Научная статья на тему 'Информатизация контроля как условие положительной мотивации в начальной школе'

Информатизация контроля как условие положительной мотивации в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER TECHNOLOGY / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ / THE INFORMATIZATION OF THE CONTROL / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EFFECTIVENESS OF LEARNING ACTIVITIES / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулочкина Виктория Ярославовна

Статья посвящена особенностям контроля в начальной школе. Рассмотрено влияние компьютерных технологий на рост положительной мотивации в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computerization of the control as a condition of positive motivation in the primary school

The article is dedicated to the particularities of control in the primary school. The influence of computer technology on the growth of positive motivation in elementary school of the teaching process have been considered.

Текст научной работы на тему «Информатизация контроля как условие положительной мотивации в начальной школе»

Литература

1. Мухина С.Н. Способы развития выразительности движений у старших дошкольников в специально организованной деятельности: дисс... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Н. Мухина. — Москва, 2009. — 168 с.

2. http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5% D0%BD%D1%82%D1%8B/2010

3. ФГОС Дошкольного образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. — М.:УЦ Перспектива, 2014. С. 29.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАК уСЛОВИЕ ПОЛОжИТЕЛьНОй мотивации в начальной школе

Никулочкина В.Я.

Цель образования в средних школах состоит в том, чтобы обеспечить интеллектуальное, моральное, эмоциональное и физическое развитие учащихся, раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей — чтобы создать условия для образования и последующей реализации учеников, как полноправных и востребованных членов общества.

Сегодня научно-техническая революция знаменует собой переход на новые технологии [1]. Инновационные технологии востребованы в образовании именно сейчас в соответствии с новыми целями, которые диктуют социальные изменения в обществе. Заказ общества определяет требования к современному образованию и ведет к объективным условиям для обновления. Организация обучения с использованием инновационных технических средств создает необходимые предпосылки для подъема образовательного уровня учащихся, что способствует творческому, социальному, интеллектуальному и эмоциональному развитию учащихся и активизации познавательной активности, росту положительной мотивации и индивидуальности учащихся, их способности к творческому поиску, а так же удовлетворяет требованиям государственным стандартам образования. Важнейшей проблемой является укрепление системы образования и ее информатизация, чтобы каждый ученик мог развить свой личностный потенциал в полном объеме, в соответствии и его индивидуальными способностями.

С каждым днем компьютеры все интенсивнее используются в школе для обучения и контроля учащихся, что напрямую влияет на мотивацию к обучению [5].

Использование компьютеров учителями в школе могут иметь различные преимущества, которые могут быть даже увеличены, если школьники сами имеют возможность использовать ИКТ в учебном процессе. Исследования показали, что использование контроля с помощью новых технологий может стимулировать у учеников мотивацию к обучению и способствовать самоконтролю в процессе обучения. Использование ИКТ также может способствовать индивидуализированному обучения, отвечающе-

© Никулочкина В.Я., 2015

му индивидуальным потребностям каждого ученика. Компьютеры на современном этапе развития образования предоставляет широкий спектр инновационных методов обучения, основанных на активном и экспериментальном обучении, повышающим активность учащихся, способствуя значительному улучшению результатов не только в образовании, но и в раскрытии личностного потенциала учеников.

Компьютеризация обучения и контроля знаний учащихся относится к числу крупномасштабных инноваций современного образования и имеет ряд преимуществ:

✓ удобство в проведении коррекции, тестирования и проверки успеваемости учеников;

✓ организация интеллектуального досуга, усиливающего мотивацию к обучению.

✓ совершенствуется процесс преподавания, повышающего качество и эффективность контроля за знаниями учащихся;

✓ расширяется техническая и компьютерная грамотность учащихся усиливается формирование творческого развития обучаемых;

✓ автоматизация процессов контроля.

Современные педагоги считают, что в настоящее время лишь информатизация учебного пространства дает возможность прогрессировать системе образования и позволяет воспитывать разносторонне развитую личность. Широкое использование компьютеров на всех уровнях образования и повседневной жизни поднимает вопрос о компьютерной грамотности (ИКТ-компетентности). В настоящее время компьютерная грамотность является составной частью общечеловеческой культуры. Информатизация учебного пространства в целом и проведение контроля с помощью компьютеров, имеет много преимуществ:

✓ контроль, проводимый с помощью компьютера не вызывает у учащихся психологического дискомфорта, дети чувствуют себя более уверенно;

✓ наибольшая объективность в оценке знаний и умений;

✓ возможность отмены учащимся ошибочно выполненного действия, таким образом работа не будет содержать помарок;

✓ контроль с применением компьютера вносит элемент игры, интерактивности, что усиливает мотивацию учащихся;

✓ контроль проводиться конкретно каждого ученика и ведется учет его достижений, в связи с этим можно отследить динамику каждого ученика в отдельности;

✓ процесс контроля более экономичный, при эффективном использовании материалов с меньшим количеством усилий учителя;

✓ положительный эмоциональный климат;

✓ образовательное партнерство, ориентированное на формирование коммуникативных и познавательных задач;

✓ принимаются во внимание психологические особенности учеников;

✓ образовательный процесс быстрее достигает поставленной цели обучения;

✓ быстрый анализ и определение для педагога полученных результатов.

Сфера использования компьютера в обучении английскому языку обширна

и включает в себя различные аспекты (чтение, письмо, говорение, аудирование), а так же проверка успеваемости. Применение информационных технологий особенно

ценно при изучении иностранных языков, потому что учащиеся имеют возможность смотреть фильмы, слушать диалоги, и даже вступать в дискуссии с носителями языка, что напрямую влияет на формирование коммуникативной компетенции учащихся и на рост положительной мотивации в изучении английского языка. Компьютер значительно расширяет возможности представления учебной информации, в обучении и контроле можно использовать тексты, графики, чертежи, рисунки, подвижные изображения [3].

Специалисты отмечают, что так же имеются отрицательные моменты информатизации обучения:

✓ дегуманизация — компьютер вытесняет педагога из процесса обучения;

✓ увеличение отдаленности людей — общение все чаще происходит посредством электронных средств;

✓ избыточное увлечение электронными играми деформирует восприятие действительности и человеческую систему ценностей [2].

Важным фактором является расположение оборудования на базе ИКТ в школах. В ряде областей, особенно в сельских школах, компьютеры по-прежнему не доступны для учеников в классе, а расположены в компьютерных классах, где они могут быть использованы только под контролем преподавателя, и только в определенные часы.

Контроль, реализованный на занятиях с применением компьютера, учитывает большое количество показателей обучения и обеспечивает благодаря этому индивидуализацию обучения, а так же наибольшую объективность. Наряду с этим преимуществом является скорость проверки, высокая степень формализации и унификации процедур контроля (например таких как тестирование). Именно применение компьютера в обучении позволяет наиболее рационально управлять деятельностью учеников с учетом их индивидуальных особенностей. Компьютеризация контроля дает возможность осуществлять диалоговое обучение.

Можно выделить три уровня информатизации контроля при изучении английского языка в начальной школе:

✓ Первым уровнем информатизации контроля можно считать использование компьютера в текущем контроле, например тестирования. Так же наряду с этим компьютеры могут использоваться и при проведении рубежного контроля, но в этом случае педагогу следует провести собеседование с учащимся, чтобы иметь полную картину качества усвоения темы или раздела.

✓ На втором уровне предполагается использование компьютера при чтении лекций, для помощи в объяснении нового материала, грамматики, лексики, фонетики, показа обучающих фильмов с носителями языка, а также как вспомогательное средство при составлении диалогов и тренировке разговорных навыков. В самостоятельной работе, компьютер может занимать место настольной книги для студента.

✓ Третий уровень информатизации предполагает совместную работу в паре «ученик — преподаватель» или «ученик — ученик» в процессе создания диалогов на изучаемом языке, графического представления грамматических конструкций, творческая разработка вариантов проектов и тому подобное.

Также информатизация обучения предполагает расширение самостоятельной работы учащихся при изучении иностранных языков, а так же получение консультаций «on line» и общение с носителями языка. Информатизация контроля имеет ряд преимуществ и для педагога:

✓ подготовка к проведению уроков не требует такого количества времени и сил учителя, а следовательно у педагога появляется больше времени для творчества и профессионального роста;

✓ контроль становиться более полным и всесторонним, охватывающим все области и темы изученного материала;

✓ одновременно могут проходить тестирования сразу несколько учеников в классе;

✓ появляется возможность использования телекоммуникационных средств обучения.

Приемы проведения контроля с использованием информационных технологий:

✓ викторины;

✓ кроссворды;

✓ телемосты;

✓ телеконференции;

✓ тесты;

✓ диалоги.

Информатизация при проведении контроля позволяет учащимся не испытывать стресса и не волноваться в процессе проверки знаний, а воспитывает общую компьютерную грамотность, учит анализировать, обобщать, сравнивать полученную информацию, при этом у учеников складывается ощущение, что контроль носит игровой характер, что помогает раскрытию способностей учеников в полной мере. Обучение и контроль происходят более наглядно с применением компьютера, что способствует конкретизации изучаемого материала, а это имеет особое значение при изучении иностранных языков. Применение прогрессивных технологий на уроках английского языка стимулирует формирование коммуникативной компетенции, партнерские взаимоотношения, умение работать в команде, ощущения дружеской поддержки и возможности свободно общаться с носителями языка на равных, что способствует мотивации к изучению английского языка. Именно использование компьютеров позволяет смягчить авторитарную позицию педагога на занятиях и уравнивает в правах всех участников процесса контроля, что позволяет получить социальный опыт, в том числе взаимоотношений со взрослыми людьми в процессе обучения. Информатизация контроля позволяют учащимся давать взвешенные, продуманные и аргументировано обоснованные ответы по конкретному вопросу. У учащихся формируется умение критически и конструктивно оценивать свои успехи и затруднения. Происходит развитие самосознания, самоконтроля и творчества личности уже на раннем этапе, столь важных для обучения и воспитания школьников, а также увеличению познавательных интересов и мотивации в процессе всего обучения в школе [4]. Акцент сегодняшней политики в области школьного образования должен быть направлен на понимание того, как новые технологии и могут быть использованы в школах для поддержки обучения, и каковы барьеры на пути к успеху. Потому что информатизация учебного пространс-

тва и применения прогрессивных технологий в учебной деятельности может помочь адаптировать уроки к индивидуальным потребностям школьников, и они могут также предоставить учащимся жизненно важные компетенции, необходимые в будущем.

Литература

1. Грохольская О.Г., Никандров И.Д. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие. — М.: Дрофа, 2011. — 191 с.

2. Дик Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменах: мир игры в 3-4 классах / Н.Ф. Дик. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 315с.

3. Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В.Н. Иванченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 341с.

4. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего школьного возраста: Конспекты занятий. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. — 80 с.

5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 320с.

возможности использования ИКТ и мобильных устройств в структуре школьного урока

Яковлева А.А.

В течение многих веков школа накопила колоссальный опыт обучения различным дисциплинам. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий в значительной мере повлияли как на сам учебный процесс, так и на требования к результатам. Все чаще и чаще стали появляться альтернативные формы обучения, предполагающие органичное сочетание образования, развития и воспитания.

Информационные технологии, стремительно вливаясь в учебно-воспитательный процесс, являются, своего рода, связующим звеном, электронным посредником между учителем и учеником, которые позволяют усилить интенсивность протекания процесса обучения, делая его ярче и нагляднее. Возникшая необходимость пересмотра традиционных форм обучения и разработки новых форм, содержания и методов управления учебно-познавательной деятельностью школьников предоставила возможность усовершенствовать, облегчить работу учителей и учащихся, и, как следствие, получить качественно новый, лучший уровень знаний. Кроме того, внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений оказало положительное влияние на учебную деятельность, поскольку компьютер и мобильные устройства вызывают стабильный интерес у школьников.

Педагогическая деятельность как особый вид социальной деятельности, предполагает передачу от старших поколений младшим накопленные человечеством опыт

© Яковлева А.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.