Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательный интерес / креативные задания / эффективность / словарь эмоций / cognitive interest / creative tasks / efficiency / vocabulary of emotions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г П. Никитина

В статье предложены креативные задания в связи с тем, что появилась потребность в формировании познавательного интереса обучающихся на уроках литературного чтения с использованием креативных заданий в работе с текстом. Проведена диагностика выявления уровня сформированности познавательного интереса (по методике О.Б. Островского), которая показала, что среди обучающихся 1 класса 36% имеют низкий уровень познавательного интереса, 40% – средний уровень, лишь 24% показали высокий уровень познавательного интереса. Таким образом, возникла необходимость в формировании познавательного интереса обучающихся к чтению и использовании креативных заданий в образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CREATIVE TASKS IN LITERARY READING LESSONS

The article proposes creative tasks in literary reading lessons due to the fact that there is a need to form the cognitive interest of students in literary reading lessons using creative tasks in working with text. A diagnosis was carried out to identify the level of formation of cognitive interest (according to the O.B. Ostrovsky method), which showed that among the 1st grade students 36% have a low level of cognitive interest, 40% have an average level, only 24% showed a high level of cognitive interest. Thus, it became necessary to form the cognitive interest of students in reading and the use of creative tasks in educational activities.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

ПРИМЕНЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО

ЧТЕНИЯ

Г.П. Никитина, учитель начальных классов

Областного государственного автономного общеобразовательного учреждения «Образовательный комплекс «Алгоритм Успеха» Белгородской области (Россия, п. Дубовое)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-3-217-220

Аннотация. В статье предложены креативные задания в связи с тем, что появилась потребность в формировании познавательного интереса обучающихся на уроках литературного чтения с использованием креативных заданий в работе с текстом. Проведена диагностика выявления уровня сформированности познавательного интереса (по методике О.Б. Островского), которая показала, что среди обучающихся 1 класса 36% имеют низкий уровень познавательного интереса, 40% - средний уровень, лишь 24% показали высокий уровень познавательного интереса. Таким образом, возникла необходимость в формировании познавательного интереса обучающихся к чтению и использовании креативных заданий в образовательной деятельности.

Ключевые слова: познавательный интерес, креативные задания, эффективность, словарь эмоций.

Использование креативных заданий на уроках литературного чтения активизируют познавательные процессы в ходе самостоятельной мыслительной деятельности, способствуют более точному, полному и яркому пониманию прочитанного школьниками. Учитывая особенности применения креативных заданий при организации урока, можно говорить об эффективности протекания процесса формирования познавательного интереса у младших школьников.

Обучающиеся с интересом выполняют и воспринимают задания творческого содержания. Однако в школьных учебниках литературного чтения, методических пособиях и дидактических материалах таких заданий практически нет [1].

Поэтому, одним из аспектов работы по формированию познавательного интереса обучающихся с помощью использования креативных заданий на уроках литературного чтения является расширение диапазона заданий учебника.

Креативное задания, связанные определением чувств автора к герою, собственных чувств, с определением настроения литературного героя.

Пример 1.

Фрагмент урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс) с использованием сборника методических приёмов. Произведение Михаила Михайловича Пришвина «Ребята и утята».

Перед чтением по названию произведения и фамилии автора, обучающиеся размышляют, определяют жанр этого литературного произведения.

1. Первичное знакомство с текстом -самостоятельное чтение.

2. После чтения работа с использованием справочника.

3. Чтение текста по частям с использованием справочника: «Словарь эмоций, чувств, состояний».

Таким образом, в ответы, обсуждения, доказательства своих предположений, обучающиеся включают слова из справочника. От урока к уроку использование слов в справочнике становится обширнее, младшие школьники ориентируются в справочнике самостоятельно, слова запоминаются. Слова используются в активном словарном запасе школьника [3].

Пример 2.

Фрагмент урока литературного чтения (УМК «Школа России», 3 класс) с использованием сборника методических приёмов.

Произведение Виктора Юзефовича Драгунского «Он живой и светится».

«Словарь эмоций, чувств, состояний» может быть востребован при выявлении глубины эмоционального восприятия младшими школьниками прочитанного произведения, при анализе авторской позиции и читательской позиции, при подведении итогов урока (оценка собственного эмоционального состояния).

«Словарь характеристики литературного героя» помогает при определении характера героя, качеств его души и при оценке поступков.

Беседа по прочитанному.

Обучающиеся подтверждают свои ответы цитатами из текста. При подготовке ответа пользуются «Словарём характеристики литературного героя».

Такая работа над характеристикой главных героев помогает детям сориентироваться в нравственном смысле поступков, помогает понять, какие действия героев можно отнести к похвальным поступкам, а какие - к безнравственным.

Креативное задание, связанное с ознакомлением со средствами художественной выразительности, с определением жанровых признаков, проявившихся в тексте [5].

Пример 1.

Фрагмент урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс) с использованием справочника. Произведение Льва Николаевича Толстого «Акула».

На уроке обучающиеся знакомятся с понятием «Рассказ» (пользуются разделом «Признаки литературных жанров».

Беседа по прочитанному. Младшие школьники пользуются «Словарём эмоций, чувств, состояний»

Используя данный вид творческого задания, происходит оценка выявления глубины эмоционального восприятия учащимися прочитанного произведения, идёт обогащение устной речи, формирование познавательного интереса к произведению.

Таким образам, разнообразные словари помогают расширить лексический запас обучающихся, развивают их связную устную и письменную речь, т.е. способствуют

формированию разных УУД, особенно коммуникативных: выражение с достаточной полнотой и точностью своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Работа с любым из словарей способствует формированию общеучебных познавательных действий, таких как выделение и формулирование познавательной цели [4].

Творческие задания, связанные с иллюстрированием, инсценированием.

Пример 1.

Фрагмент урока литературного чтения (УМК «Школа России», 2 класс) с использованием приёмов работы с текстом. Произведение Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей».

Приём «След».

Анализируя героев произведения, обучающиеся определяют положительное/отрицательное в их характеристиках. Ребристая поверхность «следа» позволяет отразить основное содержание художественного произведения. Возможно использование разного цвета в левой и правой частях следа, описание смысловой идеи произведения. Рассматривая отрицательного героя и определив его свойства, можно поразмышлять над его изменениями в лучшую сторону, что может повлиять на эти изменения.

На уроках используются нетрадиционные формы: урок-спектакль (театрализация). Таким образом формируется познавательный интерес к изучению литературного чтения. Проводится работа над развитием устной речи учащихся [2].

Пример 1.

Фрагмент урока литературного чтения (УМК «Школа России», 3 класс) с использованием приёмов работы с текстом. Произведение Андрея Платоновича Платонова «Цветок на земле».

Приём «Око».

Этот прием напоминает «Паспорт героя»! Цель данного приема описать главного героя: слова для характеристики героя, внешний вид (вверху), поступки, дела (внизу). Свою творческую работу дети могут выполнить в цвете (рис.).

Рисунок

Приём развивает творчество и самостоятельность ребёнка.

Пример 3.

Приём «Трейлер». Напоминает методику работы над диафильмом. Каждый кадр -отдельный эпизод! Хорошо подходит для работы над объемными произведениями. Обучающиеся составляют план и изображают фрагмент сюжета на слайде пленки.

В таблицу можно вносить то, что необходимо для решения конкретной дидактической задачи. Это может быть таблица -обобщения; место и время действий, герои, словарные слова, качества положительные или отрицательные; таблица-план; таблица- словарь.

Пример 4.

Приём «Окошко» даёт возможность проанализировать текст, составить план, охарактеризовать героев, провести лексическую работу. Нижняя часть заполняем яркими/важными/значимыми фактами из биографии писателя, а в «окошко» вписываем фрагменты из произведения, которые переплетаются с биографией. Открываем новые впечатления, иной взгляд на героя или автора.

Таким образом, использование на уроках литературного чтения креативных заданий способствует формированию положительно-познавательного отношения обучающихся к учебе, вовлечению их во внеурочную и кружковую деятельность по предмету, формирует интерес к чтению дополнительной литературы, способствует проявлению таких качеств личности как:

настойчивость в достижении цели, инициативность, самостоятельность, креативность. Творческие задания становятся мощным средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность обучающихся, повысить познавательный интерес и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика в процессе изучения литературного чтения.

Целенаправленная работа по развитию познавательного интереса обучающихся к литературному чтению даёт положительные результаты в ходе выступления обучающихся на конференциях и конкурсах различного уровня, математических олимпиадах и турнирах.

На основе анализа результатов проведенной работы сделаны следующие выводы:

1. Внедрение креативных заданий в учебный предмет «Литературное чтение» позволяет максимально использовать возможности межпредметных связей для качественного усвоения изученного материала, способствует повышению уровня познавательного интереса к предмету, формированию и развитию исследовательских и проектных навыков;

2. Творческие задания способствуют расширению и обогащению словарного запаса обучающихся, развитию интонационной стороны речи младших школьников, формированию навыка связного высказывания, а также развитию познавательных способностей обучающихся.

Библиографический список

1. Апатова Е.А. Использование творческих заданий на уроках литературного чтения как средство развития творческой активности младших школьников // Актуальные проблемы методики начального обучения и эстетического воспитания учащихся: сборник материалов IV республиканской научно-практической конференции. - 2017. - С. 101-104.

2. Горбацкая И.В. Нестандартные приемы развития творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения // Педагогическое призвание 2022: сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2022. - С. 76-81.

3. Жесткова Е.А. Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения // Начальная школа. - 2019. - № 2. - С. 54-56.

4. Ловакова А.Г. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе выполнения творческих заданий на уроке литературного чтения // Вопросы педагогики. -2021. - № 3-2. - С. 162-165.

5. Марченко А.А., Фоменко Н.В. Формирование познавательных функций младших школьников на уроках литературного чтения с использованием творческих заданий // Педагогический вестник. - 2022. - № 22. - С. 55-57.

THE USE OF CREATIVE TASKS IN LITERARY READING LESSONS G.P. Nikitina, primary school teacher

Regional State Autonomous Educational Institution "Educational complex "Algorithm of Success" of the Belgorod region (Russia, Dubovoye)

Abstract. The article proposes creative tasks in literary reading lessons due to the fact that there is a need to form the cognitive interest of students in literary reading lessons using creative tasks in working with text. A diagnosis was carried out to identify the level offormation of cognitive interest (according to the O.B. Ostrovsky method), which showed that among the 1st grade students 36% have a low level of cognitive interest, 40% have an average level, only 24% showed a high level of cognitive interest. Thus, it became necessary to form the cognitive interest of students in reading and the use of creative tasks in educational activities.

Keywords: cognitive interest, creative tasks, efficiency, vocabulary of emotions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.