Научная статья на тему 'Смысловое чтение на уроках русского языка в средней школе'

Смысловое чтение на уроках русского языка в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1214
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысловое чтение / стратегии смыслового чтения / функциональная грамотность / общеучебные умения / semantic reading / semantic reading strategies / functional literacy / general educational skill

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Анна Михайловна

Настоящая статья имеет своей целью определить сущность понятия «смысловое чтение», определить основные учебные умения, которые должны быть сформированы в процессе работы над смысловым чтением при изучении предмета «Русский язык» в средней школе. Автор в работе приводит примеры заданий, нацеленных на развитие навыков смыслового чтения, которые обнаруживают свою эффективность на этапах предтекстовой, притекстовой и послетекстовой деятельности. В статье отмечается, что владение технологиями смыслового чтения позволяет учителю грамотно выстроить работу на занятиях по подготовке обучающихся к итоговой аттестации, к выпускным проверочным работам как во время аудиторных часов, так и факультативно, поскольку для обучающихся средней школы крайне актуальными оказываются умения нахождения в тексте концептуально важной информации, её обработки, использования полученных сведений в дальнейшем. Кроме того, данный вид чтения может быть использован преподавателем в процессе изучения текстов различных стилей, что позволяет значительно расширить комплекс текстового материала, сопровождающего урок. Применение умений в области данного вида чтения поможет будущим выпускникам ориентироваться в большом информационном потоке, характерном для современного общества, а также совершенствовать навыки письма, повышать уровень общей грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC READING IN RUSSIAN LESSONS IN SECONDARY SCHOOL

This article aims to define the essence of the concept of “semantic reading”, to determine the basic educational teachings that should be formed in the process of working on semantic reading in the study of the subject “Russian language” in secondary school. The author gives examples of tasks aimed at developing semantic reading skills, which are effective at the stages of pre-text, pre-text and post-text activities. The article notes that the mastery of semantic reading technologies allows the teacher to competently build work in the lesson to prepare students for the final certification, for the final test papers both during classroom hours and optional, since for high school students, the skills of finding in the text conceptually turn out to be extremely relevant. important information, its processing, the use of the information received in the future. In addition, this type of reading can be used by a teacher in the process of studying texts of various styles, which allows you to significantly expand the complex of text material that accompanies the lesson. The use of skills in the field of this type of reading will help future graduates navigate the large information flow characteristic of modern society, as well as improve their writing skills, and increase the level of general literacy.

Текст научной работы на тему «Смысловое чтение на уроках русского языка в средней школе»

Смысловое чтение на уроках русского языка в средней школе

Винникова Анна Михайловна,

соискатель, кафедра методики преподавания русского языка, Институт филологии, Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected]

Настоящая статья имеет своей целью определить сущность понятия «смысловое чтение», определить основные учебные умения, которые должны быть сформированы в процессе работы над смысловым чтением при изучении предмета «Русский язык» в средней школе. Автор в работе приводит примеры заданий, нацеленных на развитие навыков смыслового чтения, которые обнаруживают свою эффективность на этапах предтекстовой, притекстовой и послетекстовой деятельности. В статье отмечается, что владение технологиями смыслового чтения позволяет учителю грамотно выстроить работу на занятиях по подготовке обучающихся к итоговой аттестации, к выпускным проверочным работам как во время аудиторных часов, так и факультативно, поскольку для обучающихся средней школы крайне актуальными оказываются умения нахождения в тексте концептуально важной информации, её обработки, использования полученных сведений в дальнейшем. Кроме того, данный вид чтения может быть использован преподавателем в процессе изучения текстов различных стилей, что позволяет значительно расширить комплекс текстового материала, сопровождающего урок. Применение умений в области данного вида чтения поможет будущим выпускникам ориентироваться в большом информационном потоке, характерном для современного общества, а также совершенствовать навыки письма, повышать уровень общей грамотности.

Ключевые слова: смысловое чтение, стратегии смыслового чтения, функциональная грамотность, общеучебные умения.

о с

CJ

В сегодняшних условиях, когда вся система российского образования претерпевает глобальные изменения, как нельзя остро встаёт вопрос о реформировании и значительном пересмотре комплекса методов и приёмов работы преподавателя на уроке. Требования Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения диктуют педагогам необходимость поиска новых подходов, идей и средств обучения, которые бы находились в поле действия системно-деятельностного подхода, занимающего сейчас главенствующее положение в образовании и предусматривающего значительные трансформации не только в структуре, но и в содержании образовательного процесса. В связи с данным положением в практике преподавания укрепляются позиции тех методов обучения, которые позволяют реализовать задачи по овладению учащимися основными универсальными способами действия (когнитивными, регулятивными, личностными, коммуникативными). И все они могут быть сформированы в процессе комплексной работы с текстом, когда происходит совершенствование навыков чтения, развитие умений рассуждения на базе прочитанного, формулирования собственной точки зрения, её убедительной аргументации. Вышеперечисленные умения и навыки обнаруживают свою актуальность в свете необходимости сдачи школьниками выпускных испытаний (Единого государственного экзамена и итогового сочинения по русскому языку как допуска к нему).

В связи с вышесказанным уже с периода начальной школы учителя ведут активную работу по формированию умений работы с текстовым материалом на уроках русского языка и литературы, включая обучение собственно видам чтения, овладение технологиями которых поможет учащемуся в дальнейшем реализовывать разнообразные задачи в процессе текстовой деятельности. В рамках настоящей статьи мы обратимся к сущности понятия «смысловое чтение», которое, как утверждают исследователи, помогает школьникам в самостоятельной переработке смысла прочитанного, а следовательно, предваряет качественный пересказ текста с выделением концептуально значимой информации, заключающей в себе авторское понимание поднятой проблемы. Кроме того, солидаризируясь с мнением А.Г. Асмолова, отметим, что использование технологий смыслового чтения оказывает положительное влияние на привитие любви к книгам и чтению, что решает насущную современную проблему отсутствия интереса к чтению в среде школьников [1].

Кроме того, навыки смыслового чтения обнаруживают свою эффективность и за пределами кру-

га предметов гуманитарного цикла. Так, в настоящее время активно разрабатывается теория применения технологий смыслового чтения при обучении химии[12], физике [4], математике [2] и другим общеобразовательным дисциплинам[5], в рамках которых школьники сталкиваются с текстовой деятельностью. А контрольно-измерительные материалы итоговой аттестации школьников (в 9 и 11 классах) содержат задания, призванные оценить уровень владения навыками работы с текстами различной тематики. Примеры таких заданий, а также их анализ представлен, например, в работе О.В. Черниковой[11].

Итак, сам термин «смысловое чтение» понимается следующим образом: «<...> качество чтения, при котором достигается понимание информационной, семантической и идейной сторон произведения» [3, с. 138]. Таким образом, смысловое чтение тесно связано с познавательной деятельностью учащегося. Иными словами, чтение как наиболее частый путь, к которому прибегает человек для получения новой информации, требует постоянной работы над совершенствованием данного навыка. Как показывает практика, современный ребёнок не в силах справиться с огромным информационным потоком, наличие которого оказывается характернейшей чертой сегодняшнего мира. От него требуется не столько прочитать, ознакомиться с текстами, но и понять их, осознать, «пропустить через собственное я», что является трудоёмкой задачей для школьника. Помочь ему в этом призвана каждая дисциплина, которую он изучает в образовательной организации. На важность данного положения обращено внимание и регламентирующих документов, изданных на государственном уровне.

Так, ФГОС выделяет следующие умения смыслового чтения [9]: понимание цели чтения; понимание, что читать для определенных целей; выделение главной цели после прочтения текста; понимание главной мысли текста; понимание различных жанров литературы; понимание и оценивание языковых средств в текстах разных стилей.

Таким образом, обнаруживают справедливость слова исследователя А.Г. Потапенко, который в свете необходимости развития навыков смыслового чтения у обучающихся говорит о том, что на сегодняшний день педагоги имеют «новую "номенклатуру" умений и навыков» [7, с. 82], которую необходимо развивать в школьниках непрерывно, а как показывают современные исследования, продолжать эту работу важно и в условиях высшей школы [6].

Данный достаточно широкий перечень требований ставит перед преподавателем русского языка и литературы задачи по расширению репертуара текстов, используемых в качестве дидактического сопровождения к урокам. Однако указанный факт порождает противоречие между необходимостью увеличения комплекса учебного материала в связи с вновь введёнными задачами обучения и тенденцией сокращения часов на изучение предметов гуманитарного цикла. Лишь грамотно выстро-

енная работа с текстовым материалом на уроках гуманитарного цикла способна компенсировать указанное противоречие.

Итак, учёные выделяют такие способы смыслового чтения, как аналитический (или структурный); синтетический (другое название - интерпретационный); критический (или, по-другому, оценочный) [8, с. 31-32].

Симптоматично, что к моменту окончания средней школы обучающие должны уметь применять навыки каждого из указанных способов смыслового чтения. В старших же классах происходит дальнейшее совершенствование данных навыков. Перед выпускниками и педагогами стоит задача углубления сформированных компетенций, как предметных, так и метапредметных. Важнейшей задачей является научить детей находить в тексте главную мысль, проблемный вопрос, приводить необходимые аргументы, определять авторскую позицию и выражать своё мнение на проблему, которую ставит автор (что требуется, например, при выполнении 27 задания ЕГЭ по русскому языку). Таким образом, развитию навыков смыслового чтения практикующему педагогу следует отводить как аудиторное время изучения учебной дисциплины «Русский язык», так и те часы, которые запланированы на подготовку обучающихся к сдаче экзаменов (на факультативном уровне, например).

Вслед за Н.Н. Сметанниковой [9] определим несколько этапов реализации технологии смыслового чтения, которые представляется возможным обозначить в виде цепочки «дотекстовая работа -притектовая работа - послетекстовая деятельность». Обратимся к каждому структурному компоненту отдельно.

Так, текстовая деятельность на уроке, предваряющая непосредственно чтение, имеет своей целью познакомить обучающихся с основными сведениями жизни автора, раскрыть смысл заглавия как сильной позиции текста, а также содержание и семантическую функцию эпиграфов, сносок и других дополняющих основной текст элементов (если таковые имеются). Притекстовая деятельность подразумевает вычленение смысловых частей текста в процессе чтения. Особый интерес в коллективе школьников всегда вызывают задания на прогнозирование, например, высказывание предположений о том, как будут развиваться события, трансформироваться судьбы героев повествования, меняться их настроение и роль в произведении и т.п. Послетекстовая деятельность носит функцию контрольного мероприятия, проверяющего качество проведения осмысления прочитанного. В рамках названного этапа происходит определение позиции автора по проблемному вопросу, её аргументация. Здесь уместно проводить дискуссии и обсуждения основных смыслов прочитанного, предлагать учащимся выполнение творческих заданий и т.п. Каждый из указанных этапов работы с текстом может быть успешно реализован в ходе изучения дисциплины «Русский язык» в средней школе. Перейдём к конкретным примерам.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

В качестве дотекстовой деятельности учащимся может быть предложена работа с личностью автора текста, представленного в упражнении. Тем ученикам, которые отличаются устойчивым интересом к чтению, могут быть предложены вопросы о том, известны ли им какие-либо факты биографии писателя, какие произведения данного автора оказали на них сильное впечатление и т.д. Таким образом, учитель актуализирует знания более сильных учащихся, а также мотивирует тех, кто не участвует в беседе, на проявление собственных познавательных навыков, формирует устойчивый интерес к предмету в том числе и через применение технологий дифференцированного обучения. Кроме того, преподаватель может заранее нацелить одного из членов учащегося коллектива на самостоятельную подготовку справочного материала об авторе, чей текст планируется для работы на уроке русского языка. Здесь в качестве задания может быть предложено не только краткое сообщение о жизни и творчестве писателя, но и презентация, видеоклип или иное иллюстративное представление информации. Причём целесообразно будет предложить ученику заранее в процессе подготовки составить список вопросов для группы слушателей, чтобы нацелить их на активное участие в данном этапе урока.

Интересной оказывается и такой вид работы как осмысление заголовка текста. Данный приём находит широкое применение на уроках литературы, однако и в процессе работы с текстом при изучении дисциплины «Русский язык» такой вид деятельности может быть эффективно организован. Так, например, этот приём может быть применён на уроках развития речи, в частности, при написании изложений. Причём данная работа может не ограничиваться лишь интерпретацией заглавия. Здесь представляется возможным предложить учащимся создать ассоциативные ряды, озвучивание которых поможет собрать целый словарь синонимов, пользование которым в процессе создания собственного речевого произведения позволит учащимся избежать лексических и грамматических ошибок. Таким образом, на практике доказывается, что владение технологиями смыслового чтения помогает формировать навык грамотного изложения собственных мыслей, что в свою очередь положительно сказывается на функциональной грамотности учащегося в целом.

Следует отметить, что важным этапом в формировании навыков смыслового чтения оказывается непосредственно притекстовая деятельность. Исследователи справедливо отмечают, что продуктивное чтение возможно как при изучающем, так и при поисковом виде чтения. Здесь всё зависит от целе-полагания и установок, которые даётся учителем.

При изучении, насколько это возможно в прак-5 тике обучения русскому языку, объёмных тексто-§ вых материалов, например, при чтении текстов, £ которые предлагаются для работы в контрольного измерительных материалах к ОГЭ или ВПР, воз-ав можно составление планов текстов различных ти-

пов. Такая работа эффективна также при подготовке учащихся к написанию сжатого изложения в 9 классе (первое задание материалов экзамена). Таким образом, школьники нарабатывают умение вычленять микротемы, определять границы абзацев, не пропускать при пересказе концептуально важную информацию.

Интерес в классе всегда вызывают задания, которые предполагают собственное размышление о дальнейшей судьбе героев текста, поскольку зачастую тексты для написания сочинений и изложений представляют собой фрагменты целостных произведений авторов. Здесь можно предложить классу самостоятельно «додумать» финал, а также сравнить предложенную сюжетную линию с той, что действительно имеет место в произведении автора.

Работа после прочтения текста также является необходимым этапом. Здесь свою эффективность обнаруживает технология создания кластеров, или графическое представление той информации, которая освоена посредством чтения. Данный вид работы может быть использован учителем русского языка не только при работе с текстовым материалом упражнений или при подготовке учащихся к письменной части ОГЭ и ВПР. Такой вид деятельности эффективен и при изучении теоретических сведений из параграфов учебника. Зачастую такого рода информация даётся в учебных пособия в виде сплошного текста, который можно предложить классу преобразовать в таблицу или схему. В процессе создания данного вида наглядности происходит осмысление и запоминание прочитанного. Следует также сказать о том, что составление кластеров может происходить по новой теоретической теме, а также иметь цель актуализировать пройденный материал.

Для учащихся выпускных классов важную роль играет частотное выполнение творческих заданий, которые завершают чтение текста. Выявление проблемного вопроса, поднятого автором, дискуссии на заданную тему - всё это мотивирует учащихся на создание собственного речевого произведения. И здесь учителю важно не ограничиться рамками прочитанного текста. Преподаватель может организовать работу в классе таким образом, чтобы обучающиеся вспомнили, какие ещё произведения они читали на смежную тематику, как в определённой ситуации поступали иные герои, какие качества личности помогали им в преодолении проблемных вопросов и т.п. Такие задания в целом направлены на активизацию познавательного интереса детей, актуализацию их читательского опыта.

Таким образом, развитию навыков смыслового чтения учителю русского языка, преподающего предмет в классах средней школы, следует уделять особое внимание, поскольку владение технологиями смыслового чтения не только позволит школьникам успешно справиться с выпускными экзаменами, но и обрести необходимый навык, заключающийся в умении ориентироваться в огром-

ном информационном потоке, характерном для сегодняшнего общества, а также улучшить качество

устной и письменной речи.

Литература

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение. - 2017. - 160с.

2. Быкова Т.П. Овладение навыком смыслового чтения как метапредметный результат обучения математике // Начальная школа. - 2012. -№ 8. - С. 37-40.

3. Граф С. В., Чистякова Н.Н. Технологии смыслового чтения как инструмент формирования профессиональных знаний у бакалавров // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 1 (94). - С. 137-148.

4. Михайлова Е.В. Развитие метапредметных компетенций через формирование навыков смыслового чтения на основе предметного содержания курса физики // Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2016. - № 10-1. -С.59-63.

5. Мишакова В.Н. Смысловое чтение как познавательная деятельность учащихся при изучении биологии // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. -2014. - С. 98-99.

6. Мясникова О.В. Смысловое чтение в процессе обучения: от перевода к интерпретации // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. - 2014. - № 3. - С. 48-54.

7. Потапенко А.Г. Смысловое чтение как общеучебное умение // Вестник научных конференций. - 2017. - № 3-4 (19). - С. 82-83.

8. Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтенияв рамках реализации ФГОСосновного общего образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 5. - С. 23-42.

9. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах. Как реализовать ФГОС: пособие для учителя. - М.: Баласс. - 2018. - 130 с.

10. Фалина Н.Н. Смысловое чтение в цифровом пространстве: новые формы и способы формирования навыков смыслового чтения // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2021. - № 1. - С. 196-201.

11. Черникова О.В. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - № 4 (5). -С. 358-360.

12. Шатская Е. Ф., Пичугина Г.А. Развитие смыслового чтения на уроках химии // Образовательная среда сегодня: теория и практика: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции / под ред. О.Н. Широкова [и др.]. - 2017. - С. 100-102.

SEMANTIC READING IN RUSSIAN LESSONS IN SECONDARY SCHOOL

Vinnikova A.M.

Moscow State Pedagogical University

This article aims to define the essence of the concept of "semantic reading", to determine the basic educational teachings that should be formed in the process of working on semantic reading in the study of the subject "Russian language" in secondary school. The author gives examples of tasks aimed at developing semantic reading skills, which are effective at the stages of pre-text, pre-text and post-text activities. The article notes that the mastery of semantic reading technologies allows the teacher to competently build work in the lesson to prepare students for the final certification, for the final test papers both during classroom hours and optional, since for high school students, the skills of finding in the text conceptually turn out to be extremely relevant. important information, its processing, the use of the information received in the future. In addition, this type of reading can be used by a teacher in the process of studying texts of various styles, which allows you to significantly expand the complex of text material that accompanies the lesson. The use of skills in the field of this type of reading will help future graduates navigate the large information flow characteristic of modern society, as well as improve their writing skills, and increase the level of general literacy.

Keywords: semantic reading, semantic reading strategies, functional literacy, general educational skill.

References

1. Asmolov A.G. Formation of universal educational actions in basic school: from action to thought. System of tasks: a guide for the teacher. -M.: Education. - 2017. - 160 p.

2. Bykova T.P. Mastering the skill of semantic reading as a me-ta-subject result of teaching mathematics // Elementary school. -2012. - No. 8. -P. 37-40.

3. Count S. V., Chistyakova N.N. Technologies of semantic reading as a tool for the formation of professional knowledge among bachelors // Bulletin of the Cherepovets State University. -2020. - No. 1 (94). -P. 137-148.

4. Mikhailova E.V. Development of metasubject competencies through the formation of semantic reading skills based on the subject content of a physics course // New science: strategies and vectors of development. - 2016. - No. 10-1. -P. 59-63.

5. Mishakova V.N. Semantic reading as a cognitive activity of students in the study of biology // Questions of education and science: theoretical and methodological aspects: a collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference. - 2014. - P. 98-99.

6. Myasnikova O.V. Semantic reading in the learning process: from translation to interpretation // Modern research in the field of teaching foreign languages in a non-linguistic university. -

2014. - No. 3. -P. 48-54.

7. Potapenko A.G. Semantic reading as a general educational skill // Bulletin of scientific conferences. - 2017. - No. 3-4 (19). -P. 82-83.

8. Sapa A.V. Formation of the foundations of semantic reading in the framework of the implementation of the federal state educational standard of basic general education // Experiment and innovations in school. - 2014. - No. 5. -P. 23-42.

9. Smetannikova N.N. Teaching reading strategies in grades 5-9. How to implement the Federal State Educational Standard: a teacher's guide. -M.: Balass. - 2018. - 130 p.

10. Falina N.N. Semantic reading in digital space: new forms and methods of forming semantic reading skills // Modern education: topical issues and innovations. - 2021. - No. 1. -P. 196-201.

11. Chernikova O.V. Strategies for semantic reading and work with text // Pedagogical experience: theory, methodology, practice. -

2015. - No. 4 (5). -P. 358-360.

12. Shatskaya E. F., Pichugina G.A. Development of semantic reading in chemistry lessons // Educational environment today: theory and practice: Collection of materials of the II International scientific and practical conference / ed. O.N. Shirokova [and others]. - 2017. - P. 100-102.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.