Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повышение / познавательный интерес / младшие школьники / урок / литературное чтение / учитель / enhancement / cognitive interest / junior schoolchildren / lesson / literary reading / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасбулатова Хадижат Магомедовна, Рамазанова Джавгарат Асадулаевна, Магомедова Зухра Залимхановна

В статье рассмотрен процесс повышение познавательного интереса младших школьников на уроках литературного чтения. Формирование познавательного интереса является важным условием эффективности учебной деятельности, а так же имеют большое значение в процессе развития личности ребенка. Как отмечают авторы, уроки литературного чтения обладают огромным потенциалом для развития познавательного интереса, так как имеют потенциал к созданию подходящих ситуаций, стимулирующих активную мыслительную деятельность. Предложены методы, активизирующие познавательный интерес детей для развития данных видов интереса на уроках. Организация использования исследовательских методов на уроках литературного чтения заключается в организации анализа художественного текста на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, а в некоторых случаях на уровне оригинальной концепции произведения. Пришли к выводу, что при организации образовательного процесса в качестве объекта познавательного интереса выступают учебные предметы, знания по которым выступают в качестве основной цели обучения в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасбулатова Хадижат Магомедовна, Рамазанова Джавгарат Асадулаевна, Магомедова Зухра Залимхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the process of increasing the cognitive interest of junior schoolchildren at the lessons of literary reading. Formation of cognitive interest is an important condition for the effectiveness of learning activities, as well as have a great importance in the process of development of the child's personality. As the authors note, the lessons of literary reading have a great potential for the development of cognitive interest, as they have the potential to create appropriate situations that stimulate active thinking activity. Methods that activate children's cognitive interest for the development of these types of interest in lessons are proposed. The organisation of the use of research methods in the lessons of literary reading is to organise the analysis of the artistic text at the level of small discoveries that allow a new look at a familiar text, and in some cases at the level of the original concept of the work. We came to the conclusion that in the organisation of the educational process as the object of cognitive interest are the subjects, knowledge of which acts as the main goal of learning in primary school.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

7. Аляева, В.А. Кризисы профессиональной идентичности студентов-выпускников вуза в процессе профессионального становления / В.А. Аляева // Актуальные исследования. - 2022. - №43 (122). - С. 108-111. - URL: https://apni.ru/article/4823-krizisi-professionalnoj-identichnosti-student (дата обращения: 29.10.2023)

8. Егорова, H.H. Особенности развития смысложизненных ориентаций обучающихся образовательных организаций МВД России с признаками профессионального отчуждения / H.H. Егорова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - Т. 26. - С. 956-960.-URL: http://e-koncept.ru/2016/46992.htm (дата обращения: 29.10.2023)

9. Нор-Аревян, O.A. Факторы формирования профессиональной идентичности / O.A. Нор-Аревян // Гуманитарий Юга России. - 2016. - Том 21. - № 5. - С. 102-113. - URL:https://www.jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/4653 (дата обращения: 29.10.2023)

10. Ахметгалина, H.H. Особенности профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа с различным уровнем коммуникативной толерантности / H.H. Ахметгалина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - №1. -URL:https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN119.pdf (дата обращения: 29.10.2023)

Педагогика

УДК 37.032

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального филологического образования Хасбулатова Хадижат Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального филологического образования Рамазанова Джавгарат Асадулаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс повышение познавательного интереса младших школьников на уроках литературного чтения. Формирование познавательного интереса является важным условием эффективности учебной деятельности, а так же имеют большое значение в процессе развития личности ребенка. Как отмечают авторы, уроки литературного чтения обладают огромным потенциалом для развития познавательного интереса, так как имеют потенциал к созданию подходящих ситуаций, стимулирующих активную мыслительную деятельность. Предложены методы, активизирующие познавательный интерес детей для развития данных видов интереса на уроках. Организация использования исследовательских методов на уроках литературного чтения заключается в организации анализа художественного текста на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, а в некоторых случаях на уровне оригинальной концепции произведения. Пришли к выводу, что при организации образовательного процесса в качестве объекта познавательного интереса выступают учебные предметы, знания по которым выступают в качестве основной цели обучения в начальной школе.

Ключевые слова: повышение, познавательный интерес, младшие школьники, урок, литературное чтение, учитель.

Annotation. The article considers the process of increasing the cognitive interest of junior schoolchildren at the lessons of literary reading. Formation of cognitive interest is an important condition for the effectiveness of learning activities, as well as have a great importance in the process of development of the child's personality. As the authors note, the lessons of literary reading have a great potential for the development of cognitive interest, as they have the potential to create appropriate situations that stimulate active thinking activity. Methods that activate children's cognitive interest for the development of these types of interest in lessons are proposed. The organisation of the use of research methods in the lessons of literary reading is to organise the analysis of the artistic text at the level of small discoveries that allow a new look at a familiar text, and in some cases at the level of the original concept of the work. We came to the conclusion that in the organisation of the educational process as the object of cognitive interest are the subjects, knowledge of which acts as the main goal of learning in primary school.

Key words: enhancement, cognitive interest,junior schoolchildren, lesson, literary reading, teacher.

Введение. В современных условиях, в условиях перехода общества к информационному возникают значительные изменения в системе образования подрастающего поколения. Увеличивающийся объем учебной информации, которую получают учащиеся, приводит к тому, что данные объемы информации перестают соответствовать возможностям обучающихся для эффективного усвоения полученной информации. Процесс формирования познавательного интереса -важнейший компонент эффективности учебной деятельности, в процессе развития личности ученика. При осуществлении интеллектуальной деятельности, которая основана на познавательном интересе, ученик зачастую проявляет догадку, прибегает к активному поиску, проявляет наличие готовности к тому, чтобы решать практические задачи, стремится к осуществлению исследовательского поиска.

Вопросы оптимизации педагогических условий, которые стимулируют развитие младших школьников, остаётся актуальным. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) подразумевает, что вопросам познавательно-исследовательской деятельности должно уделяться особое внимание, в частности, необходимо делать акцент на самостоятельном выполнении данной деятельности. Современные изменения, направленные на модернизацию образования на начальной ступени, подразумевают, что «целью и результатом образовательной деятельности общеобразовательных учреждений будет являться не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком способности и качества» [8, С. 4].

Изложение основного содержания материала. Изучение «интереса» и его влияния на познавательную активность и самостоятельность обучающихся рассмотрено такими учеными как Б.Г. Ананьев, Э.А. Баранов, Е.Б. Беляев, Л.И. Божович и др.., Педагоги Е.Б. Беляев, В.Ю. Ваулина, Д. Годовикова, Т.Г. Дядинчук, Т.А. Завражнова и другие занимались поиском инновационных форм, посредством которых развивают познавательный интерес школьников.

Д. Годовикова выделяет внешние проявления развитого познавательного интереса, характеризующие его степень и интенсивность: «особый интерес к предмету, эмоциональное отношение к предмету (удивление, недоумение, лукавство и др.), гностические действия, направленные на распознавание устройства предмета и постоянное стремление к предмету, даже тогда, когда его нет» [2, С. 28].

Однако изучение познавательного интереса как личностного образования совершенно оправдано, потому что познавательный интерес, принятый за интегративную способность к обучению, позволяет характеризовать ребенка в качестве субъекта образовательного процесса.

Определены в научно-педагогической литературе главные направления пути развития познавательного интереса школьников, которые являются составляющими процесса становления познавательного интереса обучающихся.

Развитие познавательного интереса учащихся на занятиях по литературному чтению возможно путем нескольких этапов. На этапе начального образования ученик окунается в мир научных знаний, знакомится с основными понятиями и закономерностями. На протяжении небольшого времени школьники набирают огромный объем знаний для достижения необходимой степени познавательной активности. В процессе стимулирования действенной созидательной деятельности в условиях претворения учебно-познавательного процесса необходимо выполнение обязанностей ориентированных на становление критического мышления школьников. Важно уметь учить детей к осмыслению, а не механическому заучиванию. Такой метод является перспективным для его воплощения надо рассматривать два важных принципа: «умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию» [2, С. 45].

Формирование познавательной деятельности происходит через трёх основной её метод: «предметные действия, образы восприятия и представления, символов. Перечисленные средства познания последовательно возникают в соответствующих возрастах. «Наслаивание» каждого нового метода на предыдущий метод выражает генеральную линию развития познавательной деятельности школьников» [6, С. 41].

Познавательный интерес в данный возрастной период еще не выполняет действенную функцию мотивации. В научных разработках В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина было доказано, что «уровень познавательного интереса младшего школьника определяется не только возрастными возможностями учащихся, но ив значительной степени характером обучения, условиями протекания образовательного процесса» [1, С. 65].

На этапе начального школьного образования педагог несет огромную ответственность за личностное развитие ребенка, в том числе развитие его читательских навыков. Эффективность образовательного процесса абсолютно по всем предметам зависит от того, насколько хорошо у обучающегося сформированы читательские навыки, однако формирование интереса к чтению происходит только тогда, когда сам навык чтения уже сформирован. Чтение как деятельность обладает огромной ролью, но выступает в качестве психической деятельности и побуждается за счет мотивов и потребностей, которые, в свою очередь, формируются из интереса.

Интерес не во всех случаях вызван осознанием потребностей. В некоторых случаях появление интереса является стихийным, однако и в таком случае он побуждает личность к осуществлению активной деятельности. В преподавании огромное внимание должно уделяться значению интересов в личностном и познавательном развитии детей [3, С. 31].

Уроки литературного чтения обладают огромным потенциалом для развития познавательного интереса, потому что имеют потенциал к созданию подходящих ситуаций, стимулирующих активную мыслительную деятельность. Чтение позволяет ребенку строить догадки и предположения, толкает на продумывание возможных вариантов решения познавательных задач и т.п. В данных условиях происходит развитие мышления и логики обучающихся, эффективно влияющих на уровень их интеллектуального развития.

При этом уроки литературного чтения позволяют постоянно держать детей в ситуациях поиска ответов, а также методов и способов решения познавательных задач, что позволяет наиболее быстро и эффективно осуществлять личностное развитие детей.

На занятиях по литературному чтению могут использоваться следующие приемы, ориентированные на развитие познавательного интереса обучающихся: обучение выразительного чтения; применения креативных заданий, которые направлены на совмещение жизненного опыта учащихся и текста изучаемых произведений. Например, учащиеся рисуют словесную картину после того как прочитали произведение. Также может использоваться метод изотерапии, при котором обучающиеся рисуют иллюстрации на основании прочитанного стихотворения или сказки, а также изображения из своей жизни на тему, связанную с темой, поднятой в произведении, к примеру, «времена года», «мои друзья», «моя семья» и т.п. использование игр, основанных на изученных произведениях художественной литературы. Таким образом, во время игровой деятельности дети учатся применять полученные на уроках знания в новых для себя ситуациях.

Также для развития познавательного интереса на уроках литературного чтения особое внимание следует уделить отбору кругу чтения, основанного на читательских предпочтениях обучающихся и соответствии выбранной литературе принципу научности. Каждое выбранное произведение должно соответствовать следующим требованиям: обучающиеся должны понимать доносимое в тексте, а также текст должен стимулировать развитие учебно- познавательных мотивов чтения. При выборе литературы для уроков литературного чтения каждый ребенок должен испытывать несколько видов интереса: созерцательный, к процессу чтения, к содержанию книги и к научному познанию прочитанного на практике.

Для развития данных видов интереса на уроках можно применять следующие методы, активизирующие познавательный интерес детей. В первую очередь можно организовать совместный выбор произведения педагога и детей: предоставить детям несколько книг, чтобы они самостоятельно выбрали то, что хотят прочитать. Собственный выбор обучающихся помогает выработать у них более охотное чтение.

Книги следует подбирать таким образом, чтобы они помогали знакомить детей через литературу с миром взрослых чувств, мыслей, событий и явлений, что позволяет более эффективно осуществлять личностное развитие детей. При этом литературу следует подбирать так, чтобы она соответствовала возрастным особенностям детей. И ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к чтению той литературы, которая ему неинтересна и не соответствует особенностям возрастного развития. Особое внимание следует уделить произведениям про природу.

Познавательный интерес является неотъемлемой частью эффективного образования в рамках урока литературного чтения. Процесс по становлению познавательного интереса на уроках литературного чтения возможен посредством использования различных игровых методик, нестандартных ситуаций, посредством использования творческих и поисковых

Большую роль в данном процессе можем отнести, чья деятельность ориентирована на формирование положительного настроения на учебу у школьников.

Для активизации познавательного интереса обучающихся младшего школьного возраста необходима реализации следующих педагогических принципов: должна проводиться систематическая, взаимосвязанная по всем направлениям деятельность, основанная на толерантности и рефлексии. Систематическая деятельность подразумевает, что развитие

познавательного интереса достигается за счет того, что обучающиеся включаются в познавательную деятельность на всех этапах.

По мнению H.H. Уржунцевой «для повышения мотивации младших школьников к учению необходимо применять на уроках литературы метод эмоционального стимулирования - соревнование, которое формирует адекватную самооценку учащихся, закрепляет их стремление получать новые знания» [7].

В методике Н.М. Казаковой на уроках литературного чтения отдается предпочтение разнообразным заданиям, которые направлены на развитие познавательного интереса. В качестве одного из приоритетных методов работы в данной методике выступает литературная викторина, позволяющая проверять то, насколько хорошо обучающиеся усвоили материал, а также за счет соревновательного момента повышать мотивацию обучающихся на получение новых знаний. Следующим методом повышения познавательного интереса в данной методике становится дидактическая игра, которая позволяет одновременно использовать игровую деятельность, трудовую и познавательную. Использование дидактической игры стимулирует познавательное развитие детей, а также развивает у ребенка следующие качества: активность, наблюдательность, заинтересованность в обучении. Помимо вышеуказанных методов автор рекомендует на уроках литературного чтения уделять внимание пословицам и поговоркам, которые положительно влияют на развитие кругозора обучающихся. Также автор акцентирует внимание на том, что для развития познавательного интереса необходимо создавать на уроках ситуации успеха, потому что в случае достижения успеха ребенок начинает больше стремиться к тому, чтобы достигнуть новых, что повышает эффективность обучения на уроках литературного чтения [4].

В беседе, как правило, «учитель дает высказаться ребенку, чтобы тот смог поделиться своими новыми знаниями с другими ребятами, самоутвердиться. Это самоутверждение подталкивает ребенка к познавательному интересу. Таким образом, беседа формирует целеустремленность, волевую установку» [5, С. 9].

Организация использования исследовательских методов на уроках литературного чтения заключается в организации «анализа художественного текста, но не на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, а на уровне самостоятельных полезных наблюдений и обобщений, на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, а в некоторых случаях на уровне оригинальной концепции произведения» [6, С. 128]. В процессе исследовательского обучения на уроках литературного чтения могут быть использованы все указанные нами выше приемы, но особое внимание необходимо уделить самостоятельной работе и творческим упражнениям. В рамках исследовательского обучения, на уроках литературного чтения обучающиеся могут осуществлять самостоятельное изучение художественного текста с определением проблемы произведения. Для повышения интереса к изучению художественного материала могут использоваться творческие упражнения, основанные на использовании изобразительной деятельности и драматизации -обучающиеся могут изображать ключевые сцены произведения, свои представления героев, ставить небольшие сценки по мотивам изученного материала либо разрабатывать новые сцены (продолжение произведения, альтернативная концовка и т.п.).

На наш взгляд, в целях эффективной работы, направленной на активизацию познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе следует соблюдать следующие обстоятельства: подбор текстов, которые направлены на становление познавательного интереса обучающихся за счет научной составляющей (природоведческие тексты в прозе); использование приемов работы, ориентированных на стимулирование познавательной активности и познавательного интереса школьников путем использования различных творческих заданий. Задания творческого характера представляют собой особую группу упражнений, при выполнении которых детям недостаточно знаний, которые они усвоили на уроке, а приходится проявлять не только смекалку, но и пробовать новое, еще неизвестное. В процессе использования творческих заданий перед обучающимися ставится проблемная задача, требующая глубокого мыслительного процесса, направленного на анализ фактически изученного материала.

В рамках использования творческих заданий также могут использоваться следующие приемы: прием изложения содержания прочитанного, прием иллюстрирования прочитанной мысли, применение творческой работы. При организации работы данными приемами и методами на уроках литературного чтения может быть проведена следующая работа: комментированное рисование по произведению. Дети прослушивают художественное произведение, затем им предлагается изобразить услышанное и описать то, что они нарисовали. Также в качестве творческого задания может использоваться музыкальное иллюстрирование, которое заключается в том, что обучающиеся на основании чувств, которые вызвало у них художественное произведение, самостоятельно подбирают звуковой (музыкальный) ряд, характеризующий настроение произведения.

Уроки литературного чтения ориентированы на то, чтобы обучить детей чтению художественной литературы, однако они также направлены на то, чтобы сформировать у обучающихся знания, необходимые для последующего обучения в основной школе.

Выводы. Таким образом, повышение познавательного интереса младших школьников на уроках литературного чтения происходит через учебные предметы, знания по которым выступают в качестве основной цели обучения в начальной школе. Познавательный интерес младших школьников обладает огромной ценностью, потому что именно он приводит к активизации развития психологических процессов личности, позволяет обучающимся получать глубокое интеллектуальное удовлетворение от образовательного процесса, соответственно, решать проблемы активизации познавательного интереса младших школьников на сегодняшний день очень важно.

Литература:

1. Божович, Л.И Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

2. Годовикова, Д. Формирование познавательной активности / Д. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. -№1.-С. 28-32

3. Запорожец, A.B. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Т. 2 / A.B. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986.-296 с.

4. Казакова, Н.М. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/495/70236.php (дата обращения 12.11.2023)

5. Кудрявцева, К.Э. Приемы формирования познавательного интереса у детей первого класса на уроках литературного чтения / К.Э. Кудрявцева // APRIORI. Серия: гуманитарные науки. - 2017. - №3. - 12 с.

6. Таранова, Е.В. Социально-педагогические педагогические параметры оценки готовности педагогов к инновационной педагогической деятельности / Е.В. Таранова, С.И Тарасова, Л.В. Анникова, Т.В. Колесникова // Сб. научных трудов Sworld. - 2014. - Т. 15. - №1. - С. 40-44

7. Уржунцева, H.H. Развитие мотивированной активности учащихся, направленной на формирование познавательной компетенции на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / H.H. Уржунцева. - Режим доступа: https://infourok.ru/nachalnye-klassy.html (дата обращения 12.11.2023)

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Москва:

Просвещение, 2010. - 31с.

9. Чернов, И.А. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения / И.А. Чернов // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - №8. - С. 128-132

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и дошкольной психологии Хачароева Асет Хамзатовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ахмадова Тамуса Хамидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); доцент кафедры иностранных языков Мамиева Зарема Мурцаловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Выявление предпосылок к формированию учебно-познавательной компетенции школьников с применением кейс-технологии как инструмента повышения познавательной активности в образовательном процессе. Широкое распространение некоторых технологий, в частности, кейс-технологии, определяет значительную востребованность и положительную обратную связь со стороны школьников. В качестве полученных результатов приводится пример педагогического сотрудничества между педагогами образовательных организаций Чеченской Республики и ФГБОУ ВО ЧГПУ, ИнГУ и ЧГУ. Акцентируется внимание на возможности реализации подобного сотрудничества при совершенствовании учебно-познавательной компетенции. Приводятся аргументы в пользу перспективности объединения усилий образовательной организации и университета для формирования функциональной грамотности посредством кейс-технологии как средства активной познавательной деятельности.

Ключевые слова: школьник, учебно-познавательная компетенция, кейс-технология, образовательная организация, коммуникация.

Annotation. Identification of prerequisites for the formation of educational and cognitive competence of schoolchildren with the use of case technology as a tool for increasing cognitive activity in the educational process. Widespread use of some technologies, in particular, case-technology, determines significant demand and positive feedback from schoolchildren. An example of pedagogical cooperation between teachers of educational organisations of the Chechen Republic and FSBEI VO CHSPU, InSU and CHSU is presented as the results obtained. Attention is paid to the possibility of implementing such co-operation in improving learning and cognitive competence. Arguments are given in favour of the prospects of combining the efforts of an educational organisation and a university to develop functional literacy through case technology as a means of active cognitive activity.

Key words: student, educational and cognitive competence, case technology, educational organization, communication.

Введение. Педагог в процессе профессиональной активности при взаимодействии со школьниками зачастую использует различные приемы и технологии. Подобный подход призван повышению интереса со стороны школьников к познавательной деятельности. Некоторые приемы в настоящее время в образовательной системе по различным причинам используются значительно реже. В связи с этим ключевую позицию в школьном образовании занимает формирование учебно-познавательной компетенции (далее - УПК), ведь именно она обуславливает пробуждение мотивации, возникновение интереса к процессу обучения, появление желания самосовершенствования, а также развитие всех коммуникативных, когнитивных, личностных качеств, то есть всему тому, что является главной целью современного отечественного образования. Однако на их смену приходят новые технологии, которые зарекомендовали себя в иных сферах обучающего характера, к примеру, в тренинговой деятельности. Широкое распространение некоторых технологий, в частности, кейс-технологий определяет значительную востребованность и положительную обратную связь со стороны школьников, что указывает на актуальность настоящего исследования.

Изложение основного материала статьи. Современная образовательная система обязывает педагога применять интерактивные педагогические приемы, которые позволяют школьникам в расширенном и интенсивном формате осваивать новые знания и навыки. Обозначенной интенсификации во многом способствует система компетенций, которые взаимодополняют друг друга. Все компетенции охватывают базовые личностные качества школьника как будущего самостоятельного гражданина. Перед педагогом стоит основная задача - научить учащегося получать самостоятельно новые знания и применять их в повседневной жизни [4,С. 116].

Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, а также способность и, главное, готовность обучающихся к эффективному осуществлению учебной деятельности и применению полученных знаний и навыков на практике. Сегодня ученые-педагоги находятся в постоянных поисках новых технологий и методов для наиболее эффективного овладения УПК, но главным в этом деле по-прежнему остается опора на индивидуальные качества каждого обучающегося, которые служат критерием результативности обучения и в процессе формирования УПК характеризуются как уровни владения данной компетенцией.

Задача служит ориентиром для формирования учебного процесса таким образом, чтобы природные задатки и способности каждого учащегося актуализировались в процессе познавательной деятельности. При этом познавательная деятельность не является конечной целью педагогической активности, так как такой вид познания всегда выступает исключительно как средство исследовательской активности учащегося. Познавательную деятельность можно применять в учебной практике в соответствии с различными целевыми назначениями. Однако доя педагога должно оставаться важным применение грамотного подхода к педагогической деятельности, который во многом зависит от выбранной технологии образовательной направленности.

Одной из технологий, как инструмента педагога, является кейс-технология, которая на практике в значительной степени развивает способность каждого школьника изучать различные учебные проблемы или ситуации, а затем находить приемлемое решение в целях разрешения обозначенной проблемы. Актуализируется проблема поиска новых методик,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.