Научная статья на тему 'Читательский дневник как средство развития у младших школьников навыков смыслового чтения'

Читательский дневник как средство развития у младших школьников навыков смыслового чтения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1430
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / УМЕНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ / НАВЫКИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / SEMANTIC READING / SEMANTIC READING SKILLS / READER'S DIARY / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / LITERARY READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуйкова Наталия Сергеевна, Чебыкина Алина Владимировна

В статье рассмотрена актуальность развития навыков смыслового чтения у младших школьников, представлены разные точки зрения ученых на содержание термина «смысловое чтение», охарактеризованы умения, составляющие навыки смыслового чтения. Отдельное внимание уделено рассмотрению возможностей читательского дневника как средства развития навыков смыслового чтения, представлены предпосылки и методические подходы ученых к применению читательского дневника на уроках литературного чтения и внеурочной деятельности. Приведен анализ современных читательских дневников, разработанных издательствами «Планета», «Ювента», «Академкнига/Учебник». Дана сравнительная характеристика разработок универсального читательского дневника для учебно-методических комплектов «Школа России», «Гармония», «Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова», описаны задания, памятки, закладки, входящих в содержание учебного пособия, разработанного авторами статьи. Каждое задание, памятки, закладки сопровождаются рекомендациями по организации работы младших школьников с читательским дневником. В качестве дополнительного творческого задания авторами предложено посещение учреждений культуры родного края после прочтения произведений для повышения осознанности прочитанного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуйкова Наталия Сергеевна, Чебыкина Алина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READER'S DIARY AS A MEANS OF DEVELOPING SEMANTIC READING SKILLS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article considers the relevance of the development of semantic reading skills in primary school children, presents different points of view of scientists on the content of the term «semantic reading» and describes the skills that make up the skills of semantic reading. Special attention is paid to the possibilities of the reader's diary as a means of developing semantic reading skills, the prerequisites and methodological approaches of scientists to the use of the reader's diary are presented. The analysis of the modern readers ' journals, was developed by publishing house «planet», «Yuventa», «Academbook/Textbook». Described work on the development of a universal reader of the diary for training packages «School of Russia», «Harmony», the system of developing education by D.B. Elkonin V.V. Davydov, describes the tasks, memo, bookmarks system included in the content of textbooks. Each task is accompanied by recommendations for organizing work with the reader's diary. As an additional creative task, the authors suggested visiting cultural institutions of their native land after reading the works to increase awareness of the read work.

Текст научной работы на тему «Читательский дневник как средство развития у младших школьников навыков смыслового чтения»

УДК 372.8

Наталия Сергеевна Жуйкова

г. Киров

Алина Владимировна Чебыкина

г. Киров

Читательский дневник как средство развития у младших школьников навыков

смыслового чтения

В статье рассмотрена актуальность развития навыков смыслового чтения у младших школьников, представлены разные точки зрения ученых на содержание термина «смысловое чтение», охарактеризованы умения, составляющие навыки смыслового чтения. Отдельное внимание уделено рассмотрению возможностей читательского дневника как средства развития навыков смыслового чтения, представлены предпосылки и методические подходы ученых к применению читательского дневника на уроках литературного чтения и внеурочной деятельности. Приведен анализ современных читательских дневников, разработанных издательствами «Планета», «Ювента», «Академкнига/Учебник». Дана сравнительная характеристика разработок универсального читательского дневника для учебно-методических комплектов «Школа России», «Гармония», «Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова», описаны задания, памятки, закладки, входящих в содержание учебного пособия, разработанного авторами статьи. Каждое задание, памятки, закладки сопровождаются рекомендациями по организации работы младших школьников с читательским дневником. В качестве дополнительного творческого задания авторами предложено посещение учреждений культуры родного края после прочтения произведений для повышения осознанности прочитанного произведения.

Ключевые слова: смысловое чтение; умения смыслового чтения; навыки смыслового чтения; читательский дневник; младшие школьники; литературное чтение.

Natalia Sergeevna Zhuikova

Kirov

Alina Vladimirovna Chebykina

Kirov

Reader's diary as a means of developing semantic reading skills in primary school children

The article considers the relevance of the development of semantic reading skills in primary school children, presents different points of view of scientists on the content of the term «semantic reading» and describes the skills that make up the skills of semantic reading. Special attention is paid to the possibilities of the reader's diary as a means of developing semantic reading skills, the prerequisites and methodological approaches of scientists to the use of the reader's diary are presented. The analysis of the modern readers ' journals, was developed by publishing house «planet», «Yuventa», «Academ-book/Textbook». Described work on the development of a universal reader of the diary for training packages «School of Russia», «Harmony», the system of developing education by D.B. Elkonin - V.V. Davydov, describes the tasks, memo, bookmarks system included in the content of textbooks. Each task is accompanied by recommendations for organizing work with the reader's diary. As an additional creative task, the authors suggested visiting cultural institutions of their native land after reading the works to increase awareness of the read work.

Keyword: semantic reading; semantic reading skills; semantic reading skills; reader's diary; primary school children; literary reading.

Введение.

Воспитание грамотного, компетентного читателя невозможно без овладения им навыками смыслового чтения текста, требующих развития особых мыслительных операций, позволяющих эффективно взаимодействовать с информацией. До XIX в. проблема сознательности чтения не имела научного обоснования. В середине XIX в. Ф.И. Буслаев предпринял попытку разрешить противоречие между механическим и сознательным чтением, предлагая младшим школьникам выписывать мысли и факты при чтении текста, накапливая тем самым знания и развивая наблюдательность. Согласно такому подходу, ученику будет легче определить главную мысль, проводимую через все выделенные детали. Исследователь по-

нимал отчетливое чтение (смысловое чтение) как ясное усвоение прочитанного, где понимается главная мысль и даётся отчет в деталях, по которым она проведена [5]. С течением времени понятие «отчетливое чтение» сменилось объяснительным, родоначальником которого считается К.Д. Ушинский [10]. Исследователь рекомендовал перед чтением обратиться к тем словам, которые непонятны читателю, и пояснить их лексическое значение.

Во второй половине XX в. в трудах Л.Ю. Невуевой и А.А. Зубченко был впервые упомянут термин «смысловое чтение». Под данным понятием исследователи понимали выразительное чтение текста, которое не может совершаться без правильного интонирования, т. е. для формирования

навыков смыслового чтения необходимо проводить целенаправленную работу со звуковой формой слова и текста. [6]. Соглашаясь с выводами по исследованиям Л.Ю. Невуевой и А.А. Зубченко, М.А. Рыбникова связывает глубинное понимание произведения с выбранной читателем манерой чтения [9]. Позднее А.А. Леонтьев определил смысловое чтение как процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей [4]. Под смысловым чтением мы будем понимать максимально полное и точное осознание содержания текста, а также способность уловить детали и практически осознать полученную информацию.

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования [8] обозначены основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью. Рассмотрим и охарактеризуем каждое умение.

Умение 1. Осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Цель чтения задается вопросами, направленными на определение темы и главной мысли текста, деление текста на смысловые части, поиск необходимой информации в тексте. В зависимости от цели чтения выделяются следующие виды чтения [11]:

- ознакомительное чтение ставит перед учениками задачу найти главное в тексте, выявить информацию по интересующему его вопросу, либо охватить содержание каждой из частей в обобщенном виде;

- поисковое чтение нацелено на получение основного представления и понимания текста в общих чертах;

- изучающее чтение направлено на понимание основной и второстепенной информации;

- вдумчивое чтение заключается в прогнозировании содержания текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт, понимании основной мысли текста, анализе изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.

Умение 2. Извлечение необходимой информации из прослушанных (прочитанных) текстов различных жанров. Реализация умения подразумевает нахождение фактологической информации, ответов на вопросы, выраженных в тексте в явном виде, а также требующих самостоятельного логического суждения на основе прочитанного. Например, «Как Изобретатель выбирался из корзины?» (Пришвин М.М. «Изобретатель»).

Умение 3. Определение основной и второстепенной информации. Второстепенная информация уточняет конкретные детали, включает примеры, повторы, а основная информация хранит в себе ключевые слова, без которых невозможно понимание смысла текста: характеристику главных героев, значимые события, причинно-следственные

связи. Например, «Что общего между главным героем и орлом?» (Пушкин А.С. «Узник»).

Умение 4. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного (язык литературы и искусства), научного (язык науки и образования), публицистического (язык средств массовой информации) и официально-делового (государственные документы, протоколы, акты) стилей. При чтении художественных произведений умение предполагает понимание младшими школьниками темы и содержания текста, причинно-следственных связей и смысла описываемых событий, проявление к ним эмоциональной отзывчивости, оценивание поступков героев, подробное и лаконичное изложение произведения, а при чтении научно-популярных текстов - понимания смысловых связей частей текста и текста в целом, распознавание главной информации, обобщение и формулировку выводов.

Умение 5. Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Обозначенное умение направлено на научение младших школьников в процессе чтения детских журналов, газетных статей и иных изданий интерпретировать отличающуюся по тематике и изобразительно-выразительным средствам информацию, воспринимая стилевую и эмоционально-оценочную окраски, часто встречающиеся в средствах массовой информации.

Оценить уровень развития навыков смыслового чтения выпускников начальной школы позволяют Всероссийские проверочные работы [7] по русскому языку, включающие в себя 2 части. Одна из частей направлена на работу с текстом и диагностику следующих умений смыслового чтения, представленных на рисунке 1:

Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Умение на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.

Анализ диаграммы позволяет получить данные - половина всех четвероклассников страны (54% - 2018 г., 58% - 2019 г.) демонстрируют умение определять основную мысль текста; треть выпускников начальной школы не справляются с выполнением задания по составлению плана текста (64% - 2018 г., 63% - 2019 г.); особую трудность

испытывают ученики четвертых классов в соотнесении прочитанного с собственным жизненным опытом (47% - 2018-2019 гг.). Это свидетельствует о том, что на уроке литературного чтения и во вне-

урочной деятельности недостаточно внимания уделяется работе с текстом, способствующей качественному переходу рассмотренных умений в навыки смыслового чтения.

Рис. 1. Уровень достижения умений смыслового чтения четвероклассников

(средний % по России)

Наибольшим потенциалом для формирования навыка смыслового чтения обладают литературные тексты разных жанров и стилей, с которыми младшие школьники знакомятся в урочное и внеурочное время. Они отличаются по тематике и выразительным средствам, что позволяет учащимся сравнивать, анализировать произведения, также умение различать стили текста помогает учащимся выполнять письменную работу. Одним из средств формирования навыков смыслового чтения может являться читательский дневник, представляющий представляет собой индивидуальную форму работы с читателем-школьником, в процессе которой совершенствуются восприятие и оценка литературных произведений [12].

Первые предпосылки к применению читательского дневника как средства накопления и сохранения знаний о прочитанных книгах были положены Яном Амосом Коменским еще в XVII в. Он писал: «Так, просматривая дневник, ты будешь с удовольствием видеть, насколько продвинулся за каждый день. Но запомни: дневник этот следует снабдить алфавитным указателем, чтобы при поисках нужного он тебе подсказал, где это записано, и помог тотчас разыскать» [3]. Выдвинутая знаменитым педагогом идея послужила основой к дальнейшему распространению читательских дневников по всему миру.

Методический подход к применению читательского дневника в образовательном процессе рассмотрел И.И. Огиенко, разработавший в 1914 г. «Тетрадь для литературного разбора и записывания

прочитанных книг». Структурной особенностью тетради является ориентация на изучение классической русской (или европейской) литературы, на запись только одного произведения, которое подвергается качественному анализу. Читателю необходимо предоставить краткую биографию автора произведения, основные моменты его жизни, в каком городе расположен памятник(и), найти информацию об условиях, при которых писалось произведение, какие писатели повлияли на создание книги. Также есть целый раздел для записи понравившихся цитат и непонятных слов с целью ознакомления. В отдельную графу выносятся слова, в которых читающий поставил неправильное ударение.

Темой читательских дневником позднее заинтересовался советский литературовед И.В. Владиславлев [1], опубликовавший свой труд под названием «Как вести запись о прочитанных книгах», а также несколько раз издававшееся пособие «Тетрадь для записи о прочитанных книгах» (1916 г.). Особое внимание здесь уделяется правилам чтения, о которых повествуется во вступлении к учителям. Тетрадь нацелена на чтение классической европейской литературы и вмещает для записи только пять произведений. Содержание тетради оформлено в виде таблицы со множеством вопросов для разбора произведения: от названия произведения и автора до причины выбора чтения именно этой книги. Подробно рассматриваются и положительные, и отрицательные герои (необходимо обосновать приписанные им качества, совершенные поступки), предлагается обратиться к личному

опыту взаимодействия с похожими людьми. Предлагаемая система вопросов позволяет читателю достаточно полно ознакомиться с произведением и биографией автора. Таким образом, первые читательские дневники включали в себя вопросы об авторе книги, так и к содержанию произведения.

Применяя читательский дневник на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности, младшие школьники совершенствуют собственные коммуникативные навыки и моральные качества, тренируют память, воспитывают и повышают культуру чтения, развивают самоконтроль. К заданиям читательского дневника относятся запись кратких сведений из биографии автора, названия произведения, количество страниц в книге, перечисление (характеристика) главных и второстепенных героев, запись темы и идеи текста.

Исследовательская часть

Проанализируем современные читательские дневники для младших школьников. Издательством «Планета» [13] разработаны универсальные пособия, которые могут применяться на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. Содержание читательских дневников включает в себя авторов, которых изучают младшие школьники по разным учебно-методическим комплектам: «Школа России», «Школа 2100», «Планета знаний», «Перспективная начальная школа», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Система развивающего обучения Л.В. Занкова». С целью развития у учащихся начальной школы систематического чтения количество авторов и их произведений постепенно увеличивается. Если в первом классе учащиеся читали произведения тринадцати авторов, то в последующих классах их количество достигает восемнадцати. После прочтения текста произведения ученикам начальной школы необходимо выполнить задания: написать библиографические данные прочитанной книги, определить жанр и тему произведения, указать главных героев, выразить свое отношения к прочитанному. Система открытых вопросов в каждом задании, направленна на анализ произведения, сопровождается отгадыванием загадок, составлением пословиц и поговорок, заполнением кроссвордов по содержанию произведений.

Сходная система заданий и вопросов представлена в читательских дневниках издательства «Ювента» [2]. Младшие школьники анализируют прочитанные произведения: объясняют лексическое значение незнакомых слов, определяют главных и второстепенных героев, составляют план текста, дополнительно работают с краткими сведениями из биографии автора. Особое внимание разработчики читательских дневников уделяют творческим заданиям: ученики начальной школы рисуют главных героев или эпизод произведения, предлагают собственное оформление обложки книги, пишут аннотации и отзывы по прочитанным произведениям,

таким образом младшим школьникам предоставляется возможность побывать в роли критика, языковеда, художника, автора собственной книги.

Другой подход к содержанию и структуре читательских дневников представлен у издательства «Академкнига/Учебник» [14]. Пособия разработаны для учеников с 1-4 класс в двух вариантах: «Подробный читательский дневник» и «Общий дневник». Особенностью содержания первого вида дневников - наличие списка авторов для чтения и подробная система вопросов к каждому прочитанному произведению. Ученики определяют главных и второстепенных героев, тему и идею текста, характеризуют поступки персонажей, выполняют выборочное чтение. Второй вид дневников - предполагает самостоятельный выбор учениками произведений для чтения, анализ осуществляется по аналогичной системе вопросов, как и в первом виде пособий. С читательскими дневниками издательства «Академкнига/Учебник» младшие школьники могут работать в электронном и печатных вариантах.

Таким образом, анализ читательских дневников разных издательств показал, что пособия предназначены для формирования у младших школьников элементарных навыков работы только с текстами художественных произведений, в читательских дневниках отсутствуют задания для работы с материалами из детских журналов и газет, которые способствовали бы формированию умения понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации. Система заданий читательских дневников не предполагает работу с дополнительными материалами - памятками, справочными статьями, способствующими самостоятельному преодолению младшими школьниками трудностей при анализе произведения.

В связи с этим, нами разработан читательский дневник для младших школьников с системой заданий, памяток и цветных закладок для самостоятельной работы с каждым произведением. Задания направлены на развитие всех умений, входящих в навык смыслового чтения. В процессе создания заданий пособия, были учтены возникающие трудности младших школьников при анализе литературных текстов во время выполнения заданий Всероссийских проверочных работ (определять тему и идею текста, составлять план): для выполнения этих трудных заданий предусмотрены памятки, они располагаются в конце пособия и имеют подробную инструкцию. Рядом с номером задания находится условное обозначение, рекомендующее ученику обратиться к памятке.

Другая особенностью читательского дневника -система закладок разного цвета для выполнения выборочного чтения. Желтый цвет подразумевает фиксирование фрагментов текста, позволяющих определить тему произведения, зеленый - сюжет, красный -идея произведения. Младшие школьники находят нужную информацию в тексте произведения и при-

крепляют закладку соответствующего цвета на странице произведения. Выполнение следующих заданий нацеливает учеников обращаться к выбранным фрагментам и перечитывать текст несколько раз.

Список произведений составлен с учетом перечня изучаемых авторов и их произведений, изучаемым по программам учебно-методических комплектов «Школа России», «Гармония», «Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова». К каждому произведению составлены задания, направленные на формирование навыков смыслового чтения. Кратко рассмотрим каждое задание и рекомендации к его выполнению.

Первое задание направлено на определение жанра прочитанного произведения. При возникновении трудностей младшие школьники могут обратиться к памятке в конце пособия. Памятка представлена в виде таблицы, в каждой колонке указан жанр и его существенные признаки. Ученики подчеркивают (выделяют) признаки, которые обнаружили во время чтения и определяют жанр. Приведем пример задания из читательского дневника.

Задание №1. К какому жанру относится произведение? Поставь галочку рядом с правильным ответом. Воспользуйся памяткой в конце дневника «Жанры литературы» (см. Табл. 1).

□ Сказка □ Стихотворение □ Рассказ □ Басня Памятка «Жанры литературы»

Таблица 1

Признаки жанра

Рассказ Сказка Басня Стихотворение

- повествование ведётся от одного лица (рассказчик, герой, автор); - описывается один эпизод из жизни человека; - в названии часто заключён ответ на вопрос. - зачин и концовка; - сказочные события; - сказочные герои; - сказочные существа; - необычная обстановка. - герои - люди, животные, растения с определённой чертой характера; - существует вывод - мораль; - используются пословицы и поговорки. - передаются чувства, эмоции, переживания лирического героя; - наличие рифмы и ритма.

Второе задание направлено на определение темы текста. При выполнении задания младшие школьники обращаются к памятке, где с помощью наводящих вопросов («О чем говорится в тексте? Обрати внимание на заголовок. Отображает ли он главные события произведения?) и приёма маркировки (оставление пометок в тексте) формулируют ответ.

Третье задание - уточнение лексического значения слова. Младшие школьники соединяют понятие с его определением, выполненную работу проверяют с помощью толкового словаря русского языка.

Четвертое задание - определение главных и второстепенных героев произведения. Выполнение задания вызывает определенные трудности у младших, для его выполнения ученики могут воспользоваться памяткой в виде схемы. Учащимся нужно выбрать героя и последовательно отвечать на вопросы, двигаясь по схеме. Приведем пример задания из читательского дневника.

Задание №4. Определи главного(-ых) героя(-ев) произведения? От чьего лица ведётся повествование? Кто является главным героем произведения? Выбери из предложенных вариантов. Воспользуйся памяткой «Главный герой произведения» (см. Рис. 2).

Пятое и шестое задания нацелены на сюжетный анализ текста. Младшие школьники отвечают

на вопросы текста: определяют последовательность событий, определяют, характер действий, описывают внешность и поступки героев. Каждый ответ подтверждают фрагментами текста (выполняют выборочное чтение). Выбранные фрагменты обозначаются цветными закладками, позволяющими быстро ориентироваться в содержании текста, выполнять следующие задания дневника (составление плана, определение идеи).

Седьмое задание направлено на составление плана прочитанного текста. Чтобы составить план, учащимся предлагается внимательно перечитать произведение и выделить в нем ключевые слова или предложения. Далее, используй подсказки, учащиеся составляют план, по которому могут выполнить пересказ текста или написать сочинение. Приведем пример задания из читательского дневника.

Задание №7. Расположи пункты плана в правильной последовательности. На против предложений поставь соответствующую цифру. Какие действия из текста помогут передать картину произведения? Найди словосочетания и запиши по порядку. Запиши ключевые слова и словосочетания из текста в таком порядке, чтобы получился план пересказа. Воспользуйся памяткой «План пересказа» (см. Рис. 3).

Главный герой скажи

Делает выводы,

приходит к пониманию чего-либо

Главный герой рассказа

Герой показав с плохой или хорошей стороны

Совершает поступок

Рис. 2. Памятка «Главный герой произведения»

Подумай, сколько картин можно нарисовать к тексту

Определи, на сколько частей можно разделить текст

Выдели главную информацию в каждой части текста

Озаглавь каждую смысловую часть текста

Перескажи текст по плану. Проверь, не упустил ли ты важных деталей

Рис. 3. Памятка «План пересказа»

Восьмое задание нацелено на определение идеи (главной мысли) текста. Учащимся следует пошагово отвечать на вопросы в отведенных для ответа окошках и в результате сформулировать

идею произведения. Приведем пример задания из читательского дневника.

Задание №8. В чем заключается главная мысль произведения? Воспользуйся памяткой «Главная мысль произведения» (см. Рис. 4).

Рис. 4. Памятка «Главная мысль произведения»

В качестве дополнительного творческого задания после работы с каждым произведением мы предлагаем посетить вместе с младшими школьниками музеи родного края, ботанические сады, театральные постановки для углубления понимания содержания прочитанных произведений.

Заключение.

Таким образом, развитие навыков смыслового чтения у младших школьников - это актуальная проблема начального образования. Доказательством являются низкие результаты выполнения заданий Всероссийской проверочной работы по

русскому языку, диагностирующие умения анализировать литературные тексты. В качестве основного средства для решения обозначенной проблемы мы разработали читательский дневник с системой вопросов, дополнительных материалов в виде памяток и закладок, для осуществления выборочного чтения и ориентации в тексте произведения. Читательский дневник может быть рекомендован в качестве дополнительного материала к урокам литературного чтения и занятиям по внеурочной деятельности, как средство для индивидуализации и дифференциации обучения младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Владиславлев, И.В. Как вести запись о прочитанных книгах [Текст] / И.В. Владиславлев. - 6-е изд. - М. : Книга, 1918. - 31 с.

2. Ермолаева, В.Г. Дневник юного читателя [Текст] / В.Г. Ермолаева. - М. : Ювента, 2014. - 64 с.

3. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]. В 2 т. Т. 2 / Я.А. Коменский. - М. : Педагогика, 1982. - 576 с.

4. Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности [Текст] / А.А. Леонтьев. - М. : Наука, 1974. - 368 с.

5. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 464 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Невуева, Л.Ю. Паузативные характеристики выразительного (смыслового) чтения у младшего школьника [Текст] / Л.Ю. Невуева, А.А. Зубченко // Научные исследования в психологии. - 1978. - № 1. - С. 42-46.

7. Официальный сайт Всероссийских проверочных работ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vpr.statgrad.org/. - 09.05.2020.

8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ.-правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220258/. - 16.05.2020.

9. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения [Текст] / М.А. Рыбникова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1963. - 315 с.

10. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст]. В 6 т. Т. 3 / К.Д. Ушинский. - М., 1989. - 672 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/. - 16.05.2020.

12. Чертов, В.Ф. Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материале русской и зарубежной классики) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / В.Ф. Чертов. - М., 1984. - 19 с.

13. Читательские дневники для начальной школы от издательства «Планета» [Электронный ресурс] // Каталог издательства «Планета». - Режим доступа: http://catalog.planeta-kniga.ru/chitatelskie-dnevniki/. - 22.05.2020.

14. Читательские дневники от издательства «Академкнига/Учебник» [Электронный ресурс] // Место для шага вперед : еженедел. интерактив. on-line журн. - Режим доступа: http://web.akbooks.club/journal/journal_titul/journal_reader/. - 22.05.2020.

REFERENCES

1. Vladislavlev I.V. Kak vesti zapis' o prochitannyh knigah [How to record books read]. Moscow: Kniga, 1918. 31 p.

2. Ermolaeva V.G. Dnevnik junogo chitatelja [The young reader's diary]. Moscow: Juventa, 2014. 64 p.

3. Komenskij Ja.A. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. V 2 t. T. 2 [Selected pedagogical essays: in 2 vol. Vol. 2]. Moscow: Pedagogika, 1982. 576 p.

4. Leont'ev A.A. Osnovy teorii rechevoj dejatel'nosti [Fundamentals of the theory of speech activity]. Moscow: Nauka, 1974. 368 p.

5. L'vov M.R., Goreckij V.G., Sosnovskaja O.V. Metodika prepodavanija russkogo jazyka v nachal'nyh klassah: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Methods of teaching the Russian language in primary schools]. Moscow: Akademija, 2007. 464 p.

6. Nevueva L.Ju., Zubchenko A.A. Pauzativnye harakteristiki vyrazitel'nogo (smyslovogo) chtenija u mladshego shkol'ni-ka [Pausative characteristics of expressive (semantic) reading in a primary school student]. Nauchnye issledovanija v psi-hologii [Scientific research in psychology], 1978, no. 1, pp. 42-46.

7. Oficial'nyj sajt Vserossijskih proverochnyh rabot [Elektronnyi resurs] [The official website of the All-Russian inspection work]. URL: https://vpr.statgrad.org/ (Accessed 09.05.2020).

8. Primernaja osnovnaja obrazovatel'naja programma nachal'nogo obshhego obrazovanija [Elektronnyi resurs] [Approximate basic educational program of primary general education]. Konsul'tantPljus: sprav.-pravovaja sistema [ConsultantPlus]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220258/ (Accessed 16.05.2020).

9. Rybnikova M.A. Ocherki po metodike literaturnogo chtenija [Essays on the method of literary reading]. Moscow: Prosveshhenie, 1963. 315 p.

10. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochinenija. V 6 t. T. 3 [Pedagogical works: in 6 vol. Vol. 3]. Moscow, 1989. 672 p.

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija [Elektronnyi resurs] [Learning Standards of Primary Education]. URL: https://fgos.ru/ (Accessed 16.05.2020).

12. Chertov, V.F. Puti formirovanija chitatel'skih interesov uchashhihsja 4-7 klassov (na materiale russkoj i zaru-bezhnoj klassiki). Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Ways of forming reading interests of students in grades 4-7 (based on the material of Russian and foreign classics). Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moscow, 1984. 19 p.

13. Chitatel'skie dnevniki dlja nachal'noj shkoly ot izdatel'stva «Planeta» [Elektronnyi resurs] [Reader diaries for primary school from the publishing house "Planet"]. Katalog izdatel'stva «Planeta» [Catalog of the Publishing House "Planet"]. URL: http://catalog.planeta-kniga.ru/chitatelskie-dnevniki/ (Accessed 22.05.2020).

14. Chitatel'skie dnevniki ot izdatel'stva «Akademkniga/Uchebnik» [Elektronnyi resurs] [Reader diaries from the "Akade-mkniga / Tutorial" publishing house]. Mesto dlja shaga vpered: ezhenedel. interaktiv. on-line zhurn. [Place to step forward]. URL: http://web.akbooks.club/journal/journal_titul/journal_reader/ (Accessed 22.05.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.С. Жуйкова, преподаватель, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: nataliyazhuikova@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9245-0097.

А.В. Чебыкина, студентка факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: atchebykina@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-5554-5046.

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

N.S. Zhuikova, Lecturer, Vyatka state University, Kirov, Russia, e-mail: nataliyazhuikova@yandex.ru, ORCID: 00000002-9245-0097.

A.V. Chebykina, Student of the School of Pedagogy and Psychology, Vyatka state University, Kirov, Russia, e-mail: atchebykina@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-5554-5046.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.