Соловьева И. В.
Доцент, к.ф.н., кафедра английского языка при факультете права,
Г осударственный университет - Высшая школа экономики
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (к вопросу о применении электронных образовательных ресурсов)
Аннотация
Статья посвящена системному описанию существующих электронных образовательных ресурсов и возможности их применения в процессе преподавания английского языка.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска,
презентация, программное обеспечение
Keywords: Interactive whiteboard, Internet resources, Power Point presentation, software
Современную систему образования невозможно представить без электронных образовательных ресурсов - учебных материалов, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Электронные образовательные ресурсы можно классифицировать по степени отличия от традиционных учебников следующим образом:
- текстографические электронные образовательные ресурсы отличаются от книг базой предъявления текста и иллюстрации, материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Если при работе с учебником мы сталкиваемся с терминами или сносками, которые отсылают нас на другой раздел этого же текста, то электронные ресурсы намного позволяют мгновенно найти необходимую информацию.
- аудио-визуальные электронные образовательные ресурсы еще больше отличаются от книги, хотя имеют много общего с аудио или видео продуктами, которые можно воспроизвести на бытовом плеере.
- мультимедийные электронные образовательные ресурсы представляют учебные объекты множеством различных способов, то есть с помощью графики, фото, видео, анимации, звука. Они обладают наибольшими принципиальными отличиями от книги и являются наиболее актуальными для образования.
Все перечисленные разновидности электронных образовательных ресурсов могут быть внедрены в процесс обучения иностранному языку при помощи интерактивной доски. Интерактивная доска - это устройство, использующееся с проектором и компьютером. Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают четыре компонента: компьютер, мультимедийный проектор, программное обеспечение, интерактивная доска. Изображение с компьютера выводится на интерактивную доску как на обычный экран с помощью проектора. Прикосновения к поверхности интерактивной доски передаются на компьютер с помощью кабеля или через инфракрасную связь и интерпретируются специальным программным обеспечением, которое установлено на компьютере. Интерактивные доски бывают трех типов1:
1. Доски, фиксирующие сопротивление поверхности при прикосновении, имеют мягкую, гибкую поверхность, подобную винилу, состоящему из двух частей. Материал, фиксирующий сопротивление, отделяется небольшим промежутком от остальной поверхности доски и передает сигналы на компьютер при срабатывании специальной мембраны. Такие доски управляются не только специальными маркерами, но и прикосновением к доске руками или иными предметами. Специальные маркеры могут быть настроены на отображение различных цветов.
1 По материалам сайта http://www.interaktiveboard.ru/
2. Доски, фиксирующие электромагнитные импульсы, подобны традиционным - их поверхность твердая. Они управляются специальными электромагнитными ручками (маркерами), работающими на батареях. Поверхность доски покрыта сеткой тонких проводов, фиксирующих небольшое магнитное поле, излучаемое маркером. Используя его, можно не отходя от доски управлять компьютерными приложениями или делать пометки поверх изображения.
3. Лазерные доски имеют твердую рабочую поверхность с инфракрасными лазерными сканерами, установленными на поверхности. Эти сканеры обнаруживают движение специальной ручки, закодированный цвет и передают на компьютер.
Любая интерактивная доска имеет программное обеспечение, которое включает в себя различный набор возможностей - от простого рисования поверх изображения с компьютера или виртуального белого листа с возможностью сохранения результатов работы, до создания многостраничных уроков и презентаций. Рассмотрим возможности использования интерактивной доски на уроке иностранного языка при работе с каждым из трех типов электронных образовательных ресурсов.
Текстографические электронные образовательные ресурсы позволяют предъявлять грамматический и лексический материал, существенно экономя при этом время. Задание, выведенное на интерактивной доске, экономит не только время, но и бумагу, которая необходима для раздаточных материалов, облегчает подготовку к занятию. Можно также, предварительно отсканировав, предложить для анализа письменные работы учащихся.
Отдельно следует сказать об использовании презентаций, сделанных при помощи популярной программы Microsoft Power Point. Для преподавателя это удобный инструмент предъявления практически любого материала. Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока и различных типах уроков. Благодаря программе Microsoft Power Point, можно создавать собственные презентации, оформлять их красочно и наглядно, используя большое количество шаблонов, звуковых и зрительных эффектов. Презентации возможны на уроках любых возрастных групп, начиная с начальной школы. Учитывая возрастные особенности младших школьников, следует делать их яркими, веселыми, увлекательными. Для учащихся среднего школьного возраста школьников можно включать лексико-грамматические упражнения, образцы диалогов и тексты для чтения, а также элементы тестовых заданий для тренировки в формате единого государственного экзамена. Старшеклассники сами умеют создавать презентации, что целесообразно использовать в проектной работе и при завершении изучения темы.
Каковы же преимущества использования компьютерных презентаций на уроках иностранного языка? Одно из наиболее важных - это повышение мотивации к изучению предмета через успешность в учебной деятельности. Многие ученики умеют создавать презентации и делают это достаточно хорошо. Если класс при изучении темы испытывает трудности, учитель может адаптировать учебные материалы под особенности учащихся. Одной из самых ярких положительных сторон презентаций является возможность использования разнообразного иллюстративного материала: рисунков, фотографий, схем, диаграмм и графических композиций, в результате чего происходит воздействие сразу на несколько видов памяти - зрительную, слуховую, эмоциональную. Уроки-презентации помогают формировать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать навыки самостоятельной работы и контролировать знания, умения и навыки.
Следует сказать и о том, что на подготовку уроков с использованием презентаций требуется много времени. Сами материалы, например, страноведческого характера, нужно искать в Интернете и дополнительных источниках. Доказали свою информативность следующие сайты:
- Сайт http://school-collection.edu.ru/ - это единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по разным предметам, в том числе и по иностранным языкам. Кроме того, предлагается информация о семинарах и конференциях, посвященных проблемам образования.
- На сайте фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся http://portfolio.1september.ru/ можно найти представленные на конкурс презентации учеников средних школ, и предложить для участия в конкурсе разработки своих подопечных.
- Ресурс http://www.openclass.ru/ дает возможность после регистрации найти и загрузить материалы из расположенной там Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Полезными могут оказаться мастер классы и планы-конспекты уроков.
- «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/ создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшить качество обучения с помощью инновационных технологий. Портал предлагает библиотеку готовых учебных проектов, методик проведения уроков с использованием разнообразных электронных ресурсов, руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе.
Использование презентаций разнообразит учебный процесс и позволит вовлечь детей в познавательную деятельность. Подготовка презентаций самими школьниками имеет явно практическую направленность, так как в дальнейшем им придется работать на предприятиях и в организациях, где презентации являются насущной необходимостью для успешной работы и выполнения своих функциональных обязанностей.
Аудио-визуальные образовательные ресурсы традиционно популярны на уроках иностранного языка, а интерактивная доска, в первую очередь, благодаря качеству изображения, позволяет сделать их применение максимально эффективным. В некоторых случаях уместно использование субтитров, и тогда большой экран дает возможность всей группе видеть их. Из бесконечного количества ресурсов в сети Интернет преподаватель может выбрать ролик практически на любую тему. Речь идет, прежде всего, о http://www.utube.com. Другие полезные ссылки:
- Сайт Британского совета http://www.britishcouncil.org/ предлагает подкасты -цифровые записи радио- или телепрограмм, аудио файлы в формате MP3, к которым есть задания и скрипты - тексты аудиофайлов.
- На сайте BBC http://www.bbc.co.uk/ есть целый подраздел, посвященный обучению английскому языку. Например, 6 minute English - серия уроков, основанных на шестиминутном ролике, к которому есть задания и скрипт.
Мультимедийные образовательные ресурсы. Слово «мультимедийный» сегодня встречается повсеместно. Применительно к электронным образовательным ресурсам, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера -или интерактивной доски - и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Как правило, в мультимедийных электронных образовательных ресурсах представлены фрагменты реального или воображаемого мира, что может быть очень продуктивным на занятиях по иностранному языку.
Мультимедийные технологии дают высокий эффект при обучении иностранному языку. В отличие от мультимедийного проектора, интерактивная доска не просто отображает информацию и является средством визуального сопровождения урока, но и дает возможность включить учащихся в диалоговый режим обучения. Интерактивная доска позволяет перемещать объекты, менять их свойства (увеличивать, уменьшать, разворачивать). Таким образом, на доске мы имеем не просто изображение, мы можем его “оживить” и комментировать происходящий процесс. Интерактивная доска является невероятно гибким и удобным инструментом для записи, отображения и анализа
информации любого формата, дает возможность работать с электронной картой, схемой, рисунком, картинкой.
Использование возможностей интерактивной доски продуктивно при работе с грамматическим аспектом языка. Учащиеся моделируют грамматические конструкции, составляют предложения, менять порядок слов в предложении. Иными словами, возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы восприятия информации.
В комплекте с интерактивной доской производители предлагают программное обеспечение. Например, программа Qwizdom Wiz Teach предлагает не только инструментарий работы с графикой, видео- и аудиоматериалами, но и дает возможность в разделе Maths вводить и отрабатывать лексику, связанную с числительными, геометрическими фигурами, арифметическими действиями. В разделе Measurement Tools есть задания, которые можно использовать при работе с темой Telling the Time, изучении соотношения единиц измерения, например, переводить килограммы в фунты. В меню программы предлагается раздел Literacy Tools, где есть подразделы Text Tools, Word Vault, Word Roots. Text Tools - это своего рода текстовый редактор, в котором на доске можно вводить через клавиатуру текст. Word&Sentence Builder содержит словообразовательные элементы (prefix, middle cluster, end cluster, suffix). Работать с этим разделом можно по-разному, например, выбрать несколько словообразовательных элементов и предложить учащимся составить из них слова, передвигая объекты маркером.
Помимо программного обеспечения, прилагаемого к интерактивной доске, следует сказать о применении обучающих компьютерных программ и электронных словарей, которые в большом количестве предлагаются сегодня. Возможности эффективного использования интерактивной доски существенно возрастают, если компьютер, работающий в классе, подключен к сети Интернет. Терминологический аппарат методики обучения иностранным языкам с использованием современных Интернет-технологий пока еще находится на стадии становления. Это и объясняет тот факт, что нередко в научных исследованиях для обозначения одних и тех же понятий и явлений авторы используют разные термины. Наиболее широко употребляемым в учебно-методической литературе является термин «Интернет-технологии». Под ними в методике обучения иностранным языкам понимают совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет и социальных сервисов. Иными словами, Интернет-технологии - использование сети Интернет в обучении.
В дидактическом плане Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее
распространенны формам телекоммуникации относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции и т.п. К формам телекоммуникации относятся и недавно появившиеся, но уже достаточно популярные следующие сервисы: блоги, странички вики, серверы подкастов и т.д. Речь идет о таких социальных сервисах, которые позволяют широкому кругу пользователей сети Интернет быть не только получателями, но и создателями информации. Первоначально эти социальные сервисы были созданы для общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга и лишь недавно стали использоваться в учебных целях.
Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио-, видеоматериал по всевозможной тематике на разных языках. Однако для того, чтобы учащееся наиболее продуктивно использовали его для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет-ресурсов. В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-материалов: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt),
сабджект сэмпла (subject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook), и вебквест (webquest). 2
Хотлист (от английского “hotlist” - «список по теме») представляет собой список Интернет-сайтов по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации. Всё, что нужно - это лишь ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета и вы получите нужный хотлист.
Мультимедиа скрэпбук (от английского “multimedia scrapbook” -
«мультемедийный черновик») представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В скрэпбуке содержатся ссылки на текстовые сайты, фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть легко скачаны учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определенной темы.
Трежа хант (от английского “treasure hunt” - «охота за сокровищами») во многом напоминает хотлист. Он содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Единственное отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисковую деятельность учащихся. В конце трежа ханта учащимся может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы. Развернутый ответ на него будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов.
Сабджект сэмпла (от английского “subject sampler”) стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хантом. Здесь также содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видеоклипы, графическую информацию). После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на вопрос. Главной особенностью сабджект сэмпла является то, что получение информации должно строиться на эмоциональном уровне. Необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое собственное мнение по изучаемому вопросу. Активность учащихся здесь довольно велика, возможно обсуждение мнений с другими учащимися группы.
Вебквест (от английского “webquest” - «Интернет-поиск») самый сложный тип учебных Интернет-материалов. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Прежде чем разделить учащихся на группы, весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Учитель отбирает ресурсы сети Интернет и классифицирует их так, чтобы каждая группа ознакомилась лишь с одним проблемным аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера. Вебквест - это не что иное, как сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме.
2 См. Сысоев П. В. Евстигнеев М. Н. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США). // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 1 февраля. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm.
Каждый из пяти видов учебных Интернет-материалов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные учебные задачи. Хотлист и мультимедиа скрэпбук направлены на поиск, отбор, классификацию информации, а трэжа хант, сабджект сэмпла и вебквест содержат элементы проблемного обучения.
Описанные учебные Интернет-ресурсы следует рассматривать как подвиды электронных образовательных ресурсов. Эффективность их применения в практике преподавания иностранного языка доказана впечатляющими результатами педагогической деятельности. 3
Использование интерактивной доски на уроках позволяет преподавателю:
1) более эффективное использовать учебное время;
2) привлекать к работе всех учащихся (включая и тех, кто имеет слабую мотивацию к изучению предмета);
3) развивать общие учебные умения и навыки;
4) укреплять обратную связь и интерес к предмету.
Как следствие, интерактивная доска повышает качество уроков.
С точки зрения учащихся применение интерактивной доски дает следующие преимущества:
1) развитие учебно-познавательной компетенции, т.к. оригинальное предъявление заданий заставляет более внимательно выполнять их;
2) визуальное наблюдение за выполнением заданий;
3) совершенствование навыков работы с интерактивной доской;
4) создание ситуации успеха;
5) развитие интереса к изучаемой теме, к предмету.
С внедрением электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка связаны следующие проблемы. Во-первых, техническая сторона процесса может вызывать сложности у многих преподавателей. Интерактивная доска - сложный инструмент, обладающий таким широким спектром возможностей, что, вероятно, необходимы дополнительные консультации со специалистами, в том числе и с методистами, по вопросу эффективного применения интерактивной доски на уроке.
Во-вторых, большая часть учебных курсов основывается на учебнике-книге, так что баланс «электронные vs. традиционные образовательные ресурсы» должен определяться индивидуально.
В-третьих, преподавателю следует знать и быть готовым донести до родителей и учащихся критерии безопасного использования интерактивной доски на занятиях.
Итак, мультимедийный инструментарий позволяет вывести процесс обучения иностранному языку на принципиально новый уровень и открывает как перед учащимися, так и преподавателями новые возможности.
3 См. Тезисы докладов Первой научно-практической конференции преподавателей Высших курсов иностранного языка МИЛ. М. 2010.