик» в процессе создания диалогов на изучаемом языке, графического представления грамматических конструкций, творческая разработка вариантов проектов и тому подобное.
Также информатизация обучения предполагает расширение самостоятельной работы учащихся при изучении иностранных языков, а так же получение консультаций «on line» и общение с носителями языка. Информатизация контроля имеет ряд преимуществ и для педагога:
✓ подготовка к проведению уроков не требует такого количества времени и сил учителя, а следовательно у педагога появляется больше времени для творчества и профессионального роста;
✓ контроль становиться более полным и всесторонним, охватывающим все области и темы изученного материала;
✓ одновременно могут проходить тестирования сразу несколько учеников в классе;
✓ появляется возможность использования телекоммуникационных средств обучения.
Приемы проведения контроля с использованием информационных технологий:
✓ викторины;
✓ кроссворды;
✓ телемосты;
✓ телеконференции;
✓ тесты;
✓ диалоги.
Информатизация при проведении контроля позволяет учащимся не испытывать стресса и не волноваться в процессе проверки знаний, а воспитывает общую компьютерную грамотность, учит анализировать, обобщать, сравнивать полученную информацию, при этом у учеников складывается ощущение, что контроль носит игровой характер, что помогает раскрытию способностей учеников в полной мере. Обучение и контроль происходят более наглядно с применением компьютера, что способствует конкретизации изучаемого материала, а это имеет особое значение при изучении иностранных языков. Применение прогрессивных технологий на уроках английского языка стимулирует формирование коммуникативной компетенции, партнерские взаимоотношения, умение работать в команде, ощущения дружеской поддержки и возможности свободно общаться с носителями языка на равных, что способствует мотивации к изучению английского языка. Именно использование компьютеров позволяет смягчить авторитарную позицию педагога на занятиях и уравнивает в правах всех участников процесса контроля, что позволяет получить социальный опыт, в том числе взаимоотношений со взрослыми людьми в процессе обучения. Информатизация контроля позволяют учащимся давать взвешенные, продуманные и аргументировано обоснованные ответы по конкретному вопросу. У учащихся формируется умение критически и конструктивно оценивать свои успехи и затруднения. Происходит развитие самосознания, самоконтроля и творчества личности уже на раннем этапе, столь важных для обучения и воспитания школьников, а также увеличению познавательных интересов и мотивации в процессе всего обучения в школе [4]. Акцент сегодняшней политики в области школьного образования должен быть направлен на понимание того, как новые технологии и могут быть использованы в школах для поддержки обучения, и каковы барьеры на пути к успеху. Потому что информатизация учебного пространс-
тва и применения прогрессивных технологий в учебной деятельности может помочь адаптировать уроки к индивидуальным потребностям школьников, и они могут также предоставить учащимся жизненно важные компетенции, необходимые в будущем.
Литература
1. Грохольская О.Г., Никандров И.Д. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие. — М.: Дрофа, 2011. — 191 с.
2. Дик Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменах: мир игры в 3-4 классах / Н.Ф. Дик. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 315с.
3. Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В.Н. Иванченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 341с.
4. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего школьного возраста: Конспекты занятий. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. — 80 с.
5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 320с.
возможности использования ИКТ и мобильных устройств в структуре школьного урока
Яковлева А.А.
В течение многих веков школа накопила колоссальный опыт обучения различным дисциплинам. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий в значительной мере повлияли как на сам учебный процесс, так и на требования к результатам. Все чаще и чаще стали появляться альтернативные формы обучения, предполагающие органичное сочетание образования, развития и воспитания.
Информационные технологии, стремительно вливаясь в учебно-воспитательный процесс, являются, своего рода, связующим звеном, электронным посредником между учителем и учеником, которые позволяют усилить интенсивность протекания процесса обучения, делая его ярче и нагляднее. Возникшая необходимость пересмотра традиционных форм обучения и разработки новых форм, содержания и методов управления учебно-познавательной деятельностью школьников предоставила возможность усовершенствовать, облегчить работу учителей и учащихся, и, как следствие, получить качественно новый, лучший уровень знаний. Кроме того, внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений оказало положительное влияние на учебную деятельность, поскольку компьютер и мобильные устройства вызывают стабильный интерес у школьников.
Педагогическая деятельность как особый вид социальной деятельности, предполагает передачу от старших поколений младшим накопленные человечеством опыт
© Яковлева А.А., 2015