УДК 372.882:373
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
METHODOLOGICAL ASPECTS OF AROUSING PRIMARY SCHOOL STUDENTS'
INTEREST TOWARDS READING
© 2021
Л.А. Сундеева L.A. Sundeeva
В процессе чтения активно происходит формирование личности, а также таких важных процессов высшей нервной деятельности, как мышление, память, внимание, воображение, активно развиваются эмоциональная сфера, интеллект. Правильно организованный процесс чтения ребенка ведет к формированию у него читательского интереса. Читательский интерес понимается как одно из важных условий и один из результатов воспитания культурного человека. Основной тезис статьи сформулирован с опорой на результаты методических и педагогических исследований: в современных условиях использование только традиционных методов формирования и развития у младших школьников читательского интереса оказывается неэффективным и требуется поиск новых методических решений. В статье описываются различные методические приемы, которые способствуют развитию читательского интереса у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. Акцент делается на использовании инновационных педагогических технологий в сочетании с традиционными, адаптированными под особенности образовательной деятельности современного школьника.
Ключевые слова: метод; познавательная деятельность; современные технологии; уроки литературного чтения; читательский интерес.
In the process of reading, personality development actively takes place, as well as such important processes of higher nervous activity as thinking, memory, attention, imagination, the emotional sphere and intelligence develop, too. A properly organized process of reading leads to arousing reader's interest in a child. This is understood as a considerable constituent of a man of education. The main thesis of the article originates in methodological and pedagogical research: under modern conditions, arousing children's interest towards reading by employing traditional methods only turns out to be ineffective and it is desirable that we search for new methodological ideas. The article describes various methodological techniques that contribute to primary school students' reading habits development at reading lessons. The use of innovative pedagogical techniques in combination with traditional ones adapted to the needs of a modern student is emphasized.
Keywords: method; cognitive activity; modern technologies; reading lessons; interest towards reading.
Встречаются нам в жизни удивитель- Чтение - сложный психофизиологиче-
ные люди, светлые. Они помогают по- ский процесс, в основе которого, как пишет
новому взглянуть на жизнь, найти себя, Б.Г. Ананьев, «лежат сложнейшие механиз-
подставляют плечо в трудную минуту. Та- мы взаимодействия анализаторов и времен-
ким человеком стала в моей жизни Ирина ных связей двух сигнальных систем»
Викторовна Рогожина. Юной студентке она [1, с. 106]. У учащихся начальной школы
открыла мир науки, помогла сделать в нем данный процесс обладает своей специфи-
первые шаги. И на протяжении многих лет кой. В связи с этим, прежде чем обратиться
была старшим другом, наставником, пока- к вопросу развития читательского интереса,
зывающим горизонт, до которого необхо- необходимо рассмотреть психолого-педаго-
димо дойти. Вот, казалось бы, ты уже у це- гические особенности, связанные с возрас-
ли, а она снова зовет тебя идти дальше, том школьников и характером учебного
в неизвестное, открывая что-то новое. Та- процесса.
ким было мое общение с этим замечатель- Основная задача педагога на начальным Человеком. Я благодарна судьбе за ном этапе литературного чтения - прийти встречу с Ириной Викторовной. к тому, чтобы школьник читал без принуж-
дения, хотел просто взять книгу и прочитать. Огромную роль в становлении интереса к книге в этом возрасте играют рисунки, а также связь со взрослым, основанная на материале книги: разговор, обсуждение прочитанного текста, иллюстрирование, самостоятельное сотворчество с писателем. Большое значение имеет читательская позиция взрослого - его уважительное отношение к книге, регулярность чтения.
У младшего школьника изначально отношение к книге формируется на уровне эмоций. Детские переживания, которые связаны с прочтением текста, имеют большое значение в начальной школе. Ценность для ребенка способности испытывать какие-нибудь чувства, переживания отмечалась не раз. В.Г. Белинский говорил: «Самое важное в процессе чтения, чтобы обучающиеся, как можно больше чувствовали, сопереживали» [2, с. 136]. Учебный процесс необходимо строить и с учетом других особенностей восприятия текста младшими школьниками: «В художественном произведении школьники вначале представляют героев, сюжет, отдельные факты, но не представляют в тексте автора, не отмечают прошлые им вехи, не ведут с ним беседу. Четверостишия, эпитеты, сравнения, знаки препинания, деление на абзацы - ничего этого обучающийся сам не видит, а значит, не замечает авторские пути истории, без разумного, сознательного, без которых не может быть понимания» [3, с. 44].
Проблема детского чтения состоит не столько в том, что многие ребята не читают, сколько в том, что у них не развит интерес к этому занятию. По мнению Л.С. Выготского, когда педагог хочет заставить ребенка что-либо выполнить, прежде он должен его заинтересовать, позаботиться о том, чтобы ребенок был готов к какой-нибудь деятельности, чтобы у него были сосредоточены все силы, которые необходимы для нее, и школьник мог действовать сам. Педагогу же остается только осуществлять руководство, направлять работу ребенка [4].
В процессе чтения различают три
этапа.
1. Восприятие слов. Нельзя не согласиться с Е.А. Жестковой, которая указывает: «Уметь читать - это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв» [5, с. 18].
2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Т.В. Морозова замечает, каждое прочитанное слово может вызывать в сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание этого слова. В одном случае в сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом - какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом - никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное [6].
3. Оценка прочитанного. Однако, как известно, умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается не всегда [7].
Мотивация к чтению формируется на основе потребности, которая со временем претерпевает изменения. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, освоить звуковую систему и сам процесс чтения -возникновение из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются, и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т.д. [6].
Кроме того, восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию взрослого. Исследователи отмечают следующие его особенности: фраг-
ментарность, отсутствие целостности восприятия текста; слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия; зависимость от жизненного опыта; связь с практической деятельностью ребенка; ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания; превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме; недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи; преобладание репродуктивного (воспроизводящего)
уровня восприятия [8].
При развитии чтения как учебного навыка требует учитывать не только эти особенности, но и специфику познавательной деятельности младших школьников: «У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно-действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями - моделями. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Эти ступени развития познавательной деятельности младшего школьника накладывают отпечаток на характер обучения» [8, с. 12].
В младшем школьном возрасте у детей активно развивается эмоциональная сфера, чувственный интеллект. Делая акцент на данную особенность в развитии детей, педагог в состоянии достичь довольно высоких результатов в своей деятельности по развитию читательского интереса у младших школьников [9]. Благодаря положительным эмоциям и эмоционально окрашенным моментам зарождаются и развиваются интересы человека и его потребности. Детям возраста начальной школы необходимы литературные произведения, которые были бы наполнены событиями и происшествиями, удивительными для ребенка. Ведь сложно оспорить тот факт, что именно потребность ребенка в ежедневном удивлении дает возможность открывать каждый день новое и стремиться познать что-то интересное для себя. Одним
из ключевых моментов в формировании позитивного отношения к познанию и чтению литературы нужно признать необходимость дифференцированного подхода к планированию уроков, а также разнообразие форм работы на уроке.
Е.А. Жесткова называет следующие задачи, которые необходимо решить для развития у младшего школьника читательского интереса: «развитие интереса к чтению и, как следствие, формирование читательского интереса в целом; совершенствование качества чтения как основы глубокого и полноценного восприятия младшими школьниками художественного текста; развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи; освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев» [5 с. 19].
При формировании и развитии у младших школьников читательского интереса использование традиционных методов работы оказывается неэффективным, в связи с чем требуется поиск новых, инновационных.
Опишем некоторые, эффективность которых была подтверждена в педагогической деятельности автора статьи.
Избежать однообразия, рутины на уроке и помочь обучающемуся в понимании текста могут различные приемы и технологии. К ним относятся следующие: создание рисунка к прочитанному тексту; творческое дополнение или изменение иллюстрации учебника; подбор музыки к произведению; соотнесение рисунков с событиями в произведении; нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос; составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту); составление словесного плана или плана в виде рисунков; нахождение предложений, которые стали поговорками или фразеологизмами;
выписывание слов на заданную тему; поиск в тексте фрагментов, описывающих пейзаж или героя; рисование портрета героя, с опорой на эпитеты, метафоры и сравнения, найденные в рассказе; выделение устаревших слов, выражений и составление толкового словаря; драматизация произведений; групповая работа по заданию; литературные игры; творческий пересказ.
Такие необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме, дают ему возможность почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Кратко охарактеризуем их.
Рисунок - средство мышления, реализация представлений учащихся. Рисунки помогают лучше усваивать текст и обобщать услышанный материал. Не все дети любят рисовать, но каждому интересно, что думают о его рисунке другие. Можно обсудить рисунки, в ходе обсуждения высказать свою точку зрения; разбить все рисунки по группам в соответствии с планом текста.
Интерес учащихся вызывают уроки с элементами драматизации - читать произведения по ролям, знакомиться с профессиями людей, которые помогают в подготовке спектаклей (режиссёр, актёр, драматург, костюмер, декоратор), пробовать свои силы в их качестве (писать свои пьесы, создавать сценарии спектаклей, рисовать декорации, костюмы героев).
Можно использовать и групповую работу. Дети объединяются в группы, и каждая получает свою задачу. Группа декораторов готовит декорации, артисты учат свои роли, репетируют с режиссёрами и готовятся к выступлению. Или же каждая группа готовит свою сценку. Каждый ребенок отвечает за результат не только своей работы, но и работы всей группы. В такую творческую работу включены все ученики класса - и плохо читающие, и испытывающие затруднения в пересказе текста. Поэтому сильные учащиеся помогают слабым понять то, что им непонятно, содействуют тому, чтобы слабые разобрались в задании, смогли его хорошо выполнить и не подвели
команду. Таким образом дифференцированный подход применяют сами школьники. Они самостоятельно оценивают свои возможности, способности своих товарищей, и каждый получает посильную роль. От этого выигрывает весь класс, потому что в совместной работе ликвидируются пробелы. Это трудоёмкая работа не одного дня. В ней каждый хочет принять активное участие и каждый получает свою оценку. И за время подготовки ребятам приходилось несколько раз перечитать текст и пересказать его, представлять героев и их характеры, окружающие их картины. Благодаря такому подходу у моих слабых ребят стало получаться заучивать стихи наизусть и появилось стремление читать их выразительно.
К активным методам можно отнести творческий пересказ, когда учащимся предлагается придумать свою концовку или продолжение произведения. После прослушивания всех предложений проходит обсуждение. Выясняется, у кого получилось интереснее, поучительнее и почему. Нравится учащимся и такой пересказ от имени разных героев, в ходе которого необходимо прорекламировать данное произведение, чтобы друг захотел его прочитать. Это помогает выработать у младших школьников умение искать, выбирать нужное, систематизировать, анализировать, то есть глубже вникать в прочитанное. Учащиеся понимают, как важно читать быстро и осознанно, чтобы не только ответить на поставленные вопросы, но и подготовить нужный пересказ.
Еще одним эффективным методом является литературная игра. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям, викторины, кроссворды, отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий произведений по серии вопросов и т.д. Такие игры построены на словесном материале и классифицируются следующим образом: игры и упражнения на развитие речи; литературные го-
ловоломки, игры со словами; литературные викторины. В процессе литературных игр развиваются интеллектуальные, волевые качества личности, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей. Уроки чтения, проживаемые в игре, помогают ещё раз пережить эмоциональную радость от встречи с литературными героями, узнать о новых, ещё не прочитанных книгах. Такие уроки пробуждают интерес к чтению, нахождению нужного произведения в библиотеке, а не в книге по литературному чтению. Использование игровой деятельности на уроках литературного чтения позволяет ученикам по-новому взглянуть на вопросы и задания к произведению или по разделу. Литературные игры позволяют создать благоприятные условия для детского творчества; обеспечить личную заинтересованность каждого участника в игровой и учебной деятельности; развивать коммуникативные умения ребят при работе в группах; развивать умение четко формулировать и обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию и находить компромиссные варианты; повысить познавательный интерес на уроках литературного чтения.
Рассмотрим приемы активизации ранее полученных знаний.
1. Прием «Ассоциация». Педагог знакомит детей с темой занятия и предлагает предположить, чем именно они будут заниматься на уроке. (Предварительно необходимо уточнить, знакомы ли учащиеся с понятием «ассоциация».) Далее следует вопрос по теме урока: «Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: "..."?» Дети предлагают свое личностное виденье данного сочетания слов, педагог фиксирует все выражения. Необходимо обратить внимание на каждого ребенка и не игнорировать желание каждого предложить свой вариант ответа. Наиболее интересные высказывания следует обсудить и уточнить наводящими вопросами.
2. Прием «Сочини загадку, стихотворение». Сочинение рифмовок, стихотворных четверостиший по заданному плану
или алгоритму заслуживает особого внимания. Детям очень интересен процесс подбора рифмы и составления из рифмованных словосочетаний целых строчек или четверостиший. Данный прием творческой работы отличается универсальностью, поскольку может быть использован на уроках как литературного чтения, так и окружающего мира, русского языка и других. Его хорошо использовать как рефлексию в конце урока или в качестве одной из составляющей домашнего задания.
3. Прием «Цветопись» предоставляет ребенку возможность раскрыть свое видение абстрактных понятий и отношений через зрительный образ. Как один из вариантов задания: педагог предлагает изобразить в цвете характер того или иного героя, его отношение к другому герою. Важно после выполнения задания дать детям возможность пояснить свои изображения.
Эффективность применения ИКТ не подлежит сомнению: они помогают активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы как ученика, так и учителя, повысить положительную мотивацию обучения, обеспечить наглядность, контроль, увеличить объем информации, являются, наконец, стимулом в обучении, делая его более гуманным по отношению к учащемуся.
Необходимость использования ИКТ на уроках обусловлена также и особенностями современных младших школьников, которые с рождения пользуются сенсорными гаджетами и электронными книгами. К сожалению, традиционные уроки с бумажными книгами часто не вызывают у них особого интереса. Именно поэтому учителям рекомендуется использовать в учебном процессе современные технологии. Рассмотрим некоторые из них.
1. QR-код - помощник учителя на уроке. Если в классе у каждого учащегося есть гаджет и возможность подключиться к высокоскоростному Интернету, учитель может заранее готовить задания или информацию, которую с помощью онлайн-генератора «превращает» в QR-код. Зако-
дировать можно любую информацию, представленную в различных форматах: ссылку на дополнительную текстовую информацию по теме; ссылку на видеофрагмент, на аудиозапись, на онлайн-викторину; ссылку на интерактивное задание, на совместную презентацию или он-лайн-доску; ответ на вопрос.
Чтобы генерировать QR-код, можно воспользоваться бесплатными ресурсами, надёжными и простыми в использовании, например, ря Coder.ru (http://qrcoder.ru/). Этот же генератор используется для кодирования слов-ответов к заданиям. Например, учащиеся читают отрывок из рассказа Н. Носова, записанный задом наперед или вверх тормашками. Под отрывком - графа для записи ответа. В соседней графе публикуется QR-код с ответом для самопроверки.
Если урок проходит в формате квеста и учащиеся последовательно выполняют задания, то учитель готовит маршрутный лист квеста. Одной из его составляющих является электронный лист самооценки, необходимый учителю для сбора статистического материала и дальнейшего планирования образовательного процесса.
Одним из заданий квеста может стать следующее: ответить на вопросы и провести самопроверку. Ответы заранее размещаются в маршрутном листе урока в виде рЯ-кода. Учащиеся, выполняя самопроверку, с помощью знака +/- оценивают правильность выполнения задания. Считывая рЯ-код, они попадают на нужную страницу в Интернете.
Такие задания помогают в становлении самодисциплины, учат быть сдержанными и упорными в преодолении трудностей и в то же время стимулируют воображение учащихся. Кто-то сразу считывает рЯ-код и пытается прочитать задание, кто-то проявляет усердие и выполняет задание по инструкции учителя.
При подготовке домашнего задания к уроку литературного чтения необходимо выразительно прочитать отрывок или стихотворение целиком. Учащийся заходит на ресурс, публикует свою аудиозапись, си-
стема кодирует и генерирует QR-код. Код публикуется учащимся в совместном документе. На уроке учащиеся прослушивают, декодируют аудиозапись и вносят в маршрутный лист имя автора и название произведения; имя, фамилию одноклассника, который читает; после прослушивания аудиозаписи в маршрутном листе рисуются пиктограммы, которые помогают в пересказе.
Для организации слаженной работы на уроке можно использовать онлайн-доску (classroomscreen.com) со встроенным генератором QR-кода. Ребята подходят с планшетом к доске, сканируют и выполняют задание.
Таким образом, основное достоинство рЯ-кода - быстрое распознание сканирующим устройством закодированной информации.
2. Современные педагоги активно используют на занятиях игры и игровые упражнения. Для создания игрового контента в помощь педагогу существуют он-лайн-сервисы:
а) LearningApps - бесплатный сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений. Он русифицирован и позволяет создать, используя шаблоны, более 20 видов игровых упражнений и онлайн-игр. Есть возможность создавать классы и отслеживать, как ученики проходят упражнения (прошел/не прошел). Задания больше ориентированы на детскую аудиторию. Сервис является одним из самых популярных среди преподавателей;
б) бесплатный онлайн-сервис Flippity позволяет создавать игровые упражнения на основе Google-таблиц. Он включает множество шаблонов, к каждому из которых есть инструкция по созданию игровых упражнений;
в) онлайн-конструктор ProProfs - он-лайн-сервис с большим функционалом. Позволяет создавать на основе шаблонов тесты и опросы, пазлы, кроссворды и т.п.;
г) онлайн-сервисы для создания викторин для групповой и фронтальной работы в классе. Один из самых известных сервисов для преподавателей - Kahoot. Он позволяет
создавать интерактивный контент для обучающихся, использовать его как в классе, так и для самостоятельной работы. Для учебных заведений предусмотрены четыре варианта: викторина, игра с перемешанными ответами, обсуждение, опрос. Доступен интерактивный режим, когда в режиме реального времени ученики видят, как проходит игра и кто побеждает. Можно предложить викторину в качестве домашнего задания.
Для создания игр по типу «Кто хочет стать миллионером» есть разнообразные онлайн-сервисы. Дети очень любят деятельность подобного рода. Например, Factile - онлайн-сервис для создания викторин по типу «Своя игра» или «Кто хочет стать миллионером»; есть бесплатный тариф, но с очень ограниченным функционалом. Создание викторин в подобных сервисах не займет много времени.
Также для создания викторин подойдут Google-формы;
д) онлайн-сервисы для создания мини-игр. Российская разработка - Umaigra. Проект позволяет создавать дидактические игры с использованием прототипов. Предлагается 8 типов игр: «Фараон», «Сядь на поезд», «Воришка-кот», «Заколдованный замок» и др.
3. Иной подход к организации учебной деятельности позволит реализовать программа «Объясняшки» - приложение, которое дает возможность создавать учебные видеоролики. Ее применение на занятиях позволяет сформировать навыки самостоятельной работы с текстом, учит быстро и результативно взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса, планировать свою деятельность и достигать результата.
Технология создания скрайб-видео в «Объясняшках» проста и напоминает обычное игровое приложение. На уроках литературного чтения ученики, создавая собственные несложные скрайб-видео, получают не просто иллюстрации к изучаемым произведениям, но полноценные анимационные видео, прикладывая к этом немного больше усилий, чем к рисункам. Го-
товый ролик имеет особую ценность для самого ребенка: он видит плоды своего труда.
Ученик самостоятельно или в группе одноклассников может создавать графические метафоры, символические образы для реализации своего замысла, находить свой путь для понимания и запоминания сложных тем.
Программа «Объясняшки» позволяет реализовать творческий замысел ребенка в яркой и нестандартной форме. В коротком ролике передается индивидуальная манера учащихся говорить, рисовать, петь, придумывать.
«Объясняшки» - не только способ хранения детских работ. В процессе создания роликов развивается речь, формируется навык глубокого чтения. Главное, что это обучение идет через игру в непривычном для современного школьника формате. Итоги работы групп можно представлять быстро и эффективно прямо на уроке. Каждый ученик может поделиться результатами работы в школе с родителями.
Однако во время применения рисованных видео в учебном процессе учитель сталкивается с некоторыми проблемами:
а) могут быть трудности с техническими средствами, планшетами. В группе обычно с одним устройством работают 45 учеников. Как правило, это личные устройства самих обучающихся;
б) для организации полноценного урока-мастерской необходимо как минимум два урока;
в) педагоги и родители настороженно относятся к работе с мобильными устройствами, тревожась по поводу использования их на уроке.
Таким образом, современный подход к развитию читательского интереса детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения заключается в регулярном применении различных инновационных педагогических технологий в сочетании с традиционными, адаптированными под особенности современного ребенка, для которого базовым навыком как в по-
вседневной жизни, так и в стенах школы становится навык использования цифровых технологий. Применение работы в группах
или игровых технологий сочетается с использованием ИКТ ^Я-кодов, игровых он-лайн-платформ, скрайб-роликов и т.п.).
* * *
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М. : Наука, 2001. 271 с.
2. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1998. 280 с.
3. Галактионова Т.Г. Рекомендации учителю по успешному чтению : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2011. 88 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. М. : Аст : Астрель, 2011. 342 с.
5. Жесткова Е.А. Творческие задания для формирования читательской компетенции в начальной школе // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. № 3. С.17-20.
6. Морозова Т.В. Чтение как ключевая проблема современного образования // Гуманитарная парадигма. 2019. № 2(9). С. 80-86.
7. Исаева Л.А Содержание теории и методики начального литературного образования на современном этапе // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6(73). С. 11-13.
8. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Воспитание читательских качеств у детей младшего школьного возраста. М. : Ментор, 2007. № 1. С. 11-13.
9. Хоменко Е.В. Нестандартные уроки литературного чтения в системе формирования читательского интереса младших школьников // Гуманитарная парадигма. 2019. № 2(9). С. 71-79.