Научная статья на тему 'Современные ИКТ в преподавании английского языка'

Современные ИКТ в преподавании английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1382
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / КОМПЬЮТЕР / ИНТЕРНЕТ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY (ICT) / COMPUTER / INTERNET / MULTIMEDIA PRESENTATION / TEACHING ENGLISH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мироненко О.В.

В данной статье рассматриваются современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) и возможность их применения в преподавании английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные ИКТ в преподавании английского языка»

Мироненко О.В.

Учитель английского языка 2 категории МБОУ СОШ № 37 г. Шахты Ростовской области

СОВРЕМЕННЫЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Аннотация.

В данной статье рассматриваются современные информационно -коммуникационные технологии (ИКТ) и возможность их применения в преподавании английского языка.

Ключевые слова: информационно - коммуникационные технологии (ИКТ), компьютер, интернет, мультимедийная презентация, преподавание английского языка.

Key words: information and communication technology (ICT), computer, Internet, multimedia presentation, teaching English.

Современный этап развития общества характеризуется процессом информатизации, т.е. использованием информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию и интеллектуализацию основных сфер человеческой деятельности, ускорение научно-технического процесса и демократизацию общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Одним из направлений информатизации общества становится процесс информатизации образования.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения [10, 292].

ИКТ - это термин начала XXI века, термин нового информационного общества, которое строит человечество. Информационные технологии - «это система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».

Невозможно представить современную школу без новых информационных технологий, т.к. современный уровень образовательного процесса предполагает применение компьютерных технологий в школе. Применение информационных технологий на уроках является одним из современных средств реализации личностно - ориентированного подхода в обучении английскому языку в русской школе. Современный урок

предполагает новый уровень освоения знаний, развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Использование ИКТ в учебном процессе способствует:

- повышению качества обучения;

- эффективной организации активной познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации;

- формированию информационно-технической культуры учащихся и устойчивого интереса к учебной деятельности;

- развитию самостоятельности учащихся;

- появлению возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображений и звука (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, анимация);

- появлению доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации.

Одной из целей обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе, наряду с воспитательной, образовательной и развивающей, является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Она включает в себя способность и готовность учащихся использовать иностранный язык в разнообразных ситуациях общения в соответствии с нормами данного языка, при работе с иноязычной информацией [3, с. 49]. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы ученику проявить свою активность, своё творчество.

Преподавание английского языка на современном уровне невозможно без применения информационных технологий [5, 258]. Применение ИКТ является важным фактором повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка, делает уроки более насыщенными, продуктивными и интересными, развивает все виды коммуникативной компетенции учащихся через учебную и внеклассную деятельность по предмету. Использование информационных технологий очень актуально в наши дни. Современное образование предъявляет педагогу все более высокие требования к обучению

иностранного языка в школе, делая упор на коммуникативной компетенции учащихся во всех ее составляющих.

Современные информационные технологии открывают большие возможности расширения образовательных рамок по каждому школьному предмету, и иностранный язык не является исключением. Изучение английского языка сегодня - творческий процесс. В изучении английского языка применяется мультимедийный потенциал новых информационных технологий, который показывает высокую эффективность использования дидактических возможностей компьютерных технологий.

Применение ИКТ способствует эффективному решению следующих дидактических задач обучения английскому языку:

• формирование умений и навыков чтения иностранных текстов;

• совершенствование умений аудирования;

• совершенствование умений чтения;

• совершенствование умений построения монологических и диалогических высказываний;

• совершенствование умений письменной речи при подготовке различного рода сочинений, пересказов, рефератов;

• пополнение словарного запаса лексикой современных

иностранных языков;

• формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности

с помощью оперативных материалов сети Интернет, электронной почты, результатов работы поисковых систем [1, 14].

Компьютер наилучшим образом "вписывается" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и максимально приближает процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию,

определенным образом обрабатывать ее и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны.

Компьютер обеспечивает и всесторонний контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и учителем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки.

Еще одно достоинство компьютера - способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя

статистические данные (количество ошибок, правильных и неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных знаний и т.п.), учитель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.

Нельзя не отметить еще один фактор: компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как "ответобоязнь". Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли и т.п.) не позволяют многим учащимся показать свои реальные знания. Оставаясь же "наедине" с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.

Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. Учащиеся могут использовать компьютер, как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Мультимедийная презентация - это дидактическое средство для организации учебного процесса, целесообразность применения которой в учебном процессе обусловлена специфическими возможностями представления информации: многоканальность, наглядность,

интегральность, моделирование изучаемых процессов и явлений, интерактивность, игровая форма.

Одним из очевидных достоинств урока английского языка с использованием мультимедиа презентации является наглядность. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций.

Мульимедийная презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

Преимущества внедрения Интернет-технологий в процесс обучения английскому языку в настоящее время не вызывает сомнений. Использование интернет - технологий дает уникальную возможность соединиться с любой точкой земного шара при помощи поисковых систем. Обучение уже выходит за рамки классной комнаты и обретает безграничные черты.

Наиболее широко возможности интернета при обучении английскому языку используют для:

• переписки по электронной почте со сверстниками стран изучаемого языка;

• участия в тестировании, конкурсах, олимпиадах;

• обучения на дистанционных курсах;

• участия в телекоммуникационных межрегиональных,

республиканских, всероссийских и международных проектах.

Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Учебные Интернет-ресурсы (ИР) создаются исключительно для учебных целей.

В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных ИР [7, 5]

1 .hotlist

2. treasure hunt

3. subject sampler

4. multimedia scrapbook

5. webquest

Хотлист (список по теме) - список сайтов с текстовыми материалами по изучаемой теме. Чтобы его создать, нужно ввести ключевое слово в поисковую систему.

Мультимедиа скрэпбук (мультимедийный черновик) коллекция мультимедийных ресурсов, в отличие от хотлиста, в скрэпбуке кроме ссылок на текстовые сайты есть еще фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическая информация, анимационные виртуальные туры. Эти файлы могут быть легко скачены учащимися и использованы как информативный или иллюстративный материал при изучении определенной темы.

Трежа хант (охота за сокровищами) кроме ссылок на различные сайты по изучаемой теме содержит и вопросы по содержанию каждого сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся. В заключение учащимся задается один более общий вопрос на целостное понимание темы (фактического материала). Развернутый ответ на него будет включать ответы на более детальные вопросы по каждому из сайтов.

Сабджект сэмпла - следующая ступень сложности по сравнению с трежа хантом. Также содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет. После изучения каждого аспекта темы учащимся нужно ответить на поставленные вопросы, но вопросы направлены не на

фактическое изучение материала (как в предыдущем случае), а на обсуждение дискуссионных тем. Учащимся нужно не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.

Вебквест (интернет-проект) - самый сложный тип учебных Интернетресурсов. Это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Один из сценариев организации ПД может быть следующим. С начала весь класс знакомится с общими сведениями по теме, затем учащиеся делятся на группы, каждой группе достается определенный аспект темы. Учителю необходимо подобрать для каждой группы необходимые ресурсы в соответствии с изучаемым аспектом. После изучения, обсуждения и полноценного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы в каждой новой группе было по одному представителю первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга все аспекты обсуждаемой проблемы.

Каждый из пяти видов учебных Интернет-ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные учебные задачи. Первые два направлены на поиск, отбор и классификацию информации. Остальные содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной

деятельности учащихся.

Можно использовать уже готовые учебные ИР, можно создавать их самим. Большой банк англоязычных учебных ИР находится в сети на сайте www.kn.att.com., нужно лишь ввести в поисковую систему ключевое слово (изучаемую тему) и выбрать, какой именно требуется ресурс (хотлист или вэбквест).

Внедрение в учебный процесс учебных ИР будет способствовать развитию коммуникативных умений учащихся. Сложность материала и его объем варьируются и должны соответствовать уровню развития школьников на каждом этапе обучения [2, 33; 8, 119].

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, помогает излагать новый материал увлекательно, является ценным инструментом для объяснения абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию, передвигать объекты.

Внедрение в работу учителя уроков с использованием интерактивной доски сделало более интересными и увлекательными не только уроки, но и подготовку к ним. У учащихся повышается интерес к предмету. Восприятие урока обостряется: видео, звук, графика, анимация. Положительный момент таких уроков еще и в том, что в процесс подготовки активно включаются и сами учащиеся.

Обучающие программы по английскому языку составляют значительную часть всего учебного программного обеспечения. Например, “Talk to me”, “Репетитор”, “Профессор Хиггинс”, “Привет, Америка”, “English Gold”; тематические программы “Мой дом”, “Дикие и домашние животные”, “Английский для малышей”, “В городе”, “ Природа и человек”, “Speak English” и др., созданные для самостоятельного изучения английского языка в домашних условиях.

Обучающие программы являются незаменимым подспорьем для активизации и закрепления тематических лексических единиц, так как позволяют обеспечить многократное их повторение, сопровождающееся предъявлением изображения, повышают мотивацию учащихся и вовлекают непроизвольное внимание в процесс запоминания. Для проверки усвоения лексических единиц и грамматического материала учащимися можно использовать несложные презентации, выполненные в форме загадок или тестов множественного выбора, в которых слайды заданий и правильных ответов чередуются (используются во время речевой зарядки при фронтальной работе с учащимися).

Использование ИКТ расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, повышает эффективность урока, делает его ярким и увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным.

Таким образом, мультимедиа продукты способны быть мощным мотивационным фактором, привлекать к обучению. При этом не станет менее значительной роль учителя. Никакие самые новейшие технологии не смогут заменить на уроке учителя. Самое важное на уроке - живое общение. Роль учителя в образовательном процессе является ведущей, поэтому механизм использования информационных технологий при изучении иностранного языка потребует активизации усилий педагога. Эффективное использование ИКТ напрямую зависит от информационной культуры и компьютерной грамотности учителя. Учитель не может и не должен отставать от достижений науки и техники, он призван следить, чтобы технические возможности служили развитию человеческой души. Поэтому каждый учитель просто обязан постоянно искать новые варианты проведения урока,

стремиться сделать каждый свой урок более интересным и увлекательным, чтобы материал урока надолго сохранился в памяти учащихся. Один из путей достижения этой цели - использование ИКТ на этапах подготовки и проведения уроков [6, 164].

Возможности использования компьютерных технологий безграничны. Они и облегчают работу учителя и вызывают огромный интерес у учеников, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач, предоставляют учащимся дополнительный стимул в изучении иностранного языка.

Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне

Результатами работы использования ИКТ являются - улучшение качества обучения, высокая познавательная активность учащихся, индивидуализация обучения, развития творческого подхода при выполнении учебных заданий. Сегодня информационно-коммуникационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка.

Использование новых ИКТ помогает реализовать личностноориентированный подход в обучении, способствуют индивидуализации и дифференциации обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению познавательной активности и мотивации, увеличению объёма выполненных заданий, возможности проявить творческие способности.

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщённой к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Список литературы

1. Бабанский К.С. Методы обучения в современной

общеобразовательной школе. - М.: Просвещение. - 1995. - с. 211

2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2002. - №3. - С. 33 - 41.

3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие/ Авторы - составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006.

4. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 5 - С. 4.

5. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 254с.

6. Сергеева М.Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку// Педагог. - 2005. - №2. - С.162 - 166.

7. Сысоев П. В., Евстигнеева М. Н. Современные учебные Интернет ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. - №6, С.2-9.

8. Угольников В.В. «Использование новейших технологий в

обучении иностранным языкам в высшем учебном заведении» // Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ им. М.А.Шолохова. - М.: Молодые голоса, 2004. Вып.№9. с.144-117

9. Угольников В.В. «Роль Интернета в обучении иностранным языкам в вузе»// Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ им. М.А.Шолохова. - М.: Молодые голоса, 2004. Вып.№9. с. 117 - 121

10. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 1997. - №5. - с. 40 - 41.

11. Цатурова И. А., Яковлев А.А., Афанасьев М.А., Аветисова К.А. Формирование медиакомпетенции как инновационной составляющей языкового образования в XXI веке// Инновационные проекты в языковом образовании / Под ред. Ю.Б.Кузьменковой. - М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯР МГУ им. Ломоносова, 2007. - с. 290 - 294.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.